«…Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности.»
Перикл
Арка Адриана. Была построена в честь римского императора Адриана во 2 веке н.э
Афины — столица Греции и один из древнейших городов мира, основание которого теряется в глубине веков.
Известно, что Афины существовали уже во ІІ тысячелетии до н. эры в виде небольшого скромного поселения. Первым царем Афин считается Кекроп, сын богини Геи, рожденный получеловеком-полузмеей. Он-то и возвел на вершине холма крепость, вокруг которой вырос город Кекропия, позже переименованный в честь богини Афины, завоевавшей титул покровительницы города в споре с богом морей Посейдоном.
Своего наивысшего подъема Афины достигли при Перикле (5 век до н. э.). В отличие от своих преемников этот выдающийся оратор, политический деятель и полководец ставил целью жизни не собственный комфорт и славу, а укрепление государства и увеличение благосостояния горожан. Перикл смог утвердить в Афинах полноценную демократию и превратил город в могущественную державу с высокоразвитыми ремеслами, кораблестроением и торговлей. Вместе с бурным ростом экономики и военной мощи началось культурное, духовное, архитектурное преображение. Развивались литература, театр, искусство, философия. Афины как магнит притягивали мыслителей и художников. Здесь работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет, творили Платон, Аристотель, Софокл, Сократ, Геродот, Эврипид и многие другие блестящие умы.
Апофеозом золотого века Перикла стал архитектурный ансамбль Акрополь. Увенчанный Парфеноном он парит над современным мегаполисом словно привет из вечности. И если в мире все дороги ведут в Рим, то в Афинах все пути ведут к Акрополю. Своё знакомство с Афинами мы начали именно оттуда.
Кассы и вход в археологическую зону находится на южном склоне холма Акрополя, со стороны улицы Дионисия Ареопагита.
Поднимаясь на холм невозможно не заметить полукруглый амфитеатр Одеон с трёхъярусной арочной стеной. Вместимость Одеона составляла 5000 человек, а предназначен он был для музыкальных представлений и выступлений ораторов. Здание было построен во II веке н. э. философом, политиком и несметно богатым меценатом Геродом Аттиком в память о своей покойной супруге Регилле. Интересно, что когда они поженились, Регилле было четырнадцать, а Героду за сорок. За 20 лет брака у них родилось шестеро детей. В 160 году Регилла неожиданно умерла. Злые языки шептали, что к этому приложил руку (в буквальном смысле) вспыльчивый муж. На склоне лет Герод влюбился в своего пасынка Полидевкиона, и когда тот тоже безвременно умер, устроил в его честь спортивные состязания.
Двигаемся дальше и через монументальные Пропилеи (парадный вход) в виде крытой колоннады из пентелийского мрамора попадаем на территорию Акрополя. Если бы не многочисленные туристы, то всё бы похоже на то, что мы шагнули через портал в прошлое.
Пропилеи. Архитектор Мнесикл (437 - 432 гг. до н.э.)
Первые постройки на холме появились как минимум 6000 лет назад. Большую часть своего существования Акрополь прошел как крепость, служив одновременно убежищем на случай войны и резиденцией правителя. Кроме того, Акрополь был центром религиозной жизни Афин и священным местом для вознесения молитв древним богам.
В V веке до нашей эры, при правлении Перикла, афиняне радикально изменили Акрополь и выровняв площадь на вершине скалистого холма возвели уникальный архитектурно-скульптурный комплекс. Общий надзор за возведением зданий осуществлял древнегреческий скульптор и архитектор Фидий.
Каждое строение является замечательным произведением искусства, образцом для бесконечных подражаний.
Наиболее сохранившийся памятник комплекса находится справа от входа, на самом краю холма. Это миниатюрный храм Ники Алтерос (Ники Бескрылой), построенный около 420 г. до н. э. по проекту архитектора Калликрата. По словам Павсания, афиняне поставили в этом храме статую победы, лишенную крыльев, для того чтобы богиня не смогла от них упорхнуть.
Храм богини победы Ники Аптерос, построенный по проекту Калликрата
Самым значительным памятником Акрополя стал посвященный Афине храм Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат). Его заложили в 446 г. до н. э. и строили десять лет. Окруженный со всех сторон колоннами храм представлял собой грандиозное и яркое зрелище. Так же как и в других храмах, архитектурные детали Парфенона были окрашены в насыщенные цвета (в основном синие и красные). Игра красок дополнялась позолотой. Каждый фронтон содержал исключительную по своему высокому мастерству группу скульптур. Внешнюю колоннаду опоясывал фриз с плитами-триглифами (метопами), на которых были изображены сцены из мифических войн — кентавромахии, амазономахии и гигантомахии. За высокими дверями открывался наос (внутреннее пространство) с колоннадой и стоявшей на постаменте колосссальной статуей Афины Парфенос из золота и слоновой кости работы Фидия.
Сегодня небольшое по нынешним меркам здание Парфенона не удивляет своими размерами и не внушает трепет. Но даже в полуразрушенных руинах прослеживаются идеальные пропорции и совершенство.
Реставрация Парфенона (финансируется правительством Греции и Европейского Союза) продолжается вот уже почти 50 лет. Древним зодчим понадобилось 10 лет чтобы построить его с нуля.
Благодаря своей долговечности камень сохранил свои ясные, простые и вместе с тем выразительные формы. Каждый элемент выполнен с поистине ювелирной точностью.
В непосредственной близости от Парфенона находится последняя по времени постройка Акрополя — храм Эрехтейон. Место для него выбрали не случайно. Считалось, что именно здесь Посейдон ударил трезубцем в скалу, и из камня хлынул соленый источник. А богиня Афина посадила оливу. Эрехфейон выходит на площадь Акрополя южной стороной с портиком, крышу которого с лёгкостью и изяществом несут шесть прелестных кариатид. Глядя на них испытываешь необъяснимое чувство чего-то светлого, доброго и счастливого. Безумно радует, что эта безупречная красота дошла до нас сквозь пыль веков.
За всю историю Акрополь не раз подвергался разрушениям и вандализму. Особенно крепко досталось Парфенону. Византийцы переделывали храм в христианскую церковь Агиа София (Святая Премудрость), бургундские крестоносцы — в католический собор Пресвятой Девы Марии. Турки превратили Парфенон в мечеть, а находившийся рядом Эрехтейон стал гаремом коменданта крепости. Позднее в Парфеноне устроили пороховой склад. 26 сентября 1687 г. при обстреле Афин армией европейской Священной Лиги от прямого попадания снаряда вся средняя часть Парфенона взлетела на воздух. Пожар на Акрополе полыхал еще двое суток. Свою лепту в процесс разграбления и варварства внёс британский посол, лорд Элгин, переправив В 1810-х годах в Британский музей 12 фигур с фронтонов Парфенона, плиты с орнаментами, кариатиду из портика храма Эрехтейон и ряд других бесценных артефактов. И наконец, страшные повреждения Акрополь получил в 1827 году, когда во время осады Афин турецкое ядро попало в Эрехтейон.
Сегодня культурные ценности Акрополя старательно сохраняют. Несмотря на гигантские разрушения, он поражает воображение и остается величественным.
Чуть ниже Акрополя, прямо напротив входа, находится непримечательный скалистый холм Ареса, также называемый Ареопагом. Во времена царя Тесея амазонки напали Афины и приносили на этой скале жертвы богу войны Аресу. В древности на холме заседал аристократический совет старейшин, а в эпоху демократии Ареопаг контролировал исполнение законов, влиял на религиозную жизнь афинян и являлся судом.
С холма Ареса открывается чудесный вид на город. Поэтому это место отлично подходит для фотосъемок. А многие здесь просто отдыхают.
В правом нижнем углу картинки тот самый Ареопаг
Было любопытно наблюдать, как двое молодожёнов фотографировали себя при помощи селфи-палки. Почему-то рядом не было ни друзей, ни родных. Пришлось немного подсобить и устроить красивой паре достойную фотосессию.
Между тем наступил вечер. Низкое октябрьское солнце осторожно скользит по равнине и медленно подбирается к горизонту, окутывая все вокруг медовым маревом. Залитый золотыми лучами Акрополь становится опять таким же великолепным, каким был когда-то.
На следующий день с утра пораньше мы отправились в ещё одно знаковое для Афин место — на древнюю Агору. Она расположена менее чем в двухстах метрах к северу от Акрополя. Агора по сути — это огромная открытая площадь, с общей территорией приблизительно в 40 га. Первые обитатели заселили это место в раннем неолите, а собственно Агорою (рыночной площадью) она стала с VI в. до н. э.
Восьмиугольная Башня ветров – древняя метеостанция на территории Агоры
Агора была для жителей центром Вселенной. Здесь торговали, заключали сделки, вершили правосудие, обсуждали проблемы, женились, обменивались идеями, проводили народные собрания, празднества и религиозные мероприятия. Столетие за столетием Агора обрастала административными зданиями, храмами, алтарями, галереями, статуями. Во время частых войн постройки разрушали до основания, но каждый раз Агора восстанавливалась и обновлялась. В начале VI в. Агора была заброшена и позабыта, а потом постепенно превратилась в обычный жилой квартал.
Остатки древней Агоры были обнаружены в 1890–1891 годах при прокладке железной дороги Афины-Пирей. В 1931 году группа ученых Американской школы классических исследований приступила к раскопкам, в значительной степени финансируемые Джоном Д. Рокфеллером. Для проведения масштабных работ пришлось снести около 400 домов.
В результате Агора была почти полностью расчищена и изучена. Удалось обнаружить развалины множества зданий. Среди них — Пританей (470 до н. э.) — здание для заседаний пританов (чиновников); два Булевтерия, служившие для заседаний городского совета (древнее было возведено в VI в. до н. э., новое — в конце V в. до н. э.); Стоя Зевса Освободителя (425 г. до н. э.) — галерея, посвященная Зевсу; храм Матери богов, Метроон (нач. 2 в. до н. э.) — был и святилищем, и хранилищем; круглый Толос (470 г. до н. э.), где заседал Совет пятисот — высший орган управления; Одеон (концертный зал), построенный Агриппой в 15 г. н. э.; Монетный двор (ок. 400 г. до н. э.), где чеканились серебряные монеты.
Многое из раскопанного находится во фрагментарном состоянии, а очертания стен и колонн едва различимы.
Наиболее сохранившееся здание античности на Агоре — храм Гефеста (Гефестион). Он был построен в 229 г. до н. э. в честь бога огня, вулканов и гончарного ремесла. Еще недавно некоторые исследователи считали, что храм посвящен Тесею, опираясь, главным образом, на то, что на плитах фриза немало рельефных картин с подвигами царя Тесея. Их можно рассмотреть и сейчас (оригиналы заменены копиями). Пережив разрушительный натиск германского племени герулов в 267 г. н. э., в конце IV в. храм был восстановлен, в VII веке перевоплощён в церковь Святого Георгия, а в годы владычества византийцев окружен множеством погребений.
Единственной уцелевшей средневековой постройкой Агоры является церковь Святых Апостолов. Её строительство датируется 1000–1025 годами. Храм неоднократно достраивался, перекраивался, а в 1957 году был восстановлен в своём первоначальном облике.
Одним из самых больших зданий Агоры стала Стоя Аттала. Она была построена королем Пергама Атталосом II Филадельфусом в знак благодарности за то время, которое он провел в Афинах обучаясь у философа Карнеада. Двухэтажная стоя (галерея- портик) была крупным коммерческим и торговым центром, и оставалась нетронутой вплоть до 267 г. н. э., когда была разрушена герулами. В 1950 году при финансовой поддержке семьи Рокфеллеров Стоя Аттала была полностью воссоздана и с тех пор служит музеем. В музейном собрании представлены старинные монеты, глиняные черепки, вазы, оружие и терракотовые статуэтки, найденные в районе Афинской Агоры и ее окрестностях.
Сама же территория Агоры стала археологическим парком. Здесь не так многолюдно, как на Акрополе, а обилие зелени делает это место исключительно приятным для прогулок.
За многие века прошлое и современность, мифы и реальность так тесно переплелись между собой, что иногда все истинное предстаёт как вымысел, а фантазия кажется реальностью.
Площадь Монастираки. Афиняне называли её по-разному: Амбадзи́дика, площадь Старой казармы (плати́я Пальяс Страто́нас), Дзиердзи́дика…
Сегодняшние Афины — это не только античные руины. Рядом с древностью органично соседствуют современные торговые центры, высококлассные отели и всевозможные таверны, рестораны и сувенирные лавки. Но, к сожалению, даже одного дня пребывания в Афинах достаточно, чтобы разглядеть «темную сторону». Бросаются в глаза граффити, мусор, ветхие дома, обшарпанные фасады.
Говорят, что образ города страдает из-за кризиса, потока нелегальных мигрантов, частых демонстраций. В дни нашего пребывания проходила забастовка транспортников, парализовавшая движение на дорогах и нарушившая все наши планы на гору Ликавитос — по популярности она не уступает Акрополю.
Впрочем, мы и без того отлично провели день, гуляя по улицам и разглядывая всё подряд: дома, машины, витрины магазинов, случайных прохожих.
Так и дошагали прямиком до Синтагмы — главной площади Афин. Своё название Синтагма (в переводе с греческого конституция) площадь получила в память о вооруженном восстании 1843 года, вследствие которого народ добился от короля Оттона Баварского принятия новой Конституции, положившей конец абсолютизму. Впрочем, король не склонен был свято блюсти закон. Систематические нарушения конституции и недовольство греков экономической ситуацией привели к тому, что в 1862 году Оттона объявили низложенным. На престол взошёл Георг I. Новый монарх взялся за благоустройство площади, обновил мрамор, отремонтировал фонтан.
К началу XX тысячелетия площадь Синтагма заметно преобразилась и была разделена на две зоны. Верхняя восточная часть долго называлась «Дворцовой площадью», так как примыкает к Старому королевскому дворцу XIX века. С 1934 года дворец занимает парламент Греции, перед которым 25 марта 1932 года в День провозглашения независимости был открыт памятник Неизвестному Солдату, посвященный защитникам страны, погибшим в разных сражениях. На стене высечены названия всех стран, с которыми когда-либо воевала Греция, а также слова Перикла о павших солдатах: «Достойным мужам — любая земля могила». На барельефе изображен умирающий древнегреческий воин. Рядом горит Вечный огонь. Мемориал денно и нощно охраняют эвзоны президентской гвардии Греции.
Смена караула происходит ежедневно каждый час и неизменно собирает толпы любопытных, которых привлекает и забавная униформа военных, и сам ритуал. Одеты подтянутые молодцы весьма экзотично. Основа костюма — белая рубашка с широкими рукавами и юбочка фустанелла, которая состоит из 30 метров ткани и имеет 400 складок (их число соответствует количеству лет, в течение которых Греция находилась под османским игом). Сверху — вышитый золотом жилет (фермели). На голове — красная суконная шапочка (фареон) с длинной кисточкой. Ниже — белые шерстяные чулки с чёрными подвязками. Особое ликование вызывают необычные полуторакилограммовые башмаки «царухи» с большими меховыми помпонами. Сменяя друг друга на посту, гвардейцы чудно вышагивают, выделывая ногами кренделя и усердно размахивая над головой правой рукой.
Во всём этом б̶а̶л̶е̶т̶е̶ действе присутствует эффект театральности, а мужчины в чулках и юбке смотрятся смешно и нелепо. Сложно представить, что в таком виде можно воевать и сидеть в окопах. Но между тем это всё не хиханьки да хаханьки, а дань традиции. Эвзоны — это элитное пехотное подразделение греческой армии, созданное в XIX веке, в годы войны за независимость. Как правило, отряды формировали из горцев на добровольной основе. В 1833 года эвзоны вошли в состав регулярной армии и принимали участие в боевых действиях, проявив исключительный героизм и отвагу. В современной Греции эвзоны входят в состав Президентской гвардии. Кандидаты проходят очень строгий отбор. В «финал» выходят самые высокие (рост не ниже 187 см.) и симпатичные.
Слово Эвзон впервые встречается в «Илиаде» Гомера – «эв+зонес» значит «хорошо подпоясанные»
Цвета, которые использованы в форме эвзонов, полны символизма. Чёрный цвет означает скорбь по погибшим; красный цвет — кровь, пролитую во время борьбы за независимость; белый — незапятнанность национальной борьбы; золотой — символ праведных и доблестных побед; голубой — лазурь неба и моря.
Самая зрелищная, парадная смена караула, случается по воскресеньям в 11 утра. Мы наблюдали за сменой караула в среду, но всё равно впечатлений хватитили сполна.
Афинам есть чем удивить и порадовать своих гостей. Порой греческую столицу незаслуженно обходят стороной или используют в качестве перевалочного пункта, стремясь на острова, к пляжам и синему морю. Но гостепреимный, шумный, беззаботный, город может предложить взамен много всего интересного. Афины по-настоящему уникальны и, безусловно, достойны самого пристального внимания!