После прогулок в окрестностях метро «Сокол» я хотел сходить в Кремль, где последний раз побывал в декабре 2017 года И дольше века длится день в Москве. Часть 3. Вечер в Кремле и на Красной площади.
Но сначала доехал до станции метро «Площадь революции», где давно планировал сфотографировать скульптуры. Фотографии сделал, заодно и сам сфотографировался.
Вышел из метро, оглядел окрестности.
Привлёк внимание Богоявленский собор Богоявленского монастыря.
Богоявленский монастырь был основан московским князем Даниилом Александровичем в конце XIII века, а Святой благоверный князь Иван Данилович Калита незадолго до своей кончины в 1340 году заложил каменный собор — первый каменный храм на московском посаде. Так сбор и появился. В 1382 году хан Тохтамыш повелел поджечь храм Богоявления, но сие зло не свершилось. Хотя после этого храм несколько раз горел, но потом восстанавливался.
Когда ругают большевиков за снос храмов, то каждый раз вспоминаешь, что учителей у них хватало. В 1764 году монастырские земли были секуляризованы. В 1905 году была снесена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи. На её месте построили доходный дом. В 1919 году монастырь закрыли, в 1929 году выселили последних его обитателей и начали варварски уничтожать строения монастыря, начав с колокольни и купола. В 1991 году главный храм монастыря вернули Русской православной церкви.
Перед собором стоит скульптура братьям Лихудам и это не случайно.
В 1685 году в обители открыли Богоявленскую школу. В ней заведовали греческие монахи, братья Иоанникий Лихуд (1633 — 1717) и Софроний Лихуд (1652 — 1730) , которые стали первыми преподавателями Славяно-греко-латинской академии, первого официально утверждённого высшего учебного заведения в Русском государстве, учрежденного в 1687 году и просуществовавшего до 1814 года. Из стен Академии вышли выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры, самый известный из которых — основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов.
Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем академии, царь Фёдор и Патриарх Иоаким в 1682 году просили Восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Выбор Иерусалимского Патриарха Досифея II пал на братье и он предложил Лихудам отправиться в Москву, снабдив их рекомендательными грамотами и деньгами на дорогу.
Преподавали братья в Академии до 1694 года, правда в 1688 году Иоанникий Лихуд в звании русского посла отправился в Венецию, где пробыл около четырёх лет. Всю оставшуюся жизнь братья провели в России. Памятник был подарен Москве греческим правительством и открыт 31 мая 2007 года.
В 1687 году Богоявленскую школу объединили со школой Симеона Полоцкого и перевели в здание при соседнем Заиконоспасском монастыре.
На новом месте учреждение переименовали в Славяно-греко-латинскую академию, а впоследствии преобразовали в Московскую духовную академию.
Немного прошёлся по одной из пешеходных улиц, где можно не только глазеть по сторонам, но и задирать вверх голову.
Дошёл и затем прогулялся по Красной площади,
увидел занимательную группу священников.
После этого отправился в Александровский сад, чтобы попасть в Кремль. Меня ждал облом — приехала какая-то делегация и доступ в Кремль для посетителей был закрыт.
Поднялся наверх и грустно посмотрел на Кутафью башню, через которую можно было войти в Кремль и отправился восвояси.
Прошел мимо Манежа и попал на площадь, где тут и там были разбросаны атрибуты предстоящего семпионата мира по футболу,
включая главный талисман — волка Забиваку.
Люди усиленно фотографировались.
А с другой стороны дороги на это грустно смотрел Ломоносов, который был установлен в 1957 году.
Интересно, что это был уже третий памятник Ломоносову на одном и том же месте.
На площади среди футбольных арт-объектов весело журчал фонтан.
Между Александровским садом и площадью находится фонтан «Гейзер».
Понравились кони внутри фонтана.
Захотелось узнать, что же они делают в воде. Что они там делают — выяснить не удалось. Но автором их является Зураб Церетели, а у него задумок различных всегда выше крыши.
В одном фонтане намешано — струи фонтана символизируют гейзер, кони — это четыре времени года, а водяная шутка над прохожими, идущими по пешеходной дорожке, над которыми бьют струи, тоже имеет своё имя — «Завеса».
Вообще шутников вокруг фонтана — тьма. Самые весёлые придумали две приметы.
Если Вы погладите коней, для этого предварительно залезьте в фонтан, или просто обойдёте вокруг коней, то будет Вам счастье, т. е. исполнение желаний.
Еще один шутник, московский мэр предыдущего разлива, решил, что этот фонтан должен стать главным. Появился фонтан в 1996 году и с 1997 года здесь происходит открытие фонтанного сезона в Москве, 30 апреля в 17–00. Просто включить фонтаны -видимо неинтересно.
Этот фонтан соединяется
через фонтан «Улитка» с иллюзорной рекой Неглинкой.
Эта небольшая речка, в самом начале которой находится фонтан «Грот» с лежащей внутри грота русалкой.
Через речку были даже переброшены элегантные мостики.
Как утверждается в некоторых путеводителях — это участок подземной реки Неглинка, который был выведен в 1997 году на поверхность.
Когда-то Кремль находился на мысу, который образовывали Москва-река и Неглинка. Река Неглинка была вполне судоходной, была важным средством сообщения, а также защищала Кремль от нападений с запада и северо-запада. На ней даже возводились плотины и мельницы, устраивались запруды.
Но затем Неглинку спрятали в подземную трубу и наружу никто её выпускать не собирается из-за того, что она отличается высоким уровнем загрязнения воды. Не осталось ни следа на поверхности от бывшей реки, лишь подземный выход в бетонной стене Москва-реки, да Троицкий мост, делящий Александровский сад пополам.
Иллюзия реки создаётся циркулирующей водой из фонтана «Гейзер».
Называется сия река фонтаном «Герои сказок», ибо вдоль неё расположены скульптуры героев различных русских сказок. Автор скульптур — Зураб Церетели.
Мне дно этого фонтана напомнила ранние работы скульптура во множестве разбросанные по Абхазии.
Гагра (Абхазия). Август 2012 года. Фото автора
Прошелся я вдоль этой реки-фонтана и сказки повспоминал.
Александр Сергеевич Пушкин — «Сказка о рыбаке и рыбке».
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
В оригинале сказки: «Залилась Алёнушка слезами, села на стожок — плачет».
Но обычно Алёнушку изображают с лёгкой руки Виктора Михайловича Васнецова сидящей возле пруда. Скульптор взял за основу картину.
Русская народная сказка «Лисица и журавль».
Царевна- лебедь из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Александра Сергеевича Пушкина.
А это видимо сказка Михаила Пришвина «Утята и ребята».
«Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук».
Иван-царевич и Царевна-лягушка из русской народной сказки «Царевна-лягушка».
А вот эту сцену встречи медведя и лисы возможно взял автор взял из ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял».
Жар-птица является персонажем многих сказок: «Иван Царевич и Серый Волк», «Конёк- Горбунок», «Жар-птица и Василиса-царевна».
Скульптуры используются многими в качестве фона для фотографирования.
А я пошёл к станции метро и поехал до произвольной станции. Так я оказался на Поклонной горе Прогулки по Москве. Вояж по Поклонной горе, требующий продолжения
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия