Как я уже писала, Пятигорск — это город, откуда можно совершать путешествия по всему Кавказу. И вот в этот свой приезд я неожиданно узнаю: можно поехать в Южную Осетию. И это чуть ли не первый однодневный тур, раньше ездили туда на два дня, с ночевкой, а вот в этот раз предлагалось посетить Южную Осетию, и в том числе Цхинвал, за один день. Мне это подходило, и я сразу решила: еду!
Выехали из Пятигорска небольшой компанией (водитель и мы, четверо любителей гор, путешествий и т. д.) рано утром, или можно сказать, даже ночью, в три часа, и, забегая вперед, скажу, приехали на другой день, в 2 часа ночи. Конечно, путешествие утомительное, но не могу сказать, что я очень устала, увиденные красоты, сказочная природа ради этого несомненно стоило совершить это путешествие.
Республика Южная Осетия — это независимое государство, которое признали 5 стран, в том числе и Россия.
Мне давно было интересно, как же живет эта маленькая страна?
О том, что тут было 8 августа 2008 года, думаю, знают все. Несмотря на то, что война длилась недолго, всего пять дней, Цхинвал был основательно разрушен. До сих пор процес восстановления и нормализации жизни в этой небольшой республике продолжается. И это основное, что накладывает отпечаток на жизнь в республике.
Но мы вообще-то туристы, нас интересуют достопримечательности, красивые места, так что дальше о политике — ни слова, просто расскажу о поездке в Южную Осетию, что увидели, где побывали.
Наше путешествие началось в Пятигорске. Из Пятигорска едем до Алагира, а дальше наш путь проходит по Транскавказской автомобильной магистрали. Недавно мы уже ехали по ней до поворота на Цей. В этот раз едем дальше, в сторону Южной Осетии.
Транскавказская магистраль или Транскам — единственная трасса, связывающая напрямую Северную Осетию и Южную Осетию. Строительство магистрали было связано с определенными трудностями, горы, перевалы, поэтому только через 10 лет с начала строительства, в 1981 году, трасса была сдана в эксплуатацию.
Понятно, что на содержание дороги тратится много сил и средств. И на сегодняшний день Транскам — дорога с вполне нормальным покрытием. Правда, несколько опасная, ее расположение такое, что нередко трассу приходится закрывать из-за угроза схода лавин, камнепада. Вот если кто слышал, в июне этого года уже после нашего посещения Осетии Транскам был закрыт некоторое время из-за камнепада и схода селевых масс на трассу.
От Пятигорска до Цхинвала — около 300 км, вроде бы не так и много, но вместе с прохождением границы и остановками дорога в один конец составляет более 4-х часов.
Пришлось проходить две границы туда, и две оттуда — российскую и южноосетинскую. Прохождение российской границы — по всем правилам, и занимает довольно много времени. И туда, и оттуда пришлось стоять в очереди, много автомобилей едет и в Южную Осетию, и в Россию. Проверяют не только паспорта (кстати российские, загранпаспорта не нужны), но и автомобили, также при прохождении границы задают вопросы, куда едете, откуда едете, цель поездки и т. д., и как я поняла, записывают данные всех, кто едет в Южную Осетию впервые.
Южную Осетию и Северную, или точнее Россию, разделяет Главный Кавказский хребет, через который на высоте более двух километров над уровнем моря проложен Рокский туннель. Протяженность тоннеля — 3730 метров, на момент сдачи в эксплуатацию в 1984 году Рокский тоннель был самым протяженным туннелем в СССР.
После введения в строй почти 30 лет тоннель не ремонтировался, естественно, что своды его обветшали, на некоторых участках отмечались разрушения. И ввиду его аварийного состояния было принято решение о закрытии туннеля на капитальный ремонт. В это время можно было проехать из Южной Осетии в Россию и обратно по технологической штольне по реверсивной системе. В 2014 году реконструкция тоннеля завершилась, и движение возобновилось.
Сейчас это красивый и современный тоннель, бетонное покрытие, отличные вентиляция и освещение, здесь могут разъехаться даже большегрузы. Проехав тоннель, мы попадаем прямиком в Закавказье. Тоннель стал частью пограничного перехода Роки — Нижний Зарамаг.
Рокский тоннель имеет огромное значение, если бы не этот тоннель, связь Южной Осетии с Россией практически бы прервалась, другого пути туда нет.
Надо сказать, на нашем пути встречается не один тоннель, правда гораздо менее протяженные, и все тоннели в хорошем состоянии, освещение, дорожное покрытие — все на уровне.
Проехав по Рокскому тоннелю, мы, что вполне логично, попадаем на Рокский перевал. Делаем небольшую остановку. С перевала открываются потрясающие виды. Внизу змейкой вьется дорога, крутым серпантином то уходя вниз, то взбираясь вверх.
Российский погранпункт осталался за Рокским туннелем, а пока мы едем по нейтральной полосе, пожалуй, самой длинной в мире. Тут можно увидеть надпись, выложенную белым камнем на склоне гор: СПАСИБО, РОССИЯ, ну и, конечно, со всех сторон сказочные виды.
Нейтральная полоса растянулась на несколько километров, нам даже показалось, что мы уже проехали южно-осетинских пограничников, но нет, граница на месте и южно-осетинские пограничники ждут нас. Правда, правила прохождения границы тут попроще, и времени это заняло меньше, хотя проверка паспортов и осмотр машины, можно сказать, поверхностный, были.
И вот мы в Южной Осетии. Немного официальных данных. Площадь самой Южной Осетии всего 3,9 тыс. кв. км, это совсем немного, для примера площадь нашей области, Ростовской — 100,8 тыс кв. км., в 25 раз больше Южной Осетии! Население всего 53,5 тысячи человек, причем более 30 тысяч человек живет в Цхинвале.
Но размеры не главное, Южная Осетия — это прежде всего потрясающая природа, живописные пейзажи, величественные горные вершины, к тому же богатая история и многочисленные архитектурные памятники. На небольшой территории сосредоточено столько и природных, и исторических достопримечательностей, что хватило бы и на более крупный регион.
Все это вместе взятое просто поразило нас, я даже не ожидала, что Южная Осетия может так удивить!
Но все по порядку.
Проехав Рокский перевал, едем дальше по Транскаму. От трассы отходят боковые ущелья, ведущие в высокогорные районы, где заповедная природа, бурные реки, горы с заснеженными вершинами.
Почти на всем своем протяжении Транскам идет вдоль Большой Лиахвы. В Южной Осетии, несмотря на ее небольшие размеры, множество рек. В основном, это небольшие реки и ручьи, стекающие с гор. Большая Лиахва — крупнейший приток Куры. Основные реки, впадающие в Большую Лиахву — малая Лиахва и Паца. Кроме них на территории републики протекают еще такие реки, как Ксандон, Проне, Квирила, Доз, Кадиком, Сбадон, Чеселтдон, и все они небольшой длины, но быстрые и шумные, настоящие горные реки.
Большая Лиахва — бурная река с множеством порогов. Мы были в Южной Осетии в начале июня, когда в горах шло активное снеготаяние, и Большая Лиахва, как и другие реки, была очень полноводна, правда, вода в реках была очень грязной, цементного цвета, это потому, что вместе с тающими снегами в реки попадало большое количество примесей.
Ущелье Большой Лиахвы очень живописное. С одной и другой стороны реки горные хребты, покрытые лесом. Южную Осетию смело можно назвать горной страной, около 90% территории республики занимают горы, имеющие высоту 1000 и более метров. Но есть тут и по-настоящему высокие горы. Самая высокая гора — Халаца, является частью Главного Кавказского хребта. Ее высота достигает 3938 метров. Халаца всегда покрыта снегами, что делает ее особенно красивой.
Южная Осетия богата минеральными источниками. В советское время здесь было много санаториев, куда приезжали отдыхать и поправлять здоровье со всего Советского Союза. Слава о необычных свойствах этих источников разнеслась не только по Кавказу, но и далеко за его пределами.
Сегодня минеральные источники не очень восстребованы, но они есть, и они по-прежнему полезны. Один из самых известных минеральных источников — источник Багиата. Этот источник был известен еще с дореволюционных времен и включен в список вод «боржомского типа».
Источник находится прямо у Транскама. Мы, конечно, остановились возле него.
Очень интересное место. Источник напоминает маленький вулкан, из которого вместо лавы бьет целебная вода. Камни рядом с источником окрашены в ярко-красный цвет, это потому, что вода насыщена железом.
Мы попробовали эту водичку, на вкус приятная, правда, с привкусом металла, но это никак ее не портит, и самое главное, как говорят, вода очень полезная. Если пить ее регулярно, всякие там болезни органов пищеварения обойдут вас стороной.
Вода из источника красным ручейком стекает в реку Большая Лиахва, очень необычное зрелище.
Природа рядом с источником потрясающая. Совсем недалеко течет Большая Лиахва, бурная, быстрая, громкая. Горы, покрытые лесами, сочная зеленая растительность и чистый воздух!
Минеральные источники Южной Осетии очень разнообразны и их количество на территории республики впечатляет. Я видела мнго разных источников по ту сторону Кавказского хребта, и в долине Нарзанов, и в Джилы-Су и еще во многих местах… Но тут есть источник, подобного которому я еще нигде не встречала, настоящее чудо природы.
Правда, этот удивительный источник находится немного дальше, за Цхинвалом, но раз уж я начала рассказывать о минеральных источниках, то, нарушая хронологическую последовательность нашей поездки, сейчас расскажу и об этом знаменитом источнике. К нему ведет проселочная дорога, неасфальтированная, но накатанная, так что доехать к источнику можно без труда.
Что интересно, это не просто источник с минеральной водой, это «горящий» источник. На первый взгляд — обычный источник, вода бьет из-под земли, бурлит, пузырьки газа по всей поверхности…
Но если поднести спичку к воде, вода воспламенится и будет гореть, пока ее не потушишь, хочешь грейся, хочешь жарь сосиски. Греться мы не собирались, на улице стояла жара несусветная, да и жарить сосиски — таких планов не было, но полюбоваться пламенем не прочь, потрясающее зрелище!
Почему горит вода? Все из-за того, что имеет уникальный химический состав, и ее горение происходит из-за высокого содержания в ней метана.
Рядом с источником — первозданная природа. Хоть и от города недалеко, практически это пригород, но кажется, что мы за сотни километров от цивилизации.
Разнообразный растительный мир, пестрящие цветами лужайки, яркие пятна алых маков и виднеющиеся вдали горы — это очень красиво. А еще звенящая тишина и совершеннейшее безлюдье добавляют природной красоте особое очарование!
А сейчас вернемся на Транскам и поедем дальше.
Небольшая остановка на ромашковой поляне. Целое море ромашек! Фотографии не передают красоту этого места!
Конечно, все кинулись фотографироваться, когда еще попадем в такую красоту!
И еще одна достопримечательность Южной Осетии — Гуфтинский мост. Этот мост является одним из самых впечатляющих и оригинальных архитектурных сооружений Южной Осетии. Как везде пишут, это своего рода визитная карточка республики.
И место для моста выбрано очень удачное, мост очень органично вписывается в окружающий пейзаж.
Мост находится у села Гуфта, в районе слияния двух рек — Большой Лиахвы и Паца. Длина моста более 70 метров, высота — 22 метра.
Построен он был чуть ли не сто лет назад, в далеком 1929 году, по проекту немецких инженеров. На его строительство ушло всего около 10 месяцев. И вот за такие рекордные сроки был построен такой красавец!
Сегодня мост нуждается в ремонте, проезд по нему закрыт, машины по нему не ездят, зато его облюбовали коровы, лежат, отдыхают…
Однако по-прежнему мост является популярной достопримечательностью Южной Осетии, сюда приезжают, чтобы полюбоваться оригинальной архитектурой, сфотографироваться на его фоне.
Южная Осетия — удивительное место, где не только потрясающая первозданная природа, но и разнообразие памятников истории и культуры — средневековые башни, крепости, древние православные храмы. В республике более тысячи исторических памятников. И именно вокруг Цхинвала наибольшая их концентрация. К сожалению, большинство из них находится в полуразрушенном виде и нуждаются в реставрации. В чем мы вскоре убедились.
Сворачиваем с Транскама в том месте, где раньше было грузинское село Ачабети. Совсем недалеко от трассы — старинная крепость Ачабет. Точное время постройки неизвестно, но как пишут, уже в XVI веке было о ней упоминание, вполне возможно она была построена и раньше. Принадлежала крепость согласно тем же источникам влиятельному клану Мачабели.
Сначала появилась башня, а уже вокруг нее выросли другие строения и стены, но башня так и осталась доминантой крепости. Сложена она из валунов и установлена на каменном основании. Что интересно, с севера башня загруглена, с юга она имеет углы, это все сделано в обронительных целях. Древние строители знали все нюансы военного дела.
Сейчас и башня, и вся крепость находятся в плачевном состоянии, однако кое-где можно заметить, что какие-то восстановительные работы ведутся, вроде бы какой-то местный житель взялся за восстановление крепости и на свои личные средства потихоньку что-то делает. Хочется верить, что крепость будет восстановлена, и хорошо бы в первоначальном виде.
А дальше был Цхинвал, а потом еще были потрясающие пейзажи, невероятно красивые озера, памятники древности, крепости и башни средних веков. О них я тоже расскажу, но чтобы не утомлять вас, сделаю это позже. Так что продолжение следует…
Теги:
Автопутешествия