В Порту приехали на три дня. Один день ушёл на поездку в Брагу и Гимарайнш. Два других посвятили самому городу. В пятницу прошлись по многочисленным храмам, любуясь резными золотыми алтарями и небесно-голубой плиткой азулежу. Закончили же день в винных подвалах Вила-Нова-ди-Гая.
Субботу решили начать с завтрака в роскошном кафе Мажестик. Кафе, спроектированное архитектором Хосе Пинту де Оливейра, до сих пор остается одним из самых красивых и значимых образцов ар-нуво в Порту. Эффектный мраморный фасад с двумя элегантными колоннами, наверху которых забавные путти поднимают гирлянду приглашая посетителей.
Внутри аромат кожаной обивки и лакированного дерева сочетается с великолепным видом украшенного лепниной потолка и бесконечного ряда фламандских зеркал. Дополняют ансамбль кованые светильники. Истоки Majestic Café восходят к 17 декабря 1921 года, когда группа торговцев из Порту основала компанию Café Elite. Почти год спустя, 2 декабря 1922 года, «ослепительное и величественное кафе Majestic» открыло свои двери. Джоан К. Роулинг часто останавливалась здесь во время своего пребывания в Порту. Главы первой книги о Гарри Поттере возможно были написаны как раз за тем столиком, где мы завтракали.
Насладившись атмосферой былой роскоши потихоньку отправились в центр к главному собору города.
Карабкаясь по плавно уходящей вверх Авеню Дом Афонсу Энрикес заметила необычное сооружение в виде гигантской лестницы. Рынок Меркадо-де-Сан-Себастьян был построен в 1986 году по проекту Антониу Моура. Архитектор выбрал модульную структуру создав конструкцию из пяти бетонных плит, а для максимального использования естественного освещения, сверху поместил пирамидальные световые люки. В завершение, чтобы сооружение лучше вписалось в окружающий ландшафт, плиты засеяли травкой.
На вершине холма перед собором установлена бронзовая статуя Вимары Переша. Вассал короля Астурии, Леона и Галисии, Альфонсо III Переш был послан отвоевать от мавров долину реки Дору. Одержав победу в 868 году Вимара Переш был назван первым графом Португалии.
Похожий на крепость Собор является одним из старейших памятников Порту. Строительство первого романского здания началось в 12 веке. С тех пор сохранился общий вид строгого каменного фасада.
Большие изменения собор претерпел во времена барокко. Главный портал украсило окно-роза, изменились купола башен, а в 1736 году итальянский архитектор Николау Назони пристроил к боковому фасаду элегантную лоджию.
Внутри массивные колонны и высокие потолки создают впечатление суженного пространства, в глубине которого отливает серебром барочный главный алтарь.
С алтарём связана любопытная история. В 1809 году, когда в город вошла армия Наполеона, местный житель покрыл серебро обычной краской. Французы не заметили трюка и оставили драгоценный шедевр в покое.
Однако, самым впечатляющим помещением оказалась ризница. Расписные потолки, картины, роскошная мебель в стиле рококо.
Посреди одной из стен устроена раковина из белого и розового мрамора, а в центре комнаты большой мраморный стол. Настенные фрески принадлежат тому же Николау Назони.
Зал Капитула, украшенный статуями в стиле барокко, стоит посетить из-за его роскошного кессонного потолка.
Четырнадцать аллегорий добродетелей были написаны Джованни Баттиста Пичини в 1737 году.
Примыкающий к собору клуатр датируется 14 веком.
В клуатре типично готические аркады соседствуют с картинами азулежу начала 18 века работы Валентина де Алмейда.
На нижнем этаже изображены сцены из жизни Девы Марии.
Однако верхняя терраса украшено совсем не в религиозном стиле. Два огромных панно с довольно неожиданными для католической церкви сюжетами.
Рыбаки под стенами замка. Дамы с кавалерами на прогулке. Охотники загоняют дичь.
Порту знаменит своими бело-голубыми картинами на керамической плитке. Этот уникальный способ росписи принесли в Португалию мавританские мастера, которые использовали сложные геометрические формы для создания красивых повторяющихся узоров. Согласно исламу, изображение живых существ было запрещено.
Когда христианские короли и их армии вытеснили мавров из Южной Европы, многие ремесленники остались. Они адаптировали свое ремесло в соответствии с вкусами христианских клиентов и благотворителей. На полихромных изразцах теперь изображались сцены из Библии, жития святых, аллегорические и мифологические сцены.
Сверху заметила симпатичный витой столб с короной. Пеллори или позорные столбы — обычное явление во многих португальских городах. Часто расположенные на главной площади эти богато украшенные сооружения олицетворяют правосудие и давно уже имеют чисто символическое значение. Хотя всё ещё снабжены крюками, на которых когда-то вешали преступников.
Совершенно случайно попали в епископский дворец, что находится на той же площади. Резиденция епископа Порту перестраивалась много раз и то, что мы видим сегодня было построено по проекту Николау Назони в 1737 году. Руководил строительством архитектор Мигель Франсиско да Силва.
Здание использовалось по назначению до начала 19 века, когда во время осады Порту в 1832 году епископ бежал из города.
Монументальная U-образная лестница ведет к порталу в стиле барокко с гербом епископа Мендонсы.
Лестничный холл украшен настенными росписями и лепниной в стиле неоклассицизма.
Далее идут большие залы с прекрасной мебелью, картинами, драгоценными вазами.
Деревянные часы в форме герба епископа.
Китайская напольная ваза, видимо королевский подарок.
Одна из комнат украшена серией портретов епископов Порту.
Дворец стоит на высоком берегу реки. Из окон открываются виды на старую крепостную стену и мост Инфанте-Дом-Энрике с одной стороны.
С другой, мост Дон-Луиш и монастырь Серра-ду-Пилар на противоположном берегу.
До моста мы ещё дойдём, а пока свернули в переулок к церкви Санта Клара. Строительство церкви началось в 1416 году для монахинь Ордена Клариссинок.
Богатое внутреннее убранство является одним из самых ярких примеров позолоченной резьбы Жоанино. Строгий служитель запретил фотографировать, поэтому удалось сделать лишь один невнятный снимок.
Если обойти собор слева, то буквально через 3 минуты попадаешь на мост Дон-Луиш.
Порту очень холмистый город. Перед поездкой планировала прокатиться на фуникулёре, что идёт от верхнего уровня моста к набережной и обратно. В результате и вверх, и вниз прошла пешком, а на поезд фуникулёра посмотрела только с высоты того же моста.
Мост служит отличной смотровой площадкой. Река видна до самого горизонта.
Однако, следует соблюдать осторожность перебегая с одной стороны на другую. По средине полотна проложены рельсы, по которым довольно резво бегает поезд метро.
Внизу раскинулась Вила-Нова-ди-Гая, в винных подвалах которой хорошо погуляли накануне.
На правом берегу выделяется белый куб епископского дворца, из окон которого только что смотрели на мост.
После утренней прогулки отправились выпить кофе на самую престижную улицу Порту Avenida dos Aliados. Грандиозный проспект окружён богато украшенными зданиями в различных архитектурных стилях, от неоклассицизма до французского Beaux-arts. Здесь расположены одни из самых престижных отелей города, а также офисы крупных банков.
Название этого центрального бульвара переводится как «Аллея союзников», в честь договора между Португалией и Соединенным Королевством в 14 веке. Англо-португальский договор старейшее действующее соглашение подобного рода. В начале проспекта установлена конная статуя короля Педро IV.
Слева здание страховой компании «A Nacional», спроектированное Жозе Маркесом да Силва, было открыто в 1924 году.
Замыкает улицу городская ратуша. Гранитный фасад украшен статуями португальских скульпторов Жозе Соуза, Кальдаша и Энрике Морейры представляющими типичные сферы деятельности северной Португалии — виноградарство, судоходство, промышленность.
Кофе с вкусным тортиком выпили в кафе «Avenida», а потом добавили рюмкой портвейна в соседней «Arcadia».
Вечером вернулись в Лиссабон.