Кто из нас не стремится к прекрасному? Будь то художественные полотна, изысканная архитектура, или живописный природный пейзаж. Когда же речь идет о нежнейших лотосах, чей цветок, как считают на Востоке, символизирует духовное возрождение, умиротворенность, возобновление жизненных сил и чистоту, медлить нельзя.
Загадочное растение появилось на планете очень давно. Об этом свидетельствуют древнейшие мифы, связывающие происхождение бога Солнца с лотосом. Буддисты считают цветок священным, а индусы полагают, что он символизирует попытку человека приблизиться к нирване.
Сезон цветения лотоса начинается в середине июля и длится до начала сентября. Увидеть это чудо на территории России в естественной природной среде возможно на раскатах Каспия в Астрахани, в Ахтанизовском лимане на Кубани и на Дальнем Востоке. Астрахань считается северной зоной обитания удивительного цветка. Вполне ожидаемо, что мы с Машуней не удержались и, соблазнившись фотографиями нежнейших представителей флоры, рванули на выходные в Астрахань.
День первый. 13 августа
Несмотря на «роковую» цифру, день выдался удачным. Если бы ещё не астраханская жара… Здесь впору многоточием не ограничиваться))) Но обо всём по порядку.
«Победой» летела впервые. Начитавшись отзывов, скептически обзывала про себя авиакомпанию «…Бедой». Как в мультике про капитана Врунгеля) Билеты за перелёт без питания и багажа недёшевы (не знаю, у кого как, но моя внутренняя жабка за 11 кровно заработанных тысяч душила). И конечно же, в числе быстро проходящих очередь пассажиров к калибратору загнали именно меня. Спасибо Маше, что весь багаж перемерили и перепаковали заранее.
Из плюсов: удобные сидения, приличное расстояния между ними и соблюдение временных границ полётной программы. В Астрахани оказались согласно расписанию ровно в 10.00 по местному времени, при полёте обратно приземлились в Москве на 20 минут раньше.
Не хочется ворчать, но когда есть, с чем сравнивать, выбирала бы «Победу» в крайних случаях при наличии акционных билетов.
С отелями долго не мудрили (всего-то две ночи переночевать), но выбирали и чтоб эстетично-функциональный был, и чтоб не сильно дорогой, и чтоб от центра недалеко. Заданным параметрам вполне удовлетворил отель «Баку». Отельные подробности традиционно отдельно.
За неимением возможности раскачиваться в условиях усечённого формата пребывания в городе, не послушала доводов Маши, что неплохо было бы переждать самый пик жары и отправиться в город позже, о чём пожалела очень и очень скоро. Маша, к слову, выглядела бодрее меня, раскрасневшейся на раскалённом до 40+ градусов воздухе как варёный собрат по зодиаку. Но я мужественно шла, сбиваясь со счёту изничтоженных бутылок с питьевой водой, воскресая у каждой деревянной халупки с парадно выкрашенными резными ставнями и очередного кота, стремглав выскакивающего под ноги из закоулка.
Теперь расскажу, что возможно увидеть в Астрахани за короткий срок, несмотря на бесчинствующие жарой погоды. Не жалея себя, в первый день мы преодолели 22 км, во второй – 16, не считая организованную поездку в дельту Волги в первой половине дня.
От отеля пошагали по ул. Бакинской до Кафедрального собора равноапостольного князя Владимира, просматриваемого из многих точек города. Пятидесятиметровый храм, эффектно возвышающийся над местностью, служит символом православия в Астрахани. Его возвели на рубеже XIX–XX веков в непривычном для Руси русско-византийском стиле. Собор венчают не типичные золотые луковки, а плосковатые купола, покрытые черепицей.
Строительство храма приурочили к 900-летию крещения Руси на участке пустыря, недалеко от берега Затона, где проходила граница между мусульманской и православной частями города. По замыслу храм должен был выполнять миссионерскую функцию, приобщая местных татар к православным традициям. Южный и западный фасады храма в строительных лесах, с начала года началась реконструкция. Но службы пока проводят и прихожанам здесь рады. Чем не преминули воспользоваться и мы. Непривычная жара тотчас загнала внутрь.
С северо-восточной стороны собора разбит просторный сквер с окольцовывающими лавочки туями и монументом святому равноапостольному князю Владимиру, созданный в 2012 г. на средства фонда Гейдара Алиева к 1025-летию Крещения Руси. Вид на храм через пышные розовые кусты отсюда самый эффектный.
От христианской святыни переместились к мусульманским. Заинтересовал район Татарской слободы, где сосредоточена россыпь мечетей. Если обратиться к карте, то граница Махалли или Южной слободы (так ещё называют Татарскую) ограничена Варвациевским каналом, соединяющим два рукава Волги – Кутум и Царев. Непосредственно к каналу, определяющему границу русской (так называемого Белого города) и мусульманской частей Астрахани, мы выйдем чуть позже, а сейчас окунемся в реалии места, где до сих пор сохранился свой жизненный уклад и свои традиции.
Патриархальный запущенный район отличается колоритными улочками, покрытыми потрескавшимся местами асфальтом, раскидистыми деревьями, цепляющимися извороченными корнями за пошатнувшиеся каменные кладки у основания домов, покосившимися деревянными домишками, соседствующими с роскошными дворцами, огромными гибискусами и подсолнечником, прикрывающими дыры в штакетнике, и контактными котами, встречающими проходящего туриста словно любимого хозяина. Непарадная Астрахань здесь представлена во всей своей аутентичности.
Вот такие вот совершенно изумительные дома с уходящими в землю окнами или стремящиеся острой деревянной маковкой в небо, не стесняются соседства с новомодными вычурными особняками, спрятанными за витиеватыми заборами.
В Махалли нужно непременно заглядывать во дворы. Степень наблюдаемой аутентичности приумножится в разы.
Между низкими домишками разбросаны мечети. Не скажу, сколько их точно, но, по-моему, мы удостоили вниманием все. Четыре сохранных в хорошем состоянии и руины Персидской мечети.
Белая мечеть 1810 года постройки (самая старейшая в городе)
Церковь в округе тоже есть. Единственная. Храм Иоанна Златоуста, возведённый в начале XIX века. В те времена это место, именуемое Безродной слободой, представляло собой квартал, примыкавший к Татарской слободе. Здесь обосновывались беглые крепостные, люди «без роду и племени», селившиеся рядом с представителями другой веры. Сей факт способствовал появлению храма по вере, христианского.
В довершение к местечковой архитектуре прибавлю старую городскую пожарную каланчу, что снималась в фильме «Мой друг Иван Лапшин», и занятную столовку с бюстом Ленина на входе. Непарадная Астрахань умеет преподносить сюрпризы)
Сорокоградусная жара продолжала проверять на прочность. Хотелось присесть на видавший виды диван, притулившийся у досщатого забора одного из домов на улице Казанской, и больше не вставать. Но внутренне мобилизовавшись и пригубив ставшую в считанные минуты горячей воду, двигались дальше.
Источники свидетельствуют, что в Астрахани оставили свой след татары, казахи, бухарцы, ногайцы, персы, армяне, индийцы, европейцы, но половина здешнего наследия русская. Мы встречали в городе представителей различных национальностей, но всё же показалось, что Астрахань в большей степени русский город. Наверное, потому, что именно русскими здесь определяется уклад жизни и правила отношений.
Пересекая канал имени Варвация по Варвациевскому мосту, переместились на противоположную сторону, в так называемый Белый город. Здешние архитектурные пейзажи кардинально отличны от тех, что остались в Татарской Слободе.
Чтобы не возвращаться в дальнейшем к истории возникновения канала, упомяну, что прорыт он был в начале XIX века на средства Иониса Варвакиса (Ивана Варвация), греческого мецената и «спонсора» борьбы греков за независимость от Турции.
Мы ходили по напомаженным улицам Белого города, удивляясь разительному контрасту, существующему в нескольких сотнях метрах друг от друга. Улицу Кирова сменила улица Ленина, в свою очередь её - улицы Коммунистическая и Советская. Но мы не бесцельно метались в хаотичном порядке, а целенаправленно двигались к Благовещенскому монастырю.
Эта часть Астрахани изобилует купеческими домами, поражающими изысканными архитектурными приёмами. Пухлобокие башенки, венчающие эркерные рёбра фасадов, витиеватые антаблементы, фризы и капители, полуарки окон на венецианский манер или заносчивые барельефные дамочки – каждый элемент притягивает взгляд.
Здесь проживают вторую жизнь сохранные и отреставрированные здания Мариинской гимназии, драматического театра, дом Багирова, лечебница Геллерта, Агабобовское училище, дом генерал-Губернатора, Губернское управление и другие. Меньше всего повезло дому Карягина. Однако и мимо полуразрушенного фасадного полукруга, зацепившись взглядом, тоже не пройдешь.
Изнывая от жары, сделали перерыв, заглянув в случайно обнаруженную на ул. Коммунистической кофейню «Хюгге». Следовало бы написать о милейшем заведении отдельный отзыв, но не хочу отвлекать внимание читателя от Астрахани в самый разгар прогулки.
Если коротко, то «Хюгге» - камерное, стилизованное на современный фьюжн-лад заведение, где скачет в клетке пернатый кенор и подают прохладительные и кофейные напитки с плюшками. Представляете, насколько было жарко, что даже такая отчаянная сладкоежка, как я, не соблазнилась десертом…
Продолжая знакомство с Астраханью, стоит отметить, что достойное внимание уделяется озеленению города. Старинные дома и современный новострой грамотно перемежают со скверами и парками. В этой части города их минимум пять.
Знали бы, что от Благовещенского монастыря осталась лишь колокольня да мощные стены по периметру, возможно в том направлении и не пошли. С другой стороны, интересные элементы городского ландшафта обнаружили и здесь. Видный монумент в честь моряков Волжско-Каспийской флотилии, погибших при защите Астрахани в 1919-1921 гг, установленный в Морском саду, памятник музыканту и композитору Курмангазы, и терракотовая композиция с хачкаром и каменной книгой в Армянском сквере.
Памятник музыканту и композитору Курмангазы
От Благовещенского монастыря по ул. Советская идём к Астраханскому кремлю. На подходе к Братскому саду замерли от надрывного скрипучего голоса, заглушаемого звуками проезжающих машин. На тротуаре присела дама пенсионного возраста, что заливалась соловьем в странном репертуаре, не попадая при том ни в одну ноту. В течение десяти минут, что снимала видео, дама дважды затягивала песню «Беловежская пуща», но дабы пощадить слух читателя, оригинальное звучание не воспроизвожу))) Лучше послушать мелодичный перезвон колоколов, что ласкал слух, доносясь с колокольни Успенского Собора Астраханского кремля.
На подходе к кремлю с улицы Советской разбит зелёный уголок патриотической направленности. В Братском саду установлен памятник Борцам за советскую власть и Вечный огонь, разбиты аллеи, обихожены клумбы. Спокойное место, где разлита тишина.
Памятник Борцам за советскую власть
В Астраханском кремле, напротив, наблюдался оживлённый туристический аншлаг. Меж тем определённая камерность небольшого периметра не мешала группам различной численности расходиться по интересам вдоль выбеленных кремлёвских построек, не создавая препятствий друг другу.
Зашли в Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы и Надвратный храм во имя святого Николая Чудотворца. Возведённый в стиле московского барокко Успенский собор, поименован в честь иконы, присланной с игуменом царём Иоанном Грозным из царских чертогов в благословение городу Астрахани, присоединённому под державу московских государей. Икона была точным списком с чудотворного образа, хранившегося в Успенском соборе Москвы.
Перестроенный двухуровневый храм можно описывать бесконечно, начиная от искусно вырезанных деталей белокаменного декора, заканчивая изысканным внутренним убранством. Ограничусь восторгами от иконостасов нижнего и верхнего храмов, где образующие иконы возобновлены мастерами-иконописцами из Троице-Сергиевой лавры на пожертвования местного купца М.М. Башкина.
Верхний храм Успенского Собора
Никольский надвратный храм самый старейший в Астрахани. Без Ивана Грозного, вручившего астраханскому воеводе Ивану Черемисинову образ Святителя Николая Чудотворца, не обошлось и здесь. Какое то время икона была походной, затем примерно в 1568 перемещена в деревянную церковь в честь Святителя Николая на территории современного Кремля. К сожалению, за долгие годы существования храму досталось больше прочих. Иконостас и росписи уничтожили, боковые входы в алтарь заложили, разрушили солея и амвон, а икона Святителя Николая вместе с другими храмовыми образами пропала. То, что видим во внутреннем убранстве сейчас, новодел, за исключением сохранившихся и отреставрированных потолочных росписей.
Далее прошлись по улице Адмиралтейской, где кружат в вальсе, красуясь друг перед другом в изысканно декорированных «нарядах», купеческие доходные дома: Дронова, Сперанской, Сериковой, Чирикова, Смирновой, Бакулина, Афанасьева, фабрика Агамова. Перечислять все не буду, с десяток по обе стороны Адмиралтейской в дополнение наберётся.
Ещё какое-то время, потеряв отсчёт на жаре, двигались по казавшейся бесконечной Адмиралтейской, пересекли Коммерческий мост и, свернув на улицу Кожанова, достигли очередной цели.
Театральный парк эффектно выглядит на фотографиях, по факту немного прозаичнее. Доминанта места – Театр оперы и балета, поражает формами, вытаскивая пространство на себе. Тогда как многочисленные фонтаны, призванные прибавить эстетики, пребывают в нерабочем состоянии.
Потом уже выяснили, что большая часть городских фонтанов в летнее время банально пересыхает и городские власти либо не включают их вообще, либо ограничивают время работы.
Солнце клонилось к закату, ноги просили пощады, желудки – еды, да и в целом измученные жарой организмы отказывались от дальнейших подвигов. Вернулись в отель на такси.
Сил на поиски приличного рейтингового ресторана не было, отужинали в забегаловке, что расположена на первом этаже здания отеля. Ассортимент не велик (что осталось от обеденной и вечерней трапезы). Машуне не досталось «Оливье», а я настолько разомлела от жары, что аппетит отсутствовал от слова совсем. Сойдясь на том, что в Астрахани грешно не отведать рыбки в каком бы то ни было виде, заказали пельмени со щукой. Вот кто бы знал, что в порции 14 крупных пельмешей. Пришлось извиняться, не осилив и половины.
Туристические боги нашептывали, что неплохо бы поберечь силы перед предстоящей утренней поездкой на лотосы, но у внутренних «моторчиков» после получасового отдыха открылось второе дыхание и мы продолжили астраханский «блиц-штурм», доехав до Петровской набережной на такси. По сути, оказались в том же месте, что проходили после полудня пешком.
Монумент бронекатеру «Шмель», установленный в месте слияния Волги и Кутума, особенно суров на закате. Как и здание бывшей астраханской биржи, ныне приютившей ЗАГС, у которого мрачно фырчали фонтанные композиции, сотрясая воздух едва различимыми в полумраке струями. А мы всё гадали, когда же зажгут фонари.
Как только в темноте вспыхнули фонари, Петровская набережная словно задышала полной грудью. На всём её протяжении наблюдался невиданный оживляж.
Бойкие подростки сновали на скейтах и велосипедах, спасающаяся от жары малышня резвилась в фонтанах, романтично настроенные парочки, прислонившись к парапету, гипнотизировали идущую от проплывающих катеров волну, ревели динамики в едальнях попроще, а пафосные рестораны-дебаркадеры, взирая на окружающую вакханалию с воды, зазывали на роскошно обустроенные палубы, подмигивая огоньками.
По численности скульптурных композиций и фонтанов Петровская набережная даст фору остальной части Астрахани. Всего перечисленного здесь тьмущая тьма.
В какой-то момент остановились на участке, где звучали мелодии бачаты. Open air dance – популярное явление для Москвы, не ожидали подобного в Астрахани. Машуня, занимаясь дома латино-американскими танцами, пустилась в пляс. Зажигательное видео моего производства будем ожидать в её материале))
Ругая сумеречную черноту, добрели до парка имени Петра Первого, где возвышается монумент первому российскому императору. Вот всё бы неплохо, но ни один памятник и фонтан в условиях отвратительного света не получились на фото достойно. С Петром экспериментировать не стала, вынашивая внезапно возникшую мыслишку, что непременно нужно вернуться на набережную завтра. И отснять всё увиденное при солнечном свете. Вот тогда план-максимум можно считать завершённым))
По проспекту Губернатора Анатолия Гужвина вышли к аллее героев и Триумфальной арке Астрахани. Что касается арки и струйного светомузыкального фонтана у её основания, вечерняя подсветка им к лицу. И то, и другое сооружение выглядит эффектно.
Поснимав с моста Дружбы России и Азербайджана плавно движущиеся по каналу имени Варвация катамараны, свернули в тёмные городские проулки и направились, наконец, в отель.
День второй. 14 августа
Без четверти восемь утра мы маячили в парке Гейдара Алиева, где собиралась группа для выезда в дельту Волги. Организаторы отмечали прибывающих туристов, рассаживали в автобусы, а я понеслась по вышеназванному парку, что не успели рассмотреть в ночи.
Памятник первому президенту Азербайджана возвели в 2010 году, спустя год вокруг постамента появился сквер. Оказалось, что в благоустроенной зелёной зоне со скамейками, газонами, деревьями и клумбами, начинающейся у Таможенного моста и заканчивающейся у улицы Крымской, довольно симпатично. Памятник со сквером выступают символической благодарностью астраханцев Гейдару Алиеву за весомый вклад в укрепление дружеских и деловых связей между Астраханью и Азербайджаном.
Отщелкав, что успела до отправления автобусов, отдыхала полуторачасовое время в пути до базы отдыха «Golden fish». На базе созданы все условия, чтобы переодеться, искупаться в бассейне, покушать и с комфортом отдохнуть, чем мы занялись, вернувшись с речной прогулки. А пока разместились в лодках и пустились в плаванье по дельте Волги.
Почему выбор пал именно на дельту Волги? Потому, что на Каспийских раскатах самые масштабные лотосовые поля. Раскаты – это приустьевое взморье дельты Волги, куда можно добраться только на лодке, причем в одну сторону придется плыть от 30 до 50 минут.
Не успев оторваться от пристани, наша лодка резво набрала скорость и понеслась мимо речной растительности типа камышей, укрывающей берега. Наперегонки побежали и две остальные.
Узкие протоки петляли змейкой, то вливаясь местами друг в друга, то расходясь за очередным поворотом вновь. В какой-то момент лодка притихла, и мы увидели первые лотосы, показавшиеся за поворотом. Затем проплыли чуть дальше и взору открылись бескрайние лотосовые поля. И тут вдруг накрыло ощущение безграничного восторга!!!
Хотелось насмотреться на всю поляну целиком и впитать каждый фрагмент отдельного восхитительного цветка, что было непросто. Мы нащёлкали массу эффектных фото в духе Инстаграм, но чтобы заполучить выгодный ракурс, пришлось постараться.
Вначале сидящие в лодке заохали, крутясь по сторонам и забывая о технике безопасности. При том, что бортики лодки трогать нельзя, как и нельзя резко менять положение тела. Затем стали снимать спасательные жилеты, стремясь побыстрее перебраться на нос лодки, заехавший аккурат в живописные заросли. Потом решили, что нужно непременно обняться с лотосами, покинув лодку. Одним словом, наступил настоящий фотографический коллапс.
Сложнее всего в подобных ситуациях приходится блогерам. Мы с Машей старались добыть качественный контент, насколько было возможно в сложившейся кутерьме. Пришлось пожертвовать сланцами, утопшими в вязкой жиже, когда пробирались к лотосам, и несколькими портретными кадрами, испорченными не к месту втиснутыми руками, головами и прочими частями тела чересчур активных дам. Ну да ладно… Вернёмся к лотосам.
В среднем цветок живёт два-три дня, затем лепестки опадают, а на смену отцветшим растениям приходят только что распустившиеся.
В период цветения плантации превращаются в постоянно обновляющийся розово-зеленый ковёр. Каждый вечер лепестки лотосов закрываются и скрываются в темноте, а с первыми солнечными лучами вновь возвращаются к жизни.
Перед глазами в буквальном смысле одномоментно мелькал весь цикл жизни нежного хрупкого цветка. Прямо по курсу красовались распустившиеся сочные соцветия, трепещущие лепестками на ветру, чуть поодаль крепко держались на стеблях крупные дозревающие бутоны, готовые вот-вот раскрыться навстречу солнцу, а снизу притаились отцветающие собраться и голые кубышки, набитые семенами.
Цветок лотоса нельзя срывать. Если нарваться на инспектора, проблем не оберешься. И штрафы нешуточные. Рисковать никто не стал. Общая продолжительность заплыва не превышает двух часов. С учётом времени на остановки, фотографирование и купание на косе. Купание по желанию. Чистота воды сомнительна, но желающих было предостаточно.
Из организационных моментов: экскурсию бронировали заранее на сайте «Союз Баз Отдыха Астрахани». Стоимость 2,5 тыс. руб. с человека. В стоимость включен трансфер, ланч в виде блинов со сгущенкой и чая и полноценный обед из трех блюд с наваристой астраханской ухой. Организация поездки прошла без нареканий.
Туристическую программу продолжили на площади Ленина, где ещё вчера присмотрели сувенирный магазин. В ассортименте традиционная мелочевка (магниты, тарелки, брелки), стилизованные куклы (умилила дискриминация: хлопцы по три с небольшим тысячи, а дамы гораздо дешевле) и астраханские пряники. Очень вкусные, советую попробовать.
Спустившись вниз по улице Тредиаковского, обогнули Архиерейскую башню кремля и вышли на площадь Ленина. Если бы меня спросили, как можно ёмко охарактеризовать данную площадь, не задумываясь бы ответила: «Площадь фонтанов». Насчитала около десятка. Пожалуй, проиллюстрирую рассказ несколькими видео, фото остальных фонтанных групп размещу в альбом. Рассказ пора бы уже завершать, а не учтённых фотографий города остаётся масса.
Что ещё завладело вниманием на площади, так это ярко-красный автомат с газ-водой. Вначале покружили вокруг, затем решили реанимировать вкус детства. Но автоматный тархун, к слову, уже не тот…
Ещё одно живописное место города, что не успели охватить предыдущим днём, – Лебединое озеро. На самом деле обширное по площади, но размеры при контровом свете просчитываются едва. Как и лебеди, укрывшиеся в домике, болтающимся посреди водоёма поплавком.
Сложно представить, что когда-то в этом месте протекала Волга, подходившая вплотную к стенам Кремля. В середине XVIII века река стала сильно мелеть, и по сути Лебединое озеро является фрагментом старого её русла. Берег укреплён блоками из гранита, оборудованы спуски к воде, территория вокруг благоустроена и располагает к прогулкам.
Набережная окаймляет береговую линию канала на участке протяженностью около трех километров, что выглядит довольно современно. Вокруг много элитного новостроя, берега одеты в камень с тротуарной плиткой, а зелёные зоны служат приятным дополнением ландшафта.
Недалеко от моста Дружбы России и Азербайджана установлена копия первого российского парусного фрегата «Орел» в уменьшенном масштабе 1:4. Его прообраз построен в допетровские времена по приказу царя Алексея Михайловича. Парусник охранял торговые суда в Каспийском море. Теперь же макет украшает канал, а вокруг него рассекают развлекательные плавсредства поменьше.
Совсем недалеко наша старая знакомая – Триумфальная арка. При дневном свете можно рассмотреть элементы её декора. Арка появилась в городе недавно, в 2017 году. За основу взят проект разрушенной в конце прошлого столетия деревянной арки в честь приезда в Астрахань императора Александра II. Сооружение с барельефами и колоннами, облицованное иранским мрамором, является олицетворением исторической преемственности и связи между прошлым и будущим Астрахани.
На аллее славы земли астраханской, начинающейся за Аркой, установлено 14 бронзовых памятников персонам, внесшим значимый вклад в развитие Астрахани. Во вчерашней полночной тьме не разглядели кто есть кто, а сейчас узнаваемые персоны явили лица.
Удалось запечатлеть и Петра. Правильный свет мягкими мазками падал на скульптуру, оттенённую яркими новостроем. И просматривалось в этой картинке некое присущее фигуре величие.
А каким же роскошеством порадовали в этот вечер небеса! Закат был настолько великолепен, что указательный пальчик слился с кнопкой фотоаппарата в экстазе. Мы двигались вперёд черепашьим шагом, без конца оглядываясь и застывая у парапета. От картинного полотна, нарисованного небесами, невозможно было оторваться.
На сей раз перемещались в обратном направлении, пройдя Петровскую набережную от памятника Петру I до городского ЗАГСА. Хоть солнышко давно ушло на покой, все памятники и фонтаны благополучно запечатлели и с чувством удовлетворения завершили вечер в ресторане "Изба".
Утром 15 августа возвращались домой, но грусти не было и в помине. Переполняли восторженные чувства от блиц-формата поездки, подарившей незабываемую гамму эмоций в тех объемах, что готовы были воспринять.
Не забывайте, что сезон цветения лотосов в этом году ещё не завершён. Невероятное зрелище стоит увидеть хотя бы однажды. Как и уделить внимание Астрахани. Город оказался неожиданно интересным.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм