Несколько лет назад шли мы круизом из Ярославля в Москву. Была уж поздняя ночь, за окном чуть слышно плескались волны, а заснуть не удавалось никак. Решил выглянуть в окно, а там вместо чернильной черноты и загадочных ночных берегов, увидел, что над нами проплывает гигантский мост. А на берегу в скупой подсветке огромный собор с высокой колокольней виднеется. Необычная картинка, увиденная в странных условиях, запала в душу. Позже методом научного тыка выяснил, что, скорее всего, это был Рыбинск.
Говорим Рыбинск, подразумеваем — рыба. Хотя, какая может быть рыба у промышленного города в судоходной реке? Однако, рыба тут была и ее было много, но давно. К 18 веку на этом месте образовалась Рыбная слобода, откуда поставляли к самому царскому столу белорыбицу и огромных осетров, которые порой на телеге не умещались. Статус города слобода приобрела уже во времена Екатерины II. С рыбой разобрались, но Рыбинск был славен не только ею.
Кстати, при социализме бедный Рыбинск успел несколько раз поменять свое имя в угоду покойным политическим деятелям: с 1946-го по 57-год он звался Щербаковым, потом опять Рыбинском. С 1984 по 89-год город нарекли Андроповым, в честь быстро умершего генсека КПСС. В наше время он вновь носит свое славное исторически-рыбное имя.
Давно хотел в этот городок, а тут такая удача, поутру наш туравтобус из Углича прямиком направляется в Рыбинск. Жаль только, что если вчера сияло солнце, то сегодня все небо в тучах, сумрак, а на въезде в город разыгралась мартовская метель.
Первые фото у раритетного паровоза, что стоит у вокзала, делал под густым снегопадом. Неподалеку старинный дом купца Гордеева — деревянное строение с изумительной резьбой по дереву и резными наличниками. Реставрацию старинного здания проводили художники, для себя они постарались на славу и до сей поры живут в нем. А здание теперь зовут Дом художников.
Прежде всего я стремился увидеть тот самый собор из своей круизной ночи — Спасо-Преображенский собор на Соборной площади. При нем огромная колокольня, дополняющая единый архитектурный ансамбль. Тем удивительнее узнать, что колокольня построена на 50 лет раньше самого собора. Внутри храма необычная реликвия — кресло Екатерины II, пожалованное городу после ее визита. Лучший вид на собор и колокольню открывается с моста.
В начале XVIII в. по велению Петра I запустили Вышневолоцкую водную систему. Ее значительная часть сохранилась в Вышнем Волочке, в котором мы побывали в прошлом году. В те времена, близ Рыбной слободы Волга сильно мелела, потому грузы, идущие с низовий Волги в новую столицу — Санкт-Петербург, приходилось перегружать на небольшие «зарыбинские» суденышки и тащить их по новой водной системе руками бурлаков.
Все знают картину Бурлаки на Волге. Силою художественного гения была показана невероятная тяжесть труда угнетенных бурлаков-пролетариев. С той поры бурлацкая доля стала синонимов непосильного труда. Сама картина была написана в самарских краях, однако, столицей волжских бурлаков был именно Рыбинск! В лучшие годы их число доходило до 130 тысяч работяг! В городе на набережной стоит единственный в стране памятник бурлаку. Изначально его воздвигли на ул. Стоялой, где в былые времена стояли сотни желающих стать бурлаком.
Этот труд был невероятно тяжел, выдержать удавалось 2–3 года, но, за это время бурлаку удавалось накопить денег на постройку избы и обзаведение семьей. Несмотря не невероятную тяжесть, профессия была очень денежная и уважаемая. Если верить словам гида, то в бурлаки нанимались не только мужики, но и бабы тоже. Представить женщин в такой роли моему воображению на под силу.
Неподалеку от бурлака еще одна примечательная скульптурная группа — сам тов. Бендер с мальчишкой попрошайкой. По классике, в Старгороде Остап отшил юнца-наглеца классической фразой: «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?». Этот эпизод в знаменитом фильме снимали именно в Рыбинске. А нынче тот самый ключ как раз зажат в руке у бронзового комбинатора.
Прямо над набережной «парит» огромное строение, по виду настоящий дворец. Но, не царский, а дворец коммерции. Ввиду того, что Рыбинск оказался на перепутье зерновых потоков, тут стихийно сложилось зерновое торжище. Первоначально купцы заключали сделки в кабаках — купеческое слово в те времена было крепким: ударив по рукам, сделку исполняли без обмана. Потом решили скинуться, и в начале 20в выстроили чудо-биржу на берегу Волги. Только проворачивать сделки в этом дворце биржевой торговли не получилось долго. Сначала грянула 1я мировая война, а потом и Революция полностью накрыла медным тазом процветающий бизнес. Теперь в этих стенах музей.
Сказание о граде Китеже, что по волшебству ушел под воду и может открыться только посвященному, давно не дает покоя мечтателям и авантюристам. Между тем, девизом строителей социализма стали крылатые слова: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Неожиданным образом, сказание и мечты строителей коммунизма тесно переплелись. Во времена Волгостроя по берегам Волги были затоплены сотни сел, только ни одно из них не сможет восстать из-под воды, как сказочный Китеж.
Село Молога, что безбедно существовало под Рыбинском, также было безжалостно затоплено и стало горьким символом всех уничтоженных селений. Силами энтузиастов был образован музей Мологи, в котором находится макет села со всеми его домиками и церквями. Очень поучительный музей — жило себе крепкое и богатое село, внезапно всех жителей выгнали, дома снесли, а бедолагам переселенцам даже подъемных денег на новое обзаведение не выдали. Музей расположен на пл. Ленина рядом с биржей.
Как и во многих городах, в городе есть старая каланча. Это новодел, возведенный на месте сгоревшей деревянной конструкции — прям анекдот: у пожарников каланча сгорела. По назначению новодел уже не использовали, но смотрится здорово.
А еще в городе можно заглянуть в пивоварню Дурдина, при которой имеется музей и магазинчик крафтового пива. (кафе со странным названием «Ели сутками» на ул. Блюхера,1). В былые времена пиво от семейства Дурдиных гремело по всей России. Реклама шла самая изобретательная, до сей поры сохранились открытки. На одной из них толстый и довольный жизнью мужик сидит рядом с замороченным доходягой. Внизу надпись — «пью пиво Дурдин», догадайтесь, к кому она относится?)))
Удачный в прошлом бизнес решили возродить новые хозяева под старым брендом. Нам устроили пивную дегустацию, но наливали пиво грамм по 20, будто дорогой коньяк подносили. От такой микродозы вкуса хмельного пенного не разобрать: процесс дегустации и само пиво мне не понравилось вовсе. Судя по всему, секреты прежнего мастерства новым пивоварам разгадать не удалось.
Следующей точкой по плану у нас Ярославль — столица Золотого кольца. До чего же люблю этот город, сколько уж раз бывал там, сколько всего видел. Но, в этот раз нам приготовили нечто особенное — дневной визит в театр! Казалось бы, что такого — пойти в театр? сто раз уже так делал. Только этот визит особенный, мы идем не на спектакль или утренник, а за кулисы! Просматривая свои кадры, с удивлением заметил, что в эту поездку не заснял фасад театра, надеюсь, меня простят читатели, если я вставлю фото театра из другой поездки
Неоспоримый факт — театр начинается с вешалки, для нас он начался с надевания огромных войлочных бахил, чтобы не повредить паркет. Мы прибыли не просто в театр, а в самый старый в России профессиональный театр. Основы этого театра заложил купеческий сын Волков 270 лет назад! Парнишка по молодости оказался с отцом в Питере и так увлекся заезжими комедиантами и антрепризами, что, вернувшись в родной город, решил организовать свой театр в дремучем 1750 году!
Кастинг первых лицедеев и репетиции проводили в кожевенном сарае — амбаре. Дело пошло так удачно, что слух о театре дошел до самой Екатерины и она призвала провинциальный талант в Питер. Позже театральное дело в Ярославле продолжили братья Волкова, потом многие другие последователи. Нынешнее величественное здание театра постройки начала 20в, как и любой «храм», оно хранит дух основателя первого русского театра.
Никогда не был за кулисами, а тут такая удача — нам покажут чертоги, где готовится таинство лицедейства. Провожатой была молоденькая актриса театра, которая с увлечением и даже придыханием рассказала нам о закулисной жизни. Провела по коридорам, где не ступает нога зрителей, показала гримерки, где артисты готовятся к выступлению, заглянули в цех причесок. Одним глазком заглянули в зрительный зал, где шел прогон спектакля. Перед тем, как представить очередную постановку вниманию зрителей, ее строгим взглядом отсматривает худрук Сергей Пускепалис.
Мы были в театре в марте, я слышал его голос на репетиции, а в сентябре его не стало — ужасная автокатастрофа оборвала жизнь талантливого артиста и прекрасного человека(((
Необычный расклад для первого русского театра: худрук литовец, а директор татарин Айрат Тухватуллин))) Воистину, русское искусство объединяет все народы! Как вишенка на торте — зашли в подвал театра, где находится механизация сцены, а уж затем на цыпочках пробрались за кулисы сцены. В это время на самой сцене шел прогон-репетиция. Впечатления получили невероятные, как будто заглянули в зазеркалье через замочную скважину.
Ночевать предстояло в Ярославле, был заявлен отель Ярославское подворье с отличными отзывами, намного лучше, чем в Угличе. Так оно и оказалось, было только одно «но» — отель оказался в такой «ж…пе» мира, что выбраться в город было крайне проблематично. Какой-то умник выстроил отличный отельный комплекс в кошмарной промзоне вдали от города.
Несмотря на поздний вечер, я собрался-таки погулять по центру и направился на разбитую дорогу к обещанному автобусу. 10-20-30 минут ожидания, «а Германа все нет», меж тем, холод и ветер все глубже забирались под одежду — сдуру я снял утепление. Плюнул и ушел в отель, хотя это и не мой стиль. Но Судьбе было угодно, чтобы прогулка состоялась — в фойе обнаружилась мама с дочкой, им удалось вызвонить такси, а провожатый мужеского полу в ночном городе оказался им очень кстати.
Через полчасика высадились в центре заснеженного и ветреного вечернего Ярославля. Прошлись по стандартному маршруту Кремль (ярославский музей-заповедник) — Знаменитый ревущий медведь (ночью он не ревет) — Часовня Казанской Богоматери (та, что 1000 рублевке) — Ротонда на высоком берегу — Успенский кафедральный Собор — Стрелка с памятником 1000-летия города — сквер с Демидовским столпом — восхитительный и необыкновенный Храм Илии Пророка на Советской площади — Часовня А.Невского — пешеходная ул. Кирова (практически пустая поздно вечером, если не считать медведя на лавке) — Театр Волкова. Прогулка удалась на славу, даже легкий морозец нам не помешал.
Утром вновь засияло солнышко, но ударил мороз аж -15, что для начала марта совсем немало. Мне-то что, я тепло оделся и кайфовал, а многие туристы в легких курточках на «рыбьем меху» поехали. Им было очень грустно ходить по морозным ветреным улицам пустынного утреннего города. Показали нам все тоже, что мы видели вчера вечером, но при свете дня и в сопровождении дельных пояснений гида.
По случаю медведя одели во фрак и даже цилиндр ему пристроили
На обратном пути потеплело, и поход по финальному городу нашего кругового маршрута — Ростову Великому, был относительно комфортен, если не считать жуткий ветродуй. В этом городе можно увидеть очень-очень многое, но автобусным туристам показывают всего один объект — Ростовский Кремль на берегу озера Неро. Он состоит из трех частей: Соборная площадь, Архиерейский двор и Митрополичий сад.
Со стороны кремль выглядит как мощнейшая крепость, знакомая абсолютно каждому россиянину — именно в этих стенах снимали культовую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Еще недавно здесь работали сотрудники, которые видели, как снимался шедевр российской комедии. На самом деле, никакой это не кремль, а резиденция митрополита Ионы Сысоевича. Он хотел создать рай на земле в соответствии с библейским описанием: райский сад, окружённый стенами с башнями с зеркалом пруда в центре.
Туристы входят в кремль с западной стороны, проходя под надвратным храмом Святого Иоанна Богослова и сразу попадают в Архиерейский двор. Если повернуть направо, то иногда можно заглянуть в Архиерейский сад, что почти на берегу озера Неро.
Слева примечательная Церковь Одигитрии, а за ней проход на Соборную площадь, где возвышается огромный Успенский собор в постоянной реставрации. Внутри огромные иконостасы в реставрации и холод
Рядом мощная ростовская звонница с колоссальным колоколом «Сысой» (в честь митрополита Ионы Сысоевича — строителя» ростовского Кремля) — 32тонны! Колокол «Полиелейный» намного легче — всего 16 тонн. Кроме них висят «Лебедь», «Баран» и «Голодарь». Возвращаясь в Архиерейский двор, проходим под величественным Надвратным храмом Воскресения Христова. Кроме Кремля, в Ростове полно интересностей, сюда надо приезжать хотя бы на денек, а не на пару часов.
Чем хороши автобусные туры? Прежде всего, удобством логистики: заберут тебя в Москве, провезут без хлопот по всем обещанным городам и весям. Многое покажут, обо всем расскажут, покормят и спать уложат в заранее заброненом отеле. И все это без утомительного поиска интересностей, без проблем с поиском транспорта и стыковок расписаний. А еще и цены вполне божеские. Казалось бы, одни плюсы, однако есть и минусы, причем серьезные.
Прежде всего, это колоссальная перенасыщенность программы. За день показывают два, а то и три города-локации. На каждую точку остается мизерно мало времени, постоянная гонка наперегонки со временем и графиком. Увидеть все интересное в городе, или просто спокойно пройтись по проШпекту, не получится. Устроители обычно делают очень быструю автобусную обзорку по городу и в бодром темпе показывают 1–2 объекта. После чего гонят в следующий город. Как чисто ознакомительная пристрелка к новым городам — это неплохо. Как спокойное ознакомление с понравившимся городом -кардинально не подходит.
В общем, автобусные туры — это штука очень на любителя, но, я ими пользуюсь давно и даже получаю от этого удовольствие. Ну, а читатели моего опуса сами решат, стоит ли ехать в такой тур или нет. Как в песне — «думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь»…
Теги:
Автобусные туры