Глядя на некоторых коллег по писательскому цеху, которые попав в очередной город, начинают остервенело фанатич подробно описывать какую-нибудь улицу, я решил тоже немного почудить. Моему «исследованию» подверглась одна из красивейших улиц старого Кёнигсберга.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
На мой взгляд, как человека знакомого с Калининградом пока ещё поверхностно, есть три исторических района в городе, которые, не смотря на жестокие бои весной 1945 года, неплохо сохранили свой довоенный облик — это Амалиенау, Хуфен и Марауненхоф. Мы побывали во всех трёх, и по интересности я бы именно в таком порядке их расположил. Во время этой поездки мы жили в Переднем Хуфене (нем. Vorderhufen) и, как это зачастую бывает, уделили этому месту недостаточно внимания, потому как были выезды в другие города. На осмотр Хуфена оставалось мало времени — всего три утренних часа в день отлёта. Мы сразу направились на главную улицу Среднего Хуфена (нем. Mittel Hufen) — Комсомольскую (нем. Luisenallee) и прошли её от кирхи памяти королевы Луизы в Центральном парке (Луизанваль) до Фестивальной аллеи (Саарландринг).
Здесь преобладает смешанная застройка — виллы соседствуют с доходными и просто с многоквартирными домами, со школами и приютами. Попадаются здания советской постройки, но общего впечатления они не портят. Луизеналлея изначально застраивалась виллами. Были установлены правила застройки, т. е. ограничение этажности, обязательный фахверк, полубашни с парадными лестницами. Позднее правила были смягчены, в результате чего сейчас можно увидеть достаточно разнообразную архитектуру.
Но сначала немного про кирху памяти королевы Луизы. Кирха строилась в 1899—1901 гг. в память о королеве Пруссии Луизе (1776–1810). Автор проекта — «придворный архитектор» Фридрих Хайтманн, который спроектировал множество вилл в Амалиенау. В освящении церкви принимал участие внук королевы, кайзер Германии Вильгельм II. кирха королевы Луизы была разрушена войной, восстановлена лишь в 1976 году. И сейчас там располагается театр кукол.
Далее мы переходим проспект Мира (Хуфеналлея) и двигаемся на север по Комсомольской улице.
Первое здание, у которого мы остановились на своём пути, — Народная школа для девочек Иоханны Амбросиус (дом № 3). Двухэтажное кирпичное здание было создано в 1890 году в стиле историзм. При строительстве был использован красный клинкерный кирпич. Вход украшает ступенчатый портал, над которым виднеется надпись готическим шрифтом «Johanna Ambrosius Schule». Расположенная здесь до войны школа носила имя уроженки Восточной Пруссии, немецкой народной поэтессы Иоханны Амбросиус. Обучение в ней было бесплатным. Сегодня здесь располагается детско-юношеский центр.
Нельзя обойти вниманием огромное здание, расположенное на примыкающей улице Ермака (пересечение с улицей Шиллера). Сейчас это Главное управление Банка России по Калининградской области. Прежде — Сиротский дом Типольтов, построен в 1900-е годы. В начале ХХ века в нем проживало около 50 воспитанников. Сиротский приют был основан в Кёнигсберге в 1800 году на пожертвования аптекарей Типольтов, в 1876 году он был объединен с городским сиротским домом. Фасад одного из зданий приюта стилизован под традиционные кёнигсбергские ворота.
Дом № 14. Жилой дом конца XIX века. Является памятником архитектуры. Типичный баухаус, но с красивым порталом.
На минуту остановились у жилого дома № 15, построенного в первом десятилетии XX века. Столь высокое здание — в четыре этажа — тогда было нетипичным для района Хуфен. Согласно концепции «город-сад», используемой при планировании новых районов в Кёнигсберге в начале XX века, высота жилых зданий не должна была превышать два этажа. Дом был возведён в стиле эклектика, те есть с использованием сразу нескольких «исторических» архитектурных стилей. Удивляет богатый декор: здесь есть и колонны, и межэтажные карнизы, и наличники на окнах, и изящные балюстрады.
Жилой дом № 17 является памятником архитектуры регионального значения и был построен в начале XX века. Перед войной дом являлся частной собственностью семьи Шнепель, которая проживала в расположенной на первом этаже квартире. Часть первого этажа занимал посудохозяйственный магазин Протца. Квартиры на верхних этажах сдавались внаём жильцам. После 1945 года здание использовалось как жилой дом, с начала 90-х годов частично использовалось под офисы. С начала 2000 находилось в аварийном состоянии. В 2008 г. на фасаде здания неожиданно появилось граффити с портретом русского писателя Л. Н. Толстого, написанное калининградским уличным художником по прозвищу Глеб. В июне 2017 г. помещения дома распроданы с торгов частным владельцам. Сейчас на первом этаже находится
Арт-Хостел Толстой. Здесь тот случай, когда не граффити сделали по названию заведения, а наоборот. С июня 2020 г. в доме открылась кофейня.
Первоначально я думал в этом хостеле остановиться (есть двухместные номера), но на нужные даты свободных комнат не оказалось. Место это популярное, поэтому бронировать надо заранее. Из любопытства мы туда зашли попить кофе. Место очень интересное, но скорее молодёжное. Неожиданные интерьеры, начиная от входа (практически через окно) и заканчивая тёмным туалетом (не от того, что там кто-то лампочку вывернул — она есть, просто на уровне колена и недостаточно освещает). Раз кафе и хостел названы в честь писателя, то там естественно повсеместно книги: на полках, в арочном дверном проёме и даже на потолке. В общем, место необычное и посетить его стоит. Если загляните туда вечером, то можете стать случайными участниками какой-нибудь тусовки: там бывают концерты (пианино имеется), проводятся разного рода дискуссии, творческие вечера и вечеринки. О мероприятиях можно узнать на их страничке
ВКонтакте.
Следующий дом № 17, но с буковкой «А» — яркий образец югендстиля. Вилла строилась в 1885 — 1890 годах. Красный клинкерный кирпич фасада перемежается с белыми штукатурными лентами, этажи разделены карнизом, что визуально расширяет здание. Это один из ранних образцов югендстиля, который приобрёл в Кёнигсберге наибольшую популярность в 1900 — 1914 годах.
Вилла (дом № 19) — является памятником архитектуры регионального значения. Двухэтажное здание из красного кирпича расчленено асимметрично выступами и выемками. Крыша по южной стороне доведена до верха деревянной веранды. Маленькая башня придаёт вилле замковый шарм. По фасадной стороне можно разглядеть маленький фахверковый фронтон.
Следующая вилла по адресу ул. Комсомольская, 21 являлась настоящей жемчужиной Луизеналее. Она была построена в 1900 году в эклектическом стиле. При этом преобладает классицизм: здание строго симметрично, а его средний ризалит украшен колоннами с ионическими капителями. Оттуда доносилась музыка. Сегодня в просторных помещениях виллы расположилась Детская музыкальная школа имени Д. Д. Шостаковича.
Далее переходим улицу, чтобы поближе рассмотреть жилой дом № 24 с изящным балконом. Здание выполнено в югендстиле, однако форма фронтона с двумя башенками навеяна ренессансом. Присмотрелись, на фронтоне указан год строительства дома (1906), а если подойти поближе, то под скатом крыши можно увидеть маленькую горгулью с широко открытой пастью. Я не смог её крупно снять. Здание так и называется — «Дом с горгульей». В доме есть квартира-галерея (как раз та, что с балконом), можно заказать экскурсию, надо заранее договариваться — мы этого не знали, да и времени уже не было.
Следующий дом (№ 26) — просто жилой дом конца XIX века.
Продолжаем движение по этой стороне улицы до следующего интересного дома № 28–30. Особую красоту придаёт ему декор фасада в виде геометрических фигур, по бокам устроены лоджии. Дом был возведён на рубеже XIX — XX вв. Над входом между окнами третьего этажа видны очертания шестиконечной звезды. Дом жилой и что означает этот орнамент — загадка.
За перекрёстком на противоположной стороне — вилла (дом № 31), построенная в 1906 году. Издалека осмотрели очередной образец югендстиля: два ассиметричных и разных по высоте ризалита, разноуровневые окна. В результате восстановительных работ после Второй мировой войны вилла лишилась части своей крыши и значительной части декора.
Жилой дом (№ 35) — памятник архитектуры местного значения. Четырёхэтажное здание было построено в начале XX века. Автор проекта не установлен. Среди особенностей здания ризалиты, межэтажные, подоконные и венчающие карнизы, сандрики, барочное оформление главного входа. И ничего, что дверь современная — очень красиво смотрится.
Дом № 36 до войны тоже был виллой. Здание построено из жёлтого клинкерного кирпича в последнем десятилетии XIX века, декор — круглые арки над окнами, подоконные и межэтажные карнизы — выполнен из красного клинкера. Фахверковый фронтон под треугольной крышей придаёт зданию вид сельской усадьбы. Именно в начале XX века фахверк, то есть тип конструкции с несущими деревянными балками, переживал в Европе новый расцвет благодаря средневековому колориту и эффекту натуральности используемых материалов.
По адресу 37–39 расположен трёхэтажный дом 1903 года постройки, выполненный в стиле модерн. Здание было построено для конопакского купеческого приюта (Konopackische Kaufmanns-Stift) и представляет собой редкий пример подобного общественного учреждения, выстроенного не по готическим канонам. Щипец центрального фасада имеет черты ренессанса и барокко. Над дверью расположен барельеф в виде головы бога Меркурия. Фасад украшен множеством разных лепных элементов. Лестницы не вынесены за пределы общего массива здания, но над боковыми парадными всё равно возвышаются декоративные башенки с черепицей. Двустворчатые входные двери декорированы коваными решётками.
Здесь мы перешли дорогу по направлению к дому № 41. Также очень элегантный жилой дом с преобладанием черт необарокко и неоклассицизма, построенный в 1903 году.
И вот мы подошли к Фестивальной аллее. В Кёнигсберге улица называлась Саарландринг, Вероятно, её назвали в честь земли Саар, из-за которой Германия постоянно спорила с Францией. После поражения в Первой мировой немцы вынуждены были уступить Саар, но весной 1935 года его жители проголосовали за присоединение к Третьему рейху. Как такое событие было не увековечить?!
Фестивальная аллея — это трамвайная аллея. Особо примечательных зданий на ней мы не обнаружили. А вот за чем интересно наблюдать, так это за проходящими мимо трамваями. Я даже придумал название новому хобби — трэмвотчинг (по аналогии с бёрдвотчингом). Трэмвотчинг (или трамвайничество) — наблюдение за проезжающими трамваями невооружённым глазом, либо при помощи бинокля. Помимо визуального наблюдения можно попытаться на слух определить возраст трамвая по издаваемому им шуму.
В советское время в Калининграде было десять трамвайных маршрутов. По аллее, которую часто называли просто Трамвайной, проходили маршруты № 2 и № 6. Теперь тут ходит единственный в городе маршрут — № 5 (когда я вернулся домой, прошло сообщение, что власти города собираются реанимировать ещё один маршрут № 3). Зато, сколько я видел разных типов трамваев! Наверное, не меньше пяти. Маршрут № 5 проходит по самым интересным местам города. Так что, если вы захотите потрястись в старом вагоне — не забудьте про эту калининградскую забаву.
На Фестивальную аллею в основном обращены задворки соседних улиц К. Маркса (Хагенштрассе) и Чернышевского (Штегеманнштрассе). И этому есть объяснение. До 1930 года здесь шла железная дорога на Полесск (Лабиау). То есть, выражаясь современным языком, это была зона отчуждения. Когда железную дорогу закрыли, по аллее пустили трамваи.
Город после войны восстанавливали от разрухи очень долго. За эту аллею комсомольцы взялись только в 1957 году. И получили награду — путёвку на Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве. Так эта аллея и получила своё название.
Аллея очень живописна благодаря весёлым трынькающим трамваям и распускающимся весной растениям и цветущим деревьям.
На Фестивальной аллее можно увидеть вот такие гидранты. В этом году исполняется 150 лет компании Bopp & Reuther — производителю и поставщику Кёнигсбергских гидрантов, ставших изюминкой современного Калининграда.
Итак, мы прошли по самой красивой улице района Хуфен в бывшем Кёнигсберге — Луизеналлее, и убедились в разнообразии архитектурных форм и стилей.
Чтобы самому лучше понимать, что я тут понаписал:), пришлось составить небольшой архитектурный словарик. Теперь то я точно знаю, что такое сандрик и щипец, которые видел многократно!
Архитектурный словарик
Баухаус — это направление модернистской архитектуры, которое зародилось в Германии в стенах Высшей школы строительства и художественного конструирования.
Историзм — сочетание различных «прошлых», «исторических» стилей, обретающих новую современность и жизнь в некоем «исторически неправильном» единстве, поскольку в этом единстве представлены осколки разных времён.
Капитель — венчающая часть колонны. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая зрительный и конструктивный переход к горизонтальному перекрытию.
Классицизм — стиль, отражающий естественное стремление человека к красоте, целостности, простоте и ясности содержания и формы, основанный на античном наследии.
Модерн — отказ от симметрии, прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий.
Необарокко — стиль, пришедший на замену причудливому стилю барокко, соединив в себе ту же вычурность, но сделав ее менее дорогой. Это всё то же украшательство, однако, уже не столь серьезное.
Ренессанс и барокко — стили, которые развились после окончания средневековья. Для них характерны многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов с обилием деталей. На фасадах обычно присутствуют очень богатые и выразительные элементы, такие как колонны, арки, статуи, низкие и высокие рельефы и изогнутые стены.
Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту. Ризалит обычно расположен по центральной оси здания.
Сандрик — архитектурный элемент, небольшой профилированный карниз, горизонтальная «полочка» над наличником оконного или дверного проёма.
Фахверк — каркасная конструкция, образованная системой горизонтальных и вертикальных деревянных брусьев и раскосов с заполнением промежутков камнем, кирпичом, глиной (саманом) и другими материалами.
Щипец — верхняя часть, главным образом, торцовой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделенная от остальной плоскости стены карнизом. Типичен для исторических зданий Центральной и Северной Европы.
Эклектика — художественное направление в архитектуре, ориентированное на использование в одном сооружении различных форм искусства прошлого в любых сочетания.
Югендстиль — («Молодежный стиль») — стиль, появившейся под влиянием стиля модерн примерно с 1895 по 1910 год в Германии и Прибалтике.
P. S. Благодарю Региональный Информационный Центр Туризма города Калининграда за информационную поддержку.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия