Краткое содержание предыдущей серии: Ступив погожим утром на палубу речного судна Русь Великая в г. Москве, двое суток без перерыва мы шли до Городца и Нижнего Новгорода со средней скоростью 13–15 км/час. После экскурсий в Городце и НН мы вновь запрыгнули на борт нашего небольшого судна и, проведя очередную ночь на борту, готовились к высадке на остров град Свияжск…
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. Свияжск. Утром ожидался Свияжск, мы его увидели с борта т/х за полтора часа до прибытия, обрадовались, но, по протокам подходили к причалу очень долго. Перед швартовкой поднялся сильнейший ветер, представляю, как капитану было сложно притереть судно к причальной стенке. Как же красиво звучит — «остров-град Свияжск», оказалось это просто романтичный бренд. В период строительства крепости Свияжск, это место было полуостровом. А в остров он превратился только в 30-40гг прошлого века, когда построили плотины и резко подняли уровень Волги. В наше время Свияжск вновь полуостров — к нему проложена длинная дамба с материка.
я уже писал, что на причале суда встречает очень контактный, ласковый и добродушный котище, боцман сказал, что он ждет абсолютно все теплоходы. Теперь могу и показать его
Деревянная крепость, выстроенная по велению Ивана Грозного в 1551 году для обеспечения штурма Казани, конечно же, не сохранилась. Ту крепость сначала срубили в Угличе, затем сплавили по реке и всего за месяц собрали на Круглой горе. Меня давно удивлял факт — от Свияжска до Казани рукой подать, как могли татары не заметить, что цельный месяц у них под носом русский царь строит мощную крепость? Гид пояснил, что, во-первых, русские стрельцы блокировали все лесные дороги сюда, а во-вторых, большое количество татарской знати в Казани уже было промосковски настроено и не сильно противилось русскому пришествию. Так и получилось построить крепость и завоевать Казань.
Поднимаясь из порта в городок, проходим через деревенскую застройку и сразу на береговом склоне видим Церковь Константина и Елены. Она из числа построек времен Ивана Грозного, изначально срубленная из древесины, сегодняшний храм каменный. Отсюда открываются замечательные виды на Волгу и ее протоки.
Поднимаемся выше и попадаем на центральную площадь со множеством колоритных деревянных домиков. Лишь один из них аутентичный и старинный — дом купца Каменева Остальные строения похожи на него, но все они новоделы, выполненные в едином стиле. Тут же есть музей и каланча при нем, куда можно забраться.
Метров через 300 по Троицкой улице Иоанно-Предтеченский монастырь конца XVI в. В стенах этого монастыря с Грозненских времен сохранилась невредимой только деревянная Троицкая церковь. По легенде, в этой церкви бывал сам Иван Грозный, но это не точно. Главное сооружение монастыря — «новенький» массивный Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости, ему всего сто лет.
Остров-град очень маленький по размеру, потому до другого его края, куда примыкает дамба с материка, рукой подать. На высоком берегу острова тут находится Богородице Успенский монастырь XVI в., продуваемый всеми ветрами.
Никольская церковь — самая древняя на территории монастыря, построена из тесаных блоков. При ней колокольня высотой 43 метра. В церкви можно увидеть келью Св. Германа, а еще подняться на саму колокольню. Вид оттуда замечательный, но, когда мы ходили по монастырю, погода резко ухудшилась и все небо заволокло тучами. Я решил посмотреть сначала храм и келью, и о чудо, к моменту подъема на колокольню тучи ненадолго разошлись и засияло солнце!
Главная реликвия монастыря — мощи основателя монастыря святителя Германа. Говорят, когда в 1922 г. коммунисты решили вскрыть захоронение святого и выбросить мощи во двор, раздался сильный гром и налетел ураган, а испуганные жители разбежались. Позже все рабочие, что осквернили святые мощи, закончили свою жизнь досрочно и померли не своей смертью. Во времена социализма в монастыре поочередно размещали концлагерь, колонию для малолетних преступников, и в итоге психушку.
Монастырский Успенский собор проектировали строители московского собора Василия Блаженного — Иван Барма и Постник Яковлев в середине XVI века. На стене собора фреска со святым Христофором с собачьей головой. Необычный святой, до сей поры не ясно, почему человечий лик у святого заменили собачьей мордой. Есть предположение, что это просто из-за неверного перевода его прозвища. Кстати, часть мощей св. Германа все же удалось спасти и именно эта часть хранится в Успенском соборе, но только летом. Зимой, по слухам, их переносят в Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости.
На острове два музея: «Истории Свияжска» в центре города, мы там были, не впечатлило. И археологический музей «Татарская слободка» совсем рядом с причалом, мы там не были, но попутчики очень хвалили и рекомендовали.
В целом, экскурсия очень понравилась, огорчило невероятное количество туристов. Видать, за годы коронобесия народ так истосковался по развлечениям, что на майские праздники разом хлынул по всем интересным местам. На дамбе, что соединяет Свияжск с материком, мы видели сотни припаркованных машин, а на улицах городка гуляли едва не тысячи туристов… Интересное дело — общественный транспорт до Казани ходит тут только летом, в остальное время только такси.
До Казани рукой подать — часок-полтора неспоешного хода по Волге. Но, увидеть Кремль, башню Сююмбике и главную мечеть города — Кул Шариф можно только в бинокль. ибо фарватер очень далеко от центра города.
К вечеру закончилась Волга… ну, не совсем закончилась, а просто мы свернули в Каму. Эта река так широко разлилась, что выглядит как настоящее море — до 50 км шириной. Я надеялся, что хоть чуть покачает на волнах, но, не повезло, качки не было совершенно.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ. Кама-Набережные челны-р. Белая. Утром прошли последний — 11й шлюз нашего круиза и проскочили мимо очередного города — Набережные Челны. Весь день шли по Каме и лишь к вечеру вошли в реку Белую.
Красота — вечерней порой идем по очень извилистой и относительно узкой реке, лихо входим в крутые повороты, выписываем замысловатые зигзаги. Я устроился на корме у бара с компом, закутавшись пледом и лихо выстукивая по клавишам: работка внезапно привалила. Вайфая на судне давно уж нет, я раздаю его с телефона, а народ любопытствует — «а где же вы и-нет взяли»? Незаметно реку окутала ночь, но скорость мы не снижали. Народ переместился в салон, послушать доморощенных артистов. Внезапно под кормой громко заскрежетало, судно затряслось и начало резко тормозить. Понятное дело, я выскочил на нос, внизу громко матерились и сильно суетились матросы, с мостика гремели команды — отдать якорь.
К счастью, мы не сели на мель, а только сошли с фарватера. В свете прожектора я увидел нос корабля метрах в пяти от зарослей прибрежных камышей. Из сбивчивых междометий рулевого стало понятно, что судно перестало слушаться джойстика и не вписалось в поворот, едва не врезав носом в берег. Через полчаса выбрали якорь и пошли своим путем дальше, вспоминая песенку Бывалого моряка
Мастер нужен в каждом деле.
Я на каждой на реке
Сосчитать могу все мели,
Словно пальцы на руке.
По карте до новой стоянки — г. Бирска было всего 64 км, по факту еще оставалось 12 часов ходу… Как это может быть, ума не приложу: соотношение пространства и времени в этих местах совершенно не линейное и очень странное.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ. Бирск — кто слышал про этот, Богом забытый городок? А мы не только услышали, но и побывали в нем! На совершенно пустынных лесистых берегах внезапно появляется громада Михайло Архангельского храма на высоком холме, россыпь домиков, сбегающих с косогора к реке, старый полуразбитый элеватор прямо на берегу. А вокруг этого селения на десятки км вокруг по берегам реки полная дичь — никого и ничего.
В былые времена по реке Белой шла активная речная навигация. Рейсовые кораблики сновали туда и обратно, попутчица сказала, что от самих Набережных челнов до Уфы рейсовая Ракета ходила! Все давно рухнуло — Башкирское пароходство кануло в лету, фарватер перестали чистить, река обмелела, навигация больших судов теперь возможна урывками в паводок. Был тут речной порт и вокзал сохранился, только пассажирские суда он не принимает. По такому случаю мы пристали к высокой причальной стенке старого элеватора.
Думали, что в этот затерянный край мы приплыли в одиночестве. Таки нет! — у причала уже стоял т/х Валерий Чкалов. Пристали к его борту и пытаемся выйти в город через палубу Чкалова. Тут же образуется очередь — причал элеватора очень высокий и не приспособлен для туристов. Вылезать наружу приходится через узкий лаз в бетонном причале, куда приварили почти вертикальную железную лестницу. Одной бабульке стало на ней плохо — едва успели подхватить ее, чтобы не грохнулась, но очки она все равно сломала. Ждать гида пришлось в пустынной и продуваемой ветрами промзоне, казалось, что мы сталкеры, попавшие в аномальную зону.
Городок сонный и депрессивный, домишки, в основном, деревянные, реже каменные. Главная улица Ленина круто поднимается вверх к свеже-покрашенному Свято-Троицкому храму. Асфальта на Ленина нет — лишь грунтовка и остатки старой брусчатки. Деревянный дом бывшего градоначальника был самым красивым в городе, как жаль, что он недавно горел. Теперь покинутый остов пугает зияющими провалами окон, из которых видны оборванные обои и разруха внутри.
Кажется, будто провинциальный купеческий городок впал в летаргию век назад, однако, в центре города все не так плохо. Рядом с храмом центральная Октябрьская площадь — все домики чистенькие и ухоженные. При храме специально к визиту туристов устроили ярмарку сувениров. А еще хмельную медовуху продавали — обалденно вкус-сная!
В сквере Ленина замечательная детская площадка, таких в Москве не сыскать, детишки бегают и радуются. Рядом необычный храм Церковь Казанских святителей — его выстроили для аборигенов-иноверцев, которые переходили в православие. Около ограды удобно устроился рыжий котище, он спокойно позировал мне, пока я делал десяток кадров)))
Есть даже музей, а при нем старая каланча — пройти мимо и не подняться никак нельзя. Люблю поглядывать на города и веси с высоты.
На окраине городка старинное здание школы № 1 — подумаешь, эка невидаль! А в реальности архитектурный курьез — когда в этих краях строили жд, был план ветку вести через Бирск. Местный купец заранее расстарался и выстроил вокзал, а железка прошла мимо! Пришлось вокзал приспособить под школу)))
Хоть город Бирск — это русский анклав, но он расположен в мусульманском краю, поэтому непдалеку от порта есть мечеть
Вновь грузимся на корабль, наш путь лежит в столицу Башкирии. Русло реки перегорожено понтонным мостом, специально дня нас его центральную часть открыли. До Уфы по шоссе 100 км — не более 2х часов на машине, а по реке 14 часов!
Редкий человек в этом круизе не уделался в краске, моя жена тоже запачкала свое пальто на самом видном месте. Тут уж доверять матросам я не стал, а нашел нетривиальный способ — оттер пятно с помощью санитайзера, что остался на борту после ковидных времен. Голь на выдумки хитра))) Это была последняя ходовая круизная ночь для нас.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. Уфа. По факту мы пришли в Уфу рано-рано утром, на пять часов раньше расписания!))) Наш единственный кораблик пришвартовался в самом центре у Обелиска дружбы — для города это большое событие. МЧС еще с вечера сигналил — ожидаются сильнейшие ветры и мороз по ночам. Поутру солнце сияет, заливая веселыми и яркими лучами весь город, но холодный ветрила сдувает с ног и вырывает фотик из рук. Вдалеке порывы ветра поднимали целые тучи желтой пыли.
Сразу после завтрака туристов ждали автобусы: я вновь дал слабину и заказал экскурсию на корабле. Найти групповые экскурсии по городу в-нете мне не удалось, за исключением 2х этажного автобуса, который ходит нерегулярно и по времени неудобно. Кстати, местное время в Уфе опережает московское на два часа, это надо учитывать.
Неожиданно город произвел замечательное впечатление, можно сказать — очаровал. Чистенько, ухоженно, все блестит и выглядит по-богатому. В центре огромные высотные здания, порой в Москве такого не увидать. Сразу понимаем, что башкирские деньги от продажи нефти не только разворовывают, но и используют на благое дело — строительство инфраструктуры. Ковида в городе вроде и нет, но, в городских автобусах грозно и назойливо напоминают о масках и штрафах, в масках народ есть, но очень мало.
Экскурсия от круизного флота Русич не впечатлила, но дала представление о городе. Крайне неприятно, что ее вновь начали с принудительного шоппинга в дорогущем магазине. Мало того, что туристов снова развели на деньги, но и было украдено экскурсионное время — 30–40 минут из оплаченной 3-часовой экскурсии
О том, как мы самостоятельбно ходили по Уфе, почитать можно здесь: Бродилки по Уфе
Теги:
Круиз