Не ошибусь, если скажу, что название этого села слышали только жители Челябинской области, да и то не все. Вот и я узнала про Кундравы лет пять назад от челябинской подруги, которая предложила поехать туда, чтобы посетить уникальный музей.
Собирались долго: мне, как всегда, мешала жара летом, потом уехала подруга, затем вмешался ковид… В этом году тянуть уже было некуда, пришлось смириться с жарой, мы едем!
Село Кундравы находится в Чебаркульском районе примерно в ста километрах от Челябинска на берегу Кундравинского озера. Численность населения села порядка 2,5 тысяч человек.
На въезде стоит указатель с датой — 1701 год, от нее жители и отсчитывают годы своему селу. Как я поняла, дата эта спорная, в разных источниках называют другие: в одних документах указан 1736 год, в других — 1758 год. Не будем разбираться, нам это не очень важно, местным жителям виднее.
Кундравинская слобода была основана на берегу озера, которое в те времена называлось Кундрас, по нему и получила название. Это село с богатой историей. Так, в 1774 году во время восстания Емельяна Пугачева здесь произошло крупное сражение царских войск и отряда Пугачева, в котором пугачевцы были разбиты, а их предводитель лишился ордена на голубой ленте — символа императорской власти.
Село было небедным, с 1830 года в Кундравах проходили знаменитые ярмарки, куда привозили товары из Нижнего Новгорода, Сибири и Средней Азии: бухарские ковры, меха, табуны лошадей. В 1842 году Кундравинская слобода была преобразована в казачью станицу, а все ее жители причислены к казачьему сословию. Первая школа для мальчиков была открыта в станице в 1845 году.
Деревянную церковь в честь Параскевы Пятницы в селе построили в 1758 году, в 1774-м — сожгли во время пугачевского восстания, следующая тоже сгорела. Не повезло и каменному храму, не буду пересказывать историю его долгого строительства. Каменная церковь Параскевы Пятницы была в селе с 1875 до 1930 года, когда ее разрушили. Сейчас в Кундравах небольшая церковь Параскевы Пятницы, построенная в 2002 году
Исторических зданий в селе сохранилось немного, вот на перекрестке улиц Труда и Ленина двухэтажный дом XIX века купца Сурошникова. Жаль, деревянные резные украшения его второго этажа постепенно утрачиваются.
В Кундравах есть еще один знаменитый дом, но искать его не было времени. Это дом, где по преданию жил Петр Семенович Исаев, ординарец легендарного Василия Ивановича Чапаева, ставший знаменитым после романа Д. А. Фурманова «Чапаев» и одноименного фильма режиссеров Г.Н. и С. Д. Васильевых. По одной из версий, Петр Исаев в 1921 году был тяжело ранен, лечился в больнице в Челябинске, откуда сбежал домой в Кундравы. Через две недели он умер в своем доме в Кундравах и похоронен на местном кладбище, где можно увидеть могилу.
В небольшом сквере есть памятник жителям села, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. За ним виднеется крест, там когда-то стояла каменная церковь Параскевы Пятницы, снесенная в 1930 году.
А теперь перейдем к цели нашей поездки. В селе Кундравы в доме культуры «Мечта» находится единственный в России музей кинорежиссера Сергея Апполинариевича Герасимова. Почему именно здесь? С. А. Герасимов родился в 1906 году в деревне Десятилетие в десяти километрах от Кундравов.
Молодое поколение, выросшее на зарубежных сериалах, наверно и не знает эту фамилию, а для нас когда-то каждый фильм Сергея Герасимова был событием. Музей находится на втором этаже здания, поднимаясь, читаешь знакомые названия фильмов на стене. Я помню почти все.
На стене у входа в музей знакомые лица актеров советского кино.
Музей был создан благодаря Борису Александровичу Красноперову, агроному и разносторонне талантливому человеку: самодеятельному артисту, прекрасному певцу, писателю. Он с детства увлекался кинематографом и был поклонником работ Сергея Герасимова. Когда Красноперов узнал, что Герасимов родом из этих мест, в 1982 году написал ему письмо, режиссер ему ответил и пригласил в Ясную Поляну на съемки фильма «Лев Толстой», в котором снял Бориса Александровича в небольшой роли.
Последние годы жизни Герасимова они были очень дружны, а после смерти режиссера Б. А. Красноперов поддерживал отношения с его вдовой Тамарой Макаровой. Тамара Федоровна потом напишет про него в своих воспоминаниях: «Он стал близким и родным человеком в семье». В прошлом году Борис Александрович умер.
Идея создания музея на родине Герасимова возникла в 1986 году, когда группа учеников С. А. Герасимова приезжала на Урал для участия в съемках фильма «Жизнь одна». Эту идею поддержали Наталья Бондарчук, Клара Лучко, Инна Макарова, Сергей Никоненко, Валентина Теличкина. Большую помощь в сборе материалов оказала семья Герасимова, передавшая для музея большое количество экспонатов, документов и личных вещей режиссера.
В 2001 году в Челябинске состоялся кинофестиваль «Любить человека», посвященный жизни и творчеству Сергея Герасимова. Приехавшие на него ученики режиссера обратились к губернатору с просьбой о создании музея. Помогло, в тот же год в сельском ДК «Мечта» была открыта мемориальная комната Герасимова, в 2003 году из Москвы доставили личные вещи, принадлежавшие режиссеру, а в 2004 году, благодаря Борису Красноперову, открыт и музей.
Экскурсию по музею нам проводила его директор — Надежда Александровна Павлова, которая сменила на этом посту Б. А. Красноперова. Рассказ о Сергее Апполинариевиче Герасимове она начала с его детства.
Герасимов рано остался без отца, он трагически погиб в геологической экспедиции, когда Сергею, младшему из пяти детей, было три года. Матери пришлось работать, чтобы пррокормить семью. Она уехала в Миасс, где была работа, а Сережу воспитывала няня из Кундравов, которая научила его читать, писать, рисовать и дала образование, которое позволило поступить в Екатеринбургское реальное училище. В своих воспоминаниях Герасимов тепло отзывается о няне.
В 1923 году Сергей отправился в Петроград, чтобы стать художником, но быстро понял, что его влечет совсем в другую сторону, и учебу в Художественно-педагогическом техникуме забросил. Первые навыки актерской профессии Сергей Герасимов получил в ФЭКС — театрально-молодежной группе «Фабрика эксцентричного актера», где частью обязательной учебной программы были акробатика, гимнастика и бокс.
В 1925 году будущий режиссер дебютировал в кино в роли шпика в немой комедии «Мишки против Юденича» о битве пионера Мишки и дрессированного медведя с войском белого генерала Юденича. Следующими фильмами были «Чертово колесо» и «Шинель». Чтобы научиться лучше держаться в кадре, Сергей Герасимов поступил в Техникум сценических искусств.
В 1930 году Сергей Герасимов окончил Техникум сценических искусств и в дальнейшем занимался в основном режиссурой, а также писал сценарии для многих своих фильмов. Дебютировал как режиссер фильмом о молодых революционерах — «Двадцать два несчастья», далее были фильмы «Лес», «Сердце Соломона», «Люблю ли тебя?», где он впервые снял свою жену Тамару Макарову.
С 1930 года Сергей Герасимов режиссер кинофабрики «Совкино». Параллельно он занимается педагогической работой, с 1931 года руководит актерской мастерской экранного искусства при «Ленфильме».
На планшетах в центре зала — информация о фильмах, снятых Сергеем Герасимовым: фотографии сцен из фильмов, списки актеров, снимавшихся в фильме. Во всех фильмах он обязательно снимал своих студентов.
Первой серьезной работой Сергея Герасимова был фильм «Семеро смелых», который вышел на экраны в 1936 году. Он был посвящен полярной зимовке, актерами были студенты его мастерской. Следующий вышел через два года — «Комсомольск», о том, как советская молодежь осваивала Дальний Восток, а в 1939 году — «Учитель», за который режиссер Сергей Герасимов и исполнительница главной роли Тамара Макарова удостоились Сталинской премии II степени.
Когда началась Великая Отечественная война Сергей Герасимов с Тамарой Макаровой не уехали из города. Режиссер с Михаилом Калатозовым задумали фильм о военном Ленинграде «Непобедимые». Снимали на улицах в перерывах между обстрелами и бомбежками. Весной 1942 года все отснятые материалы и съемочную группу перевезли в Ташкент для монтажа фильма, который вышел на экраны в 1943 году. Герасимов приехал в Москву и снял вторую картину о войне — «Большая земля».
В 1944 году режиссер возглавил Центральную студию документальных фильмов. В 1945 году Герасимов руководил съемками Ялтинской и Потсдамской конференций, снимал хронику в освобожденной Вене, Праге, Берлине.
С. А. Герасимов стал преподавать во ВГИКе, где руководить мастерской ему помогала Тамара Макарова. В 1946 году режиссер вместе со студентами подготовил спектакль по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия» о молодежной подпольной организации во время Великой Отечественной Войны, а в 1947 году снял экранизацию с теми же актерами: в фильме дебютировали Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Сергей Гурзо, Владимир Иванов. Все последующие экранизации романа ничто по сравнению с фильмом Сергея Герасимова!
Вспомните фильмы Сергея Герасимова, каждый из них событие. Их не забываешь, выключив телевизор или выйдя из зала кинотеатра:
- «Молодая гвардия» — 1948
- «Сельский врач» — 1951
- «Тихий Дон» — 1958
- «Люди и звери» — 1962
- «Журналист» -1967
- «У озера» — 1969
Только сейчас поняла, что не сфотографировала щит с самой, пожалуй, любимой зрителями работой Сергея Герасимова! Это фильм «Тихий Дон», который вышел на экраны в 1958 году. Около него стояла директор музея и рассказывала, а потом я просто забыла.
Только за первый год показа «Тихий дон» посмотрели 47 миллионов зрителей. Картина стала самой известной экранизацией романа, никто не смог снять лучше! В 1958 году фильму присудили премию «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
Далее были сняты:
- «Любить человека» — 1972
- «Дочки-матери» — 1974
- «Красное и черное» — 1976
- «Юность Петра» — 1980
- «В начале славных дел» — 1980
В 1984 году Сергей Герасимов снял фильм «Лев Толстой» о последних днях писателя, где исполнил роль Льва Толстого, а Тамара Макарова сыграла его жену. На фестивале в Карловых Варах кинолента получила «Хрустальный глобус». Фильм стал последней работой режиссера, 26 ноября 1985 года Сергей Герасимов скончался после операции на сердце, его похоронили на Новодевичьем кладбище.
На стендах информация о выпускниках мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе, где они выпустили восемь курсов. В 1986 году институту присвоили имя режиссера. В разное время у Герасимова учились Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Николай Рыбников, будущий режиссер Кира Муратова, актрисы Галина Польских, Алла Ларионова, Лариса Удовиченко. Столько знакомых фамилий!
Сергей Герасимов с Тамарой Макаровой прожили вместе 58 лет, актриса играла роли во многих фильмах режиссера, вместе занимались и педагогической деятельностью. Об увлечениях Герасимова ходили легенды, но все женщины, с которыми сводила его судьба, знали, что он никогда не оставит жену. Музей не об этом, не буду и я пересказывать слухи.
Своих детей у Герасимова и Макаровой не было, в 1943 году они усыновили Артура, племянника Макаровой, родители которого были арестованы. Артур Макаров стал известным сценаристом, по его сценарию, например, снят фильм «Новые приключения неуловимых».
На стендах много фотографий Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
В центре — щиты с информацией о фильмах, а вдоль стен — витрины с различными вещами, принадлежавшими Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. К сожалению, снимать вдоль окон невозможно.
В витринах сведения о наградах режиссера и почетных званиях. С. А. Герасимов был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1974), Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1944), Народного артиста СССР (1948), награжден четырьмя орденами Ленина, Орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Орденом Красной звезды, медалями СССР, а также орденами и медалями иностранных государств.
Режиссер бывал за границей на многих крупных кинофестивалях, а также посещал с делегациями различные страны, поэтому был знаком с известными личностями, деятелями искусства и руководителями государств. На стенах фотографии, где Герасимов снят с Индирой Ганди, Анни Жирардо, Чарли Чаплиным.
С Чарли Чаплиным Сергей Герасимов дружил, они переписывались и встречались. В витрине лежит тросточка, которую Чаплин подарил Герасимову. Считается, что в мире осталось только три тросточки актера, одна из них находится в Музее Сергея Герасимова.
Сергей Герасимов не забывал свою малую родину, например, фильм «Журналист» он снимал в этих местах, премьера фильма состоялась в Чебаркуле в 1967 году. Фильм «У озера» снимали в Миассе, роль озера исполнило озеро Тургояк. В последние годы жизни Сергей Герасимов приезжал в отпуск на родину, отдыхал на озере Чебаркуль. 19 августа 1985 года в Доме культуры в селе Травники состоялась творческая встреча режиссера с земляками.
Всего в музее на 160 квадратных метрах собрано несколько тысяч экспонатов: большой архив фотографий, награды, дипломы, призы, библиотека, личные вещи, документы, переписка и др.
Здесь под стеклом информация о наградах Т. Ф. Макаровой: в 1950 году она получила звание Народной артистки СССР, а 1982 году удостоилась высшей награды за труд — звания Героя Социалистического Труда.
В музее находится посмертная маска Сергея Герасимова.
В зале есть небольшой уголок, посвященный жене Сергея Герасимова Тамаре Федоровне Макаровой, где разместились принадлежавшие ей вещи: кресло, большое зеркало, щетки для волос, любимые духи.
На полочке между портретами актрисы стоит «Ника», эту премию Российской академии кинематографических искусств Т. Ф. Макарова получила в 1995 году в номинации «Честь и достоинство».
В 1946 году Тамара Макарова исполнила роль Хозяйки Медной горы в фильме-сказке «Каменный цветок». Эта статуэтка — она в этой роли.
Это «Оскарами» машут награжденные на церемониях вручения. Нашей «Никой» не помашешь, она сделана из бронзы и весит солидно, держать нужно двумя руками. А эта милая девушка — будущая актриса. Вручили статуэтку, чтобы оценила тяжесть пути к славе.
На стене портрет Сергея Герасимова в роли Льва Толстого, в витрине — костюмы персонажей фильма «Юность Петра», бежевая домашняя куртка режиссера, а также костюм «приезжего революционера, роль которого исполнил Б. А. Красноперов в фильме «Лев Толстой».
В числе самых ценных экспонатов музея — бильярдный стол, который когда-то принадлежал членам царской семьи, потом не раз менял владельцев, пока не оказался на даче у Сергея Герасимова. Основание стола мраморное, его с трудом подняли на второй этаж.
Тамара Макарова умерла через 12 лет после Сергея Герасимова, двумя годами раньше был убит их приемный сын Артур Макаров. Многие личные вещи семьи пылились в сарае на подмосковной даче. В 2003 году их передала в музей жена Артура.
В небольшом зале воспроизведена обстановка домашнего рабочего кабинета Герасимова, предметы привезли из личной квартиры с Кутузовского проспекта Москвы. Здесь все вещи принадлежели Сергею Герасимову, а кабинет воссоздан в том же виде, в котором он и был, на полках стоят книги, которые Герасимов читал, статуэтки, привезенные им из разных мест
На стене — портреты родителей, братьев и сестер Сергея Герасимова. Отец — инженер-технолог Аполлинарий Алексеевич Герасимов (1863–1909), из семьи мценского уездного исправника, а мать — Юлия Борисовна Герасимова, из еврейской купеческой семьи, принявшая ради брака православие. Вместе были в ссылке в Енисейской губернии, куда Герасимов был сослан под гласный надзор полиции за организацию социал-демократических кружков на Путиловском заводе. В 1894 году супруги переехали на Урал, где отец, инженер, работал на Миасском заводе.
В уголке на полках стоят призы с разных кинофестивалей, полученные Сергеем Герасимовым за созданные фильмы.
На стенах кабинета около десятка картин, среди них две ксерокопии картин: Марка Шагала с дарственной надписью, подаренная художником Сергею Герасимову в 1962 году, и Давида Сикейроса, подаренная в 1971 году. Понятно, что подлинники не в сельском музее, но где, мы не спросили.
Мы провели в музее полтора часа, много интересного рассказа Надежда Александровна. В этом небольшом музее бывали многие известные люди, ученики Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Приезжают экскурсии не только из Челябинска, например, турфирмы нашего Екатеринбурга включают его в программу туров по Южному Уралу.
Но наше путешествие посещением музея не закончилось, далее мы отправились в село Травники, чтобы увидеть уникальный памятник начала XX века, представляющий значительную культурную и историческую ценность. Травники до революции — казачья станица, которая в 1886–1916 годах была центром Травниковского станичного юрта 3-го военного отдела Оренбургского казачьего войска (ОКВ).
Памятник установлен в 1910 году по заказу Травниковского станичного правления и посвящен казакам, участвовавшим в русско-японской войне 1904–1905 годов.
Верхний блок памятника имеет вид креста, на гранях памятника выбиты фамилии, имена и воинские звания 186 казаков станицы Травниковская Оренбургского казачьего войска, участвовавших в войне, погибших и вернувшихся живыми. Венчает памятник фигура Георгия Победоносца.
и памятник жителям села, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
Зашли и в сельский «Центр народного творчества».
Здесь есть небольшой музей «Казачья изба», где нам рассказали о быте и обычаях оренбургских казаков. Музей держится в основном на энтузиазме его организаторов, все экспонаты принесли местные жители.
А местные жители в Травниках молодцы, и молодые, и не очень. Мы заглянули в комнаты, где дети занимаются творчеством. Сколько же там красоты!
А травниковские бабушки песни поют, участвуют в различных музыкальных фестивалях.
Вот такой был у нас насыщенный день в Чебаркульском районе Челябинской области. Много увидели, много узнали. Съездили не зря!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия