Поселок Понтонный находится в Колпинском районе и расположен между реками Невой (на левом берегу) и Большой Ижоркой. Разделен железной дорогой на две части.
Своим названием поселок обязан первой в России понтонной роте, которая была расквартирована здесь по указу Петра I в. 1712 г.
Понтоны — плавсредства для наведения временной переправы через реку.
В 1710 г. отвоеванные у Швеции земли современных поселков Понтонный и Саперный были пожалованы генерал-майору Василию Дмитриевичу Корчмину, а рядом возникло сельцо Вознесенское (наряду с этим использовалось также название Корчмино).
По указу Петра I 1712 г. на окраине сельца Вознесенского была расквартирована первая в России понтонная рота в количестве 36 человек, на вооружении которой находились жестяные понтоны голландского типа.
Современный облик посёлок Понтонный стал приобретать в 1906 г., когда была запущена Северная железная дорога Санкт-Петербург — Череповец. Посёлок входил в Шлиссельбургский уезд. Соседняя Усть-Ижора была в Санкт-Петербургском уезде. Граница уездов проходила по оси нынешних улиц Пролетарской Победы и Фанерной.
В поселке были построены первые многоэтажные доходные дома, баня, пекарня, появились электричество, водопровод и канализация, а в новые казармы возвратился с Русско-Японской войны понтонный батальон.
В 1912 г. открывается регулярное железнодорожное сообщение через Понтонную. Для пассажиров было построено деревянное здание IV класса, обшитое тесом, на каменном фундаменте и цоколе, с крышей, крытой железом.
3
Визитная карточка посёлка Понтонный
В этом же году на Неве была открыта «Ижорская верфь». На Усть-Ижорской верфи строились корпуса судов, на заводе в Санкт-Петербурге на них устанавливается оборудование и оснастка. На верфи была построена электростанция, которая подавала электроэнергию также для освещения станционного поселка и Корчмино.
С началом Великой Отечественной войны фанерный комбинат изготавливал срубы для дзотов, патронные ящики, ручки для саперных лопат, санитарные лангетки, клееные лыжи-снегоступы для передвижения на короткие расстояния в лесной местности. Также он изготавливал деревянные макеты самолета И-16 в натуральную величину для укомплектования ложных аэродромов.
После войны посёлок пережил второе рождение. Развернулось строительство жилья для рабочих СНСЗ и фанерного комбината. Благоустройством военного городка занимался вернувшийся с войны 1-й Гвардейский Краснознаменный понтонно-мостовой батальон.
Как добраться?
Быстрее всего поездом с Московского вокзала (37 мин): 47₽.
Что смотреть?
1. Здание администрации посёлка Понтонный: ул. Александра Товпеко, 10.
Возведено в 1951 году. Перед ним находится малозаметный памятный знак, установленный к столетию посёлка.
2. Доходные дома начала XX в.
Ул. Александра Товпеко, 8
1
Поликлиника на ул. Александра Товпеко, 17
3. ДК «Нева»: ул. Александра Товпеко, 14.
Основание здания было заложено еще до 1917 г. В советское время здесь были клуб отдыха и центр общественно-духовной жизни для жителей рабочего поселка. Со временем одноэтажный клуб стал двухэтажным, «дорос» и до третьего этажа, на котором расположились основные залы Дворца культуры. Здание было перестроено в 1967 г.
4. Самая необычная церковь России и духовно-культурный центр «Ковчег»: Фанерный пер., 11А.
Архитектор: Шмелёв И.
Год постройки: 1981 г.
Стиль: постмодернизм.
1
Понтонные «грибы»… или «лодки»
Здание проектировалось, как музей Усть-Ижорского фанерного комбината. Возможно архитектор вдохновлялся историей происхождения названия поселка, а возможно капеллой Корбюзье в Нотр-Дам-дю-О («Дева Мария на высотах» (фр.)) в Роншане.
Мнение граждан по поводу облика церкви разнится: это и яйца, и лодки, и грибы, и бабушки, и взорвавшиеся сосиски, и детородные органы.
Напоминает капсулу космического корабля
Музей возвели в черновом виде и наступили «лихие 90-е»: здание долгое время стояло бесхозным, пока в 1994 г. его не заполучила себе церковь пятидесятников. Они же, правда, не без труда, в итоге и завершили строительство уже в середина 2000-х.
2
Церковь действующая и в ней проводятся службы.
5. Пожарная часть Усть-Ижорского фанерного комбината: ул. Фанерная, 6.
Пожарная часть напоминает пожарную часть в Чагоде
Пожарная часть в Чагоде
6. Усть-Ижорский фанерный комбинат («СВЕЗА» Усть-Ижора): ул. Фанерная, 5А.
В декабре 1910 г. инженер В. Л. Хорват основал фабрику по производству фанеры и изделий из дерева — ныне Усть-Ижорский фанерный комбинат.
Фабрику решили строить там, где сходились сразу два пути транспортировки — на берегу реки Малой Ижоры неподалеку от железнодорожной станции Понтонная.
Участок инженер арендовал у крестьянской общины села Усть-Ижоры, членов которой он прочил и в работники фанерного производства.
Все станки на фабрике Хорвата были импортными: 3 лущильных, 4 сушильных, токарный, сверлильный, шлифовально-фанерный, 3 котла для распаривания древесины, два клеевых пресса, круглые и ленточные пилы. Проект энергоснабжения фабрики разработали специалисты питерского машиностроительного завода.
Собственно, колыбель духовного центра «Ковчег»
В годы Первой мировой войны из-за резкого падения экспорта отрасль постиг кризис перепроизводства: на складах лежали горы фанеры. Хорват принял активное участие в лоббировании интересов деревообработчиков на государственном уровне: были снижены экспортные пошлины, заводчикам обещали финансовую поддержку казны. Владельца усть-ижорского фанерного завода избрали членом бюро при Совете съездов представителей лесной промышленности и торговли.
В июне 1918 г. государство национализировало фанерную фабрику. В июле ее вновь запустили, но из-за нехватки работников, сырья и общей разрухи Усть-Ижорский фанерный завод (теперь он назывался именно так) в полную силу не заработал. Период нестабильности продолжался аж до 1925 года, когда по мере индустриализации стала резко расти потребность в фанере.
Вид сбоку
В середине 20-х годов стартовала реконструкция, продолжавшаяся 10 лет. Её ключевым моментом был переход на электроснабжение предприятия от недавно введенной Волховской ГЭС. Расширение площадей завода и рост производственных мощностей позволили Усть-Ижорскому фанерному встать в один ряд с крупнейшими заводами отрасли.
7. Братская могила советских воинов, погибших в Великую Отечественную войну: ул. Судостроителей.
Мемориал располагается довольно в необычном месте: на небольшом полуострове, к которому ведет мостик.
Здание начали строить в 1911 году. Дом на кирпичном фундаменте. В стенах можно заметить следы от осколков снарядов. Во время войны здесь останавливались солдаты на отдых, на ночлег.
Дом, судя по всему, жилой
9. Дом на территории усадьбы Шереметевых: Шлиссельбургское ш., 20.
Единственное сохранившиеся загородное петербургское недвижимое имущество графов Шереметевых. В настоящее время не сохранилось документов о точном времени постройки дома и о его назначении в усадебных постройках имения графов Шереметевых, но по клеймам кирпичей, найденных в нем, можно предположительно датировать здание 1897—1905 гг.
10. Нева.
От станции до Невы примерно 20 минут хода и здесь можно купаться, а можно просто сидеть и любоваться уже недержавным течением.
1
По дороге к Неве можно встретить такое любопытное здание
Вердикт.
Не все знают про посёлок Понтонный и необычную церковь, несмотря что он находится буквально в получасе езды от города. Если бы подобная церковь была в черте города, то точно вошла бы во все туристические гиды и книги по архитектуре Ленинграда. Так что к ознакомлению посёлок Понтонный зело рекомендован!