Люблю круизы, жаль только, что во все времена это было совсем недешевое удовольствие. Первый раз в жизни я увидел настоящий круизный лайнер в самом начале 70гг в Ялте. Гигантский по тем временам лайнер с черным низом и белым верхом — Шота Руставели, пришвартовался прямо на набережной Ялты. Он поражал всех курортников своими размерами и совершенством. На таких прекрасных судах ходила в круизы парт-номенклатура, блатные, торгаши и передовики производства. Вспомним сюжет кино-классики — «Брильянтовая рука».
Фото реально того года и самолично мною сделанное на старенькую, но безотказную Смену-2… я был тогда совсем маленьким
Простым людям на таких лайнерах места не было, но, вдруг… по всей Ялте запестрели афиши: «Шота Руставели» приглашает на прогулку в открытое море всех желающих»! Я был в восторге и чуть не бегом бежал к кассам за заветным билетиком, отрывая руку отцу. Очередь оказалась бесконечной, а билеты закончились задолго до нас(((Моему огорчению не было предела.
С той поры тяга к круизам осталась навсегда, но попасть в настоящий морской круиз удалось только на старости лет — когда полтинник стукнул. Он меня так впечатлил, что я написал об этом приключении рассказ и назвал его Новогодний Силья-круиз. Рассказ занял первое призовое место с весьма серьезным призом — первый и единственный раз в моей жизни…
А, вот с речными круизами я познакомился намного раньше.
2020 год мы встретили в круизе по Скандинавии, даже не предполагая, какие ковидные ограничения, страхи, стрессы и болезни готовит нам судьба на ближайшие два года. Во времена коронабесия всем стало не до круизов, однако, неутомимый Максим maximus67 в ковидном 21г все ж решился на круиз из Казани, приехали они с женой в город, а на пристани их развернули прямо у борта т/х — налетела новая ковидная волна.
В конце февраля 2022 ковид отменили, но закрылась граница, пришлось искать круиз по России. Выбор пал на необычный тур Москва — Нижний Новгород — Свияжск — Бирск — Уфа. Сначала судно идет проторенным маршрутом Москва — канал Москвы — Волга — Кама — Нижнекамское вдхр. А затем сворачивает в извилистую и неглубокую реку Белую, которая судоходна для крупных судов только весной. Обзорный рассказ о круизе я уже разместил ранее…
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Апрельский день отплытия с Северного речного вокзала выдался на славу — солнце, голубое небо, свежий ветерок, но, для нас он не задался с раннего утра. Сначала жена забыла дома очки, а времени на возврат не было. Жена очень печалилась, что не сможет читать взятую с собой книгу, а я кручинился, что эту книженцию придется таскать с собой мертвым грузом.
Когда отчаливали, я привалился к борту и измазал куртку свежей краской. Девчонки на ресепшн успокоили, что все будет ОК, но, вернули куртку с огромным жирным пятном и дикой вонью. Не слишком умные матросы удалили краску ветошью, вымоченной в уайт-спирите, испортив одежду. Носить ее стало невозможно. Первичный ужас и ступор сменился трезвым расчетом: водка — это наше Фсе! Взял в баре 100гр — 50гр внутрь для снятия стресса, и 50гр на салфетку, чтобы оттереть карман. Все получилось!
Весь первый день нам идти по каналу им. Москвы, преодолевая бесчисленные шлюзы В конце апреля судоходство на канале очень слабое, увидели лишь три встречных судна. Одно из них знаменитый Мустай Карим — первый и единственный т/х, построенный в СССР-России за последние 60 лет!!! При его спуске было много бравурного шума, но туристы его ругают — там нет прогулочных палуб, за исключением самой верхней, куда часто не пускают. А цены на этот кораблик, по форме напоминающий утюг, запредельные.
Весьма символично, что направляюсь в Башкирию, нам повстречалось судно имени башкирского поэта. Лишь поздней ночью подошли к Дубне, миновали огромную статую Ленина, едва различимую в темноте, и прошли последний шлюз. В былые времена на другой стороне канала напротив Ленина стоял тов. Сталин, но хрущевская борьба с культом личности его не пощадила(((
Кораблик нам достался на вид свеженький и новенький — Русь Великая, хотя, по факту, это мой ровесник. Его построили в 1960 г. под названием Генерал Ватутин. А к 2013 г. глубоко модернизировали, присвоив новое имя и новый класс «река-море». На судне 4 палубы, причем, круговая прогулочная только одна — средняя, судно вмещает около 200 пассажиров, и имеет максимальную скорость аж 23 км/час!
Решил я не сильно экономить и выбрал каюту с окном на главной палубе, жаль окно не открывается. Обещали вентиляцию, а она не работает от слова совсем, дышать ночью нечем, воздух спертый, хоть топор вешай. Внизу каждой двери есть люк, все паксы его открывают, но свежее от этого не становится. Как народ в трюме живет, даже представить страшно. А еще за стенкой старухи от бессонницы с раннего утра телек включают — спать не дают. Едва продрав глаза, помчался на поклон к милейшей женщине — директору круиза Иолане Анатольевне. Она разрешила переезд на среднюю палубу за очень комфортную цену.
Душ и туалет свой, правда, из унитаза чуть пованивает фекалиями, но это ерунда, главное в каюте окно открывается и воздух свежий. Всегда волновал вопрос — куда на судах девают мусор, сточные воды и фекалии, очень боялся, что в реку/море сливают. Но нас успокоили — все дерьмо собирают в танки и затем сливают на специальные ассенизаторские, а твердые отходы на мусорные суда! Койки в каюте одноярусные, места немного, но достаточно, даже жбан питьевой воды положен — из крана пить категорически нельзя. Внутри судна салонов для посиделок почти нет… есть небольшое помещение, но только одно.
Питание в две смены, как хорошо, что у нас 1я смена… Кормят замечательно — много, разнообразно и вкусно по-домашнему. Директор ресторана во время приема пищи всегда стоит у дверей ресторана и контролирует степень удовлетворенности едоков. По утрам даже натуральный кофе предлагают, не лучшего качества, но, тоже неплохо. Дня через три женская часть стала жаловаться на ресторан — кормят так вкусно, что стали быстро толстеть.
Майский рейс типично пенсионерский — молодежи очень мало. С раннего утра на прогулочной палубе кругами вышагивают дяди и тети глубоко забальзаковского возраста. Маршрут до Уфы это шесть суток, там судно стоит два дня, а затем уходит в обратный путь. Мы в Уфе сошли, а большая часть пассажиров осталась — их путешествие длилось целых 16 дней, а куда пенсионерам спешить?
ДЕНЬ ВТОРОЙ. по Волге мимо Рыбинска, Тутаева, Ярославля без остановок.
Что же делать на т/х если нет стоянок?, ведь с него, как с подводной лодки, никуда не денешься. Программа обширная — можно наматывать круги по прогулочной палубе, что и делают почти все пассажиры — некоторые от скуки, а другие, чтобы не толстеть от прекрасной кормежки. Можно сесть в кресло на палубе и глазеть на мосты, шлюзы и, проплывающие мимо живописные берега. Как же прекрасна река ранним утром, когда ее воды почти недвижимы, и в них, как в зеркале, отражаются высокие обрывистые берега со множеством сосен или елей. Закаты и вечерние зорьки с борта т/х тоже очень хороши
Днем можно переместиться в бар, там наливают, и не только кофе. Заявлено, что есть вайфай, но часто его не бывает. Погода, в основном, отличная: на солнечном борту тепло, а вот на теневом борту ветер сдувает, но нам туда не надо. По вечерам на палубах очень холодно. Если хорошо утеплиться, закутаться в куртку и плед, то вечерам можно посидеть на корме у бара и полюбоваться закатом с рюмочкой коньяка. Цены в баре не самые низкие, но посильные
«Аниматоры» стараются изо всех сил — на выбор дартс, плетение безделушек, пение караоке, вечером мини-концерт силами агитбригады. Верховодит «артистами» Рудольф — улыбчивый немолодой работник питерской культуры, при нем певица Зоя. У меня есть с чем сравнить, эта агитбригада показалась самой слабой из всех, что я видел в круизах. «Неспетость» голосов, порой забывание текстов песен, плохое качество усилителей и низкий уровень исполнения.
В принципе, все очень неплохо, но есть ужасный нюанс — методист судна, которая читает тексты о городах, что мы проходим, очень ленива и не дружит со слухом. Ей часто надоедало читать, и она врубала музыку, причем на такую громкость, что уши вянут. Потом неадекватная дамочка сбегала к себе в каюту и расслаблялась. За весь рейс так и не удалось убедить ее, что музыка пенсионерам на такой дикой громкости не нужна, мы хотим наслаждаться тишиной и любоваться речными пейзажами.
По утрам она зверскими звуками будила всех туристов за полтора-два часа до завтрака и врубала зарядку на такой громкости, что динамики хрипели. Это было катастрофически некомфортно, и капитально подпортило впечатления от круиза. Самое страшно, что спрятаться на небольшом судне от музыкальных пыток невозможно — по всему кораблю понатыканы матюгальники. Абсолютно не ясно, почему директор круиза так и не сумела приструнить меломанку, заставить ее уважать пассажиров и не делать им гадости.
После обеда можно поспать или почитать, но, нам не до чтения, ведь проходим Ярославль, жаль только, что мимо. Внезапно на носу забегали матросы, раздался грохот и в глубины Волги полетел якорь. Ничего себе разворот, как оказалось, у нас неожиданное приключение под названием бункеровка: ждем судно мусорщик и судно заправщик. Пристать к борту и намертво закрепить суда на стремнине нелегко, бункеровка отнимает два часа. С интересом смотрим, и жалеем, почему нас не выпустили на берег? Ответ прост — за швартовку надо платить, а компания жмется.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Городец — Нижний Новгород. Лишь через двое суток хода без остановки, первая швартовка — пристань Галанино, но перед ней обязательная развлекуха — очередной шлюз. У причала, что после шлюза, увидели огромную супер-яхту Штандарт, якобы принадлежащая миллиардеру Сечину, туристы вычитали, что стоит она около 2 млрд рубликов, хорошо живут миллиардеры. Яхта так велика, что первоначально я подумал, что это стилизованный речвокзал. Стоянка на пристани всего 20 минут, и бегом на берег, там автобусы уже ждут экскурсантов, чтобы отвезти их в сам город Городец. В городе есть своя пассажирская пристань, но, почему-то в мае суда на ней не швартовались.
Наш круиз организован компанией «Круизный флот Русич», цены у этой компании не самые комфортные, если бы не программа кэшбэка, то вообще грабеж. Зато маршруты интересные, но, если у других круизных фирм экскурсии включены в стоимость путевки, то здесь их надо выкупать дополнительно. Цены в 2–3 раза выше, чем у береговых турфирм.
Экскурсию Городец — Нижний Новгород заказали заранее, иначе эти города в данном круизе не посмотреть: стоянка в НН тоже 20 минут. Автобус старенький, микрофон хреновенький, гид тоже не молод и программу не знает. Пришлось ему указывать, что нам обещали при продаже тура.
О Городце слышали много хорошего, но, нас этот маленький купеческий городок не впечатлил. Сказалась спешка и минимум времени — сначала завезли в город мастеров (постройки в псевдорусском стиле). Понятно, что нынче все хотят впарить максимум сувениров заезжим туристам. Но, как же неприятно выглядит, когда каждую экскурсию начинают именно с шоппинга поневоле.
Пробежали старинную набережную Революции на высоком берегу Волги. Задержались у памятника Александру Невскому, мельком глянули на памятник Александру Освободителю. Закусили местным специалитетом — пряниками, похожими на тульские. Поглазели на старинные домики, похожие на резные ларцы, в которых расположены музеи. Как же здорово полюбоваться замечательным видом волжских просторов, стрелкой Зеленого острова и нашим судном, что выходило на стрежень Волги после выходного шлюза с пристани Галанино.
На выезде заглянули в Феодоровский мужской монастырь. Впервые узнал, что Александр Невский после всех своих ратных подвигов закончил свою жизнь именно в этих стенах. Он остался в этом мнастыре после того, как больным вернулся из Золотой Орды, уже перед смертью он принял постриг в монахи. Его единственный памятник в облачении монаха тоже здесь.
А теперь быстрее в Нижний Новгород — времени хватает только на беглый осмотр Кремля, причем, изначально гид не собирался нам его показывать. Кремль совсем недавно открыли после реставрации — здорово тут побродить, но времени в обрез. По случаю праздника был открыт свободный вход на кремлевские стены, но… времени пройти по ней у нас не было вовсе. Десять минут прогулки по городу и бегом на борт — экскурсия крайне бестолковая и неудачная. Как же здорово, что несколько лет назад мы сюда приезжали на 4 дня и успели основательно побродить по городу — очень достойное место для туризма.
Очень удивила группа туристов, которые в это утро покинули борт судна — они взяли супер-укороченный круиз: 2 дня на борту без остановок + 6-часовая экскурсия Городец — Нижний за дополнительную плату. Прямо из НН они на поезде вернулись в Москву. Непонятно, для чего такой секвестрированный «круиз» брать?