Две эти византийские церкви объединены в одном рассказе в силу нескольких причин, важнейшей из которых является наличие в них хорошо сохранившихся мозаик начала 14-го века, периода так называемого «Палеологовского возрождения». Ни до, ни тем более после, таких хороших мозаик в Византии больше не создавали. Второе, что эти храмы объединяет — угроза закрытия этих мозаик для публичного доступа. Оба храма сейчас объявлены мечетями, в них проводятся масштабные ремонтные работы и дальнейшая судьба мозаик не объявлена. Когда-то их кропотливо отреставрировали (главным образом американцы) в надежде сделать достоянием всего человечества, но у турецких властей, похоже, сейчас изменилось мнение на этот счёт. Поэтому, хотя мы и не смогли из-за ремонта попасть ни в одну из этих церквей во время последней поездки в Стамбул в апреле, я решил написать про них, воспользовавшись либо своими старыми фотографиями (Хора), либо снимками из интернета (Паммакаристос). Без этих храмов мой экскурс в византийское наследие Стамбула был бы решительно неполным.
Церковь Хора
Церковь Христа Спасителя в Хоре (сокращённо — Хора) расположена недалеко от Адрианопольских ворот (Edirnekapi) в стене Константинополя и является вторым по значимости из уцелевших византийских храмов после Святой Софии. В ней сохранились великолепные мозаики и фрески 14-го века, отнесённые к памятникам Всемирного наследия Юнеско. «Хора» означает «за городом», «в деревне», в связи с чем храм иногда называют «Церковью Христа Спасителя в Полях» (по аналогии с лондонским St. Martin-in-the-Fields). Церковь действительно изначально была «загородной», поскольку находилась за пределами первых городских стен, возведённых ещё императором Константином. Потом, правда, она оказалась внутри стен Феодосия, но название сохранилось без изменений.
Храм Христа Спасителя в Хоре - вид с востока.
Самая старая часть храма датируется 11-м веком, но современный вид здание приобрело в начале 14-го века, когда рядом с ним возникла императорская резиденция во Влахернах и статус церкви резко вырос. Тогда же (в 1315—1321 гг.) в храме были созданы дошедшие до наших дней великолепные мозаики и фрески. Их появлением мы обязаны человеку по имени Феодор Метеохит, который был великим логофетом (премьер-министром) при императоре Андронике II и инициировал перестройку и роскошную отделку Хоры. Будучи вторым человеком в государстве, он был при этом всесторонне образованным ученым, теологом и философом, оставившим после себя большое рукописное наследие. Последние годы жизни он провел в опале после дворцового переворота, но тем не менее был удостоен захоронения в Хоре, а в самой церкви его мозаичное изображение рядом с Христом находится на самом видном месте прямо над входом в главное помещение храма. Если таким образом он хотел сохранить память о себе на века, то своей цели он добился.
Внешний вид храма с запада с входом через экзонартекс.
Хотя судя по названию храм посвящен Христу, фактически мозаики описывают в больших подробностях как его жизнь, так и жизнь Богоматери. Де-факто это своеобразный спасо-богородичный храм, в котором в качестве действующих лиц присутствуют все персонажи, встретившиеся Христу и Деве Марии в их земной жизни и не только. Мозаики расположены в хронологической последовательности жизни главных героев и в дополнение к евангельским событиям иногда изображают чисто житейские сцены, совершенно не подкреплённые Священным Писанием («Ласкание Богородицы»). Любопытно, что по времени эти фрески соответствуют раннему итальянскому ренессансу Джотто, и своей жизненностью и реалистичностью чем-то напоминают творения великого итальянца.
Рис.1. План храма с основными его частями (наос, нартекс, экзонартекс, парэкклесий) и главными мозаиками: 1-Христос Пантократор; 2-Богоматерь Воплощение; 3-Феодор Метеохит перед Христом; 4-Деисус; 5-купол с Христом Вседержителем; 6-купол с Богоматерью с Младенцем; 7-купол с Богоматерью и ангелами; 8-Сошествие во Ад (фреска).
Судьба храма после падения Константинополя была нелёгкой. В 1511 году турки заштукатурили все изображения византийского периода, пристроили к зданию минарет, переделали купол и обратили церковь в мечеть Кахрие-джами. В 1945 году мечеть сделали музеем и в течение 13 лет в ней силами Византийского института Америки проводилось раскрытие фресок и их тщательная реставрация. В 1958 году Музей Кахрие открыли для публики, которая могла оценить всё великолепие находившихся там образцов византийского религиозного искусства. Но в 2020 году музей, несмотря на многочисленные протесты, снова сделали мечетью и мозаики закрыли. Мы успели побывать там в 2009 году и именно тогда были сделаны все фотографии, представленные ниже. Во время нашего последнего визита (в апреле 2022 г.) в храме был ремонт и дальнейшая судьба его мозаик была неизвестна.
Главный объём храма (наос) с выскобленной апсидой.
Наос (от греч. ναός — дом, жилище божества) — центральная часть византийского храма, увенчанная главным куполом. Обычно здесь бывают самые богатые мозаики и красивая роспись. В наосе Хоры большинство мозаик погибло и уцелели в повреждённом виде лишь два образа вокруг алтаря — Христа и Богоматери, а также Успение над входом. Зато сохранилась богатая отделка наоса мраморными плитами и рельефный фриз по верху стены.
Внутри алтаря установлен михраб в направлении Мекки.
Вид на дальнюю часть наоса с Успением Богоматери над входом. Видны мраморные рамки, в которых раньше находились мозаики.
Мозаики наоса крупным планом. Евангелие, которое держит Христос, открыто на словах: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
Мозаика «Успение Богородицы» выполнена в традиционном стиле. Христос держит в руках её душу, а вокруг собрались апостолы, святители и скорбящие жёны. Фото из интернета.
Нартекс (гр. νάρθξ) — пристройка прямоугольной формы с западной стороны храма. Отделялась от центральной части храма — наоса — стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов. Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то: оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и прочие. Позже в византийских храмах нартекс использовался для различных вспомогательных богослужений, там совершалось крещение и отпевание. В нартексе Хоры мозаики сохранились лучше всего и посвящены они в основном истории Богоматери.
Христос Пантократор над центральным проходом в нартекс (№1 на плане). Сверху слева - чудо в Кане Галилейской (превращение воды в вино), справа - умножение хлебов.
Богоматерь Воплощение с образом Младенца Христа во чреве (интернет). Мозаика находится напротив образа Христа Пантократора (№2).
Феодор Метеохит перед Христом с моделью церкви Хора - по центру нартекса (№3). Почему-то византийский вельможа изображён здесь в турецкой чалме.
Деисус (греч. - «моление») с Христом и Богоматерью в нартексе (№4).
В парусах над Деисусом сцены исцеления Христом.
Купол с Христом Вседержителем (№5). Вокруг Христа расположены 24 праотца от Адама до Иакова.
Купол с Богоматерью (№6). Вокруг Богоматери - 16 царей из дома Давидова и 11 пророков.
«Ласкание Богородицы» в нижней части снимка. Удивительно трогательный сюжет без какой-либо опоры в священных текстах. Родители Марии, Иоаким и Анна, играют со своей дочерью.
Благославление Марии первосвященниками (сверху). Ниже - процветший посох Иосифа, выбранного первосвященником Захарией в мужья Марии.
Введение Богоматери во Храм. Родители привели Марию в храм, где её встречает Захария.
Экзонартекс — внешняя открытая паперть, примыкающая к нартексу. В Хоре экзонартекс обращён к улице стеной с шестью арочными проёмами, пять из которых сейчас заложены, а через шестой сделан вход в храм (фото 2). Мозаики в экзонартексе посвящены истории рождения Христа и сотворённым им в земной жизни чудесам (которые продолжаются в нартексе).
Сон Иосифа и путешествие в Святого семейства из Назарета в Вифлеем.
Избиение младенцев по приказу царя Ирода.
Проповедь Иоанна Предтечи, предрекающего приход Христа.
Искушение Христа дьяволом в трёх эпизодах.
Последняя часть Хоры с южной стороны называется парэкклесий, что в переводе с греческого означает придел, часовня. Это единственная часть церкви, где декор выполнен в технике фрески, а не мозаики. Парэкклесий был изначально задуман как усыпальница, поэтому в его росписи преобладает тема Воскресения и Страшного Суда, а также образ Богоматери как главной заступницы рода человеческого на этом суде.
Парэкклесий - общий вид (интернет). В арках с обеих сторон находятся захоронения важных в своё время особ, в том числе ктитора церкви Хора Феодора Метохита (прямо за женщиной слева на фото).
Богоматерь с младенцем в медальоне (№7), окружённая двенадцатью ангелами.
Абсида парэкклесия (интернет). По низу абсиды стоят святые епископы в литургических облачениях.
Фреска «Сошествие во Ад» в конхе абсиды (№8). После распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, освободил заключённых там ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. На фреске Христос поднимает Адама и Еву за руки из их саркофагов, вокруг стоят ветхозаветные праведники. Фреска считается шедевром мирового уровня.
Сцена Страшного Суда. Христос в окружении Богоматери, Иоанна Крестителя и двенадцати апостолов вершит свой суд. Поток красной лавы в правом углу олицетворяет ад.
Святые: Василий Великий, Григорий Богослов и Кирилл Александрийский.
Церковь Богородицы Паммакаристос
Поздневизантийская церковь Богородицы Всеблаженнейшей («Паммакаристос») состоит из двух частей. Первая часть, датируемая 12-м веком и сейчас являющаяся мечетью Фетийе, была сильно переделана турками и утратила какие-либо византийские черты. Зато в южном приделе, а это небольшая крестово-купольная церковь с собственным входом, сохранились несколько прекрасных византийских мозаик. До недавнего времени это был музей, открытый в 2005 году, но сейчас храм находится на ремонте и что станет с фресками после его окончания, одному богу известно.
Внешний вид церкви Богородицы Паммакаристос. Первый снимок сделан в апреле 2022 года, когда случайно удалось проникнуть за забор вокруг ремонтируемой церкви, два последущих фото - из интернета.
После завоевания города турками в церкви Паммакаристос расположился Константинопольский патриархат, который оставался там вплоть до 1588 года. Тогда султан Мурад III отобрал церковь у христиан и обратил её в мечеть под названием Фетийе (Победа) по случаю завоевания Азербайджана. В главном храме мозаики сбили, но в приделе, к счастью, только замазали. Патриархат же переместился в храм Св. Георгия в Фенере, где и пребывает по сей день.
Главная часть церкви, переделанная в мечеть.
Южный придел был добавлен к храму в начале 14-го века как усыпальница важного византийского чиновника Михаила Тарханиота и его семьи. Существует даже легенда, что после завоевания Константинополя султан Мехмет-Завоеватель встречался в этом приделе с греческим патриархом Геннадием и долго расспрашивал его о сути христианской доктрины. Мозаики в Паммакаристос датируются началом 14-го века, то есть являются современницами мозаик Хоры. То, что осталось в этих двух церквях — лебединая песня византийского мозаичного искусства периода так называемого палеологовского возрождения.
Внутренний вид придела с мозаиками (здесь и далее фото интерьера церкви позаимствованы в интернете).
В нижней части придела мозаики не сохранились.
Зато вверху их осталось довольно много.
Вид снизу на купол с мозаикой.
Главными мозаиками являются Христос Вседержитель в куполе в окружении 12 ветхозаветных пророков, а также Христос «Наидобрейший» (Hyperagathos) в алтарной апсиде.
Христос Вседержитель с пророками в куполе.
Христос «Иперагаф» («Наидобрейший») в апсиде.
Из праздничных сцен, располагавшихся в верхней части храма, сохранилось лишь Крещение. Можно увидеть и Богородицу с Иоанном Предтечей и четырьмя архангелами, а также изображенных в полный рост многочисленных святителей. Поскольку попасть в церковь-музей нам не удалось, фото мозаик взяты из интернета. Не хотелось бы думать, что это уже единственный способ на них посмотреть.