Симпатичная туристка
Смотрит вниз, разинув рот.
Жаль, всего не можешь видеть ты.
Этот город надо близко
Знать и знать его народ,
Чтобы он открылся с высоты.
(Александр Розенбаум, Посвящение Исаакиевскому собору)
Прекрасные и очень правильные слова. Только как узнать город ближе? Чем больше я пытаюсь это сделать, тем больше неизведанного нахожу в нем — в полном соответствии с парадоксом Сократа чем больше круг знания, тем больше граница соприкосновения с областью незнания)) Мои восхищение материалами о Петербурге и уважение к их авторам, сумевшим поведать о любых деталях в любом доме, одинаково велики; и я даже не берусь за что-то подобное, ибо, приезжая порой в этот неисчерпаемый город, я просто брожу по улицам, широко открыв глаза и рот, как симпатичная туристка из песни, и просто впитываю его образы… А потом тихо радуюсь, встречая в чьем-то рассказе знакомое строение: можно и полюбоваться еще разок, и узнать о нем что-то интересное))
Однако и в таких прогулках есть своя прелесть — как там дальше в песне-то:
Да ладно, надо проще быть,
Пойду своей дорогою,
Исаакиевской площадью
На Невский, угол Гоголя.
За два сентябрьских дня я хорошо погуляла своей дорогою, от музея к музею — совмещая удовольствие от архитектуры на маршруте с посещением новых экспозиций (новых — для меня; о предыдущем походе я писала 3 года назад в рассказе «Музейный Питер: прошлый век»). И опять же, по Розенбауму, удалось немножко поближе узнать этот город и его народ. Народ — это ведь не только современные питерцы, но и петербуржцы прошлых времен, славных лет…
Узнаёте, на что загляделся Александр Яковлевич? Это Петровская Акватория — пусть не «Гранд», но еще один прекрасный макет, больше исторический, чем географический.
Конечно, о ней будет отдельный отзыв, а пока несколько цифр и фактов для общего представления. Петербург середины XVIII века представлен в масштабе 1:87 тысячей зданий и столькими же транспортными средствами на площади в 500 кв. м. Отдельное спасибо организаторам за режим работы: большинство музеев открыты до 17–18, реже 19 ч, ну, а если уж до 20 — это вообще гуманно)) Акватория принимает посетителей до 22 ч! 25 тысяч мини-петербуржцев из прошлого без устали работают, танцуют, гуляют, куда-то едут, что-то строят и что-то едят))
А почему акватория? Макет расположен не на «земной тверди», как обычно, а по периметру огромной емкости с водой. Центр и есть акватория Невы и Финского залива. В ней плавает около сотни корабликов.
И если лошадка не выберется со льдин, упадет она не в гель-заменитель, а в настоящую воду (((
Как обычно, можно наблюдать смену дня и ночи. А вот смену времен года я что-то не припомню в других макетах.
Зима особенно впечатляет! И еще одно отличие от привычных мест подобного рода, логически вытекающее из сути экспозиции: эти исторические здания существовали во времена от Петра Первого до Екатерины Второй и сейчас, в реале, можно увидеть далеко не все из них. Миниатюры восстановлены по гравюрам, документам, картинам и книгам.
Я взяла экскурсию, экскурсия интересная, но скажу честно: кто не возьмет, точно так же сможет услышать рассказ гида, пока группа обходит по периметру акваторию))
Попасть сюда проще всего прямо со станции метро Адмиралтейская — над вестибюлем станции находится ТРК «Адмирал», с 1-го этажа на 6-й, к Акватории, ходит лифт. Я сама пришла из центра, ибо приезжала каждое утро в город из Соснового Бора и маршруты строила от Купчина и Автова, к ним же и вечером возвращалась. Рисовать эти маршруты смысла нет, и описание мое идет в соответствии с исторической хронологией)) Так что следующим будет Центральный музей связи.
Я уже писала, что почтовые музеи за исключением краеведческих и бытовых у меня в приоритете. Хожу в них где только могу, шикарный 2-этажный Музей почты в Вашингтоне вообще посетила дважды)) Мой опыт охватывает девять разных, и в этом рейтинге питерский будет явно на втором месте, обогнав очень достойные стокгольмский и белградский. Что вполне логично — главный среди 16 музеев почты России. Находится он в старинном здании в Почтамтском переулке.
Залы внутри очень впечатляют!.. Поднимаешься на второй этаж по роскошной лестнице, заходишь в первый — Почтовый — зал, где собрано все, что имеет отношение к почте. Ямщицкие тройки в миниатюре и почтовые рожки, ящики в натуральную величину, несколько десятков выдвижных стендов с редкими марками, автоматы и аппараты, машины и механизмы для почтовых нужд…
Это марочный перфоратор. Можно взять бумажку справа и пробить дырочки ))
В следующих залах идут экспозиции, посвященные прочим средствам связи: радио и телеграфу, телефону, телевидению, мобильной связи и Интернету.
Много самых разных интерактивных приколов. Например, можно лично проверить, как работает устройство для чтения рукописного текста на конвертах. Написать название российского города — и пусть оно определяет. Я написала свой. Результат ниже)))
Посмеялась, написала еще — штук десять, более крупных и известных. «Пишется Ливерпуль, а читается Манчестер» — это не только об английском. У меня реально Владивосток определился как Пермь, а Пермь — как Челябинск)))
Очень понравился зал по теме телефонии. В нем созданы фрагменты нескольких комнат — обычных жилых комнат разных лет, в каждой телефонный аппарат того времени и соответствующий антураж: книга, перчатки, цветы в вазе, ноут. И поэтические цитаты из песен и стихов о телефонах. Трогательно так!..
А в атриуме внизу проходила выставка картин, как я поняла, мастеров автономных республик России. Спросить особо не у кого было, просто погуляла, посмотрела на полотна.
Теперь плавно переходим к Музею печати, что на набережной Мойки. Казалось бы, стандартный музей со стандартным режимом работы, но мне формат его показался слегка неожиданным, да и контент тоже. Постараюсь вкратце дать общее представление о нем.
Начинается музей с книжного магазина (с редкими книгами), и это как раз не странно. Затем идет выставка макетов доходных домов, построенных здесь, на набережной. Связь между ними и нынешним музеем — не столько печать, сколько история данного дома. Дом № 32 был перестроен из особняка шута Петра I — добавили лифты и камины, дом стал многоквартирным, т. е. выгодным. А в начале ХХ века его выкупил известный издатель Суворин. Здесь размещались редакции газет «Русь» и «Сельский вестник», а самая известная — редакция «Правды», той самой, которой руководил Ленин.
Под редакцию отводилось несколько комнат, а остальные оставались жилыми. Прямо в них сейчас развернута экспозиция «Доходный дом. Музыкальный салон».
Все комнаты тянутся по одну сторону длинного коридора. В конце его — макет 3-этажной типографии с пятью залами. Специально сфотографировала фрагмент одного из этажей поближе, восхитила точность мелких деталек.
В отдельном отзыве позже покажу прекрасный, суперподробный макет дома — от дворницкой в подвале до шестого этажа с мастерскими. Посередке, естественно, жили самые обеспеченные горожане.
В общем, музей рассказывает не только и не столько о печати, сколько об истории самого дома. И приятный бонус в завершение осмотра — это выход в одну из знаменитых петербургских парадных.
* * *
Сделаем паузу между музеями: день прошел, пора ехать потихоньку в Бор. Проезжая мимо Ломоносова, не могла не выйти на часок. Два храма недалеко друг от друга — такие разные, и каждый по-своему так красив, даже моя атестическая натура впечатлилась этими видами…
Собор Архангела Михаила (начало ХХ в.), построен к 300-летию Дома Романовых
А утром следующего дня в Сосновом Бору довелось полюбоваться еще одним собором непривычной формы: иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
Ну и коль скоро в Бору туристов практически не бывает, покажу новый монумент рядом с церковью — памятник воинам-интернационалистам. Открыт совсем недавно, летом-2019. Так что, когда я была там прошлый раз ровно 3 года назад, его еще не видела.
* * *
И снова в Питер! Теперь музей Кирова — совершенно замечательный, я бы сказала, два музея в одном месте (Каменноостровский проспект). Еще одна роскошная парадная, я даже не поленилась и поднялась на пятый этаж без лифта))
Этот этаж — не о Кирове. Сначала экспозиция «За детство счастливое наше…" переносит нас на 90 лет назад. Создаются ясли, сады, очаги. Вот интересно, чем детсад от очага отличался?
Новые названия, новые имена… есть даже новые святцы. Если у кого недавно семья пополнилась, еще не поздно назвать по-революционному))
Счастливое детство переходит потихоньку в отрочество, в следующем зале рассказывается о скаутах — предшественниках пионеров. Отказавшись от английского термина, в Ленинграде их называли разведчиками. И запрещали бесплатно ездить на трамвае)))
Дальше уже о не совсем счастливом детстве. Беспризорников было много, и были тому объективные причины ((Но ведь искоренили же!
Борьба с беспризорностью — вообще дело достойное, как бы грозно ни выглядел товарищ милиционер. После нее, увы, стали бороться с другими явлениями. А частушки лихие по тем временам, ничего не скажешь))
Экспозиция понравилась. Почти больше всех. Еще там были, разумеется, «Квартира Кирова» (4-й этаж), «Кабинет Кирова в Смольном» и мини-выставка с интригующим названием «Бери, что дают». Но самая интересная, как по мне, — это «Время, вперед!». И знаменитая мелодия Свиридова (программу «Время» помните ведь?) из одноименного фильма звучала в зале. Я даже потом роман прочла и фильм посмотрела)) Так вот, о выставке.
Новое время — новая жизнь. Хронометрируется буквально все: часы и минуты, проведенные на работе, дома, за едой и на прогулке. В бане и в постели. Причем отдельно для разных групп — мужчин, женщин, детей и… домработниц)) По сути, экспозиция очень точно описывает быт довоенного Ленинграда.
На лекториях рассказывают о том, как будет устроено совсем недалекое будущее. Цитирую не самую изумительную мысль: Новых втузов можно не строить, старые закрыть, ученье перенести на заводы (да и студентов перевести туда же рабочими) и всех рабочих приобщить к высшему образованию, сделать поголовно инженерами и техниками.
Ну, а о том, что детей воспитывать надобно не в семьях, а в детдомах и вообще — какие семьи? Все объединяем, живем все вместе, едим вместе, отдыхаем тоже, и быт не будет заедать, — об этом говорили совершенно всерьез вплоть до 30-х годов, когда поняли, что дамы после работы не рвутся все-таки в общественные столовые, а мужественно стоят у плиты и готовят своей собственной ячейке обществе.
После всех этих замечательных идей и особенно посекундного хронометража (фото не очень вышло, я с него цитирую — Мытье посуды. Дети тратят ежедневно 4 мин, мужчины — 1 мин 12 сек, женщины — 14 мин 6 сек, и только бедные домохозяйки — аж 36 мин. Почему все в сумме моют быстрее, чем она одна? — задумалась я. Видимо, речь идет о работающих мужчинах и женщинах, которые обедают на заводе. А домохозяйка готовит для всей семьи и завтрак с ужином, и обед, вот и моет дольше), так вот, после этих подробностей быта переходишь в квартиру С. М. Кирова и чувствуешь, что уже попал в светлое будущее. Прекрасная квартира с кабинетом, столовой, спальней, библиотекой, мастерской (Киров любил мастерить и охотиться), огромным санузлом и даже отдельной комнатой для прислуги обставлена отличной мебелью, что, в общем-то, справедливо и заслуженно — человек руководил вторым городом страны, и хорошо руководил, раз ленинградцы его любили.
И наконец — загадочная экспозиция «Бери, что дают». Смысл фразы буквален и прост: продуктовые пайки. Для детей, рабочих, служащих и иждивенцев. Этакое преддверие блокадных карточек, но, конечно, не такое скудное. Пайки не только расписаны в цифрах, но и показаны наглядно, продуктами.
Эта экспозиция совмещена с комнатой прислуги, откуда попадаем на выход. Осмотр занял часа три и подарил кучу новых впечатлений и пищи для ума. Великолепный музей!
Теперь еще одна квартира, только гораздо скромнее. В «Писательском доме» на Малой Конюшенной некоторые семьи тоже занимали по пять комнат, но, само собой, не таких роскошных, как семья Сергея Мироновича. Вот и Зощенкам сначала выделили 5-комнатную, но после печально известного постановления 46-го года, когда Ахматову и Зощенко исключили из Союза писателей, Михаил Михайлович с женой поменялись квартирами с Верой Кетлинской — она жила на том же этаже, но в 3-комнатной. Обмен совершался ради денег, но денег ММ так и не получил… Сейчас это просто жилой дом, однако на лестнице, ведущей в музей, оформили Стену памяти. Из 60 квартир в разные годы здесь жили 56 (!) писателей, и многих из них коснулись суровые времена. Заселили сразу много писательских семей, когда надстроили два этажа. Из-за этой надстройки дом получил второе название — «Писательский недоскреб».
Последние годы жизни Михаил Михайлович провел в 2-комнатной квартире, где и открыт с 1992 года музей-квартира Зощенко. В одной комнате воссоздан жилой интерьер, в другой — витрины с экспонатами, книгами и текстами с повествовани ем о жизни писателя. Кухня отдана под служебное помещение. (В 3-комнатной живет председатель ТСЖ, живет еще с детства, с 60-х годов. 5-комнатная принадлежит иностранному господину и пустует).
Зал с экспонатами обставлен очень современно. В центре, под портретом, виден старый радиоприемник — если нажать клавишу на нем, звучит рассказ в исполнении самого автора, уникальная запись. Все наверняка слышали Ильинского, Филиппенко и Юрского, читающих его произведения. Читают мастерски, нет слов! И все-таки кто, как не сам автор, лучше всех знает и передает интонации, которые он вложил в свои строчки…
Еще одна интересная задумка — это набор ароматов, созданных парфюмерной лабораторией специально для музея. Здесь нет цветочных отдушек, каждый флакон посвящен какому-то этапу жизни Зощенко. Детство, юность, зрелый возраст и т. д. В молодости Зощенко ушел на фронт Первой мировой, и этот парфюм содержит запахи кожи, полыни и пороха. Последние годы жизни — это хвоя и море, запах дачи в Сестрорецке…
Оформление зала соответствует настроению — да, рассказы написаны с потрясающим юмором, все мы смеялись, читая их, но, как это часто бывает, жизнь была совсем не радужной.
Даже книга отзывов в прихожей выглядит очень стильно и гармонично: на черных листах отзывы пишутся белым стержнем.
Не самый позитивный, но очень глубокий музей, я до сих пор помню впечатления от него.
Ну, а финал этих двух дней будет все же весьма оптимистичным. Ибо последний у нас — это Музей игрушки на набережной Карповки. Первый частный музей в России (1997) и второй музей игрушки после сергиевопосадского. Elenarossi уже писала о нем 2 с лишним года назад, за это время кое-что изменилось, и я с удовольствием поделюсь своим видением. Собственно говоря, структура учреждения очень проста: в первом зале идут наши игрушки. Сначала дореволюционные, затем советские.
Не только отечественного производства, но и импортные, в основном из ГДР.
Переходим в другой зал, где народные игрушки рассортированы по областям:
И последний зал, пожалуй, самый привлекательный для нас, путешественников, — это проект «Народная игрушка мира». Зарубежные игрушки такие разные, и каждая витрина отражает дух страны, правда?
Музей неплохой, но не скажу, что экспозиция в первом зале выглядит очень полной. Возможно, дело в площадях: 130 кв. м на 15 тысяч экспонатов — это не так уж много, поэтому большая часть лежит в запасниках. Еще слегка по-любительски выглядят описания витрин — обычные листочки А4 с компьютерным текстом)) А так — да, живописно и занимательно, удобно сравнивать народные промыслы разных регионов. Ну и на выходе, где обычно предлагается сувенирка, продаются все те же игрушки — авторские и ретро.
Вышла из музея и вздохнула с улыбкой — словно в детстве побывала, а заодно вокруг света объехала…
* * *
Вот такие у меня получились два дня сентябрьского Питера. Маршруты сложились удачно. От музея к музею я всегда шла пешком и рассматривала «застывшую музыку» Петербурга, дома с памятными табличками… Прожив почти всю жизнь в небольшом городе, так и не привыкла принимать как нечто обыденное такие места, где жил «сам/сама…«))
Спасибо всем, друзья, кто прочитал и заинтересовался. Буду ждать и от вас новых прогулок по неисчерпаемому Петербургу!