Прошло уже четыре когда как мы ездили на Иссык-Куль. Вероятно, с тех пор там кое-что изменилось, но я не уверен. Так как сравнивая 1992год, когда я там был в последний раз и 2019 год изменения больше коснулись транспорта и частных, приватных построек и территорий. Все же остальное меняется крайне незаметно и этим можно пренебречь. Правда в 1992 году я был не на Иссык-Куле, а в Арслан-Бобе и Джалал-Абаде. В Джалал-Абаде я был и в этот раз. Изменения есть, но на мой взгляд не глобальные (чему я и рад). Это я к чему? К тому, что за пару-тройку лет, разве что кроме цен ничего не поменялось и кому-нибудь мой рассказ поможет в предстоящем путешествии. 2019 год. Билеты до Бишкека мы брали рано, сразу после Нового года. Туда 1 сентября Москва-Бишкек, обратно Ош-Москва. На двоих билеты обошлись в 600 $. Летели Аэрофлотом. Мы не бронировали отель или гостевой дом на Иссык-Куле. Так как летели в сентябре, и сезон заканчивался, а точнее почти закрылся. Поэтому посчитали, что и так найдем где остановиться.
Ночной аэропорт Манас встретил нас приставучими таксистами. Очень навязчивыми и почти не понимающие мягких, деликатных отказов. Если его не послали в грубой форме, то считается, что ты согласен на все его предложения и он будет преследовать тебя и ходить за тобой даже в туалет. Деньги можно поменять прям в аэропорту, но все менять не стоит. Потом можно поменять без проблем. Телефонную карточку купили там же в аэропорту. Про транспорт в Киргизии нужно сказать отдельно. Никаких указателей облегчающих жизнь туристам нет. С трудом отделавшись от приставучего таксиста, пошли искать маршрутку до автостанции откуда потом едут маршрутки до Чалпон-Аты. Первый же маршрутчик уверил нас, что мы попали именно туда куда надо и на этой маршрутке мы и доедем до нужной автостанции. По итогу он на автостанцию не ехал и готов был высадить нас за пару кварталов, что бы не схлопотать от конкурентов за то, что колесит по чужой территории. Все же ему пришлось подвезти нас к самой станции. Если не брать в расчет таксистов в аэропорту, то междугородние маршрутки (государственных междугородних автобусов давно нет, вымерли как динозавры) это не просто средство передвижения, это большая киргизская юрта на колесах. По мере передвижения по маршруту начинаешь чувствовать себя членом семьи.
Водитель готов останавливаться по первому требованию пассажира и не важно есть ли там остановка или нет, или он буквально за двадцать метров до этого останавливался. Остановится, чтобы спросить идущую по дорогу апу, не нужно ли ей подъехать. Очень умилило на обратной дороге из Чалпон-Аты в Бишкек. Когда наконец-то маршрутка заполнилась, а не полная она не едет и не важно, что у тебя билет на самолет, и поехала. Через несколько минут одна из пассажирок говорит: — Остановите на рынке, мне надо рыбу купить. Капец, никто и слова против не сказал. Ну, надо человеку! Чего тут такого. Благо мы почти за сутки до вылета ехали. Пол маршрутки выбежало посреди дороги и умчалось на придорожный рынок. Когда наконец-то все вернулись, молодая кызым всех подряд угощала яблоками только что купленными на рынке. У нас бы фиг бы кто чем поделился. Но это дальний межгород. Из Чалпон Аты в базарный день мы поехали в соседний город в Бостери на рынок. Мы не одни были, нас с русскими мордами человек с десять набралось.
Туда мы домчались на маршрутке за 10 сомов. (на тот момент российский рубль и сом были один к одному) Там мы быстренько все посмотрели. Ничего особенного. А вот обратно маршрутчик не останавливался около нас. Все славяне отчаянно жестикулировали, призовая маршрутку остановиться, но водитель убирал вывеску маршрута и радостно скалясь спецом проезжал мимо нас, давая таксистам зарабатывать. Типа, куда нам деваться поедете обратно на такси. Ну, а те уже в ценах не скромничали. Точно цену не помню, но атом страшный. Пришлось развести какого-то маршрутчика, который надеялся навариться на всех, но в итоге получил как всегда. Надо заметить, что транспорт стал намного лучше, новей и комфортабельней. Память относит меня уже в далекий 1992 год. Я ехал в Арслан-Боб. То время было началом предпринимательской деятельности. Появлялись первые частные маршрутные такси. Они успешно конкурировали с еще существовавшим государственным автотранспортом. В итоге маршрутки полностью вытеснили автобусы.
Но что это такое, первые маршрутные такси? Это древний хлам, который сдали уже несколько лет назад в металлолом, а предприниматель его выкупил, покрасил и протер стекла в первый день. Автобус на базе ГАЗ- пятьдесяткакого-то. Нас в школе в колхоз возили на более новом. Так вот народу набилось в него столько, что в гору его спокойно обгонял ишак неторопливой походкой. Но зато когда мы перевалили через перевал и покатились вниз, я не на шутку испугался, что мы развалимся, не доехав до конца горы. Бедный автобус никогда так быстро не ездил, конструкторы не предусматривали такую скорость. Отрываясь от дороги всеми четырьмя колесами и дребезжа всеми железяками, мы просто летели вниз. Конечно, времени с 1992 года прошло много и подзабылось многое, но кое-что из памяти всплывает.
Петляющая дорога в горах, где с одной стороны вертикальная стена, а по другую сторону обрыв. Женщина просит водителя остановиться и выходит неизвестно куда. Вокруг ни души, только скала и обрыв. А мы едем дальше. Вот вдруг посреди горной дороги шлагбаум. Он из какой-то каряги весь кривой и страшный. Откуда-то выходит человек душманской внешности и наш водитель что-то бормоча себе под нос отсчитывает деньги и отдает ему. Коряга поднимается и мы едем дальше. На одной развилке дорог пришлось немного подождать, так как рейсовый автобус нас опередил и всех забрал с остановки. Ждем в надежде, что кто-нибудь придет на остановку… Но я немного отвлекся.
Вопрос с выбором гостевого дома решился еще в маршрутке по дороге из Бишкека. Узнав, что мы еще не определились с где остановиться, водитель маршрутки быстренько позвонил кому-то и в итоге нас уже ждала апа Роза широко улыбаясь как своми родным.
Номер был полулюкс. Надо заметить, что люкс, полулюкс, стандарт или еще какой, это чисто условное киргизское разделение. Никаких общепринятых требований по комфорту к комнатам не применяется. Все условно и на усмотрение принимающей стороны. В нашем полулюксе никогда не убирались и пару дней небыло горячей воды. Благо, что горячий душ был еще отдельно на территории. Но через два дня горячая вода появилась и у нас. Кухня общая большая. Мы там пили только кофе. Кстати про кофе. Кофе в Киргизии нет. Ну не то, чтобы совсем, но барахло полное. Если вы любите кофе, берите с собой. Было боле-менее кофе в двух местах. Это в аэропорту Манас (очень, очень… Очень дорого) и на заправке около Балыкчи. Мы там заправлялись, когда ездили на экскурсию вокруг озера. Ели всегда в кафешках. Тут ряд причин. Во-первых, вкусно! Просто очень вкусно. Вот что умеют, так умеют! Ну и потом не надо готовить мыть посуду. Всем рекомендую запастись таблетками от диареи! Это не от того, что вы съедите что-то грязное или не свежее. Просто вся среднеазиатская еда острая и наш желудок не успевает «подружиться» с ней. Но с таблетками все нормалёк. И еще возьмите с собой штопор. Страна мусульманская и хоть в магазинах со спиртным проблем нет, но в кафешках спиртного не продают, хотя они разрешают пить у себя. Но вот вино открыть нечем! Одна добрая апа, у которой мы последнее время ужинали, обегала всех своих знакомых поблизости, но штопора не нашла не у кого. Купила сама в магазине и дала открыть бутылку вина. Большой рахмат тебе, добрая женщина!
Как я уже говорил, что мы были в начале сентября. Сезон уже завершился. Большинство кафе и пунктов проката уже свернули свою работу, и разъехались по своим зимним стоянкам, но местные жители продолжают работу и хватает мест, где можно вкусно поесть. Зато нет толп отдыхающих и это здорово. Вода в озере холодноватая. Но нас приехавшим за несколько тысяч верст это не останавливает. Купались каждый день и чем дальше, тем больше привыкаешь к прохладной воде и вполне нормально себя чувствуешь. Однажды ночью прошел дождь и на утро горы были покрыты снегом. Снежные шапки в любое время есть, но нижняя кромка снега опустилась заметно. Через пару дней этот снег растаял, оставив только воспоминания и постоянные снежные вершины. А мы тем временем купались в водах Иссык-Куля. Вода, по уверению местных жителей, полезная и чудодейственная. С нами в соседней комнате гостила пенсионерка из Тынды. Говорила, что вода в озере вообще теплая.
С того места где мы купались, был виден культурный центр Рух Ордо. Привлекательно выглядит белый причал и какие-то постройки в виде храмов, пагод, мечетей. В общем, мы пошли посмотреть на это чудо. Тем более столько хвалебных од в его честь было написано. Входной билет… 400 сом! Мы долго не решались купить билет и в итоге пошли. Быть здесь и не посмотреть было бы не правильно. Скажу, что на 400 сом там ничего нет. Нет там и на 40 сом, да простят меня киргизы. Несколько строений символизирующих единство всех религий, музей Ч. Айтматова и каменные изваяния людей и животных. На пристани красивое место для фото.
На счёт экскурсий дела такие. Нам понравилась экскурсия в Григорьевское и Семеновское ущелье, чудные пейзажи, пасущиеся стада баранов табуны лошадей. Захватывающий вид с перевала между ущельями. Голубая горная река быстрая чистая и холодная воду из которой, по уверению гида можно пить прям из реки. Но никто не проникся такой идеей и ограничились мытьем рук. А руки мы мыли перед обедом, который нам предложили в юртах расположенных на берегу этой самой горной реки. Сумасшедшие запахи дымлямы, куурдака, бешбармака, шашлыка, жаренных форели и сига призывно манили нас. По дороге рядом с юртами прошло стадо коров, радостно мыча и не спеша скрылось за поворотом при этом оставляя лепёшки на дороге, а бык успел на глазах у всех за это время покрыть пару коров.
В завершении экскурсии заехали на термальные источники. Горячая вода из недр земли перетекает из одного бассейна в другой, при этом постепенно остывая. Очень располагающее и полезное место, где отдыхаешь и душой и телом.
Вторая экскурсия была очень объемной. Скорее всего, от недостатка туристов, объединили несколько экскурсий в одну и получилась экскурсия вокруг озера Иссык-Куль с заездом в каньон «Сказка», ушелья Джеты Огуз и Барскаунское, город Каракол (бывший Пржевальск) с посещением православного и мусульманского храма и опять, к нашей большой радости, термальные источники.
Экскурсия началась очень рано до восхода солнца. И с первыми лучами мы были на той самой заправке около Балыкчи, где можно было с утра попить хороший кофе. Про экскурсию много рассказывать не буду, так как много отзывов про эти экскурсии. Скажу, что если успеть рано в каньон «сказка», то можно и бесплатно походить там. По сути, местные предприимчивые киргизы просто снимают деньги за то, к чему они не приложили ни каких усилий. Если не считать переполненный доверху туалет, сколоченный из досок. Но там, в каньоне, природа и правда постаралась сделать марсианские пейзажи.
Ущелье Джеты Огуз знаменито своей скалой, напоминающей сердце расколотое пополам. И по старой, доброй традиции условно считающей, что та половина, которая покрыта растительностью это женская половина, а вторая половина мужская и на ней, понятное дело, ничего не растет.
Если вам повезет с гидом, то услышите душещипательную историю о несчастной любви батыра и его возлюбленной и о семи быках окаменевших от горя и проклятий. Они и сейчас стоят там, в виде больших и одинаковых красных скал.
Вообще киргизская земля полна легенд. Наш гид, молодая девчушка, так трогательно рассказывала одну из легенд о том, почему озеро названо Иссык-Кулль, что к концу повествования автобус рыдал. Ущелье Барскоунское, одно из самых, на мой взгляд, красивых. Там посетите пару водопадов и увидите памятники Гагарину (охренеть). Но это не главное. Главное это опять же природа. Горы покрытые елями, водопады речки быстрые и чистые. А дальше горы становятся выше с белыми макушками от снега. Там, в тех лесистых горах водятся барсы, медведи, горные козлы, орлы и много еще всякого зверья.
Подходит к концу наш отдых на Иссык-Куле и вот несет нас маршрутка обратно в Бишкек, в аэропорт Манас. От туда рано утром мы вылетаем в Ош на местных линиях. За ночь в аэропорту Манас мы не спали или почти не спали. За всю ночь было пару вылетов, но объявления на трех языках о начале регистрации, о самой регистрации, о начале посадки, об окончании посадки длились всю ночь без перерыва. Я просто не представляю, что творилось бы, если бы рейсов было больше. Они бы просто не успели все сказать пассажирам. И вот наконец-то наша посадка на рейс местных авиалиний «манасайр» или «айрманас». Старенький боинг 737. Народу набилось столько, что я начал сомневается сумеем ли мы взлететь. Мои опасения оказались напрасными. И через минут сорок, перелетев через Тянь-Шаньские хребты, садимся в аэропорту города Ош. Здесь начинается настоящая Средняя Азия.
Ферганская долина своей восточной стороной заканчивается здесь, упираясь в горы Тянь-Шаня и Памира. Здесь, в Ошском аэропорту, для меня было более все знакомо и понятно. Местные менялы чувствовали себя уверенно и явно пользовались авторитетом. Они небрежно перекидывали толстенные пачки денег из руки в руку привлекая внимание прилетающих. Раньше в центре на площади около аэропорта были скамейки в окружении живой изгороди. Теперь посредине стоит огромная юрта, в которой мы с удовольствием попили кофе со свежими булочками, пока основная толпа уезжала на маршрутках и такси в город. Когда все рассосалась, мы спокойно за 100 сомов доехали на такси до автостанции. А уже оттуда на маршрутке поехали в Джалал-Абад. Конечно, Джалал-Абад не туристический город. Если только кому хочется окунуться среднеазиатско-мусульманскую атмосферу. Раньше, во времена Союза там много жило славян, но теперь почти никого не осталось. За целый день может одного русского встретишь, а может и нет. Киргизы сохранили все памятники со времен СССР. Только на центральной площади убрали Ленина, а во всех остальных местах он стоит и как и прежде приветливо показывает рукой направление к светлому будущему.
Старый парк Токтогула почти не поменялся. Только добавили несколько аттракционов.
Интересно наблюдать за продавцами сладкой ваты, которые на старых детских колясках возят шары сладкой ваты, в местах скопления детворы, в парках и около школ.
Общественного транспорта в городе замечено не было. Все передвижения на такси. Но и тут есть свои моменты. Страна мусульманская и первое дело, это обратиться к аллаху, а остальное это уже как получится. Пятничный намаз во второй половине дня принес нам неожиданный «сюрприз» ни одно такси не откликнулось на наши звонки. Люди просят бога о милости, надо это понимать. Нефиг в это время им звонить. Кстати если вы забыли о молитве, вам напомнит муэдзин с минарета. Стоит послушать парочку раз. Еще одно обязательное место к посещению, это базар. На базар зайти просто необходимо. Запахи специй, самсы, плова и фруктов характерный только для Востока, Юго-Востока и Азии. Весь рынок и все вокруг него пропитано этими запахами. Орехи и сухофрукты во всех возможных вариантах и огромные мешки с куртапом или курутом.
Ну и конечно побывать на курорте Джалал-Абад. Для этого надо подняться на пару километров в гору. Об этих целительных источниках было известно давно. Можно просто походить по тенистым аллеям курорта, попить настоящей минеральной воды в специальном бювете. Как курорт он организовался во времена советской власти, хотя об целебных водах было известно давно и люди со всей ферганской долины приезжали сюда поправить свое здоровье Курорт и сейчас работает. От туда, сверху, открывается панорама города Джалал-Абада, а вдалеке видны заснеженные горы Арслан-Боба с его реликтовыми ореховыми лесами.
Вылетали в Москву из Оша. Опять несет нас маршрутка по горным дорогам Кыргызстана. На прямую там километров пятьдесят, но после обретения долгожданной независимости приходится объезжать участок Узбекистана, вклинившийся узким кинжалом в независимое тело Кыргызстана. От того маршрут стал длиннее вдвое. За окошком мелькают небольшие кукурузные и хлопковые поля, иногда отара баранов невозмутимо идет по дороге не давая транспорту проехать. Кое-где дорога петляет серпантином через перевал и снизу простираются пологие склоны с выжженной солнцем травой.
Вот мы уже и в аэропорту. В аэропорту Ош есть столовая, она в цокольном этаже. Очень вкусно готовят. Рекомендую. Всем приятных и запоминающихся путешествий.
Теги:
Самостоятельные путешествия