Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 21:08
Снова в строю:)

Лебединая песня византийской мозаики: церкви Хора и Паммакаристос в Стамбуле

Стамбул — Турция Август 2009
23 34

Две эти византийские церкви объединены в одном рассказе в силу нескольких причин, важнейшей из которых является наличие в них хорошо сохранившихся мозаик начала 14-го века, периода так называемого «Палеологовского возрождения». Ни до, ни тем более после, таких хороших мозаик в Византии больше не создавали. Второе, что эти храмы объединяет — угроза закрытия этих мозаик для публичного доступа. Оба храма сейчас объявлены мечетями, в них проводятся масштабные ремонтные работы и дальнейшая судьба мозаик не объявлена. Когда-то их кропотливо отреставрировали (главным образом американцы) в надежде сделать достоянием всего человечества, но у турецких властей, похоже, сейчас изменилось мнение на этот счёт. Поэтому, хотя мы и не смогли из-за ремонта попасть ни в одну из этих церквей во время последней поездки в Стамбул в апреле, я решил написать про них, воспользовавшись либо своими старыми фотографиями (Хора), либо снимками из интернета (Паммакаристос). Без этих храмов мой экскурс в византийское наследие Стамбула был бы решительно неполным.

Церковь Хора

Церковь Христа Спасителя в Хоре (сокращённо — Хора) расположена недалеко от Адрианопольских ворот (Edirnekapi) в стене Константинополя и является вторым по значимости из уцелевших византийских храмов после Святой Софии. В ней сохранились великолепные мозаики и фрески 14-го века, отнесённые к памятникам Всемирного наследия Юнеско. «Хора» означает «за городом», «в деревне», в связи с чем храм иногда называют «Церковью Христа Спасителя в Полях» (по аналогии с лондонским St. Martin-in-the-Fields). Церковь действительно изначально была «загородной», поскольку находилась за пределами первых городских стен, возведённых ещё императором Константином. Потом, правда, она оказалась внутри стен Феодосия, но название сохранилось без изменений.

6
Храм Христа Спасителя в Хоре - вид с востока.
Храм Христа Спасителя в Хоре - вид с востока.

Самая старая часть храма датируется 11-м веком, но современный вид здание приобрело в начале 14-го века, когда рядом с ним возникла императорская резиденция во Влахернах и статус церкви резко вырос. Тогда же (в 1315—1321 гг.) в храме были созданы дошедшие до наших дней великолепные мозаики и фрески. Их появлением мы обязаны человеку по имени Феодор Метеохит, который был великим логофетом (премьер-министром) при императоре Андронике II и инициировал перестройку и роскошную отделку Хоры. Будучи вторым человеком в государстве, он был при этом всесторонне образованным ученым, теологом и философом, оставившим после себя большое рукописное наследие. Последние годы жизни он провел в опале после дворцового переворота, но тем не менее был удостоен захоронения в Хоре, а в самой церкви его мозаичное изображение рядом с Христом находится на самом видном месте прямо над входом в главное помещение храма. Если таким образом он хотел сохранить память о себе на века, то своей цели он добился.

3
Внешний вид храма с запада с входом через экзонартекс.
Внешний вид храма с запада с входом через экзонартекс.

Хотя судя по названию храм посвящен Христу, фактически мозаики описывают в больших подробностях как его жизнь, так и жизнь Богоматери. Де-факто это своеобразный спасо-богородичный храм, в котором в качестве действующих лиц присутствуют все персонажи, встретившиеся Христу и Деве Марии в их земной жизни и не только. Мозаики расположены в хронологической последовательности жизни главных героев и в дополнение к евангельским событиям иногда изображают чисто житейские сцены, совершенно не подкреплённые Священным Писанием («Ласкание Богородицы»). Любопытно, что по времени эти фрески соответствуют раннему итальянскому ренессансу Джотто, и своей жизненностью и реалистичностью чем-то напоминают творения великого итальянца.

2
Рис.1. План храма с основными его частями (наос, нартекс, экзонартекс, парэкклесий) и главными мозаиками: 1-Христос Пантократор; 2-Богоматерь Воплощение; 3-Феодор Метеохит перед Христом; 4-Деисус; 5-купол с Христом Вседержителем; 6-купол с Богоматерью с Младенцем; 7-купол с Богоматерью и ангелами; 8-Сошествие во Ад (фреска).
Рис.1. План храма с основными его частями (наос, нартекс, экзонартекс, парэкклесий) и главными мозаиками: 1-Христос Пантократор; 2-Богоматерь Воплощение; 3-Феодор Метеохит перед Христом; 4-Деисус; 5-купол с Христом Вседержителем; 6-купол с Богоматерью с Младенцем; 7-купол с Богоматерью и ангелами; 8-Сошествие во Ад (фреска).

Судьба храма после падения Константинополя была нелёгкой. В 1511 году турки заштукатурили все изображения византийского периода, пристроили к зданию минарет, переделали купол и обратили церковь в мечеть Кахрие-джами. В 1945 году мечеть сделали музеем и в течение 13 лет в ней силами Византийского института Америки проводилось раскрытие фресок и их тщательная реставрация. В 1958 году Музей Кахрие открыли для публики, которая могла оценить всё великолепие находившихся там образцов византийского религиозного искусства. Но в 2020 году музей, несмотря на многочисленные протесты, снова сделали мечетью и мозаики закрыли. Мы успели побывать там в 2009 году и именно тогда были сделаны все фотографии, представленные ниже. Во время нашего последнего визита (в апреле 2022 г.) в храме был ремонт и дальнейшая судьба его мозаик была неизвестна.

6
Главный объём храма (наос) с выскобленной апсидой.
Главный объём храма (наос) с выскобленной апсидой.

Наос (от греч. ναός — дом, жилище божества) — центральная часть византийского храма, увенчанная главным куполом. Обычно здесь бывают самые богатые мозаики и красивая роспись. В наосе Хоры большинство мозаик погибло и уцелели в повреждённом виде лишь два образа вокруг алтаря — Христа и Богоматери, а также Успение над входом. Зато сохранилась богатая отделка наоса мраморными плитами и рельефный фриз по верху стены.

4
Внутри алтаря установлен михраб в направлении Мекки.
Внутри алтаря установлен михраб в направлении Мекки.
4
Вид на дальнюю часть наоса с Успением Богоматери над входом. Видны мраморные рамки, в которых раньше находились мозаики.
Вид на дальнюю часть наоса с Успением Богоматери над входом. Видны мраморные рамки, в которых раньше находились мозаики.
5
Мозаики наоса крупным планом. Евангелие, которое держит Христос, открыто на словах: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
Мозаики наоса крупным планом. Евангелие, которое держит Христос, открыто на словах: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
6
Мозаика «Успение Богородицы» выполнена в традиционном стиле. Христос держит в руках её душу, а вокруг собрались апостолы, святители и скорбящие жёны. Фото из интернета.
Мозаика «Успение Богородицы» выполнена в традиционном стиле. Христос держит в руках её душу, а вокруг собрались апостолы, святители и скорбящие жёны. Фото из интернета.

Нартекс (гр. νάρθξ) — пристройка прямоугольной формы с западной стороны храма. Отделялась от центральной части храма — наоса — стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов. Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то: оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и прочие. Позже в византийских храмах нартекс использовался для различных вспомогательных богослужений, там совершалось крещение и отпевание. В нартексе Хоры мозаики сохранились лучше всего и посвящены они в основном истории Богоматери.

5
Христос Пантократор над центральным проходом в нартекс (№1 на плане). Сверху слева - чудо в Кане Галилейской (превращение воды в вино), справа - умножение хлебов.
Христос Пантократор над центральным проходом в нартекс (№1 на плане). Сверху слева - чудо в Кане Галилейской (превращение воды в вино), справа - умножение хлебов.
6
Богоматерь Воплощение с образом Младенца Христа во чреве (интернет). Мозаика находится напротив образа Христа Пантократора (№2).
Богоматерь Воплощение с образом Младенца Христа во чреве (интернет). Мозаика находится напротив образа Христа Пантократора (№2).
5
Феодор Метеохит перед Христом с моделью церкви Хора - по центру нартекса (№3). Почему-то византийский вельможа изображён здесь в турецкой чалме.
Феодор Метеохит перед Христом с моделью церкви Хора - по центру нартекса (№3). Почему-то византийский вельможа изображён здесь в турецкой чалме.
5
Деисус (греч. - «моление») с Христом и Богоматерью в нартексе (№4).
Деисус (греч. - «моление») с Христом и Богоматерью в нартексе (№4).
5
В парусах над Деисусом сцены исцеления Христом.
В парусах над Деисусом сцены исцеления Христом.
6
Купол с Христом Вседержителем (№5). Вокруг Христа расположены 24 праотца от Адама до Иакова.
Купол с Христом Вседержителем (№5). Вокруг Христа расположены 24 праотца от Адама до Иакова.
6
Купол с Богоматерью (№6). Вокруг Богоматери - 16 царей из дома Давидова и 11 пророков.
Купол с Богоматерью (№6). Вокруг Богоматери - 16 царей из дома Давидова и 11 пророков.
5
«Ласкание Богородицы» в нижней части снимка. Удивительно трогательный сюжет без какой-либо опоры в священных текстах. Родители Марии, Иоаким и Анна, играют со своей дочерью.
«Ласкание Богородицы» в нижней части снимка. Удивительно трогательный сюжет без какой-либо опоры в священных текстах. Родители Марии, Иоаким и Анна, играют со своей дочерью.
6
Благославление Марии первосвященниками (сверху). Ниже - процветший посох Иосифа, выбранного первосвященником Захарией в мужья Марии.
Благославление Марии первосвященниками (сверху). Ниже - процветший посох Иосифа, выбранного первосвященником Захарией в мужья Марии.
3
Введение Богоматери во Храм. Родители привели Марию в храм, где её встречает Захария.
Введение Богоматери во Храм. Родители привели Марию в храм, где её встречает Захария.

Экзонартекс — внешняя открытая паперть, примыкающая к нартексу. В Хоре экзонартекс обращён к улице стеной с шестью арочными проёмами, пять из которых сейчас заложены, а через шестой сделан вход в храм (фото 2). Мозаики в экзонартексе посвящены истории рождения Христа и сотворённым им в земной жизни чудесам (которые продолжаются в нартексе).

3
 Экзонартекс - общий вид.
Экзонартекс - общий вид.
4
Сон Иосифа и путешествие в Святого семейства из Назарета в Вифлеем.
Сон Иосифа и путешествие в Святого семейства из Назарета в Вифлеем.
6
Рождество Христово.
Рождество Христово.
3
Избиение младенцев по приказу царя Ирода.
Избиение младенцев по приказу царя Ирода.
4
Проповедь Иоанна Предтечи, предрекающего приход Христа.
Проповедь Иоанна Предтечи, предрекающего приход Христа.
3
Искушение Христа дьяволом в трёх эпизодах.
Искушение Христа дьяволом в трёх эпизодах.

Последняя часть Хоры с южной стороны называется парэкклесий, что в переводе с греческого означает придел, часовня. Это единственная часть церкви, где декор выполнен в технике фрески, а не мозаики. Парэкклесий был изначально задуман как усыпальница, поэтому в его росписи преобладает тема Воскресения и Страшного Суда, а также образ Богоматери как главной заступницы рода человеческого на этом суде.

5
Парэкклесий - общий вид (интернет). В арках с обеих сторон находятся захоронения важных в своё время особ, в том числе ктитора церкви Хора Феодора Метохита (прямо за женщиной слева на фото).
Парэкклесий - общий вид (интернет). В арках с обеих сторон находятся захоронения важных в своё время особ, в том числе ктитора церкви Хора Феодора Метохита (прямо за женщиной слева на фото).

5
Богоматерь с младенцем в медальоне (№7), окружённая двенадцатью ангелами.
Богоматерь с младенцем в медальоне (№7), окружённая двенадцатью ангелами.

4
Абсида парэкклесия (интернет). По низу абсиды стоят святые епископы в литургических облачениях.
Абсида парэкклесия (интернет). По низу абсиды стоят святые епископы в литургических облачениях.

5
Фреска «Сошествие во Ад» в конхе абсиды (№8). После распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, освободил заключённых там ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. На фреске Христос поднимает Адама и Еву за руки из их саркофагов, вокруг стоят ветхозаветные праведники. Фреска считается шедевром мирового уровня.
Фреска «Сошествие во Ад» в конхе абсиды (№8). После распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, освободил заключённых там ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. На фреске Христос поднимает Адама и Еву за руки из их саркофагов, вокруг стоят ветхозаветные праведники. Фреска считается шедевром мирового уровня.

3
Сцена Страшного Суда. Христос в окружении Богоматери, Иоанна Крестителя и двенадцати апостолов вершит свой суд. Поток красной лавы в правом углу олицетворяет ад.
Сцена Страшного Суда. Христос в окружении Богоматери, Иоанна Крестителя и двенадцати апостолов вершит свой суд. Поток красной лавы в правом углу олицетворяет ад.

5
Святые: Василий Великий, Григорий Богослов и Кирилл Александрийский.
Святые: Василий Великий, Григорий Богослов и Кирилл Александрийский.

Церковь Богородицы Паммакаристос

Поздневизантийская церковь Богородицы Всеблаженнейшей («Паммакаристос») состоит из двух частей. Первая часть, датируемая 12-м веком и сейчас являющаяся мечетью Фетийе, была сильно переделана турками и утратила какие-либо византийские черты. Зато в южном приделе, а это небольшая крестово-купольная церковь с собственным входом, сохранились несколько прекрасных византийских мозаик. До недавнего времени это был музей, открытый в 2005 году, но сейчас храм находится на ремонте и что станет с фресками после его окончания, одному богу известно.

1 из 3
Внешний вид церкви Богородицы Паммакаристос. Первый снимок сделан в апреле 2022 года, когда случайно удалось проникнуть за забор вокруг ремонтируемой церкви, два последущих фото - из интернета.

После завоевания города турками в церкви Паммакаристос расположился Константинопольский патриархат, который оставался там вплоть до 1588 года. Тогда султан Мурад III отобрал церковь у христиан и обратил её в мечеть под названием Фетийе (Победа) по случаю завоевания Азербайджана. В главном храме мозаики сбили, но в приделе, к счастью, только замазали. Патриархат же переместился в храм Св. Георгия в Фенере, где и пребывает по сей день.

3
Главная часть церкви, переделанная в мечеть.
Главная часть церкви, переделанная в мечеть.

2
Детали интерьера мечети.
Детали интерьера мечети.

Южный придел был добавлен к храму в начале 14-го века как усыпальница важного византийского чиновника Михаила Тарханиота и его семьи. Существует даже легенда, что после завоевания Константинополя султан Мехмет-Завоеватель встречался в этом приделе с греческим патриархом Геннадием и долго расспрашивал его о сути христианской доктрины. Мозаики в Паммакаристос датируются началом 14-го века, то есть являются современницами мозаик Хоры. То, что осталось в этих двух церквях — лебединая песня византийского мозаичного искусства периода так называемого палеологовского возрождения.

5
Внутренний вид придела с мозаиками (здесь и далее фото интерьера церкви позаимствованы в интернете).
Внутренний вид придела с мозаиками (здесь и далее фото интерьера церкви позаимствованы в интернете).

3
В нижней части придела мозаики не сохранились.
В нижней части придела мозаики не сохранились.

4
Зато вверху их осталось довольно много.
Зато вверху их осталось довольно много.

3
Вид снизу на купол с мозаикой.
Вид снизу на купол с мозаикой.

Главными мозаиками являются Христос Вседержитель в куполе в окружении 12 ветхозаветных пророков, а также Христос «Наидобрейший» (Hyperagathos) в алтарной апсиде.

6
Христос Вседержитель с пророками в куполе.
Христос Вседержитель с пророками в куполе.

5
Христос «Иперагаф» («Наидобрейший») в апсиде.
Христос «Иперагаф» («Наидобрейший») в апсиде.

Из праздничных сцен, располагавшихся в верхней части храма, сохранилось лишь Крещение. Можно увидеть и Богородицу с Иоанном Предтечей и четырьмя архангелами, а также изображенных в полный рост многочисленных святителей. Поскольку попасть в церковь-музей нам не удалось, фото мозаик взяты из интернета. Не хотелось бы думать, что это уже единственный способ на них посмотреть.

4
Крещение.
Крещение.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии