Поскольку лучшее лекарство — это сон, то спать легла рано. Пусть этот неудачный день побыстрее закончится, а новый настанет лучше прошедшего.
Будильник прозвенел в 6:30 по Красноярскому времени, то есть в 2:30 по Москве — прямо скажем, ранний подъем в отпуске.
На удивление травмированная рука спать не мешала — мазь, повязка и усталость свое дело сделали. Теперь предстояло определиться с культурной программой на день.
Завтрак начинался в 7 утра в кафе на первом этаже гостиницы.
Поскольку одной левой рукой все получалось очень медленно, то запас времени мне был нужен, чтобы оценить свое состояние, которое было отнюдь не безнадежное, особенно если учесть, что накануне вечером мне даже удалось одной рукой мылом постирать футболку.
Первой проблемой было одеться, второй — спуститься вниз по ступенькам, поскольку ноги категорически отказывались сгибаться после ударного трекинга по Столбам. К концу второго пролета я поняла, что спускаюсь с болью в мышцах, но уже вполне нормально. Значит сегодня надо побольше ходить, чтобы мышцы быстрее пришли в норму.
Третьей проблемой оказалось принести чай себе за столик — пришлось сделать 2 челночных рейса. Есть левой рукой я умею.
Итого, все проблемы оказались вполне решаемыми.
Пока жду официантку, которая принесет завтрак, прикидываю планы на день.
У меня есть все стыковки транспорта на выходные дни для поездки в Дивногорск. Сегодня воскресенье, и больше выходных здесь не будет. Значит надо ехать.
Электричка от вокзала отходит в 9 с небольшим, до вокзала идет автобус. Итого, если выйду в районе 8 утра, то точно успею доехать и купить билеты.
Экстрима не предвидится — буду неспеша гулять по городу. В путь!
В маленький рюкзак привычно кидаю питье и легкую ветровку на случай дождя. На шею зачем-то вешаю фотоаппарат — авось пригодится. До остановки автобуса идти минут 7. Остановку на той стороне, куда приходят автобуся с вокзала, я вижу, а напротивоположной стороне остановки нет! Шо, опять?!
Спокойно. Я же собиралась в Дивногорск ехать на теплоходе, а возвращаться на электричке. Поэтому и остановку смотрела для дороги с вокзала. А сейчас мне нужно на вокзал. Подхожу в людям, стоящим на противоположной стороне и спрашиваю, как на вокзал доехать и где остановка, а мне отвечают, что эта улица односторонняя, а остановка на параллельной находится. Но сегодня выходной, а по выходным эта параллельная улица становится пешеходной. Поэтому лучше идти на следующую параллельную — по ней точно сегодня автобусы ходят.
Времени у меня много, пройти 2 квартала вообще не проблема. Главное, без отмашки, поскольку рука-то побаливает.
Остановку через 2 квартала нашла практически сразу и доехала до вокзала на первом же автобусе.
Утро, народу мало. Желтый вокзал просто сияет на утреннем солнышке. Лезу за фотоаппаратом, и понимаю, что достать его правой рукой я не могу. Достаю левой, но дальше дело не идет, правая рука предательски болит и не позволяет даже прицелиться.
Сейчас времени приспосабливаться нет — надо успеть купить билеты и сесть на поезд, а там что-нибудь придумаем.
Красноярск любит удивлять — это я уже поняла. Но в кассе у меня был легкий шок. До Дивногорска порядка 40 км, электричка едет примерно час. Билеты беру туда и обратно. Мне озвучивают цену — 54 рубля! У них автобус по городу 32 стоит!
До отправления остается 10 минут, а нужно еще нужный путь найти.
Иду за потоком людей — все как раз на эту электричку спешат. И тут небольшая засада — высокая ступенька. Но одна-то рука у меня здоровая!
Электричка современная, даже с туалетами. В Подмосковье далеко не все такие — дочка в Дубне училась, знаем, ездили.
Сажусь так, чтобы в окно был виден Енисей, после того, как мы на правый берег переедем. Но опять сюрпризы — поезд переезжает на правый берег, а потом едет в противоположную сторону! Спокойно, смотрим, что будет дальше.
А дальше все было очень посто: часть людей вышли на Правом берегу, часть зашли, машинист перешел из головы поезда в хвост, и состав благополучно поехал в Дивногорск. Енисей остался от меня через проход.
Ладно, я половину этого пути с теплохода видела.
В Дивногорске тоже платформа низкая, на уровне земли, поэтому при спуске пришлось покорячиться. А дальше — вперед в горку в поисках автостанции и остановки автобуса 101, который идет в сады мимо моста, с которого видно плотину Красноярской ГЭС.
Навигатор исправо вывел на автостанцию. Здесь опять очередь, и опять отошедшие, поиски за кем занять и как совмещать раздвоившийся хвост. И все это с легкими упреками, разговорами за жизнь и ответами на вопрос «как дела». Меня вся эта история просто умиляла — настолько все доброжелательные. Такое впечатление, что очередь — это просто повод пообщаться.
Видя мою забинтованную руку, меня усадили на сиденье. Соседка принялась рассказывать про известных людей в городе, да так, что я чуть мост не проехала. Спасибо водителю, что высадил уже после моста.
Ну что ж, пора к фотоаппарату приспосабливаться. Не вынимая его из сумки, накидываю ремень на шею, чтобы не выронить ненароком — новый, жалко, если разобью, а с ним еще только обращаться учусь. Оказывается, что при определенном положении руки я его даже держать могу и кнопку нажать — значит будет что потом показать домочадцам.
Первым делом иду к середине моста, откуда плотина видна во всей красе.
Конечно, хотелось бы застать плотину в момент водосброса, но это практически нереально.
Cтроительство Красноярской ГЭС велось с 1956 по 1972 г. по проекту Ленинградского отделения института «Гидроэнергопроект».
Сооружение плотины было объявлено ударной комсомольской стройкой.
Вот вехи строительства плотины — первой плотины на Енисее:
В 1956 году для гидростроителей на месте Знаменского скита начали сооружать город Дивногорск.
С 1956 по 1958 годы проводилась комплектация строительными кадрами, оснащение механизмами и транспортными средствами, строительство временного жилья, складов, дорог и линий электропередачи.
8 августа 1959 года в перемычки котлована первой очереди были отсыпаны первые кубометры скальной породы. Все строительные работы велись под защитой земляных перемычек. На первом этапе была построена водосбросная плотина и часть глухой левобережной плотины, а работы в правобережном котловане начались после перекрытия Енисея.
Укладка бетона в водосливную часть плотины Красноярской ГЭС началась 10 августа 1961 года, а уже 25 марта 1963 года более 150 МАЗов и КрАЗов с бетонными глыбами и скальной породой повели наступление на реку — за шесть с половиной часов, вместо двух суток по графику, Енисей был перекрыт.
Поздравления с этим событием в адрес гидростроителей шли еще долгое время со всех концов мира. Дивногорцы получали телеграммы со станций «Северный полюс — 10» и «Восток», из США и Канады, Китая, Японии.
В 1965 году теплоход «Красноярский рабочий» привел в Красноярск из Дудинки морской лихтер «Лодьма» с первой турбиной для Красноярской ГЭС. Лихтер — это разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно с водонепроницаемым люковым закрытием. Проще говоря, плавучий контейнер.
В ноябре 1967 года были запущены первый и второй гидроагрегаты Красноярской ГЭС.
В 1968 году в эксплуатацию были введены три гидроагрегата, в 1969 — четыре гидроагрегата. В 1970 году, на 100 дней раньше срока, был введен в эксплуатацию 10-й гидроагрегат.
В 1971 года в эксплуатацию введены два последних — 11-й и 12-й — гидроагрегата Красноярской ГЭС.
26 июля 1972 г. Государственная комиссия приняла в постоянную эксплуатацию с оценкой «отлично» Красноярскую ГЭС.
В настоящее время Красноярская ГЭС входит в 10 крупнейших ГЭС мира: мощность 6000 МВт, высота плотины — 124 метра, длина плотины — 1065 метров.
Рядом находится уникальное гидротехническое сооружение — судоподъемник. На всех других гидроэлектростанциях для преодоления плотины используется шлюзование. Когда провели расчёты, оказалось, что строительство судоходных шлюзов невыгодно из-за большого перепада высот — в случае строительства цепочка шлюзов растянулась бы почти до Красноярска (40 км от плотины ГЭС). Тогда и родился вот такой проект судоподъемника: судоподъемник поднимет судно на высоту 104 метра, чтобы «перебросить» его через плотину.
Для погрузки судна в подъёмник платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде. Судно транспортируется «на плаву».
Общая длина пути — полтора километра. Строительство началось в 1963 году и длилось более 10 лет.
Красноярский судоподъемник с 1982 года находится в постоянной эксплуатации. В советское время работал с начала навигации на Енисее весной до ее завершения осенью. Однако сейчас из-за падения грузооборота подъемник работает лишь один месяц в году, с 1 сентября до 1 октября, когда начинается вывоз сельскохозяйственной продукции с верховьев Енисея, из Хакасии.
Судоподъемник построен на скальном основании. Судовозные пути располагаются на железобетонных балках и эстакадах.
А еще с моста наблюдала, как коршун пытается снять с крючка рыбку у рыбаков: они вытягивают спининг, а коршун прицеливается.
Вообще коршнов много и в Красноярске, но в Дивногорке их существенно больше. А как красиво они парят!
Мост просто идеальная площадка — они над самой головой летают. Иногда из-под моста выныривают — спинка у них рыже-коричневая. Жаль моей проворности не хватило сделать снимок, когда он совсем близко подлетал.
До возвращения автобуса у меня было порядка часа, поэтому успела спуститься к воде.
А потом побрела на остановку на другую сторону моста.
На правом берегу оказалась форелевая ферма.
Солнце палило нещадно, поэтому в оставшееся время укрылась в тени остановки.
Автобус пришел строго по расписанию.
Сам Дивногорск на меня довольно унылое впечатление произвел, поэтому желания гулять не возникло. Но Енисей прекрасен, поэтому поспешила на набережную.
А чтобы выйти на набережную, надо спуститься по длинной лестнице — ножки, привет!
Железную дорогу, проходящую по береу отсюда даже не видно — она далеко внизу.
А набережная еще ниже.
В сквере стоит памятник первостроителям в виде палатки.
Выхожу к набережной и проникаюсь завистью к жителям города — вот у них эта красота постоянно из окон видна!
Набережная роскошная и тянется на несколько километров.
Я тоже хочу вот так качаться и смотреть на реку, но опасаюсь за руку.
К тому же солнышко на качелю светит, а оно ох какое сильное. Нахожу свободную скамейку в тени — вид тоже хороший.
Заодно хорошо видно, как коршуны рыбу ловят. Долго кружат они над рекой, потом стремительно падают вниз, лишь на мгновение касаясь воды ногами. Видела всего штуки 3 «падения» — каждый раз птицы улетали с рыбкой в когтях.
Внизу причал, с которого катают по Енисею на моторках.
Во мне здравый смысл отчаянно борется с авантюризмом — катер, прохладный ветер в лицо, брызги, скорость! Но победила осторожность — вчера уже поэкстремалила.
Поэтому сегодня — неспешные прогулки по набережной в тени деревьев.
Есть большая площадь, где есть место для фотографирования и где дети и взрослые катаются на роликах и самокатах. По краям стоят кафешки, которые весьма востребованы. Но меня более тихие уголки привлекают.
А вот и детская горка. Съехать с нее быстро, а вот путей наверх несколько — «скалодром», веревка с узелками или в обход до лестницы. Как вы понимаете, по лестнице дети не поднимаются — есть более быстрый путь.
Вот так и формируется сибирский характер.
А еще в киосках мороженого продают молочные коктейли — мне очень понравилось так обедать в жару. Вот так и ходила по тенечку, коктейль потягивая, да на коршунов любовалась, пока не пришло время идти на электричку. А это опять лестницы — ножки, как вы?
На обратном пути с тем, на какую сторону садиться в вагоне, уже не ошиблась.
На смотровую к Царь-рыбе решила не ходить — это почти 2 км километра в гору по дороге, а потом ловить маршрутку или возвращаться назад в Слизнево, потому что остановок поблизости нет. А ноги-то еще не ходят…
Решено, сегодня щадящий режим — еду до Красноярска. Зато до гостиницы — пешком, а то я еще город толком не видела.
А вокзал я все-таки щелкнула, хотя утром он мне больше понравился.