Турист Ольга (296Olga)
Ольга
была сегодня 10:19

Ставрополь — Россия Июль 2022

С чем у вас ассоциируется Ставрополье? Вероятно с бескрайними полями золотой пшеницы, где тяжелый налитый колос клонится до земли.

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

С мягкими волнами, убегающего за горизонт золотого «моря», по которому грациозно плывут могучие «степные корабли», жадно заглатывая полновесные хлебные колосья.

А может Ставрополье ассоциируется у вас с казачеством, с Хоперскими полками? А может с курортами КавМинВод с известными гидротермальными водами, лечебными источниками и грязями? Где царит мягкий климат, комфортабельные здравницы, неповторимая красота природы окрестностей городов-курортов Пятигорска, Железноводска, Ессентуков и Кисловодска.

Ставропольский край — это край не только высокоразвитого сельского хозяйства и природных контрастов, но еще и родина слонов. Да, да, здесь нет опечатки. Ставрополье — родина слонов.

Впервые за много лет я, вместе с дочерью, приехала в краевую столицу — в город Ставрополь не по работе, а с простой целью — погулять, навестить семью брата.

План двухдневного отдыха был таков:

— Парк динозавров «РЕКС»;

— Ставропольский государственный музей-заповедник им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве;

— Прогулки по городу;

— Ботанический сад.

В парке Победы находится парк динозавров «РЕКС».

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу
Это небольшой уединенный уголок, где среди высоких деревьев собраны представители мира динозавров, жившие миллионы лет назад до нашей эры. Здесь обитает Маменчизавр, Стегозавр, Игуанодон, Велоцираптор, Карнотавр, Тираннозавр, Диплодок, Дилофозавр, Птеродактиль, Анкилозавр, Тарбозавр, Апатозавр, Трицератопс.

Возле каждого динозавра информационный щит с описанием периода его существования, классификации, указание его размеров, а также информация, где и когда этот динозавр был обнаружен.
Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

Но самое интересное состоит в том, что при приближении к динозаврам они начинают издавать звуки, вертеть головой, перебирать лапами, размахивать хвостом и даже моргать глазами. Восторгу детей не было предела. Носились по дорожкам парка, как угорелые, пугая друг друга «динозаврим голосом».

Посмотрев на такое детское неадекватное поведение, немного пришла в ужас. В этот момент, за нашей спиной, раздались крики, вопли и визги восторга еще громче, еще неадекватнее. Дети в парке кайфовали. Многие детки лет 4–5, не умеющие еще читать, названия динозавров выкрикивали набегу, приближаясь к очередному ископаемому. Кроме прогулки по «джунглям» с динозаврами парк предлагает детям развлечение под названием «Детские археологические раскопки», где в небольших песочницах спрятаны кости динозавров или их маленькие фигурки.

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

Вход в парк для взрослых 500 рублей, детский билет (с 3 до 14 лет) 400 рублей, дети до 3-х лет бесплатно. Предоставляются скидки в 20% многодетным, пенсионерам, четверг — социальный день — скидка с каждого билета 100 рублей, вторник — скидка «Счастливый час» — 50% с 15 до 16 часов. Парк интересный. Однозначно к посещению с маленькими детьми.

Впечатлившись динозаврами, подкрепившись кафе, на троллейбусе доехали в центр города к Ставропольскому государственному историко-культурному и природно-ландшафтному музею-заповеднику им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. Что мы хотели увидеть там в первую очередь? Конечно же южных слонов — Архипа и Нюсю.

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

В настоящее время обнаружено семь относительно полных скелетов южного слона, из них пять экспонируются в смонтированном виде, с частичной реконструкцией, в различных музеях Европы. Тремя скелетами располагают музеи России, два находятся в музеях Италии и по одному во Франции и Сербии.

О настоящей археологической ценности Ставрополья известно немногим, и по большой несправедливости слава обходила регион столетиями. Даже тот факт, что в окрестностях Ставрополя в 1887 году нашли первый в мире зуб южного слона. Известен не всем. Зуб, кстати, хранят в центральном музее палеонтологии. За двести лет на территории края раскопали более 12 видов и 8 родов хоботных. Именно за это местные ученые прозвали Ставрополье «Родиной слонов». А две находки 3-миллионной давности из-за своей феноменальной сохранности произвели фурор.

Знаменитая парочка южных слонов Архип и Нюся сделали Ставрополь единственным местом на планете, где представлены два почти полных раздельнополых скелета.

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

Архипа нашли в 1960 году в Георгиевском районе Ставрополья. Он лежал в песках в дельте реки, которая впадала в Каспийское море, и поэтому сохранился на 83%. Были повреждены только передние конечности и лобная часть с правым бивнем. Музеем был объявлен конкурс на имя для слона. Каких имен только не предлагали — и Ставрополь и Жора… А потом одна учительница из Пятигорска прислала аргументированное письмо, она писала, что слона необходимо назвать Архип, потому что «архи» — значит древний.

В 2007 году рядом с поселком Равнинным у Новотроицкого водохранилища нашли Нюсю, которую назвали в честь главного палеонтолога экспедиции Анны Швыревой. Нюся тоже лежала на дне реки под 35 сантиметровым слоем гальки. Этот панцирь помог сохраниться скелету на 70%. Он лежал в анатомическом порядке, уткнувшись мордочкой вниз, лапки были повернуты налево. В области живота были косточки и в экспедиции случайно сказали, что это беременная самочка. Но потом выяснилось, что это не остатки детеныша, а её же бедренные кости. Но новость уже разлетелась по краю. Все стали спрашивать у участников экспедиции: «Как, ваша самка беременная?». Члены экспедиции в ужасе отвечали: «Какая еще самка? Мы же еще не определили».

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

И только после обследования костей ученые установили, пол и примерный возраст костей. Архипа признали самцом 60 лет, а Нюся и впрямь оказалась самкой. Она прожила 45 лет, и у нее были дети, о чем свидетельствуют сместившиеся тазовые кости. Длину их жизни установили по длине бороды. Является ли Нюся Южным слоном, из-за несчастного случая пришлось узнавать не по костям, а по фото. Череп Нюси снесли экскаватором, а зубы украли местные жители. По фотографии с раскопок ученый из Англии определил, что она является Archidiskodom meridionalis.

Интересный факт про украденные зубы нам рассказала экскурсовод. Зубы слонихи во время раскопок рассыпались и были унесены местными жителями «на сувениры». Члены экспедиции бросили клич вернуть артефакты. И нашлись сознательные люди. Один дяденька привез зуб на телеге, укутав в солому. Зуб весил до 5 кг. Внукам хотел показать, а еще жители друг другу кусочки дарили.

Ставропольские ученые продолжают удивлять мир. В километре от краевой столицы нашли скелеты бугорчатозубого мастодонта Аверского, Дейнотерия и гребенчатозубого мастодонта Борсона. Краю еще принадлежит скелет мамонта, который в свое время нашел основатель Ставропольского музея заповедника Григорий Прозрителев. Мамонта отправили в Москву на реставрацию….и мамонт пропал. Много экспонатов было утрачено в годы немецкой оккупации.

Северо-восточные районы Ставрополья еще мало изучены, а значит остается гадать сколько еще находок миллионной давности скрыто от наших глаз в земле. Мои родители живут как раз в том районе, где располагается два каменных карьера, в которых добывается камень-ракушечник и песчаный карьер. Помню в своем детстве, привезет папа кучу кипельно-белого песка, в котором помимо сланца, находили и мелкие косточки. В нашем карьере еще не нашли скелет южного слона, но отдельные фрагменты костей находят постоянно и определяют, что это кости мастодонта Овернского.

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

Посмотрев слонов, в музее-заповеднике нас ждали еще три интереснейших зала. Скажу честно — музей удивил своей богатой коллекцией. Но о нем я расскажу вам отдельно. Когда мы стали осматривать четвертый зал, силы и терпение у детей закончилось. Племянник уже был готов прилечь рядом мумией из скального захоронения алано-адыгского населения Предкавказья. Дабы не разнести музейные экспонаты, нам пришлось оттуда ретироваться. Выйдя на улицу, дети ожили и решили продолжить прогулку далее, по ближайшим Ставропольским улицам.

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

Следующей достопримечательностью на нашем пути была Александровская площадь и находящийся на ней памятник Ангелу — хранителю Ставрополя, установленный к 225-летию города.

Свое название площадь получила в 1851 году, когда Михаил Воронцов дал добро на ее переименование в честь Александра II — великого наследника престола, который некогда прибывал здесь. Вокруг площади размещаются крупные торговые центры, административные здания, музей, кафе и рестораны, поэтому она пользуется большой популярностью среди жителей города и не бывает безлюдной с самого утра до позднего вечера. В 2017 году на площади появились линейные фонтаны, водные спуски, сцена, огромный стационарный экран, необычные клумбы, скамейки, пандусы и подземная парковка. Новую зону отдыха оформили в стиле модерн.

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

Напротив Александровской площади находится площадь Ленина. Памятник вождю мирового пролетариата стоит там с 1963 года.

Любопытно, что на площади бок о бок расположены крупнейшая в крае библиотека имени Лермонтова и футбольный стадион «Динамо». Местные даже шутят, что надо было умудриться сделать соседями самое тихое и самое шумное место Ставрополя. С советских времен здесь же находится и здание краевого Правительства. Площадь Ленина в тот день почему-то огородили, поэтому посмотрели мы на нее издалека. Да и знаю я ее вдоль и поперек, особого интереса площадь не вызвала.

Прошлись до ЦУМа, с автобусной остановки уехали домой.

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

На следующий день планировали посетить Ставропольский ботанический сад и еще немного прогуляться по городу. С утра МЧС разослало предупреждение — ожидается +35 градусов. Наступает настоящая ставропольская жара. А у нас то из обещанной детям программы, помимо ботанического сада, осталось не охвачено кафе со сладостями. При такой жаре ходить по дорожкам ботанического сада будет не очень комфортно, да и добираться туда почти час общественным транспортом. Как бы не хотелось увидеть кувшинку Викторию и цветущие лотосы, пришлось посещение сада отменить. Нас ждала прогулка по городу. Самая первая и главная улица в Ставрополе имеет богатую историю, берущую начало в 18 веке. Зам время своего существования проспект Карла Маркса сменил 6 официальных и неофициальных названий. Однако сохранил здание первой мужской гимназии, первого жилого дома и даже первого кинотеатра. На этой улице много достопримечательностей, которые вызывают большой интерес. В компании с детьми окунуться в историю и рассмотреть все подробно не получилось. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем пройтись по старинным улочкам все же удастся.

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

На проспекте Октябрьской революции в 1954 году была построена Декоративная стенка каскадных фонтанов «Дельфины», недалеко от крепостной горы. Фонтанная группа состоит из семи небольших фонтанов в виде рыб, которая, кстати говоря, входит в список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране.

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

Далее мы вышли на Крепостную гору. На горе установлен памятник Солдату-красногвардейцу и является одним из самых узнаваемых символов Ставрополья.

Он появился в Ставрополе в 1976 году в память о героях гражданской войны. Фигура кована из меди. По замыслу авторов проекта, боец с винтовкой в руках должен был символизировать зачистку города от «белых». Сделать это решили спустя более полувека после окончательной установки власти красноармейцами, ведь исторические «качели» перехода власти от одних к другим остановились лишь в 1920 году. В народе металлическую фигуру бойца быстро окрестили «Буденовцем». Монумент получился весьма внушительного размера. Высота бойца — семь с половиной метров и массивности ему добавляет расположение на открытой площадке самой знаменитой в городе «воздушной набережной». С неё открывается великолепный вид на северо-западный район краевой столицы. Одна любопытная деталь. Буденовец, хотя и символизирует Красную армию, облачен в форму царской армии. А все потому, что во время революции царские склады с обмундированием захватили большевики. Они забрали форму себе, слегка модернизировав ее красной звездой на буденовке и петлицами на шинели. Дабы шинель не распахивалась при ходьбе, в царской армии придумали засыпать в ее полы песок. Понятно, что к концу срока службы сукно начинало протираться. Выражение «с него песок сыпется от старости» — привет царской армии.

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

Рядом находится часть крепостной стены длиною 34 метра. В крепостной стене проделаны специальные отверстия — бойницы, из которых осуществлялся огонь по противнику. На торце стены имеется табличка, на которой написано: «Ставропольская крепость Азово-Моздокской линии, созданная для обороны южных границ России. Заложена 22 октября 1777 г. Владимирским драгунским и Хоперским казачьим полками. Памятник основания города Ставрополя. Охраняется государством».

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

Приближалось время нашего отъезда, солнце пригревало все сильнее и наша прогулка по городу подошла к своему логическому завершению. Выпив молочный коктейль и съев сладостей, мы с дочерью уехали домой.

Резюмируя двухдневный отдых хочется сказать, что Ставрополь — это культурный, деловой и промышленный центр края. Один из крупнейших городов Северного Кавказа. Неоднократно являлся победителем всероссийского конкурса на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России». И он несомненно заслуживает внимания туристов, как и все Ставрополье в целом. И мы обязательно вернемся в город, и именно в качестве туристов.

Ставрополье — родина слонов. Прогулка по городу

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.