Если просмотреть современную историю Сингапура, станет понятно, что он, по сути, детище одного человека: премьер-министра Ли Куан Ю, который пришел к власти после объявления независимости, и организовал экономическое чудо — уничтожил коррупцию, привлек инвесторов и в итоге вывел Сингапур в мировые лидеры по ВВП на душу населения, оставив позади даже США. При этом там тщательно берегут все относящееся к колониальному прошлому: архитектуру, памятники, старые крепости и форты, всё до сих пор стоит на своих местах и успешно контрастирует с современными небоскрёбами. Впрочем, это общая азиатская тенденция: никто там не сносит памятники поработителям и захватчикам, наоборот, в их старых домах организуют музеи, водят туда экскурсии и рекламируют во всех туристических буклетах.
Это относится и к Сингапуру, и к соседней Малайзии, и к какому-нибудь Макао, и к отдаленным Индии или Шри-Ланке.
Менталитет азиатского мира в этом смысле сильно отличается от нашего, никто не отрекается от старого мира, и прах его с ног не отряхивает.
И в целом, мне это кажется правильным. Может, потому что это говорят мои азиатские корни:)
Но даже с точки зрения простого туриста это интересно, привлекает в страну и создаёт колорит, не говоря уж о исторической ценности. А развитию страны точно не мешает, что на примере того же Сингапура однозначно заметно.
Надо, конечно, учесть, что в те времена мы ещё почти нигде не были, и ничего толком не видели, но шоу «Song of the Sea» на острове Сентоза в Сингапуре произвело на нас впечатление. Музыка, лазеры, фонтаны с проекцией видео прямо на струи воды — это было мощно, жаль, что недолго — всего около получаса. Под это шоу на пляже была построена небольшая деревня в традиционном стиле, в которую вмонтировали 69 сорокаметровых фонтанов, световое оборудование, и — не знаю, как назвать — огнеметы, бьющие на 20 метров вверх. Шоу открылось в 2007 году и закрыли его в 2014-м, сейчас там уже что-то другое показывают. Вообще, в Сингапуре постоянно устраиваются подобные перформансы на открытом воздухе. Шоу «Crane Dance» — оно, вроде бы, до недавнего времени проходило на Сентозе каждый вечер, там из двух огромных портовых кранов делают с помощью фонтанов и освещения двух журавлей, благо, на английском «crane» — это и «кран», и «журавль». Шоу коптеров, когда в небе выстраиваются в разные фигуры 2000 дронов, лазерное шоу у отеля «Марина Бэй», шоу «Садовая рапсодия» среди гигантских искусственных деревьев в Gardens by the bay. Ну, правда, когда мы там были, Марину Бэй еще только строили, а коптеров вообще в природе не было, так что мы всего этого не застали. Но в целом, это хороший повод приезжать в Сингапур раз в десяток лет — смотреть, что нового они за это время придумали:)
В Сингапуре из рекомендуемых развлечений для туристов есть ещё ночное сафари — когда тебя по темноте везут смотреть зверей в местном зоопарке, но туда мы не пошли — и времени у нас было мало, и фотоаппараты тогда были не те, чтобы в темноте на ходу у меня что-то получилось. А вот парк птиц мы обошли с большим удовольствием — он там обширный, красивый, и птиц разных там действительно много. 20 гектаров пространства, почти 400 видов птиц, спецпавильоны с правильной температурой для всяких пингвинов и северных сов, реки, водопады, озера и болота, даже своя линия монорельса есть — для уставших ходить ногами:)
Мы тогда ещё были мощны, сильны и неутомимы, поэтому двое суток ходили по Сингапуру почти непрерывно. Тем более, что потом мы улетели оттуда на Бали, и у нас было время поваляться на пляже и отдохнуть:)
Сингапур находится практически на экваторе — всего на один градус севернее, так что сгореть там можно легко, солнце очень злое, невзирая на то, что это город, а не пляж. Впрочем, пляжи там тоже есть.
Сингапурские паспорта — на втором месте после японских по безвизовости, в 191 страну мира можно по нему ездить без проблем.
В Сингапуре четыре официальных государственных языка: английский, китайский, тамильский и малайский. Но всё кругом на английском, и все на нем отлично говорят.
Сингапурские авиалинии одни из первых начали опять летать в Москву во время пандемии, но требовали сертификат о вакцинации или пцр-тест за 48 часов до вылета, даже если вы летели транзитом. Мало того, допустимое время транзита сократили с 96 до 48 часов, и в город выходить нельзя, никаких транзитных виз уже нет, хочешь в город — оформляй нормальную туристическую визу. А, ну и перелет должен быть одной авиакомпанией, не получится прилететь, например, сингапурскими авиалиниями из Москвы, а потом улететь в Бангкок Эйразией.
Так что, если мы и соберёмся в этом году зимовать в Таиланде, Сингапур мы, к сожалению, не посмотрим.
В сингапурском аэропорту я впервые увидел автоматические поезда без машинистов. Если учесть, что это был аж 2009 год, и ещё в помине не было ни Теслы, ни роботов Яндекса, то это было удивительно даже для японцев, которые толпились в первом вагоне и удивленно фотографировали и снимали на видео такое техническое чудо.
Но ещё большее впечатление произвел самолёт сингапурских авиалиний: это был первый раз, когда в спинке кресла у меня был экран с развлекательной системой, которая теперь уже стала привычной даже у лоукостеров. Да что там, я помню, как даже лет через пять ещё на рейсах Трансаэро давали напрокат планшеты, чтобы не скучать на длинных рейсах, в подлокотниках были пепельницы, а корпус самолёта изнутри был оклеен… обоями.
А тут — такое чудо, у каждого пассажира свой компьютер, с играми, фильмами, музыкой, и все работает, и всего пару раз за рейс зависло:)
Да и весь город производил впечатление очень современного и технически продвинутого. Нам тогда ведь и вендинговые автоматы по продаже всего подряд были непривычны, это сейчас они по всем переходам в Москве стоят. Да я тогда и слова такого не знал: «вендинговые» :)
А потом ты из Сингапура прилетаешь куда-нибудь на Бали или на Филиппины, селишься в соломенной хижине на берегу, и у тебя там даже с интернетом проблемы, невзирая на весь мировой технический прогресс. И ты понимаешь, что машина времени не нужна, ты вот только что прилетел сначала из настоящего в будущее, а потом из будущего в прошлое, и это ещё не самый экстремальный вариант, который в современном мире возможен…