Спасает ли статус памятника архитектуры или природы от уничтожения? Нет, ведь статус можно снять или просто наплевать на него. В июле месяце совершил небольшую прогулку вдоль улицы Московская, а в конце пути чуть в сторону. Результат меня не порадовал.
К «Дому художника» я отправился из-за появления на нём небольшого арт-объекта от Алексея Грибеля из Санкт-Петербурга, где на ряде разрушающихся домов он размещал работы из серии «Сам справлюсь». Теперь он добрался до Саратова.
Находится артефакт сбоку здания.
«Дом художника» хотя и является памятником градостроительства и архитектуры конца XIX века и фасад со стороны улицы Московской выглядит нормально,
но часть стены здания во внутреннем дворе обрушалось в 2016 и 2021 годах, побывал здесь и пожар.
До революции здесь был доходный дом. В 1918 году дом был национализирован, сначала здесь была школа, затем коммунальные квартиры. В 1990 году здесь поселились художники, которых в 2010 году выселили.
Пройдя немного в сторону улицы Чапаева добираюсь до кустарника.
До 2007 года это был памятник природы.
Научное название деревьев, — сумах оленерогий (Rhus typhina) или уксусное дерево.
Цветёт дерево летом, напоминая цветение каштана: на концах веток появляются метёлки, которые покрываются пушком и образуют белые или тёмно-красные цветки.
Посадил его доцент, кандидат сельскохозяйственных наук, завкафедрой овощеводства СХИ Константин Николаевич Алексеевский (1895 — 1981), который жил на 1 этаже дома (с 1929 года).
Раньше в группе кустарников было четыре взрослых плодоносящих дерева и многочисленный подрост. Сейчас всё выглядит по другому.
В Саратове есть еще несколько мест, где растет уксусное дерево.
Отправляюсь на остановку на углу Чапаева и Московской. На противоположной стороне улицы Московская находится доходный дом семьи Подклетновых, который был построен в 1908–1909 годах, состоял из двух двухэтажных деревянных, обложенных кирпичом зданий.
В 2011 году здесь возник пожар, в результате одно из зданий пришлось в 2021 году снести. Вот так выглядит ныне двор, где раньше располагалось здание.
Второе здание планируют отреставрировать.
Доехал на автобусе до улицы Октябрьская и поднялся по ней чуть вверх.
Как интерсно в жизни происходит, сначала я в 2013 году полюбовался вековым деревом, сохранившимся в центре города Бургаса, а затем увидел старое дерево, являющееся памятником природы в Саратове. Только в Болгарии был чинар, а здесь тополь белый, который еще называют тополем серебристым.
Да и отношение к болгарскому старожилу получше, там отдельно стоящий в переулке, а у нас между проезжей частью и домом. С табличкой, скромно притулившейся возле дерева,
Тополь был посажен в 1945 году, вырос и стал местной достопримечательностью.
Но главное = дерево живо.
От улицы Октябрьская свернул за угол на улицу Соляная. Здесь еще одно здание с трагической судьбой. Изветсно как дом Гектора Баракки.
Здание было построено в 1857 году, перестороено в 1908 году. Обратите внимание на середину здания, там была когда-то арка, по одну сторону от которой находились жилые комнаты, по другую-лабаз. Фасад был единый, а затем арку в советское заложили, сделав жилую комнату.
Гектор Павлович Баракки (настоящее имя Этторэ Паоло Сальвини; 1852, Верона, Италия — 20 декабря 1915 (1 января 1916), Саратов) — российский художник и педагог итальянского происхождения.
С 1873 года жил и работал в Саратове.
Художники Виктор Борисов-Мусатов, Павел Варфоломеевич Кузнецов, Пётр Саввич Уткин, Алексей Еремеевич Карёв, Александр Иванович Савинов, скульптор Александр Терентьевич Матвеев называли его своим учителем.
В этом здании Баракки жил в последние годы своей жизни.
В советское и проследующее время о здании никто не заботился и постепенно стал превращаться в руины.
В 2016 году его хотели снести, вмешались и остановили снос, более того 1 сентября 2016 года здание получило статус памятника регионального значения.
В мае 2018 года были зарегистрированы Фонд восстановления дома Гектора Баракки в Саратове и АНО «Культурный центр «Дом Гектора Баракки». Фонд вкупил руины.
В июле 2022 года появилось граффити, на котором можно взглянуть на Флоренцию глазами Давида — с высоты пьяццале Микеланджело.
Сворачиваю на улицу Мичурина — надо навестить еще два интеречсных места.
Не доходя улицы Некрасова ныряю в арку,
но мне нужно направо, гда за ржавой дверью находится двор, в которором располагается дом Баратаева. Встечает меня цветочный куст.
Представть сеье картину. Вечер тихо опускается над Саратовом, лёгкий приятный ветерок обвевает любителей чаепития, усевшихся на веранде дома. Чаёвники смакуют чай по новой моде, завезенной из столицы Российской империи — с лимоном и сахаром. Конец позапрошлого столетия, до революции еще несколько десятилетий. Мало кто задумывался, кто же придумал пить чай с лимоном. А ведь это русские придумали в последние десятилетия XIX века. Китайцы не могли представить даже такого кощунственного обращения с чаем, итальянцы и с их лёгкой руки жители всего Средиземноморья использовали лимон как приправу для рыбы. Но когда много денег, то хочется попробовать всё смешать, как это было к примеру с салатом Оливье.
У богатых людей в России были деньги на чай, лимоны и сахар. Соединивший всё это не сохранил своё имя в анналах истории, но оставил потомкам вкусный способ пить чай. Чай в России конца позапрошлого века пить любили. Самовары были изобретены еще в XVII веке, сахар головками богатым людям был доступен. В 1860 — 1861 году в Российской Империи насчитывалось уже 399 действующих заводов и сахар даже экспортировался в другие страны. Так что представленная нами картинка вполне могла быть на самом деле.
Дом, где мы наблюдаем любителей чая назывался домом Баратаева.
Тайный советник, князь Иван Михайлович Баратаев построил свою усадьбу на месте развалин бывшего городского крепостного вала в тридцатые годы XIX века. И. М. Баратаев был известен тем, что в 1804–1806 годах был губернским предводителем дворянства, в чьи обязанности входило решение внутренней жизни дворянского общества. В Саратовской губернии эта должность просуществовала с 1780 по 1863 год. Эта почётная общественная должность не оплачивалась, поэтому предводителем дворянства старались избрать человека богатого, влиятельного и что было немаловажным хлебосольного и гостеприимного.
Построенный дом выходил окнами на Волгу и спуск, по которому можно было добраться до реки стал называться Князевским взвозом. Сейчас вид на Волгу перегорожен многоэтажными домами, бывшая усадьба Баратаева, превращенная в коммунальные квартиры после революции влачит жалкое существование.
От фруктового сада остались рожки да ножки.
Колонны — такое впечатление, что их в голодный и холодный год зайцы обгрызли, не найдя поблизости деревьев с корой.
Но даже сейчас видно каким ярким и модным было здание в пору своей молодости. Жаль, что такая красота оказалась не нужной людям.
Прошёл по улице Мичурина еще квартал.
На углу улиц Некрасова и Мичурина находитnся канадский тополь, имевший статус памятника природы.
Посажен в Саратове он был в 1945 году.
Но если тополь серебристый, что мы увидели на улице Октябрьская, растёт практически на всей территории Европы, то канадский тополь не имеет естественного ареала. Он гибрид, созданный в 1750 году в о Франции, и один из его предков был родом из Северной Америки.
Раньше табличка, в отличие от серебристого тополя, не валялась на газоне, а была прикреплена к ограде.