Кавказ парадоксален. Пожалуй, только там можно объедаться чуду, хычинами и осетинскими пирогами — и похудеть. Мёрзнуть в палатке при 0 градусов и загореть. Предъявлять пограничникам паспорта, но не покидать России. Мокнуть под дождём — и всё равно получить колоссальное удовольствие от поездки. На майские праздники от сайта Туристер отправилась экспедиция вдоль Кавказского хребта в поисках самых классных локаций. Расскажу сначала как происходила подготовка и что предшествовало непосредственно экспедиции. А уже в следующей серии — что удалось увидеть, что не удалось, с какими трудностями столкнулись и как мы все вместе их преодолевали.
Но сначала о маршруте. Если прочертить прямую вдоль Кавказского хребта — получится отрезок от Сочи или Краснодара до Махачкалы, можно прилететь в один из этих аэропортов и ехать до другого. Но моя рекомендация — лететь в Минеральные воды: вся красота сконцентрирована восточнее, продвигаясь по трассе «Кавказ» в сторону Дагестана и делая радиальные вылазки на юг вдоль ущелий можно охватить максимум мест, одно красивее другого.
Все эти точки и за месяц не объехать, это у меня сохранены заделы на будущие экспедиции
Конечно между Минводами и Сочи тоже есть куча отпадных мест, например Орлиная полка, Домбай, красоты Адыгеи, но их мы оставим на следующий май. А пока нитка маршрута выглядит так: Кисловодск — Бермамыт — Долина нарзанов — Джилы-су — Эльбрус — Чегемские водопады — Абай-су — Арахонский перевал — Кармадонское ущелье и Даргавс — Аланский монастырь — Ингушетия и её основные башни — Грозный — Шали — Сулакский каньон — Матлас и плато Хунзах — заброшенные сёла Кахиб, Гоор и Гамсутль — Карадахская теснина — Дербент — Махачкала.
Часть команды у водопада Абай-су
Глобальная трудность, из которой вытекали трудности локальные — погода. В горах она в принципе переменчивая, но такого «подарка» местные жители не видели очень давно. Уныние овладело мной за неделю, когда появляются более-менее точные прогнозы: повсеместные дожди и температура, ночами доходящая до нуля. В реальности всё оказалось даже жёстче, чем в приложении на экране телефона. Об этом подробнее в следующей части.
Небольшой спойлер)
Но ничего не поделаешь — участники подгадали отпуска, купили билеты, учитывая высокий сезон мною были заранее забронированы все отели по маршруту и отправлено транспортной компанией 100 килограмм кемпингового оборудования. Не сахарные — прорвёмся!
У нас хотя бы крыша есть, а байкеры наверняка прокляли эту дождливую неделю
Дополнительной сложностью для меня был мой личный старт из Краснодара. Там меня ждала машина и всё оборудование, там у меня были некоторые дела, встреча с другом и потом по пути к Минводам — с ещё одним. Сложность же заключалась в том, что из-за известных событий во многие города юга России перестали летать самолёты: пришлось лететь в Сочи и оттуда ехать на поезде в Краснодар.
Кстати вы пробовали взять билеты в Сочи прямо перед майскими праздниками? Тот ещё квест, билетов либо нет, либо космическая стоимость. Вспомнил про мили «Аэрофлота», но и на них удалось взять что-то невразумительное — стыковочный рейс «России» через Санкт-Петербург! Но нет худа без добра — встретились со Славой и вкусно отобедали шаурмой шавермой!
Казалось бы прямой рейс Санкт-Петербург — Сочи тоже был непростым: опять же благодаря «военной операции», будь она проклята, самолёт летел мощным крюком через центральную Россию, Казахстан и Каспийское море. Причём в билетах время полёта было указано на два часа меньше, как и время прибытия — хорошо у меня поезд в Краснодар был с запасом!
Удалось даже какое-то время погулять по городу. С утра после поезда я по центру пошёл к одним друзьям, потом встретился с другим, и уже после обеда отправился забирать машину, получать 100 килограмм кемпингового оборудования, закупаться недостающим и всё такое. Пока сделал все дела, уже было 7 вечера, мне нужно было ещё добраться до деревни под Мезмаем, а это 200 километров далеко не самых лучших дорог. В итоге, преодолевая порой серпантины с видомостью не более пяти метров от капота и уворачиваясь от снующих по проезжей части шакалов, был на месте только ближе к полуночи.
В богом забытой деревушке меня ждал старинный друг, который в эскапистском угаре перебрался туда на всё лето. Интересное место — дубовые леса, влажный воздух, при этом много камня, из которого прямо здесь и построены дома. При добыче камня зачастую находят останки различных цивилизаций. Кстати именно в Мезмайской пещере нашли самые хорошо сохранившиеся останки младенцев неандертальцев.
Например этот дом построен из местного камня самим хозяином, на его территории, но в гостевой столетней мазанке, я и останавливался
Но нас с утра пораньше, после обильного 3-часового сна, ждала главная достопримечательность Мезмая — скала Орлиная Полка. К ней есть два пути — с трассы и достаточно пологий, и от посёлка — крутой, сквозь дубовую рощу и заросли черемши. Разумеется мы выбрали второй, к тому же там проще оставить машину, да и всё равно в конце концов дороги соединяются и тропинка идёт вдоль скалы, пока не заканчивается шикарнейшим балконом с наверняка (видел на фото) фантастическим видом. В нашем же случае вся скала была в облаке, и внизу ровным слоем расстилалась вата.
Лесная тропа имела вид совершенно сказочный:
Наконец появилась стена, вдоль неё тропа идёт без подъёма:
И вот она — Орлиная Полка:
Что ж — по мне так это даже интереснее, очень мистические фотографии получились. В одном месте нужно иметь некоторую сноровку чтобы перебраться дальше основного балкона и не упасть на 70 метров вниз — и это отличное место для созерцания. И для завтрака туриста, никогда рыбная консерва ещё не была такой вкусной!
Ну, а после спуска меня ждали 400 километров дороги до Минеральных Вод — обожаю такие медитативные поездки на авто под хорошую музыку на дальние расстояния. Романтика остановок на кофе и перекуры, меняющиеся пейзажи за окном…
Стало понятно почему Пятигорск назвали именно так)
Изначально из Екатеринбурга на Кавказ со всем оборудованием и еще парой человек должен был отправляться внедорожник друзей. Но внезапная срочная командировка водителя и опасения за дальнейшую ситуацию в стране другого пассажира заставили резко поменять планы. На выручку пришли ребята из компании Автостиль — их услугами я пользовался в прошлой поездке по Кавказу, всё понравилось. На этот раз я взял в прокат полноприводный Дастер — неприхотливая и надежная машина, хорошо знакомая по нашей эпической Казахской экспедиции.
Часть команды у заброшенного аула Гамсутль
Также в Минеральных Водах я забирал нашего экспедиционного повара Никиту. Эх, если бы он водил автомобиль, было бы куда проще, но он убеждённый пешеход и мне пришлось оставлять минивэн на парковке Автостиля, а самому мчать на Дастере в Кисловодск — там нас уже ждали все экспедиционеры в специально забронированном мною ресторане «Хинкали Кайфовали».
После сытного ужина и знакомства с теми участниками экспедиции, которые едут с нами впервые, нужно было вернуться в Минеральные Воды за минивэном. Не хотел беспокоить настраивающийся на завтрашний выезд народ, но Александр из Питера предложил прокатиться эти 60 километров на Дастере, а заодно попривыкать к машине — ведь управлять ею предстояло ему.
Наш экспедиционный повар за работой
Высадив нас с Никитой у минивэна, Александр с женой Ириной отправились отсыпаться перед ранним подъёмом. Организаторам же сон лишь только снится — предыдущие 4 ночи я каждый раз спал часа по 3, причём до вылета в Питер и Сочи поспать не удалось вовсе, только в самолётах урывками. А, ну и 5 часов сна в поезде до Краснодара! Вот и сейчас мы с нашим поваром ближе к полуночи отправились в круглосуточный Магнит (если что Советская 89) закупать продукты на несколько дней и раскладывать их в автомобиле.
Обратно в Кисловодск, отель в историческом здании с внутренней парковкой, 4 часа сна и — вперёд, путешествие начинается!
Наш отель и вид из нумеров
Для тех, кто дочитал до конца. В конце августа у нас будет экспедиция к самой северной европейской точке материковой России, а по пути — Кижи, Соловки и Белое море. Подробности тут.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Экстремальный отдых