Собираясь в Москву и рассматривая варианты жилья, я остановила свой выбор на отеле «Багратион». Основными факторами, повлиявшими на это решение, были расположение в историческом центре и шаговая доступность от двух станций метро. Находится он в Сеченовском переулке, в пяти минутах ходьбы от храма Христа Спасителя и набережной Москва-реки, в маленьком тихом дворике, с двух сторон обрамленном старейшими и интереснейшими улицами Москвы — Пречистенкой и Остоженкой. В этом районе я никогда раньше не была, поэтому совершеннейшим сюрпризом для меня оказалось жить в окружении дворянских усадеб, доходных домов в стиле модерн и боярских палат. Даже здание нашего отеля было солидного 1915 года постройки. Вот даже не подозревала, что район этот преподнесет мне столько новых знаний и впечатлений. Сегодня я приглашаю вас пройтись со мной по этим старым улочкам.
Протяженность каждой из них — всего — то километр, но каждый дом здесь хранит воспоминания о знаменитых аристократах, богатейших коммерсантах, талантливых писателях, поэтах и художниках, в разное время населявших ее. Количество торжественных и элегантных особняков и шикарных доходных домов поражает. Классицизм, ампир, модерн — все стили в гости к нам!
В XVI веке на месте современной улицы Пречистенка, начинаясь от Боровицких ворот Кремля, пролегала дорога в Новодевичий монастырь. С конца XVI века вдоль дороги стали вырастать городские постройки, и образовавшуюся улицу начали называть Чертольской по протекавшему недалеко ручью, называемому местными жителями Чертороем. Царь Алексей Михайлович, однако, решил, что такое название не пристало носить улице, ведущей в обитель Пречистой Божией Матери, и в 1658 года улицу переименовывают в Пречистенскую. Со временем название в разговорной речи сократилось до произношения «Пречистенка», а позже сокращенное наименование утвердилось и официально. В конце XVII века Пречистенка стала особенно популярной среди московских дворян. Лучшие зодчие той поры трудились над возведением роскошных дворянских особняков, порой создавая настоящие дворцы. В начале XIX века улица была поделена на две части — Пречистенку и Ленивку (Волхонку).
Пречистенка сильно пострадала при пожаре в 1812 году, но дворяне достаточно быстро восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина есть такая оценка обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…»
Со второй половины XIX века улицу облюбовали московские купцы, в желании жить красиво не желавшие отставать от аристократии, и бывшие барские усадьбы на Пречистенке стали часто перестраиваться новыми владельцами с еще большей пышностью и помпой. Здесь же позже возводятся и шикарные доходные дома, предназначенные для сдачи в наем состоятельным квартиросъемщикам.
В 1921 году улицу переименовали в честь Петра Алексеевича Кропоткина — известного революционера-анархиста, он появился на свет в этом районе. В 1994 году улице вернули историческое название.
Начнем наше путешествие в прошлое с площади Пречистенские Ворота от стации метро «Кропоткинская». Открыта она была 15 мая 1935 года и до 1957 года называлась «Дворец Советов». Проект станции, между прочим, был удостоен Гран-при на международных выставках в Париже (1937 год) и Брюсселе (1958 год), а также получил Сталинскую премию за архитектуру и строительство в 1941 году. До станции на этом месте с 1493 по 1933 год находилась церковь Сошествия Святого духа, о чем напоминает мемориальная табличка.
Первое, что видим, выйдя из метро — храм Христа Спасителя — бесспорная доминанта здесь, пусть и предстает не с самого выигрышного своего ракурса. Для гостя Москвы это красивейшее место города (для меня так точно) — как сыр для Рошфора из детского мультика.
Но сюда мы пойдем в другой раз, поэтому не отклоняемся от нашей цели и выходим на Пречистенку.
В начале улицы в доме № 3 расположены Белые палаты конца XVII века. Изначально владельцем дома был князь Прозоровский, управляющий Оружейным приказом.
В конце XIX столетия в них открыли трактир. Позже здание приспособили под кинотеатр, а затем — под жилой дом. В 1972 году по случаю приезда в Москву президента США Ричарда Никсона обветшавшие палаты в центре столицы чуть не сровняли с землей, но вмешались архитекторы-реставраторы. Под всеми надстройками они обнаружили древнюю основу и отстояли здание. Обновленные, Белые палаты сейчас являются отличным украшением города.
От деревянной усадьбы XVIII века, построенной для княгини Салтыковой-Головкиной, по адресу Пречистенка, 5, остался только флигель и пара служебных построек.
После княгини усадьбой владел купец В. В. Суровщиков. Уцелевший усадебный флигель был перестроен в 1857 году, его расширили, надстроили второй этаж и небольшой флигелек превратился в симпатичный особняк с лепным декором и чугунным балконом над входом.
На противоположной стороне улицы, в доме № 6, находится особняк, построенный в конце XVIII века.
Сейчас здание отремонтировано с сохранением внешнего вида, приобретенного им в 1870-х годах.
В 1873 году здание выкупил и на втором этаже его обустроил аптеку Андрей Федорович Форбрихер, фармацевт из известной династии Форбрихеров, в 1882 году причисленной к дворянству. Аптека функционирует в этом здании до сих пор.
Прогуливаясь по Пречистенке, нужно не забывать смотреть под ноги, так как вся она усыпана памятными табличками.
Пятиэтажное здание на углу Пречистенки и Всеволожского переулка под номером 9 — один из главных сюрпризов улицы, по крайней мере — для меня. Оно было построено в 1910 году и выполнено в неоклассическом стиле. Владелица дома, купчиха Евдокия Костякова, известная благотворительница, использовала его как доходный. А частым гостем одного из жильцов дома, художника Бориса Шапошникова, был Михаил Булгаков. И именно около дома № 9 главный герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский увидел Шарика.
Во время описываемых в повести событий в нижнем этаже здания располагался магазин Центрохоза, из которого и вышел Филипп Филиппович, перед тем как встретил продрогшего голодного пса и угостил его Краковской колбасой. Обнаружила я эту точку совершенно случайно, прокладывая маршрут от отеля до метро на Яндекс-картах, а так, кто знает, может так бы и ходила мимо, и табличку под ногами тоже, кстати, могла не заметить.
Вот что значит — не изучать заранее маршрут своих передвижений — с одной стороны — радость случайных открытий, с другой — есть вероятность их вообще не совершить.
Прямо напротив дома Костяковой, в доме № 12/2 — старинная усадьба дворян Хрущевых-Селезневых. Сформировалась она во второй половине XVIII века, во время пожара 1812 года сгорела и была перестроена. С тех пор усадебный дом почти полностью сохранил свой приобретенный в первой трети XIX века облик.
Перед Отечественной войной 1812 года эта усадьба принадлежала князю Федору Сергеевичу Барятинскому, активному государственному деятелю времен правления Екатерины II, непосредственному участнику переворота 1762 года и якобы даже убийства Петра III.
Следующий владелец усадьбы, Александр Петрович Хрущев, принадлежал к старинному дворянскому роду. Сразу после покупки пепелища барятинской усадьбы Хрущев затевает строительство нового дома на сохранившемся подклете старого, и в 1816 году москвичи смогли лицезреть на Пречистенке новый ампирный особняк.
Сегодня это — главный государственный музей А. С. Пушкина, правда, доподлинно не известно, бывал ли здесь поэт. Тем не менее, посетители могут увидеть здесь более 4000 экспонатов, рассказывающих о разных этапах в жизни поэта, о его окружении, о культуре и специфике быта в пушкинскую эпоху — подлинные рукописи Пушкина, его книги, личные вещи, живопись и графика художников, творивших в то время, коллекции предметов, принадлежавших родственникам, друзьям и знакомым поэта, старинную мебель, костюмы пушкинских времен.
Через дорогу от музея Пушкина, в доме 11, — усадьба Лопухиных-Станицких — яркий архитектурный образец московского ампира, построенная в начале XIX века. Здание усадьбы практически полностью сохранило свой первоначальный облик и также представляет собой образчик застройки послепожарной Москвы.
С 1920 года в усадьбе Лопухиных-Станицких располагается Музей Льва Николаевича Толстого. Здесь находится основная литературная экспозиция, рассказывающая о творчестве и жизни великого писателя. В музее хранится архив русского просветительского издательства «Посредник», основанного по инициативе Льва Николаевича, коллекция фотографий, сделанных Софьей Андреевной, женой Толстого, и рукописный фонд Толстого, насчитывающий более двух миллионов страниц рукописей писателя. Заглянув сюда, можно своими глазами увидеть личные вещи Толстого, его письма, подлинные рукописи «Войны и мира», «Анны Карениной» и других произведений писателя.
Шестиэтажный доходный дом на углу Пречистенки и Лопухинского переулка построили по заказу банкира и предпринимателя Якова Рекка. Над ним возвышается башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Здание доминировало (да доминирует и сейчас) над окружающей двух — и трехэтажной застройкой. Дом считался элитным: в нем были лифты, канализация, водопровод и ванные. Вот честно, глядя на него, я никак бы подумала, что он дореволюционной постройки, настолько современный у него вид.
Следующее здание, под номером 15, интересно тем, что совсем недавно, в 2017 году, на нем, под вывеской «Почта» и слоем штукатурки, была обнаружена историческая вывеска «Артель «Хлебопек» родом из 1920-х годов.
Артель «Хлебопёк» работала в этом доме всего несколько лет, но её вполне могла видеть и даже ходить сюда за хлебом Айседора Дункан, что жила в доме под номером 20 напротив этого здания.
Это — особняк конца XVIII века. Его построили для врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе, ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и врача, и его пациентов называли «лодыри». По одной из версий, всем известный фразеологизм «Гонять лодыря» пошел как раз от фамилии этого доктора.
Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова.
В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею Ермолову. После него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину, а с 1900 года — предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой с представительствами по всему миру. После развода хозяйкой особняка стала его вторая жена, балерина Александра Балашова, блиставшая на сцене Большого театра. Для домашних репетиций в особняке была оборудована специальная комната со стенами, сплошь покрытыми зеркалами. После революции владелица покинула Россию, однако особняк с зеркальной комнатой пустовал недолго.
В 1921 году в национализированном особняке поселилась Айседора Дункан, и открыла здесь детскую хореографическую студию. Балерины как будто поменялись местами — Александра Балашова поселилась в Париже в доме Айседоры Дункан, а американская балерина приехала в Россию и обосновалась в особняке, ранее принадлежавшем Балашовой. Узнав о таком «обмене», Айседора рассмеялась и назвала его «кадрилью». В 1922 году после свадьбы в Пречистинский особняк к Айседоре переехал Сергей Есенин. Супруги прожили в здесь два года.
Второй из главных сюрпризов улицы для меня — доходный дом С. Ф. Кулагина, находящийся на углу Пречистенки и Чистого переулка. И снова он связан с «Собачьим сердцем» — именно в нем происходило действие повести, и здесь профессор произнес свою, ставшую крылатой, фразу «Пропал Калабуховски дом!». Здание было построено в 1904 году.
Владелица дома — Павловская Екатерина Сергеевна. В начале ХХ века в этом доме жил дядя Михаила Булгакова — известный врач, Николай Михайлович Покровский, специализирующийся на женских и венерических болезнях. Михаил Булгаков с женой жили у дяди некоторе время после приезда в Москву. На самом деле у домовладельца Михаила Ивановича Калабухова был совсем другой доходный дом, на Кузнецкой улице. Тем не менее дом на Пречистинке стал прототипом «Калабуховского дома», а Н. М. Покровский стал прототипом профессора Преображенского (видете параллель в фамилиях: Покровский-Преображенский?). Здесь новоиспеченный гражданин Шариков твердо обосновался на законных шестнадцати аршинах и радовал профессора своими: «Ооо!.. Етить твою мать, профессор! Иди сюда, выпей с нами!» и бессмертным «Отлезь, гнида!».
В книге писатель достаточно однозначно обозначает маршрут к дому, где жил профессор: «По всей Пречистенке сияли фонари. Бок болел нестерпимо, но Шарик временами забывал о нем, поглощенный одною мыслью, как бы не утратить в сутолоке чудесного видения в шубе и чем-нибудь выразить ему любовь и преданность. И раз семь на протяжении Пречистенки до Обухова переулка он ее выразил. Поцеловал в ботик, у Мертвого переулка, расчищая дорогу, диким воем так напугал какую-то даму, что она села на тумбу, раза два подвыл, чтобы поддержать жалость к себе…». Почему Обухов переулок, если дом сейчас стоит на углу Чистого? Вы уже и сами догадались, переулок был переименован.
Через дорогу от дома Кулагина -дворец Долгоруковых. Строительство его началось в 1788 году, занимался постройкой известный архитектор Матвей Казаков, возводивший этот роскошный особняк для владельца усадьбы — видного военного и политического деятеля при Екатерине II, генерал-аншефа и сенатора М. Н. Кречетникова.
С 1795 года особняк приобрели князья Долгоруковы и владели им более полувека, а в 1863 году особняк Долгоруких арендует Александро-Мариинское училище для девочек, позднее преобразованное в Александро-Мариинский институт благородных девиц.
В институте за казенный счет и на платных отделениях обучались дочери военных. Прошедшие общий курс обучения девушки получали профессии воспитательниц начальных училищ и домашних воспитательниц, а окончившие полный курс — учительниц.
После революции 1917 года здания бывшей усадьбы Долгоруковых занимали многочисленные учреждения Военного ведомства, затем ринадлежал разным государственным организациям и ветшал. Лишь в 1998 году архитектурный ансамбль «Дом Долгоруковых» — «Александро-Мариинский институт» был, наконец, отреставрирован под руководством президента Российской академии художеств Зураба Церетели. В 2001 году в нем открыт Выставочный комплекс Галереи искусств Зураба Церетели. Жалею, что так и не выбрала время там побывать.
В следующим за дворцом Долгоруковых здании усадьбы фабриканта и мецената Морозова находится еще одна знаковая организация для людей искусства — Российская Академмия Художеств.
Дом № 28 по улице Пречистенка построен в 1904–1906 годах в стиле модерн одним из крупнейших архитекторов этого архитектурного направления Львом Кекушевым. Дом строился как доходный, предназначенный для состоятельных квартиросъемщиков. Сразу после завершения строительства здание было приобретено в собственность петербургским купцом И. П. Исаковым. Яркий представитель своего стиля, правда? До творений Гауди, конечно, не дотягивает, но все равно хорош.
Я показала вам далеко не все дома этой улицы, если я вас заинтересовала — при случае пройдетесь сами. А мы одним из маленьких старых переулочков переходим на улицу Остоженку.
Она тянется от площади Пречистенские Ворота до Садового кольца. Когда-то здесь на заливных лугах паслись царские кони, а сегодня Остоженка — это малоэтажные особняки, элитные строения и доходные дома в стиле модерн, и прогулка по ней, как и по Пречистенке, превращается в культурный поход.
История Остоженки началась в XIV веке, когда по дворцовому селу Семчинскому — земли между современными Остоженкой и Пречистенкой — прошла дорога. До XVI века улица называлась Остожьем, в следующем столетии сменила имя на Стоженку, а еще через два стала привычной Остоженкой.
Название «Остожье» улица получила неспроста. В те времена ее занимали заливные луга, где паслись великокняжеские кони. Остожьем на Руси называли стога или участок сенокоса. Во времена Ивана VI Остожье стало заселяться московской знатью.
Многие дома на Остоженке выгорели после московского пожара 1812 года. В середине XIX века на улице выстроили 49 дворов: 29 из них принадлежало дворянству, восемь — церквям и монастырям, восемь — купечеству и мещанам, по два — артистам и учреждениям. К этому моменту Остоженка стала «знатной» улицей: 80% принадлежало высшим сословиям.
Во второй половине XIX века дворяне начали беднеть, а купцы, напротив, наращивали капитал, выкупали земли и дворы по Москве, строили доходные дома. К началу XX века состав улицы поменялся, хотя 60% все еще принадлежало привилегированному сословию. А теперь посмотрим, как выглядит улица сейчас.
Помните: «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней»? Так неторопливо начинается знакомый с детства рассказ о трагической судьбе собачки «испанской породы» Муму и ее глухонемом хозяине. Деревянному особняку, в котором происходили драматические события, расположенному по адресу Остоженка,37/7, в недавно стукнуло 200 лет.
Особняк, где сейчас находится дом-музей Ивана Сергеевича Тургенева, стал прототипом дома барыни из рассказа. В действительности здесь жила мать писателя Варвара Тургенева, урожденная Лутовинова. Одноэтажный ампирный особняк является типичным образцом московской послепожарной застройки. Его возвел в 1818–1819 годах неизвестный архитектор для титулярного советника Федорова. В доме на Остоженке Тургенев писал статьи для журнала «Отечественные записки», начал работать над поэмами «Параша», «Андрей», «Разговор» и рассказом «Бежин луг». Еще при жизни матери Иван Сергеевич «подсмотрел» сюжет «Муму» на Остоженке. Прототипом барыни стала его мать Варвара Петровна, Герасима — дворник Андрей.
Зачатьевский монастырь, расположенный в одном из переулков Остоженки — самая древняя обитель монахинь в Москве. Построен он был в 1360 году митрополитом Московским Алексием, и за свою историю восставал из пепла не раз.
Он был целиком разорен при войне с Речью Посполитой, и только при Петре I полностью был восстановлен.
Во время нашествия Наполеона монастырь опять сожгли, но миряне собрали средства и восстановили обитель.
В течении своей жизни монастырь заботился о незащищенных слоях населения — для престарелых и немощных монахинь здесь была устроена богадельня, а для девочек — сирот — приют.
Особняк А. И. Кекушевой под номером 21, строение 1 пропустить невозможно: аккуратный домик в стиле модерн, увенчанный башенкой и львом сразу привлекает внимание. Оригинальный лев, кстати, не сохраился — сегодня особняк венчает копия.
Лев Кекушев построил особняк для своей семьи в 1903 году и записал на имя жены. После революции здание перешло в ведомство Центрального бюро по обслуживанию иностранцев.
Некоторые поклонники и исследователи романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова считают, что именно там жила главная героиня. Хотя, как по мне, это сомнительно. Писатель обозначил место жительства героини неопределенно:«Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!». Однако далековато, пожалуй, от Остоженки до Арбата. Но, почему бы, собственно, и не да?
Доходный дом Я. Н. Филатова под номером 3/14 в самом начале улицы бросается в глаза сразу, еще бы, не кажый день встретишь на крыше огромную перевернутую рюмку. Левую половину дома в 1904 году возвели по проекту архитектора Эрнеста Нирнзее (точнее перестроили из существовавшего на том месте четырехэтажного здания). Вторая половина строилась с нуля в 1907–1909 годах архитекторами Дубовским и Архиповым. Архитектурная находка моментально сделала здание знаменитым, а в народе его стали называть не иначе как «дом под рюмкой».
Это сейчас дом на Остоженке считается ярким примером архитектуры Москвы Серебряного века, когда появился «новый стиль» модерн, а в начале прошлого столетия архитекторское решение многие восприняли скептически. Газета «Московский еженедельник» писала: «Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки!..». Казалось бы, антиреклама? А вот нет. Создатели «дома под рюмкой» добились главного — здание мелькнуло во всех московских газетах, еще и точный адрес указали.
Объяснить появление «рюмки» на крыше пытаются несколько легенд. По одной из них, купец Филатов так любил кутить, что едва не растратил все свои средства. Он смог вовремя остановиться, снова разбогател и построил доходный дом, на крыше которого поставил перевернутую рюмку как символ отказа от алкоголя. По второй, ходили слухи, что доходный дом построила мать купца по совету священника, чтобы сын покончил с пьянством. Совет действительно помог: добрый молодец бросил пить, а женщина велела установить на угловую башню нового дома перевернутую рюмку. После революции в нем находились коммуналки, которые в конце прошлого столетия постепенно переделали в обычные квартиры. В начале XXI века знаменитую «рюмку» отреставрировали и она по сей день красуется в центре столицы.
А между тем, мы закончили прогулку в том же месте, где и начали — на площади Пречистенские ворота. Отсюда можно отправиться в храм Христа Спасителя, прогуляться по Патриаршему мосту, по набережной дойти до Зарядья с его парящими мостами. А можно отправиться изучать мировые шедевры в музей имени А. С. Пушкина. Да мало ли занятий по душе найдет любознательный исследователь в самом центре Москвы?
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия