Не знаю, как вы, а я всегда безумно скучаю за Петербургом, за Северной столицей, за городом на Неве. Память постоянно подбрасывает места, которые я уже видела, где однажды гуляла, воспроизводит особо понравившиеся виды улочек, проспектов города, его уникальную и неповторимую архитектуру, парки, каналы, реки, мосты. Конечно же, я сразу начинаю мечтать о тех уголках Санкт-Петербурга, куда еще не добралась моя туристическая тропа и где мне непременно хотелось бы побывать.
И чтобы хоть немного успокоить свою душу и порадовать глаза, отправляюсь в свои архивы, а там практически всегда есть материал, которым любуюсь сама и с удовольствием показываю вам.
Так сложилось, что за пару десятилетий моих посещений города, я уже несколько раз целенаправленно ездила в Смольнинское (район метро Чернышевская), в исторический район, который, если смотреть на карту, словно врезается в Неву, продавливает ее, создавая овал. Нева же, изящно вывернувшись, течет себе далее, лишь у Литейного моста разбиваясь на рукава.
Что удивительно, но как только я соберусь ехать к метро Чернышевская, погода устраивает мне еще те испытания, призывая ветер и дождь мне в попутчики, в последний раз это был еще и мороз.
А так как время моего нахождения в городе ограничено, а запастись зрелищами хочется под завязку, то аналогичный экстрим пришлось испытать и в эту весеннюю прогулку. Скажу прямо — досталось всем: и мне — обувь как обычно подвела, не выдержав обильных потоков ручьев, бегущих по тротуарам, зонту — от резких порывов ветра его периодически выворачивало в обратную сторону и конечно же камере — ее постоянно орошало капельками влаги.
Но ныть и стенать это не мой конек, а значит отправляюсь на улицу Кирочную. Ох, как давно она манила меня и первый дом, который попал под объектив камеры — огромный, угловой на пересечении Кирочной 19 и улицы Восстания (бывшая Знаменская) 46 — доходный дом А. М. Александрова.
Изначально на этом месте находился двухэтажный каменный особняк со всевозможными служебными постройками, одним словом усадьба с садом, владелицей которой была А. В. Фомина — жена композитора, балалаечника Николая Петровича Фомина.
В 1914-м году владелица продает участок потомственному почетному гражданину Александру Михайловичу Александрову, который незамедлительно привлекает ксотрудничеству гражданского инженера Иванова Владимира Федоровича.
В 1915-м году новый шестиэтажный, очень красивый каменный дом в стиле модерн был возведен. Он словно огромный корабль с массивным куполом на углу и сейчас рассекает пространство.
В 1930–1940-е годы в здании, вероятно на нижних этажах, размещались детские учреждения, детские сады. В 1960–1980-х годах помещения первого этажа занимали булочные, продовольственные магазины, аптека, а верхние, как впрочем и в настоящее время, отданы под квартиры.
А затем, как это частенько со мной случается, завидев впереди, сквозь завесу дождя очень красивый особняк, я и направилась по улице Восстания в его сторону. А вокруг меня галерея красивых зданий, переулки так и влекут, так и манят, и я опять не удержалась, повернула налево. На улице Рылеева (бывшая Спасская) 16 остановилась у фасада красивого здания- доходного дома отставного ротмистра Муфеля Александра Алексеевича, купившего этот участок весной 1877 года.
Уже на следующий год по проекту архитектора Долотова Александра Ивановича здание было полностью построено. Фасад украшают гермы (особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом).
Как это обычно происходило, подвальный и первый этажи сдавались под коммерцию, магазины, верхние же этажи служили жилыми квартирами и сдавались в наем.
Как бы не влекли дома дальше по ходу движения, собрав всю волю, я повернула назад.
Дойдя до перекрестка взгляд, уже наметанный на предмет поиска чего-нибудь этакого, особенно привлекательного, остановился на угловом доме по улице Восстания, 40 и Рылеева 18. Доходный дом А. Е. Смирнова,
возведен в 1880 году в стиле эклектики по проекту архитектора Шестова Петра Ивановича. Мансарду надстроили уже в наше время, в 2008 году.
А далее стараюсь больше не отвлекаться, впереди вижу цель и смотрю только на роскошный особняк Ивана Мясникова, расположенный на улице Восстания 45.
Великолепный дворец был построен по проекту архитектора Александра Петровича Гемилиана при участии молодого, начинающего архитектора Виктора Александровича Гартмана в 1857–1859 годах для состоятельного купца Ивана Мясникова.
Фасад особняка выполнен в стиле необарокко - украшен обильной лепниной, балкон, который поддерживают гипсовые атланты, занимает три оконнных проема, а на уровне первого этажа установлены две фигуры атлантов, поддерживающие его.
Основатель рода Мясниковых — крестьянин из Ростова Федор, в начале своей карьеры просто торговал мясом в чужой лавке, потом и сам стал скупать по деревням скот, а затем развернул и собственную торговлю мясом, отсюда и произошла родовая фамилия.
Александр и Иван Мясниковы приходились основателю рода правнуками, они были не только потомками известной купеческой династии, но и наследниками огромнейшего состояния.
Центральная часть фасада оформлена фронтоном, колонны, пилястры, а внутри мраморная лестница, роспись и золочение на стенах и потолках.
Но несмотря на собственные заводы-пароходы ничто человеческое им оказалось не чуждо: с братьями была связана пренеприятная история с поддельным завещанием, на фоне которой произошла череда загадочных смертей. Был суд, вроде богатеньких купцов оправдали, но, как говорится, осадочек у жителей Северной столицы остался, братьям пришлось в спешном порядке избавиться от роскошного особняка и покинуть Петербург.
В 1886 году особняк приобретает, потомственный почётный гражданин, один из владельцев известной мануфактуры «Невская писчебумажная фабрика братьев Варгуниных» Константин Варгунин.
В начале 20 века богатый промышленник дарит особняк своей дочери, Ольге Константиновне, вышедшей в 1903-м году замуж за известного писателя, адвоката Николая Карабчевского. С этого момента дом стали посещать очень известные горожане и именитые гости: певцы Шаляпин и Собинов, актриса Комиссаржевская, балерины Павлова и Кшесинская.
В 1957-м году особняк был предоставлен городской железнодорожной больнице, в 1988-м году кожно-венерологической больнице. В начале 21 века он был выкуплен частным лицом, были проведены реставрационные работы с сохранением фасадов и внутреннего убранства. С 2020-го года в великолепном особняке с роскошными интерьерами создано единое культурное пространство, это музыкальный салон, в котором проводятся концерты. Также особняк Мясникова можно посетить с экскурсией.
Дальше по улице Восстания я не пошла, а ограничившись осмотром великолепного бело-розового особняка, повернула назад. Сделав буквально несколько шагов, я опять зачем-то повернула налево, на этот раз немного прошлась до тупика Гродненского переулка.
Привлек внимание огромный многоэтажный дом с внутренним двором — очередной бывший доходный дом, возведенный в 1903-м году по проекту гражданского инженера Шарлова Альфреда Магнусовича.
В 1913-м году по проекту архитектора Шагина Дмитрия Алексеевича дом был расширен. Глядя на фасады удивляешься, каких только стилей здесь не намешано: поздняя эклектика, элементы барокко и позднего классицизма. Подозреваю, что наружные лифты появились в доме уже в наше время.
Вернувшись опять на улицу Восстания, задержала взгляд на угловом доме на пересечении с Гродненским переулком № 12–14 — доходный дом Н. И. Шилова.
Дом в стиле эклектики был возведен в 1879–1881-е года по проекту архитектора Баранкеева Сергея Александровича. В 1896-м году владельцем дома был уже штаб-ротмистр Владимир Александрович Олсуфьев, однако в документах закреплено имя первого владельца.
На первом этаже дома в разное время располагались самые разнообразные лавки и магазинчики: молочная, табачная, аптекарский магазин, парикмахерская, лавка материалов для портных, даже винный погребок.
Чувствуя, что если я увлекусь еще каким-нибудь интересным зданием, маячившим впереди, то в свои, свободные несколько часов я так и не исполню намеченную программу, а по сему, пойдя до улицы Рылеева, я опять повернула налево, на этот раз в нужную сторону — в направлении улицы Кирочной.
Слыша название этой улицы, я не задумывалась о его происхождении, но всегда улыбалась, потому как всплывали ассоциации с «Рюмочной». Почему так-понятия не имею, но это совсем не значит, что я являюсь завсегдатаем или даже посетителем оных заведений.
А оказывается все очень просто: улица историческая, была проложена в первой половине 18 века в тогда Литейной слободе — одном из престижных районов города. Названа так в 1780-м году по лютеранской церкви Святой Анны. Ну вы все уже знаете знаменитую в последние годы Анненкирхе.
И вот уже впереди, по адресу улица Кирочная № 32–34 показался протяженный фасад большого шестиэтажного дома цвета нежной мяты, это доходный дом камергера и действительного статского советника — Анания Владимировича Ратькова-Рожнова.
Дом в стиле эклектики был построен на рубеже 19 и 20 веков по проекту русского архитектора, академика архитектуры, общественного деятеля, педагога, действительного статского советника Сюзора Павла Юльевича.
«Этот дом был один из самых удобных и роскошных. Потому что здесь были все удобства на момент начала 20 века. Это и отопление, и ванны, и канализация, и телефон. И в общем все что только можно было пожелать».
И владелец дома, и архитектор оказалась невероятно известными людьми своего времени. Например, чтобы представить автора проекта Павла Сюзора, одного из лучших «авторов» доходных домов 20 столетия, стоит показать еще одну из его известных работ — это Дом компании «Зингер» (в настоящее время это Дом книги).
Фото сделано зимой в сильнейший снегопад.
А один из братьев Рожновых, дворян — Владимир Александрович Ратьков-Рожнов в 1893–1898 годах был Санкт-Петербургским городским головой, с 1904 года сенатором и ему принадлежало около 20 доходных домов в Санкт-Петербурге!
Дом на Кирочной -это грандиозный по тем временам проект доходного дома, но и в настоящее время это один из самых роскошных домов в Петербурге. Атланты, эркеры, лепнина, двор-курдонер,
вход в который осуществляется через огромную арку высотой в 4 этажа.
На коммунальные квартиры этот дом, как собственно и большинство аналогичных доходных домов в Петербурге, был превращен после революции. К концу 20 века, некогда великолепный дом стремительно разрушался и только в 2011 году он попал в программу реставрации. Сейчас бывший доходный дом Ратькова-Рожнова вновь блистает красотой и выделяется на фоне окружающих его домов.
Чуть поодаль, по той же, четной стороне Кирочной улицы под № 40, привлекает внимание немного мрачноватое, строгое и даже элегантное здание — особняк А. Б. Нейдгарта, Обратите внимание на разницу высот трехэтажного особняка и прижатого к нему слева 5-ти этажного жилого дома.
По масштабу главного фасада и большой высоты этажей сразу представляется и размах расположенных за стеной помещений.
А теперь погрузимся в историю этого дома и его владельцев, изучая которую я позабыла о начатом рассказе и, увлекаемая историческими деталями на несколько часов погрузилась в прошлое.
В 1874-м году каменный двухэтажный дом, расположенный на этом месте купил генерал-адъютант Аркадий Дмитриевич Столыпин (годы жизни 1822–1899), отец Петра Аркадьевича Столыпина, знаменитого государственного деятеля.
В 1884-м году юный Петр Аркадьевич Столыпин и Ольга Борисовна Нейгард, старше жениха на 3 года, сочетаются законным браком.
«Он женился, будучи очень молод (21 год), несколько романтичным способом на невесте своего старшего брата, погибшего на дуэли, который на своем смертном одре вложил руку своего брата в руку молодой девушки, которую он нежно любил»
Уж не знаю каким образом, но в начале 1909 года участок на Кирочной перешел в собственность брата Ольги Борисовны — Алексею Борисовичу Нейдгарту — действительному тайному советнику, камергеру, гофмейстеру высочайшего двора, Нижегородскому губернскому предводителю дворянства.
Был приглашен гражданский инженер Бургазлиев Иван Ильич, снесены старые постройки и в 1910–1911-е годы возведен новый особняк в стиле неоклассицизма.
Алексей Борисович Нейдгарт был женат на княжне Любови Николаевне Трубецкой дочери Николая Николаевича Трубецкого и Елены Алексеевны Лопухиной.
Осенью 1917 года Нейдгарт продал особняк купцу 1-й гильдии Борису Исааковичу Гессену, агенту страхового общества «Россия». В 1918 году Алексей Борисович Нейдгарт был расстрелян большевиками.
Вскоре особняк национализировали и разместили в нем коммунальные квартиры, что нанесло непоправимый урон богатым интерьерам.
В начале 1990-х годов в историческом здании была выполнена реставрация, которой удалось вернуть к жизни это необычное сооружение и его интерьеры, а в настоящее время в него можно попасть в составе экскурсии, хотя и проводятся они крайне редко.
Следующий большой участок на Кирочной — это комплекс казарм лейб — гвардии Преображенского полка и сад, составляющие единое целое.
Комплекс в стиле классицизма был возведен в 1802–1804-е года по проектам архитекторов Волкова Фёдора Ивановича, Демерцова Фёдора Ивановича, Иванова А. П.
В глубине двора привлекает внимание трехэтажное здание бывшего госпиталя, главный фасад которого декорирован портиком из восьми колонн.
Сад был разбит позднее, в 1864-м году и изначально, что естественно назывался Садом Преображенского полка. Но в 1939 году улица Кирочная носила имя великого русского писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, его именем был назван и сад. В 1998 году улице вернули ее историческое название, за садом же осталось прежнее — Сад имени Салтыкова-Щедрина.
Другие постройки комплекса Преображенского полка, расположенные за зданием бывшего госпиталя со временем достаточно обветшавшие, в 2006–2007 годах были снесены для строительства на их месте элитного жилого квартала.
Следующее здание цвета пыльной розы, расположенное напротив Таврического сада по нечетной стороне Кирочной улицы № 41 — Клинический институт великой княгини Елены Павловны.
Нормально сфотографировать историческое сооружение не представляется возможным — близкое расположение главных фасадов к дороге, весной помехой служила листва, поэтому вставляю пару зимних фото.
В 1871 году Великая княгиня Елена Павловна Романова, Фредерика-Шарлотта-Мария и принцесса Вюртембергского дома, супруга Великого князя Михаила Павловича, получила в распоряжение участок земли на Преображенском плаце, где она мечтала построить первый в России Клинический институт в котором врачи могли бы совершенствоваться в практической деятельности и вести научные работы.
Но в 1873-м году Елены Павловны не стало, но ее замысел был доведен до конца ее дочерью — Великой княгиней Екатериной Михайловной и личным врачом, профессором Э. Э. Эйхвальдом.
Для этой цели был приглашен академик архитектуры Роберт Андреевич Гедике, по проекту которого в 1878–1885 годы и был построен комплекс основных зданий института, впоследствии на территории возводились и другие необходимые сооружения. На строительство института Великая княгиня Елена Павловна завещала существенную сумму. В 1885-м году состоялось торжественное открытие института, в 1896-м году он получил титул Императорского.
«Санкт-Петербургская городская дума постановила уступить безвозмездно под устройство клинического института участок земли на преображенском плацу, в количестве 8480 кв. саж., с тем условием, чтобы, с начатием постройки в течение трёх лет земля оставалась в пользовании совета управления учреждениями Великой Княгини Елены Павловны до тех пор, пока будет существовать означенный институт; в случае же упразднения его, земля возвращается обратно в ведение города.»
В настоящее время — это Медицинская академия последипломного образования, ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова»
А далее я наконец-то воочию могу полюбоваться удивительным сооружением, виденным ранее лишь на фото, настоящим замком с башнями — это Государственный мемориальный музей возведенный в честь Генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
Кстати, Суворов первый человек в России, в честь которого был возведен мемориальный музей
В 1898-м году в связи со 100-летием со дня смерти Суворова по Высочайшему соизволению Императора Николая II при Главном штабе была учреждена Суворовская комиссия и организован сбор средств на устройство мемориального музея.
После объявления о создании «памятихранилища» великому русскому полководцу, в Суворовскую комиссию стали поступать не только денежные взносы, но и материалы, связанные с именем Суворова. Долго выбиралось и место для музея и тогда лейб — гвардии Преображенский полк на своем плац-параде на безвозмездной основе выделил участок под строительство. Музей находится на пересечении улиц Таврической и Кирочной, которая в этом месте срезает угол и делает резкий поворот вправо.
Здание в стиле модерн возводилось в 1904–1904 годы по совместному проекту архитекторов Фон Гогена Александра Ивановича, Гримм Германа Давидовича. 13 ноября 1904 года в 175-ю годовщину со дня рождения великого полководца, состоялось торжественное открытие Суворовского музея.
В первую мировую войну, а затем годы революции и гражданской войны экспонаты музея были эвакуированы, попали в руки белых, затем красных, в 1923 году были вывезены в Москву и в том же году возвращены в Петроград.
В последующие годы здание занимали ОСОАВИАХИМ, Военно-политическая академия им. В. И. Ленина. В 1943 году в здание музея попала тяжелая фугасная бомба.
После войны в здании были проведены строительные и реставрационные работы и 2 мая 1951 года состоялось торжественное открытие Государственного военно-исторического музея А. В. Суворова.
На правой стороне фасада помещена мозаика с картона выпускника Академии художеств Н. А. Шабунина «Отъезд Суворова из Кончанского в поход 1799 года».
С января 1991 года это Государственный мемориальный музей А. В. Суворова.
8 мая 1998 года после проведения капительного ремонта интерьеров музей открылся вновь.
Этот памятник великому полководцу Суворову был создан ещё в советские годы скульптором из Москвы Александром Таратыновым. Скульптура долгое время хранилась в московском хранилище и 8 октября 2015 года была установлена у стен музея. Это первый и единственный конный памятник Суворову в Петербурге.
Рядом с основным зданием музея расположен Домик смотрителя Суворовского музея, в котором находится Музей оловянного солдатика.
Намерения посещать музей у меня не было, ограничение свободным временем прямо довлело над моей головой, но на тот момент я уже основательно вымокла, если вы не забыли — шел дождь, который и не думал прекращаться, замерзла, да и хотелось подкрепить силы. Для этих целей очень уместно прямо напротив музея на первом этаже бывшего Доходного дома ведомства учреждений императрицы Марии расположено кафе-кондитерская.
Немного отдохнув, я согрелась и отправилась далее на поиски интересностей.
Прошла по Мариинскому проезду до Калужского переулка и вышла на улицу Тверскую, где на пересечении расположен особняк Марии Федоровны Тецнер, вдовы действительного статскогосоветника, статс-секретаря Государственного совета Сергея Константиновича Тецнера.
Через год после смерти мужа, в 1904-м году Мария Федоровна заказала архитектору Александру Сергеевичу Хренову построить на этом участке каменный особняк, в то время как сама вместе с сыном проживала в доме по адресу Кирочная, 27.
Поэтому особняк на Тверской в 1910-м году был продан Сергею Сергеевичу Навроцкому в прошлом командиру батальона Преображенского полка, а на тот момент генерал-майору, служившему в должности генерала для особых поручений при министре внутренних дел.
С 2009 году особняк занимает Генеральное консульство Чешской Республики.
Напротив находится красивая церковь Знамения Пресвятой Богородицы старообрядческой общины Поморского согласия,
построенная в 1906–1907 годах в стиле модерн на средства купчихи первой гильдии Веры Кокоревой и на добровольные пожертвования. Проект создан архитектором Крыжановским Дмитрием Андреевичем, который вложил в свое творение мотивы, свойственные произведениям древнего зодчества северной Руси.
В 1933-м году храм прекратил работать, а церковные помещения были отданы заводу «Металл» для дома культуры предприятия. В конце 20 века в здании разместились многочисленные офисы коммерческих фирм. В 2005 году храм Знамения Пресвятой Богородицы был передан Невской общине Древлеправославной Поморской церкви и через два года в нем возобновились богослужения. Белоснежное здание церкви сомтрится очень красиво, для этого фасады были оштукатурены известью с цементом и, во избежание частых ремонтов по окраске затерты белой известью.
Далее мне уже давно пора было двигаться в сторону метро Чернышевская, куда я спешно и направилась, еще раз любуясь красивыми зданиями по улице Шпалерной.
Не могу не сказать буквально пару слов об одном из самых узнаваемых дворцов Петербурга — Таврическом дворце, который в разное время служил резиденцией известным историческим личностям, Временному правительству и даже был казармой Конногвардейского полка.
Первым же владельцем дворца был светлейший князь Григорий Потемкин, Екатерины II, подарила дворец своему фавориту в качестве благодарности за взятие турецкой крепости Измаил. Уже после смерти Потемкина, когда Таврический опять был выкуплен Екатериной, во дворце некоторое время жил полководец Александр Суворов.
В настоящее время дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи стран — участников СНГ.
Вот это бывший доходный дом А. А. Каплуна, построенный в 1907–1908 годах по проекту архитектора Гингер Сергея Григорьевича в стиле северный модерн с элементами русского декора. Украшением главного фасада служат удлиненные эркеры.
Все, все, заканчиваю, я и так превысила допустимое приличием количество букв, но, когда начинаю погружаться в исторические странички, остановиться невероятно сложно.
Петербургские истории продолжу в следующий раз.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия