Изначально в планах у нас было только Поленово — вотчина живописца Василия Дмитриевича Поленова, но неожиданно удалось посетить усадьбу еще одного, пусть менее известного, но не менее замечательного человека, также оставившего свой след в истории России, Андрея Тимофеевича Болотова.
Приезжать в Поленово нужно не только для того, чтобы ближе познакомиться с жизнью и творчеством художника, но и порадовать глаза и сердце прелестью русской природы, нежной красотой долгожданного лета, и, наполнившись прекрасным до самых краев, потом, в течение рабочих будней, принимать по капле драгоценный этот эликсир.
Мы приехали сюда к открытию парка, и в этот час все здесь было наше — и утренний щебет птиц, и влажная тишина еще трущего после сна глаза парка, и прохладные аллеи, уводящие в таинственные сумрачные дали, и первые летние цветы, раскрывающиеся навстречу солнцу, и табуны гигантских, блестящих хрустальной слизью улиток, до этого виденных мной только в Крыму (будете в усадьбе — аккуратнее, не попадитесь им под ноги!).
Пока еще был закрыт большой дом, прошлись по сбегающим к Оке аллеям (неправда ли, здесь легко представить прогуливающуюся Элизабет Беннет?), дошли до каменной, а ля нормандской, стены, огораживающей усадьбу, любуясь противоположным берегом реки.
Поленову очень нравились эти места, он мечтал о собственном доме здесь, на берегу Оки, о том, как долго и счастливо его семья будет там жить, как создаст собственный музей, галерею, библиотеку.
В поисках места для своей усадьбы художник совершил длительное путешествие по Оке на пароходе вместе с одним из любимых своих учеников, Константином Коровиным.
И чудо свершилось — в 1887 году (Поленов к этому времени — состоявшийся и признанный художник, уже написаны «Московский дворик», «Заросший пруд», «С мельницы» и множество других работ) его полотно «Христос и грешница» (угольный вариант которого находится в усадьбе),
представленное на 15-й выставке передвижников, и, кстати, совсем неоднозначно воспринятое критиками, приобретает Александр III, и художник покупает имение на высоком берегу Оки, где начинает строительство усадьбы по собственному проекту, и год за годом создает воплощение своей мечты.
Назвали усадьбу ласково и нежно, как и полагается любимому детищу — Борок.
С самого начала Василий Дмитриевич задумывал дом не только как жилье для своей семьи, которая постоянно росла, но и как музей для окрестных крестьян.
Он перевез сюда коллекцию древних греческих и египетских артефактов, унаследованную от своего отца, историка, и до самых последних лет, когда уже достаточно плохо себя чувствовал, водил экскурсии для крестьянских ребятишек по своей усадьбе.
Вторым, еще большим чудом является то, что Борок миновала участь сотен русских усадеб в революционную пору — советская власть признала заслуги художника, и взяла ее под тотальный контроль и охрану, как не подлежащую национализации и конфискации. В 1926 Поленову присвоено звание народного художника РСФСР.
Поленовы пережили в Борке и революцию, и тяжелые послереволюционные годы.
После смерти Василия Дмитриевича усадьба была переименована в его честь.
Сегодня музей является одним из наибольших коллекционеров собраний работ художника.
Даже большие окна в этом доме спроектированы как своего рода картины. Когда-то у них были черные рамы, что подчеркивало это их свойство. И до сих пор мы видим, как открываются эти удивительные виды на окрестный парк. Где-то вдали видна река Ока.
Кроме произведений художника, усадьбу украшают работы его друзей и учеников — Михаила Врубеля, Ильи Репина, Константина Коровина, Исаака Левитана и
младшей сестры Поленова Елены Дмитриевны. Не счесть экспонатов, привезенных художником из различных путешествий.
Экскурсия по дому, занявшая у нас примерно час, прошла динамично и незаметно, а после нее мы отправились досматривать то, что окружает дом и создано трудами Поленова. Здесь и аббатство — мастерская художника,
и выполненный в любимом Поленовым фахверковом стиле сарай (бывшая столярная мастерская),
адмиралтейство (бывший лодочный сарай),
и хранящееся сейчас в нем чудо голодных и неприкаянных двадцатых годов прошлого века — знаменитая поленовская диорама — этакий упрощенный вариант «Орла и решки», позволявшая крестьянским детям из соседних деревень хотя бы виртуально совершить кругосветное путешествие.
Прогулка по усадьбе немыслима без того, чтобы не выйти на берег Оки. После экскурсии здесь хорошо устроить пикник, ну, а совсем уж в идеале (и в жаркий день) — еще и искупаться. От пристани неподалеку бегают катера в находящуюся на противоположном берегу Тарусу.
В двух километрах от Поленово, на крутом берегу Оки стоит еще одно детище Василия Поленова — церковь Троицы Живоначальной, построенная по проекту художника в начале двадцатого века.
Церковь Святой Троицы представляет собой сочетание романской и древнерусской архитектуры. В ее оформлении приняли участие известные русские художники, среди которых был Илья Репин.
А рядом, на заросшем вероникой и земляникой пригорке, среди берез, находится старинное кладбище, где Василий Поленов нашел свой последний приют.
Следующая точка нашего маршрута находится в двадцати километрах от Поленово, в деревне Подмоклово (уже Московская область). Это — церковь Рождества Богородицы. Эта красавица (многим, кстати, знакома ее архитектурная «сестра» — Знаменская церковь в Дубровицах) стоит здесь с начала восемнадцатого века, и является представительницей так называемого «голицынского барокко».
Для России того времени ее итальянский стиль (храм-ротонда) был достаточно радикальным, и символизировал собой отход от древнерусской архитектурной традиции. Есть предположения, что идея создания храма пришла ее заказчику, Г. Ф. Долгорукову, во время его поездок по странам Европы в составе «Великого Посольства» Петра I 1697–1699 годов. Вместе с другими сподвижниками Петра Долгоруков побывал в Германии, Голландии, Франции и Италии, и, вдохновленный увиденным, создал кусочек Европы у себя в имении.
И хотя в церковной архитектуре мне, пожалуй, ближе аскетичные белокаменные домонгольские храмы Владимира и Суздаля, но легкость, воздушность, праздничность этой церкви очень легли на душу.
Между тем настало время поворачивать к дому. Но всем нам, завсегдатаям этого сайта, впечатлений всегда мало, и какие же мы туристеровцы, если по дороге домой не заглянем еще куда-нибудь. Еще по пути в Поленово от Тулы при съезде с трассы я увидела указатель «Музей — усадьба А. Т. Болотова „Дворяниново“, 6 км». А ведь с трудами этого писателя, энциклопедиста, первого русского ученого-агронома и, выражаясь современным языком, ландшафтного дизайнера, я уже была знакома по усадьбе графов Бобринских в Богородицке.
Под его управлением там был создан уникальный для России того времени дворцово-парковый ансамбль (правда, мало что дошло до нашего времени, но сам факт!). И вот теперь стало интересно взглянуть на собственную усадьбу этого многосторонне развитого человека. И всего-то — шесть километров! Было решено, если позволит время, на обратном пути сюда заехать. И время позволило!
Итак, Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833) — русский ученый-самоучка, философ, ботаник, один из родоначальников русской агрономической науки,
родился в Тульской губернии, в родовом селе Дворянинове (куда мы и едем) 7 октября 1738 года. В 14 лет стал сиротой и единственным хозяином имения. Правда, пока он был подростком, делами управлял дядя.
Все мужчины в семье Болотова были военные, поэтому и сам он служил в Германии. Служба длилась до обеда, после чего он мог самообразовываться. Он покупал книги, посещал лекции в университетах и, видимо, понял, что военная служба не для него. В двадцать четыре года Андрей Тимофеевич вернулся в Дворяниново и начал трудиться в разных направлениях.
Перечень его заслуг перед отечеством впечатляет. Андрей Тимофеевич Болотов одним из первых в России рассказал, как надо есть завезенный Петром I в. Россию и активно отторгаемый народом картофель (куда он супротив нашей-то репы!),
и кто рискнул попробовать помидоры, которые до этого выращивались исключительно как декоративные растения.
Занимаясь благоустройством имения, Болотов все старался делать сам — подрезал деревья, подвязывал, рыхлил землю. Он ежедневно записывал свои наблюдения за посевами, за погодой. Все фиксировал точно и педантично, собирал гербарии, открыл для себя много нового и среди растений, и при посевах. Вывел новые сорта яблонь.
Применил прием, получивший позже название двойного обмолота. Разработал свою систему разделения полей — семиполье. Он постоянно что-либо придумывал, изобретал, желая облегчить крестьянский труд. Сам изготавливал инструменты, приспособления.
Андрей Тимофеевич занимался вопросами исследования влияния электричества на организм человека. В молодости в Кенигсберге он увидел электрическую машину, позднее в домашних условиях сконструировал подобную и проводил с ней опыты. Им впервые в России создана стационарная электролечебница с разнообразным набором инструментов и приборов для осуществления процедур. По сути это электрофорез, с помощью которого Андрей Тимофеевич лечил 43 болезни, в том числе простуды, зубную боль и «трясучесть рук». Его называют первым русским физиотерапевтом.
В 1774 году А. Т. Болотов получил должность управителя собственных имений императрицы Екатерины II в Киясовской волости Серпуховского уезда, и поселился с семьей в Киясовке. В 1776 году он занял место управителя дворцовых имений в Богородицкой волости.
Главной заслугой Болотова в Богородицке можно назвать создание великолепного пейзажного парка в усадьбе графов Бобринских, названного современниками «чудом здешнего края», и городского плана 1778 г., который императрица сравнила с «сущим цветником» и повелела «точно таким образом город расположить». До сих пор со смотровой дворца Бобринских мы можем видеть, как словно спицы огромном веера разбегаются улицы города из единого центра.
Болотов выпускал свой собственный журнал «Сельский житель» — один из первых экономических журналов в России. Прививка яблонь, улучшение лугов, посевы клевера — тематика статей Болотова была очень разнообразна. Болотов открыл в Богородицке первое в Тульской губернии волостное училище для крестьянских детей.
Решив оставить потомкам описание своей жизни, Андрей Тимофеевич написал «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков», которые составили 29 томов небольшого формата, по четыреста рукописных страниц в каждой.
Дом, в котором жил Болотов, не сохранился, но новый построен на старом фундаменте. Музей воссоздавали с нуля, по ранним рисункам Андрея Тимофеевича.
Также, как и в более известном его детище — Богородицкой усадьбе, в Дворяниново был разбит парк, но не на модный тогда французский, регулярный манер, а пейзажный, основанный на естественной красоте природы. При его создании Андрей Тимофеевич учитывал натуральный ландшафт места. Пусть, так же как и в Богородицке, парк не сохранил всей задуманной Болотовым прелести, но пруды, рощи, аллеи, цветники, река Скнига встречают посетителя и сейчас, и здесь можно смело провести день подальше от города.
Постоять на маленьком мостике над заросшей Скнигой, прогуляться по восстановленным болотовским садам, выпить травяного чаю по оригинальному рецепту Андрея Тимофеевича, и непременно — с тульским пряником!
Пожалуй, после этого можно и домой, только осторожно, чтобы не расплескать полученные за день впечатления.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия