Антверпен (Antwerpen) — почти средневековый фламандский порт
На самом деле быть в Бельгии и не съездить в Антверпен, город Рубенса, по моему никак нельзя. Конечно, это не Брюгге и не Гент, но тоже очень важный для истории Европы (и Фландрии) город.
3
Первое что поражает прибывающих в город на поезде это железнодорожный вокзал, который выглядит как внутри, так и снаружи как храм — это самый красивый вокзал который я видел, и судя по рейтингам вокзалов так считаю не только я.
1 из 8
5
Открытие вокзального здания состоялось 11 августа 1905 года, а в 2009 вокзал пережил реконструкцию и стал трехуровневым. На сей день это современный вокзал, который органично сочетает в себе старину и современные достижения. К сожалению, вокзал Антверпена разительно отличается от всей остальной неопрятной бельгийской системы железных дорог.
1 из 9
2
От вокзала ведёт живописная улица Мейр к центру города, в начале которой расположен памятник Тенирсу Младшему.
3
Если идти по прямой, то до центральной площади от вокзала можно добраться минут за 20 неспешным шагом, но мы свернули к Дому Рубенса. Идти внутрь не захотелось, сейчас уже жалею об этом, но тогда там уже с утра была огромная очередь на вход, так что решив что время дороже я пошел дальше.
1
Следом мы прошли к воскресному рынку и купили пару мелких головок сыра. Сам рынок ничем не отличается от наших московских — тут продают все от еды до штанов и китайских фейерверков.
3
А вот здание Национального Банка Бельгии красивое, памятник королю Леопольду тоже!
3
Далее мы сделали небольшой крюк по южной части старого Антверпена и вышли к памятнику Пётру Первому. Памятник был установлен в Бельгии в 1998 году рамках фестиваля «Дни Петра Великого». Бронзовый Пётр поставлен напротив аббатства св. Михаила на Клоостерстраат, в котором в апреле 1717 года останавливался русский царь. Петр прибыл в Антверпен под видом простого матроса Алексеева, однако был встречен всей знатью Антверпена. Царь полдня ругал слуг и свиту за несохранение тайны, но к вечеру все-таки подобрел и посетил прием, устроенный в его честь.
Фигура Петра I стоит на краю бронзового диска, задняя часть которого приподнята четырьмя ангелами. Текст на постаменте: «Hier zette in 1717 de Russische tsaar Peter de Grote voet aan wal». На поднятой стороне диска надпись по-фламандски «Пётр Великий» и два медальона с гербами России и города Антверпен. Этот диск одновременно являет собой географическую карту и сургучную печать законодателя европейской геополитики. Любопытный эффект возникает при движении вокруг скульптуры — сколько бы раз вы ни обходили фигуру, вам захочется сделать это ещё раз. Причина желания продолжать движения в том, что перед Вами не просто бронзовый истукан — фигура динамична. Эффект достигается тем, что у императора одна рука на двадцать сантиметров длиннее другой. При том, что внешний вид царя совершенно гармоничен.
1 из 3
4
Следом мы направились по набережной реки Шельда к замку Стен. Набережная из складкой превратилась в музейную, хотя сами здания складов или даже рельсы для кранов не были снесены
1
Замок увы был весь в лесах — закрыт на длительную реконструкцию. Замок был построен в XIII веке и позволял контролировать реку Шельда, у которой и был возведен. В период между 1303 и 1827 годами использовалася в качестве тюрьмы. Большая часть замка и множество старинных домов, включая старейшую церковь города, были снесены в XIX веке при спрямлении реки для борьбы с её обмелением.
2
В настоящее время в замке расположен Национальный музей мореплавания (Nationaal Scheepvaartmuseum). В 1963 году перед входом в замок был поставлен памятник Длинному Вапперу, персонажу антверпенского фольклора, который оказался «за решеткой»
4
4
Следом мы прошли к главной площади города, и увы оказалось, что и ратуша тоже вся в лесах, возможно это хитрый план ведения ремонтных работ зимой по большим расценкам, или же расчет что туристический поток на Новый год все же меньше чем летом — неизвестно.
4
По этой же причине без главной доминанты — ратуши площадь не очень-то и впечатляет, хотя дома Гильдий все же великолепны. В 70-х годах 16 века во время «Испанской ярости» довольно много зданий Антверпена были разгромлены испанцами. Лишь дома под номерами: 40, 24 и 38 сохранили свою оригинальную архитектуру. Основная часть зданий сочетают в себе черты сразу двух стилей — готический и ренессанс, типичный для Нидерландов.
4
Одним из домов, построенных испанцами является строение под номером 7. «Испанский дом» возведенный в 1582 году находился во владении гильдии арбалетчиков. Фасад дома украшен статуей Святого Георгия Победоносца, который занес свое копье, чтобы повергнуть змея. Автором этой скульптурной композиции стал мастер Жозеф Ламбо.
1
Повезло, но главный символ города статуя Брабо все же был не в лесах. По имени героя-римского воина отрубившему руку великану назван знаменитый род герцогов Брабантских, правивших Фландрией и собственно Брабантом. Рядом же находится площадь Перчаточного рынка (Handschoenmarkt), тоже с памятником Брабо, но в меньших масштабах.
2
Два прикрытых брусчаткой как одеялом собачка и мальчик это памятник Нелло и его верному псу Патрашу, которого мальчик спас от смерти. Об их дружбе поведала в своем романе Мария Луиза-де ла Раме под псевдонимом Уида еще в 1872 году. Нелло хорошо рисовал и хотел увидеть триптих Рубенса, который художник заканчивал для церкви Богородицы, за вход надо было заплатить, а у мальчика не было денег.
Приняв участие в конкурсе художников, мальчик хотел получить денежный приз, но он достался другому. Перед Рождеством дедушка умер, и в отчаянии мальчик направляется вместе со своим другом к Антверпенскому храму. Голодные и холодные, они с Патрашем к своему удивлению видят открытую дверь и заходят в собор. На следующее утро их тела находят там замерзшими перед триптихом Рубенса.
2
Одна из статуй на самом деле человек.
3
Мы зашли в собор Богоматери с полотнами Рубенса, но там была служба и не пускали к полотнам, ждать было долго и мы издали посмотрев на полотна пошли дальше гулять по городу.
Собор Антверпенской Богоматери заложен в 1352 году, и, хотя первый этап закончен в 1521 году, строительство собора по сей день считается «незавершённым». Спроектирован в готическом стиле архитекторами Жаном и Петером Амелями. Соборная колокольня-беффруа в числе многих подобных памятников входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Антверпенский собор многократно ремонтировался и заново обставлялся, впитывая в себя черты новых эпох. Из оригинального интерьера почти ничего не сохранилось. Во время иконоборческих восстаний времен Реформации пострадала большая часть интерьера. Витражи, статуи, памятники, десятки алтарей, усыпальниц, могил и святынь осквернены и разрушены десятками кальвинистов, навсегда утрачены многие картины и реликвии, от оригинального убранства осталось только изображение Мадонны из мрамора XIV века и несколько старинных фресок, свидетельствующие о поздней готической структуре здания. Позднее Собор восстановлен в стиле барокко и, спустя век, снова достиг былой красоты, только уже в неоготическом стиле. Интерьер церкви множество раз воссоздавался заново и это именно то, что делает её такой особенной: в церковном убранстве переплетены элементы самых разных стилей: готика, барокко, рококо, ренессанс и неоготика.
1 из 9
1
Следующим номеров в плане который пошёл наперекосяк была смотровая площадка в музее Строма. Антверпен достаточно интересный город, в котором старые здания перемешаны с новыми, но в другой пропорции чем Гент или Брюссель. Тут значительно больше старых зданий чем в Брюсселе, но гораздо меньше, чем в Генте.
2
Музей «ан де Стром» (Museum aan de Stroom, то есть «музей на реке», сокр. MAS) — музейный комплекс в городе Антверпен, открытый для посещения в 2011 году. Место, где сейчас расположен музей, обжито давно. Здесь стоял величественный Ганзейский дом немецких купцов (так называемый Восточный дом). Именно сюда приходили парусники и лодки с зерном, вывезенным из Прибалтики и славянских земель. Дом имел четырехугольный внутренний двор с аркадами, а парадный фасад украшала башня с барочными крышами и шпилем.
Ганзейский дом обветшал и использовался в качестве казарм, военного госпиталя. Часть помещений даже стали протестантским храмом. Во время захвата Антверпена воинами Наполеона в 1794, здание снова служило казармой. В 1880 г. сооружение приобрел муниципалитет города и устроил там склады зерна. В 1893 году сооружение настолько пострадало от пожара, что его пришлось снести. Пепелище вновь застроили складом для зерна. Но затем место освободили для музея Museum aan de Stroom.
3
Музей позиционирует себя как художественный и музей пароходства. Музейные коллекции активно пополняют, чему способствует порт и торговля произведениями искусства. Музей уже имеет несколько частных и государственных собраний, где есть произведения разных стран мира, музейные коллекции Этнографического музея. Среди них — археологические находки, произведения из камня, терракоты, ювелирные украшения и т. п. Общее количество артефактов по состоянию на 2010 год — 6000.
1
Морская тематика мне интересна, но времени посещать музей не было, и я сразу направился к смотровой площадке. Туда ведут 8 эскалаторов каждый на этаж по сторонам квадрата, и небольшой подъем пешком на крышу.
1 из 2
3
Вид на Антверпен впечатляющий, но музей довольно далеко от центра, да и погодка подкачала (хорошо хоть без тумана). Еще забавно — я думал, что замёрзну на крыше, но её подогревают тепловым воздушным потоком, а хоть вокруг и стеклянное ограждение на каждой стороне сделан круглый вырез через которые можно сделать красивые снимки.
1 из 3
2
В Антверпене сохранилось много домовых фигур, и вообще много всяких инсталляций.
2
Последним пунктом прогулки по Антверпену стал самый старый дом, но из-за особенностей улицы сфотографировать его нормально не получилось (дом по центру). После этого мы пошли по направлению к вокзалу, но не улицей Мейр, а маленькими улочками, по пути фотографируя красоты города.
1 из 7
2
Чем дальше от центра города тем меньше старины, и больше новодела, но старые дома все равно остались, в разных причудливых встройках в городскую среду.
Резюмирую — из-за вечной стройки мне не удалось познакомится с городом, а сырая погода внесла коррективы в восприятие города. В итоге Антверпен показался мне обыденным и не привел меня ни в какой восторг после Брюгге и Гента. А самым интересным зданием города я считаю вокзал Антверпена. Вот как то так…