Начало смотри: Июльская прогулка по Волгограду. Часть 1. В окрестностях музея «Память».
Иду дальше по проспекту Ленина.
Начало смотри: Июльская прогулка по Волгограду. Часть 1. В окрестностях музея «Память».
Иду дальше по проспекту Ленина.
Фактически я иду от конца к началу проспекта Ленина. После площади Павших Борцов попадаю в сквер Карла Маркса.
Первым здесь мне встретился Лётчик, защитивший родной Сталинград и зажегший Вечный огонь в Пантеоне Славы на Мамаевом кургане, я этот памятник в сентябре 2013 года уже видел.
Не могу не остановиться на интересных исторических фактах. Часть проспекта от его начала на улице Краснознаменская до площади Павших Бойцов появилась на месте разрушенной в 1820-х годах городской крепостной стены. Здесь долгое время был огромный пустырь, совершенно неприглядного вида. К концу XIX века городская управа решило озеленить эту место, был заложен Александровский сквер, ведь тогда проспект назывался Александровской улицей. Так появилась современная структура проспекта Ленина со сквером в середине и двумя проездами по краям сквера.
После революции сквер был переименован в сквер Карла Маркса, в нём появился бюст Карлу Марксу, которого ныне нет, также как и больших гипсовых медведей, по спинам которых любили скатываться дети. Зато есть еще один памятник Ленину.
Я двигался по проспекту Ленина достаточно хаотично, рассматривая здания и памятники.
На углу площади Павших Борцов и проспекта Ленина находится здание в котором сейчас располагается Волгоградский медицинский университет.
Хотя само здание было построено в конце 1950 года, но на нём в 1951 году была размещена мемориальная доска бронзового литья, повествующая о событиях 1943 года, на которой написано: «Здесь 31 января 1943 года войска Донского фронта под командованием генерал-полковника Рокоссовского завершили разгром южной группы немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда, и водрузили Красное знамя Победы».
Автор памятной доски — художник Ф.Андреев.
Во время войны Сталинград был практически полностью разрушен, но сохранилась фотография советского воина с Красным знаменем, сделанная на этом месте 31 января 1943 года советским фотографом и фоторепортером Георгием Анатольевичем Зельмой (наст. фамилия Зельманович, 1906- 1984).
Его самые известные фотографии были сделаны во время Сталинградской битвы, где он сражался вместе с воинами-сталинградцами в 1942 -1943 годах.
Построенное после войны здание предназначалось для областной высшей партшколы. Авторами его проекта В. Н. Симбирцев и Е. О. Левитан, получившие за него Ленинскую премию.
Про Ефима Иосифовича Левитана (1915 — 2007) я уже упоминал в материале Голос Совинформбюро — враг номер один для Гитлера, им же построен ресторан «Маяк».
Василий Николаевич Симбирцев (1901–1982) был главным архитектором Сталинграда в 1944–1959 годах. Современным видом Аллеи Героев, Площади Павших Борцов, Центральной набережной горожане обязаны ему, создавшему проекты этих известных достопримечательностей города-героя.
Часть архитектурных украшений здания дожило до наших дней.
Это барельефы Маркса, Энгельса и Ленина.
А вот барельеф Сталина убрали в ноябре 1961 года. Тогда же тщательно замазали имя Сталина на барельефах вдоль карниза здания, представляющих собой открытую книгу, где на первой странице было имя Ленина, а на второй — имя Сталина.
В 1960 году здание было передано медицинскому институту.
19 сентября 2005 года перед его главным входом медицинского университета был открыт памятник медикам Царицына-Сталинграда-Волгограда.
Автор памятника является заслуженный художник России Сергей Александрович Щербаков. Кстати, уроженец города Саратова.
Обычно памятники ставятся «спиной» к зданиям и «лицом» к проезжей части, этот памятник установлен наоборот. Мне почему-то вспомнилась, возможно не к месту, русская народная сказка: «Избушка, избушка — встать ко мне передом, а к лесу задом». Уж больно аналогия напрашивается.
Продолжаю движение по правой стороне проспекта Ленина.
В этом здании располагается Волгоградская областная администрация.
Находится она в здании, соединенном из двух дореволюционных.
Ближе к нам — бывшее здание Реального училища, построенное купцом Михаилом Андреевичем Божесковым в 1880–1881 годах.
Здание, как и город в целом, не понравилось Петру Ильичу Чайковскому, когда он в мае 1887 года побывал в Царицыне: «Этот город мне не понравился. Странно как-то! Например, на огромной, пустынной, немощённой площади, на коей ноги утопают в песке, вдруг огромный дом на венский лад».
Помещения в здании постоянно сдавались в наём. Здесь квартировали разное время театр, Царицынское отделение Азовско-Донского банка, нотариус. В 1907 году сюда въехало Реальное училище. После революции здесь разместился профсоюзный Дворец Труда.
Во время войны здание было очень разрушено.
Второй составляющей частью стало здание первой мужской гимназии, которая была открыта в Царицыне в 1875 году. Здание до революции кроме гимназии никем не использовалось.
Гимназия была закрыта в 1918 году.
Летом-зимой 1919 году в здании располагался штаб и ставка барона Врангеля, здесь им в июне 1919 года принимался парад войск. Во время Великой Отечественной войны здание гимназии было мало разрушено.
Было принятно решение объединить два здания, чтобы построить помещение для обкома КПСС.
Что и было сделано в 1950–1953 годах, о чем повествует мемориальная табличка
на части здания на углу улицы Ленина и проспекта Ленина.
С левой стороны проспекта Ленина находится здание областного суда, построенное в 1953 году на месте здания суда, построенного в 1917 году и разрушенного во время Сталинградской битвы.
По другую сторону улицы Ленина от сквера Карла Маркса находится сквер Маргариты Агашиной. Раньше он назвался Октябрьским. В скверике мне вновь встретись проволочные фигурки, на этот раз лошадей.
Обратите внимание на здание позади памятника.
Это бывшее здание Земской управы, которое было построено в 1916 году. В 1920 году здесь разместился Царицынский губисполком, затем другие организации и учреждения. Во время Сталинградской битвы пострадало, но было восстановлено. В здании управы разместился городской совет, потом Дворец пионеров. В 1982 году в Волгограде было построено новое здание под Дворец пионеров и сюда перебрался вечный бродяга культурной жизни — областной краеведческий музей.
Музей был основан в 1914 году, сначала попутешествовал по Царицыну-Сталинграду, дважды терял материалы своих экспозиций, во время Гражданской и Великой Отечественной войн. В 1942 году музей покинул областной центр и квартировал по различным населённым пунктам области вплоть до 1954 года. А потом получил новое здание, где и находится по сию пору.
Вторым помещением краеведческого музея является здание бывшего Волжско-Камского коммерческого банка, основанного в 1870 году со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге.
В соответствии со своим названием им была предпринята работа по созданию филиальной сети в Поволжье и Предуралье. Царицынская городская дума продала в 1876 году место под строительство здания банка, обязав его засыпать и выровнять за свой счёт овраг напротив этого места. В результате в 1879 году появилось здание банка. В 1918 году банк был национализирован. После войны здани е было восстановлено.
Слева от сквера Агашиной располагается Дворец Культуры профсоюзов, построенный в 1957 году.
Над центральным входом на фронтоне помещён лозунг «Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства».
Если пройти от ДК профсоюзов чуть дальше по проспекту Ленина, но можно увидеть интересные барельефы на здании.
В начале проспекта Ленина стоит гигантский памятник основателям Царицына.
Появился памятник в 1989 году к 400-летию со дня официального основания города. Авторы: скульпторы Томаров А.И., Юшин Ю.Ф. , архитектор Садовский О.Б.
Считается, что основали город три воеводы: Григорий Осипович Засекин, Роман Васильевич Олферьев и Иван Офонасьевич Нащокин.
По крайней мере так указано в грамоте московского царя Фёдора Иоанновича. Дата подписания грамоты, 2 июля 1589 года, и считается датой основания «Острога на Переволоке».
Об этом можно прочитать на обратной стороне памятника.
На стилизованной грамоте написано: «Наш город родной! Идут столетия, но не меркнет твоя героическая слава, никогда не уйдет она из памяти народной. Далеким предкам нашим и современникам, тем, кто трудился на благо Отечества и сражался за его свободу — стойким и отважным, прославленным и безымянным в год 400-летия Волгограда низкий поклон, наша любовь и память».
На сургучных печатях подписи: «Скульпторы Томаров А.И., Юшин Ю. Ф. Архитектор Садовский О.Б.», «Художественный фонд. Волгоград».
На памятнике изображены два стрельца. Почему стрельцы — понятно, первыми жителями города они были. Но почему только два стрельца? Ведь отцов основателей было трое. Правда один из них, думный дворянин Олферьев, был в царской опале и был сослан на Волгу. Засекин был главный в этой троице и не ладил с Олферьевым, считавшему, что он по статусу главнее Засекина и не должен ему подчиняться. Может из-за этого?
Но более правдоподобной выглядит версия из очередной городской легенды, что стрельцов скульпторы лепили друг с друга и видимо решили, что третий им не нужен
Главнуб роль воеводы Засекина в этой троице, помимо царя, лишний раз подчеркнули городские власти, открывшие через двадцать лет отдельный памятник Григорию Осиповичу Первый воевода Царицына.
А опалу царь снял с Олферьева в 1590 году, незадолго до смерти воеводы.
Уже после проспекта, справа от стрельцов 7 декабря 2010 года в Волгограде появилась «Подкова счастья».
Среди многих российских памятников появился еще один, исполняющий Ваши мечты. Подойдите к подкове, а лучше пройдите через неё, загадав желание, и дотроньтесь до «крыльев» или «рогов» подковы, как кому больше нравится их называть. Желание Ваше непременно сбудется.
Славяне часто вешали на входом в дом подкову на счастье и именно в таком положении — рогами вверх. Только тогда подкова обеспечивала дом — полную чашу.
В своё время великого датского физика Нильса Хенрика Давида Бора спросили — зачем он повесил на дверь подкову, ведь он не верит в приметы. Ответ был просто великолепен: «Мне сказали, что подкова приносит счастье, даже если в нее не веришь!»
Рядом с подковой стоит большой кованный сундук, в таких в старину хранились различные нужные для хозяйства вещи.
Сундук символизирует, по замыслу автора памятника, счастье и благополучие в семейной жизни. Поэтому не стесняйтесь во время поездки в Волгоград прикосновения к счастливой подкове. Никто Вас за это не съест.
Придумал подарок для родного города волгоградский драматург, режиссёр и краевед Войтов Юрий Алексеевич, а исполнил в металле А. А. Мещеряков.