Вот так всегда: есть время куда-нибудь поехать, но дождь накрывает все досягаемые регионы. Правда, есть ещё и «авось» т.ч. Поездка в Эдеран случилась именно так: про дождь знали, но понадеялись на авось.
Вот так всегда: есть время куда-нибудь поехать, но дождь накрывает все досягаемые регионы. Правда, есть ещё и «авось» т.ч. Поездка в Эдеран случилась именно так: про дождь знали, но понадеялись на авось.
Эдеран — маленький городок в средней Саксонии, километрах в 60 км от Дрездена. С названием связана легенда. «В прежние времена дорога, ведущая из Фрайберга в Хемниц, особенно в том районе, где теперь лежит Эдеран, часто беспокоили рыцари Шелленберга и другие разбойники. В 1210 году купец из Уффенхайма (Uffenheim) во Франконии по имени Зебальд Раниус (Sebald Ranius) отправился в сопровождении своего слуги в город Юлин (Воллин) в Померании. До Хемница они оба благополучно добрались, а дальше дорога шла через небезопасные леса в районе Волчьей долины (Wolfstal), где на них и напали грабители Шелленберга. Купец оказал сопротивление, но силы были неравны и их повозку с мулами увели разбойники, а Раниус и слуга остались на дороге в луже в крови. Мимо проходили несколько монахов ордена черных братьев, построивших часовню на выходе из Волчьей долины (район нынешнего госпиталя близ Эдерана), и собиравших милостыню для монастырей Флёи и Хемница. Купца нашли мертвым и похоронили, а полуживого слугу они взяли с собой, кормили и лечили несколько месяцев. Когда слуга вылечился, он вернулся в Уффенхайм. На следующий год вдова убитого Раниуса приехала со слугой на могилу мужа. Она одарила черных братьев множеством подарков, в часовне читала мессы и приказала поставить на месте нападения памятный камень. Братья исполнили её просьбу, поставили памятник, и, поскольку убитым был Раниус, а имя его вдовы было Эдда, они написали на нем: Эдда Ранио. Мемориал стоял там, где сейчас находится гостиница „Три лебедя“.
Слуга построил корчму рядом с памятным камнем, чтобы подкреплять паломников едой и питьем. Черные братья тоже воспользовались этой возможностью, оставили свой дом возле часовни и построили другой возле памятника, где теперь собирали милостыню. По надписи на памятнике это небольшое поселение стали называть „Эдда Ранио“, позже оно преобразовалось в „Эддаран“, а ещё позже и „Эдеран“. Поселение увеличилось, потому что вскоре после этого рядом с корчмой была построена кузница, а позже и монастырь, который вскоре привлек большее количество поселенцев.»
Прогноз погоды в этот раз оказался точным: дождь не прекращался.
Парковку нашли без проблем.
Оказалось у бывшего заводской корпуса, 1835 года постройки (сначала ткацкой фабрики, позже фабрики по изготовлению стульев), а ныне жилого дома.
Вышли к Городской церкви Богоматери (Ev. Stadtkirche Zu unserer lieben Frauen) по адресу Martin-Luther-Platz 1.
Интерьер церкви так же впечатляет, как и внешний вид. Свой нынешний внутренний дизайн готическая церковь получила под руководством дрезденского архитектора Кристиана Шрамма (Christian Schramm).
Окна были изготовлены в 1891 году Бруно Урбаном в Дрездене.
Окно среднего алтаря изображает воскресение Иисуса, четыре боковых окна в алтаре сияют орнаментальными витражами (к сожалению сформировать алтарные окна не получилось).
Алтарь с богатой резьбой и пластические изображения сцены Тайной вечери, распятого Христа наверху, Марии и Иоанна, а также двух ангелов, трубящих в трубу, — выдающееся произведение искусства краснодеревщика Карла Фёрстера (Carl Förster), переехавшего из Эдерана в Лейпциг и работавшего там.
Кафедра слева в триумфальной арке, возвышающаяся на порфировой колонне, также его работа.
Распятие в натуральную величину слева в алтарной комнате датируется 17 веком.
Картина с воскрешением напротив является центральной частью более раннего большого алтаря в стиле барокко, написанного Иоганном Степфом фон Шёнефельдтом (Joh. Stepf von Schoenefeldt), и подаренного Даниэлем Фолькмаром (Daniel Volkmar), бывшим наследственным судьей в Хетцдорфе, (Erbgerichtsbesitzer in Hetzdorf).
Крестильная купель перед баптистерием была подарена придворным советником Фридрихом фон Шёнбергом на Берайхене (Friedrich von Schönberg auf Böraichen) в 1725 году.
Романскую купель для крещения тоже сохранили.
Надгробные камни в алтарной напоминают о работавших здесь пастырях. Третий слева принадлежит пастеру Полу Зану (Paul Zahn). Его преследовали во время Контрреформации в Штайермарке (Steyermark). В Эдеране он пробыл недолго и умер здесь. Ещё несколько памятных камней под органной галереей напоминают о семье Хольцмюллеров — бургомистра и трактирщика.
Картины, в боковых проходах, представляют собой портреты местных священников 18-го и 19-го веков.
Изюминкой является орган.
Это работа известного саксонского строителя органов Готфрида Зильбермана. Зильберман построил в 1725—1727 гг. орган с 24 голосами, 1300 трубами, двумя мануалами и педалями за 1000 талеров. При переделке храма в 1891 году орган вскрыли и оказалось, что корпус безнадежно червивый. Вот почему орган Зильбермана больше не имеет оригинального футляра. В 1891 году орган получил новый футляр от краснодеревщика Эрнста Вайсбаха (Ernst Weißbach) из Дрездена. В 1993 году орган был отреставрирован фирмой по производству органов EULE из Баутцена.
Если площадь носит имя Мартина Лютера, то не обошлось без памятника ему.
Реплика памятника Лютеру работы Эрнста Ритшеля (Ernst Rietschel), которую он создал для Нидервальде, была изготовлена в художественной литейной мастерской Берлинга (Firma C. Albert Bierlingт-Bierlingschen Kunstgießerei) в Дрездене в 1883 году. В 1884 г. памятник установилти рядом с церковью Эдерана. В 1942 году его отправили на нужды войны, но он уцелел, после войны его обнаружил бывший учитель и органист Рихард Рентч в хемницкой компании Pfütze & Co. 12 апреля 1946 года памятник был вновь установлен на прежнем месте. Основание из песчаника, высота около 2 м, бронзовый бюст в натуральную величину. На постаменте бронзовая табличка с надписью: «В память празднования 400-летия со дня рождения д-ра Мартина Лютера» («Zur Erinnerung an die Feier des 400-jährigen Geburtstages Dr. Martin Luther»).
Ещё у стен церкви в 1871 году установили обелиск в память о жителях, погибших во время франко-прусской войны.
Площадь Мартина Лютера выходит на Альтмаркт — Старый рынок (Altmarkt), домики там старинные, правда, большинство отреставрированы.
Поскольку дождь не унимался и музейщики называют такую погоду музейной, то мы и отправились в местный музей. В этом маленьком городке для туристов установлено достаточное количество указателей местных достопримечательностей.
Благодаря им мы дошли до музея ткачества — WEBEREI на Верхней рыночной площади (Markt) быстро и без проблем.
Кстати, и у церкви, и на Верхней рыночной площади (Markt / Obermarkt) обратили на себя внимание щиты с фотографиями людей.
Оказалось, что это выставка под открытым небом OFFCOLOR. Она открылась 8 мая 2022 года. Участники провокационного проекта два фотографа — Ральф Мор и Кристоф Кюнне, которые занимаются особой формой портретной фотографии и им очень любопытна реакция посетителей на предложенную ими тему.
(Ральф Мор (*1966, Кассель) является художником-графиком, фотографом и видеооператором. Он живет и работает в помещении культурного объединения «Айсфабрик» в Ганновере. Его работы получили международное признание.
Художники Кристоф Кюнне (* 1967, Геттинген) — культуролог, работает публицистом в Люнебурге и занимается людьми и их социальными ролями во все более сингулярном мире. Его фотоработы принесли ему репутацию вдумчивого минималиста в области современной портретной фотографии)
Тема интересная: проведение границы между цветными, черными и белыми людьми — искусственно. Все люди имеют цветную кожу. Одежда и другие символы статуса, от которых можно отказаться, в основном отсутствуют на фотографиях. Зритель узнает лишь некоторые подробности об изображенном, чтобы составить собственное представление об человеке.
Возникает ли на первый взгляд превосходство, неполноценность, моральная установка или любые другие атрибуты, определяющие мировоззрение многих людей? Или восприятие цвета кожи является просто эстетическим впечатлением, которое также меняется в зависимости от общих условий во время просмотра?
Проект offcolor не предоставляет никаких особых прав на цвет кожи. Сопровождающие тексты передают социальные миры, в которых движутся изображенные. Это позволяет зрителю сделать собственную оценку того, может ли внешний вид человека повлиять на привилегию или ее отсутствие и в какой степени.
Дождь нас всё-таки подтолкнул к двери музея. На ней было указано время начала работы — 12:00, а на часах около 11, но за той же дверью находился и туристический информационный центр, поэтому мы вошли.
Первый этаж посвящён ткачеству.
Дождь всё шёл и мы в музее не торопились.
Кроме музея ткачества на верхних этажах краеведческий музей. Тоже интересная экспозиция.
Фасад городского музея остался от бывшего почтового отделения (Posthalterei) построенного здесь с 1753 по 1756 после большого городского пожара 1753 года.
В 1756 году новым почтмейстер был назначен Иоганн Готфрид Грюнер, вероятно он и курировал строительство. После 1801 года почтовое отделение стало почтамтом. В 1889 г. здание подняли ещё на один этаж для мастера-шорника Отто Рёдера (Sattlermeisters Otto Röder). После 1999 года обветшавшее здание снесли, но фасад сохранили, чтобы не нарушать исторический вид Рыночной площади. В новое здании Эдеранского музея на верхних этажах разместили экспозиции о истории города. Простой оштукатуренный фасад, структурированный большими воротами, подоконником на втором этаже и эркером с треугольным фронтоном является последним структурным остатком давнего почтового отделения Эдерана и объектом исторического значения,
На Маркете полным ходом шёл ремонт. Ратуша (Rathaus) по адресу Markt 5, 1575 г. постройки — представительное здание эпохи Возрождения, имеющее большое местное историческое, градостроительное и межрегиональное строительное и архитектурное значение, закрыта и находится на реставрации.
Трехэтажное угловое оштукатуренное здание, с полукруглым эркером, с рельефом на углу, с ренессансным порталом посреди карнизной стороны, обращённой к рынку, с шатровой крышей и двумя мансардными окнами, с часовой башней под итальянским куполом оказалось недоступным. Со стороны улицы Freiberger Str. Здание без лесов, но и только.
Ещё с 1847 года Рыночную площадь украшает фонтан.
Есть в Эдеране и свои Heiste (ок.1800 г.), например, по адресу Frankenberger Straße 9; 11; 13; 15; 17.
Вообще, здесь глаза разбегаются — старина повсюду.
Из-за дождя оставшиеся достопримечательности решили объехать на машине. По дороге к ж/д вокзалу обнаружили здание суда и почтамт.
Здание суда с тюрьмой находится по адресу Gerichtsstraße 18.
Почтамт по адресу Poststraße 2 построен в 1901 г. с ограждением со стороны двора и небольшим открытым пространством (на углу Poststraße и Банхофштрассе); оштукатуренное здание, подверглось перестройке в 1936/1937 гг. и сегодня обладает статусом памятника местного историко-архитектурного и градостроительного значения. Денег в бюджете на реставрацию пока не нашлось.
Железнодорожный вокзал в Эдеране появился в 1869 году при постройке железнодорожной линии Дрезден-Вердау, и находится по адресу Bahnhofstraße 22,23,24.
Это типовой проект с двумя 2,5-этажными головными корпусами и одноэтажным центральным корпусом. Оштукатуренное здание имеет длину 45,5 м и ширину 16 м.
«Авось» (дождь кончится) предполагал посещение парка миниатюр «Маленькие Рудные горы» (Klein-Erzgebirge), но не судьба.
На этом посещение Эдерана завершили и отправились взглянуть на исторический Хетцдорферский виадук (Hetzdorfer Viadukt)
а оттуда и во Фрайберг,
раз уж всё равно поблизости оказались …
P. S. Не удержались и сфотографировали банду альпак.