Когда распался Советский Союз, то многие русскоязычные, причем не только русские, стали покидать Казахстан. Иногда этот исход шёл непрерывным потоком, иногда темпы выезда снижались. Только в Саратовской области проживает более 200 тысяч выходцев из Казахстана. В результате у меня на начало 2022 года в Уральске осталась только сестра, но и она покинула родные места в июле. Поэтому я ехал в Уральск в этот раз, как бы попрощаться, не знаю буду в этих местах еще когда-нибудь. Поэтому старался по максимуму посмотреть то, что раньше не увидел, да и просто пройтись по знакомым улочкам.
Долгие два года перемещения из Казахстана в Россию и в противоположную сторону были ограничены.
30 марта 2022 года была открыта сухопутная граница, причём для граждан Казахстана, въезжающих в Россию, ограничений не было, а граждане России, должны были сдавать ПЦР-тест на COVID. Отмена тестов произошла с 8 июня 2022 года. А с 21 апреля 2022 года снова пошли автобусы из Уральска в Саратов, сначала один раз в два дня, затем автобусы стали ходить ежедневно.
Железнодорожное сообщение до сих пор не открыто.
Некоторые моменты в поездке были впервые. Впервые столкнулся с проверкой на дорогах. До границы было еще около ста километров.
На повороте от Дергачей нас остановили.
Полиция стала проверять паспорта у ехавших в автобусе, в результате мы стояли долгое время.
Вывели из автобуса на разборки юношу с узбекским паспортом и местного, который плохо говорил по-русски и ехал из Ершова в Озинки, как бы не собираясь границу пересекать. Честно говоря, я не знал, что передвигаться без паспорта в России запрещено. У «узбека» требовали какой-то патент, местный канючил, что ему операцию на голове сделали и он вообще ничего не понимает.
Через какое-то время мы снова тронулись в путь. Местный вместе с ребёнком сошел на трассе возле Озинок, а «узбек» пересёк две границы и покинул наш автобус после прохождения казахстанской границы. Таких попутчиков часто приходилось видеть, им нужно выехать из России, а затем снова въехать для соблюдения сроков пребывания.
Ради интереса я подсчитал сколько раз нас пересчитывали — 5, не считая 2 проверки паспортов пограничниками на русской и казахстанской границе.
Вспомнил как пересекал границу между Черногорией и Боснией и Герцеговиной. Стоит одинокий домик на трассе, у нас взяли паспорта, проверили и вернули через несколько минут. Никаких отдельных пограничных пунктов.
Что порадовало на казахстанском пограничном пункте — это отмена заполнения миграционной карты, которую не дай бог потерять. Теперь всё отражается в компьютере.
Раньше у автобусов Саратов — Уральск было несколько остановок в городе. Теперь можно сойти или при въезде в Уральск на СХИ или пилить до автовокзала до конечной остановки.
Я пообщался с водителем, отчего такая несправедливость. Он объяснил, что из-за багажа во время остановок в городе бывали различные неприятные ситуации. Поэтому было приято такое решение. Я показал ему своей единственный рюкзак и мы договорились, я вышел на остановке «Клара Цеткин», потратив на это несколько секунд.
В «12 стульях» Ильфа м Петрова есть занимательное описание:
«В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть».
В советское время на первых этажах многоэтажных домов жили. Сейчас же вместо квартир — много магазинов, ресторанов и кафе.
В Уральске — очень много аптек,
и нотариусов.
В одном месте наблюдал парочку стоматологий рядышком.
Если проводить аналогии с городом N, то главное в жизни уральцев — это лечиться, уделяя при этом большое значение зубам. В промежутке между лечением — бегать по нотариусам, заполняя и заверяя разные бумаги.
В этот раз пришлось часто пользоваться автобусами. Удивительно, что здесь сохранились кондукторы.
На Саратове в маршрутках и больших автобусах кондукторы исчезли как класс, в большинстве трамваев и троллейбусов — также.
Интересно выделены места для инвалидов.
Остановки в Саратове регулярно стандартизируют и переделывают. В Уральске живут себе различные остановки.
Правда не так всё светло в остановочных делах. Мои родственники видели как из арыка позади остановки вытащили упавшую туда женщину, которая была без сознания. Приехала скорая помощь и её увезли. Получается, что я буквально за полчаса на той остановке побывал.
Проезд в автобусах, кстати микроавтобусы (маршрутки) здесь также считаются автобусами и проезд везде был долгое время одинаков, составляя 80 тенге.
С 1 июля 2022 года проезд должен был стать 150 тенге. Но с существенным нюансом. В ряде автобусов установлены терминалы,
с помощью приложения на смартфоне и QR -кода можно оплачивать проезд.
При этом для тех, кто таким образом оплачивает проезд, стоимость должна остаться 80 тенге.
Прогресс удивляет, также можно оплатить покупки во многих местах, даже таких маленьких магазинчиках по продаже фруктов и овощей.
Заканчивая дорожную тему. Я рассказывал в материале От Бельдиби до острова Кекова и обратно о светофорах в Кумлудже.
В Уральске на одной из небольших улочек, где автомобили проезжают очень редко, обнаружились на перекрёстке 8 знаков пешеходного перехода. Видимо лень было их по городу расставлять, вот в одном месте и забабахали.
Не верите — сами пересчитайте.
За время коронавируса, когда поездок из России в Казахстан было очень мало, многие обменные пункты исчезли, в ом числе на железнодорожном вокзале. Самое непонятное — это свистопляска с курсами.
Например, 25 июня 2022 года официальный курс Национального Банка Казахстана составлял 8,83 тенге за один рубль.
Видимо наличных рублей в Уральске много. На одном из обменных пунктов висели дикие курсы.
А во многих других обменных пунктах купля-продажа рублей осуществлялась ниже официального курса.
Видимо из-за этой скачки курсов валют некоторые российские товары в Уральске стоят дешевле, чем в Саратове. Чем не парадокс…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия