С какой целью мы поехали в Нурек?
Формальным поводом нашей поездки в город Нурек, что расположен от столицы Таджикистана примерно в сотне километров, была Нурекская ГЭС — реальное чудо технической мысли.
С какой целью мы поехали в Нурек?
Формальным поводом нашей поездки в город Нурек, что расположен от столицы Таджикистана примерно в сотне километров, была Нурекская ГЭС — реальное чудо технической мысли.
Однако, мы понимали, что серьёзное знакомство с техническим сооружением организовать получиться вряд ли, потому как нас там никто не ждал и специального разрешения на посещение режимного объекта не выписывал. Мы знали, что получится лишь издалека увидеть искусственное водохранилище, возможно некие гидротехнические сооружения, но не более того. Собственно говоря, так и случилось.
Однако, поехали.
Ограничить знакомство с Таджикистаном исключительно помпезным, рассчитанным на внешний эффект центром Душанбе было бы неразумным решением, а вот рассмотреть его на контрасте, на фоне небольшого провинциального городка совсем другое дело.
Есть витрина, парадный фасад, а есть жизнь обычных людей, пусть не такая шикарная, но такая, какая она есть.
Но лично для меня была ещё одна цель поездки в Нурек, связанная с этим городом лишь опосредованно.
Есть у меня некий интерес к теме межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве, имевших место или непосредственно в процессе развала СССР, или отложенных на десятилетия, подобного тому, что мы видим сейчас на Украине в режиме реального времени. Тут важно без излишней политизированности понять причины, лежавшие в основе того или иного конфликта, для чего, надо обязательно погрузиться в историю вопроса может лет на сто, но часто гораздо глубже. Для этого я совершал вояжи из Кишинёва в Приднестровскую молдавскую республику и Гагаузию, специально ездил из Владикавказа в Цхинвал, путешествовал по Армении и Азербайджану. Потом готовил материалы, на некоторые вопросы получал ответы, но иногда запутывался окончательно.
Но сейчас речь идет о Таджикистане, о стране, в которой в начале 90-х годов, на протяжении нескольких лет была гражданская война, в коей погибло много людей, а ещё больше потеряли свой кров, нажитое имущество. И первое, что мне хотелось понять, был ли геноцид русских в те годы в Таджикистане, как это утверждали и продолжают утверждать некоторые российские политики и публицисты, или гибель и массовый исход русских, а вернее русскоязычных, в первой половине 90-х в Таджикистане стало неизбежным следствием развернувшегося гражданского конфликта.
Причем здесь Нурек?
Всё очень просто. В начале 60-х годов в этих местах развернулась великая стройка интернационального советского народа. Со всех частей огромной советской страны в эти места приезжали строители, инженеры, рабочие, учителя, врачи. Они построили мощнейшую ГЭС, построили город, остались в этом городе жить, чтобы по прошествии не более 30 лет бросить всё, бежать из города и страны, рискуя быть убитыми, а многие и были убиты.
Что это было? Годы прошли, страсти давно улеглись, времени было достаточно, чтобы понять и переосмыслить случившееся. Но сначала о великой стройке.
Большая советская стройка
Мы заехали в Нурек и увидели достаточно опрятный, но простенький городок. Никакой старины, никаких архитектурных излишеств, никаких особых достопримечательностей, разве что тех, что связаны со строительством и эксплуатацией Нурекской ГЭС.
Чтобы понять дух той эпохи, когда была затеяна грандиозная стройка, я, не без удовольствия, почитал воспоминания очевидцев и непосредственных участников тех славных событий, посмотрел чёрно-белые фото.
Решение о строительстве Нурекской ГЭС, без сомнения, стало неким вызовом, осуществить который было под силу только всей стране сообща. Строительство Нурекской ГЭС, начатое в 1960 году, было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Это означало, и приоритетное снабжение материалами и строительными механизмами, и повышенные надбавки к зарплате, и особое внимание руководителей страны. Видел фото, как стройку посещал Леонид Ильич Брежнев, который тогда так вдохновился увиденным, что выделил дополнительное финансирование и установил особые социальные льготы.
Но то строительство и на самом деле стало настоящим трудовым подвигом. Ну, вот только представьте объём поставленных и решённых задач.
Была возведена самая высокая насыпная плотина в мире, остававшаяся таковой вплоть до недавнего времени, пока китайцы не соорудили свою, но всего лишь на 5 метров больше.
При этом в районе стройки практически не было карьеров камня, требуемой крупности и прочности, поэтому в качестве ядра плотины был выбран песчано-гравийный-галечниковый материал, отлагающийся в виде наносов в русле реки Вахш. Для доставки материала организовали кольцевую транспортную схему движения самосвалов, построили мост через реку Вахш.
А ещё было пробито 49 км подземных тоннелей и сооружений в скальном грунте, это были водоводы гигантского диаметра и камеры для шаровых затворов.
При этом строительство плотины и самой ГЭС осуществлялось только автомобильным транспортом, никаких железнодорожных, водных или воздушных путей не было. Даже доставку компонентов генераторов и трансформаторов, вес некоторых из которых доходил до 300 тонн, осуществляли исключительно автотранспортом.
В строительстве и эксплуатации ГЭС было задействовано очень много людей для жизни которых был выстроен город: жилые дома, школы, больницы, городская инфраструктура.
Когда мы прогуливались по Нуреку, специально заглянули посмотреть местную школу, очевидно построенную в те самые годы.
Огромная великая стройка, которую сам Таджикистан не смог бы потянуть, она и огромному СССР далась с большим трудом за счёт переброски ресурсов из других советских республик, прежде всего РСФСР.
А потом пришла гражданская война, наступили тревожные времена. Русскоязычным рабочим и специалистам, членам их семей стали говорить: вы едите наш хлеб, уезжайте туда, откуда приехали. Массовый отток русскоязычных специалистов привёл к резкой деиндустриализации таджикской экономики, к экономическому краху, нищете и голоду.
После тех событий прошло 30 лет, а последствия наблюдаются до сих пор. По всем макроэкономическим показателям Республика Таджикистан страна бедная и до 60% трудоспособного населения находят работу только за рубежом, большей частью в России. И тогда возникает закономерный вопрос: зачем?
Был ли геноцид?
Прежде чем поднять этот сложный вопрос, скажу, что тема неприязненного отношения к русскоязычному населению в современном Таджикистане абсолютно не актуальна. Напротив, мы многократно сталкивались с примерами, когда незнакомые люди выражали слова благодарности, уважения и любви к России, в результате чего, у меня сложились впечатления о таджикском народе, как максимально открытом, дружелюбном и гостеприимном.
Ещё раз с удовольствием вспоминаю компанию 30-летних ребят, кстати, ровесников тех печальных событий, с которыми мы познакомились в окрестностях озера Искандеркуль.
Бывшие одноклассники, верные товарищи, отдыхали на местной турбазе. Завидев нас, они настойчиво пригласили нас за свой стол, угощали как могли, заботились, не давая нам ни малейшей возможности что-то купить к столу или как-то расплатиться.
И вот только после этого вступления я перехожу к объявленной выше теме.
Итак, с 12 по 14 февраля 1990 года в основном в Душанбе, но не только, прокатилась невероятная по своей жестокости волна погромов русскоязычных. Сколько людей погибло точной информации нет, отдельные источники утверждают, что несколько сотен. Но, скорее всего, это количество сильно преувеличено, хотя, конечно, каждая жизнь ценна.
Серьёзных предпосылок к расправе, таких как бытовая межэтническая рознь, вроде бы не было, что говорит в пользу специально спланированной провокации.
Есть версия, что организатором чудовищных событий был таджикский КГБ, желавший, тем самым, вызвать страх перед так называемой исламо-демократической оппозицией, требовавшей ухода из власти коммунистов.
Тогда в Таджикистане наблюдалось противостояние вышедших на политическую сцену исламских националистов — ваххабитов, коих скопом называли «вовчиками» и коммунистической таджикской номенклатуры, пытавшейся удержать власть, в том числе опираясь на всесильный когда-то местный КГБ, так называемых «юрчиков» в честь, очевидно, Юрия Андропова, к тому времени уже почившего.
Позже это противостояние вылилось в гражданскую войну, в войну «юрчиков» против «вовчиков», а предтечей той войны как раз и стали погромы русскоязычных. Цель провокации — вызвать панику, усилить авторитет партийной верхушки, ну и получить поддержку союзного центра, не столько политическую, сколько военную.
После погромов, ожидаемо, начался массовый исход русскоязычного населения из Таджикистана, когда люди бросали нажитое и уезжали в никуда. Вот такая интерпретация тех событий, уж не знаю, насколько она верна, но вполне может быть.
Во всяком случае, с какой позицией я точно не соглашусь, так это с понятием «геноцида русских в Таджикистане».
Лет 10 назад эта тема активно муссировалась в российском информационном пространстве после выхода материалов некоего публициста Егора Холмогорова, который и ввёл то понятие геноцида. Я же, вникнув немного в эту тему, скажу своё мнение. Уверен, что геноцида, понимаемого как уничтожение русских как этнической группы в Таджикистане точно не было. Была гражданская война, кровавый слом старой политической системы и попытка выстроить новую систему.
Жертвами гражданской войны были люди различных этнических групп, и тому было немало страшных примеров. Самый яркий из них события 25 сентября 1992 года в посёлке им. Ломоносова неподалёку от Курбан-Тюбе. Тогда в посёлке под защитой 191-го полка российской армии укрывалось большое количество беженцев, но исламские националисты, оттеснив российских военных, устроили массовое убийство беженцев. Большинство погибших были узбеками и кулябскими таджиками.
И вообще по результатам гражданской войны в Таджикистане, не менее 90% погибших были таджиками, из оставшихся 10% большей частью узбеками, ну и люди других национальностей, в том числе и русские, конечно.
Всё-таки надо понимать, что та гражданская война была не между какими-либо этническими группами, и даже не столько между регионами, а в большей степени между идеологиями. Поэтому русскоязычный исход из Таджикистана всё же не результат этнического геноцида, а неизбежное последствие войны, когда люди бежали от ужаса военных действий, разрушений, хаоса и неопределённости.
Сейчас русскоязычных граждан в Таджикистане мало, меньше 40 тысяч человек. Это те, кто не уехал в 90-е годы и члены их семей. Совершенно очевидно, что их количество будет только сокращаться за счёт естественной убыли и продолжающейся миграции.
Экономическая ситуация в стране не привлекательна для миграции из других стран, великих строек, как Нурекская ГЭС более не осуществляется, а значит притока не титульного этноса ждать не приходится.
Почему важно понимать был ли геноцид русскоязычных в Таджикистане 30 лет назад или нет. Это очень важно, ибо любые спекуляции на этот счёт только разжигают межэтническую рознь, в том числе в отношении таджиков, живущих и работающих в России. Этого допустить нельзя, тем более что в современном Таджикистане к России относятся с уважением и любовью.
Гибель велотуристов в Таджикистане
Завершить этот материал я решил сообщением о теракте в отношении иностранных туристов, имевший место ровно 4 года назад, в конце июля 2018 года.
Дело в том, что во время путешествия в Нурек, мы остановились на трассе, неподалёку от этого города, ради великолепных видов, что открылись после очередного горного поворота.
Водитель микроавтобуса, который нас обслуживал в той поездке, сказал, что именно на этом месте, где мы сейчас стоим, был совершён преднамеренный наезд на иностранцев, путешествовавших на велосипедах.
Это были граждане Франции, Швейцарии, Голландии и США, уже в возрасте, совершавшие длительный велопробег по территории нескольких государств. Их велогруппу во время движения протаранил автомобиль, принадлежавший жителю Нурека.
Это был осознанный акт терроризма, ибо после наезда машина остановилась, из неё вышла группа мужчин, один из которых стал добивать сбитых велосипедистов ножом. Как потом установило следствие все они были членами экстремисткой организации «Партия исламского возрождения» идейных последователей тех самых «вовчиков» из 90-х.
Мотивы поведения нападавших были понятны, если, конечно, можно понять логику поступков террористов. Были похожие теракты-наезды в Ницце, в Барселоне, в некоторых германских городах и, наверное, много, где ещё.
Меня заинтересовала реакция таджикских властей, крайне решительная и жёсткая надо сказать. Вроде бы лично президент Таджикистана Эмомали Рахмон, который 30 лет назад смог остановить гражданскую войну и вывести с легальной политической сцены партию «вовчиков», отдал приказ о максимально жёстком, быстром и демонстративном наказании. Всех нападавших вычислили в течение нескольких дней и при задержании расстреляли.
Надеюсь, этим своим материалом я не испугал потенциальных желающих поехать в Таджикистан. На самом деле там хорошо, все войны прошли, то дела давно минувших дней.
Таджикистан красивая горная страна, в которой живут гостеприимные люди. Там вас ждут и будут рады вас видеть!