Предпоследний день своего рождественского путешествия мы провели в Линдау. Назавтра был тест-антиген, прогулки по Мюнхену и аэропорт. Так что именно Линдау можно считать финальным аккордом поездки, её красивым и правильным хэппи-эндом.
Почему правильным? Тут есть занятная игра слов. Если посмотреть на географическую карту, видно, что Линдау находится в самом подножии Баварии, то есть является условно её «стопой». И эта самая стопа, слегка приподнявшись и вытянув «большой пальчик», тянется им к Боденскому озеру, чтобы коснуться его в единственной точке, заполучить собственный кусочек берега, зажатый между землями Баден-Вюртемберга и Австрии.
На одном из немецких сайтов я прочла, что именно по этой причине Линдау часто называют «счастливым концом» Германии. Но в русском языке у выражения «счастливый конец» и его синонима «счастливый край» имеются несколько иные смысловые оттенки. Так что очень остроумное название с немецкого на русский дословно не переводится. Выходит, сойдёт хэппи-энд, на чём и закончу своё лингвистическое вступление)
Историческая и самая колоритная часть Линдау находится на острове в Боденском озере. Мы прошли туда с бесплатной парковки по мосту Ландторбрюкке, через красивый Штадт парк. Местность выглядела живописно — по водной глади скользили лебеди, утки, чайки, парк был полон зелени, а деревья на берегу удивляли убранством поздней осени. Да-да, из-за мягкого озерного климата растения в Линдау сохраняют краски вопреки календарному декабрю.
Только ёлочка на круговой площади перед входом в старый город напоминала о скором наступлении Рождества. В этом месте сохранился кусочек древней крепостной стены, которая в Линдау снесена, и от бывших фортификационных сооружений остались лишь фрагменты, в разных частях города.
Туристы попадают в Линдау либо как мы, по мосту и через парк, либо прибывают по более длинной ж/д насыпи на поезде. Тогда они сразу оказываются в противоположной части острова и выходят с вокзала прямо к гавани или на главную улицу Маркетштрассе.
Здесь сразу же бросается в глаза здание главного Почтамта с его великолепным фасадом, выходящим на новую привокзальную площадь. Фасад явно развёрнут так, чтобы произвести наибольшее впечатление на гостей города, которые входят на остров с вокзала или прибывают из порта.
Но нам по пути сначала предстояло осмотреть духовный центр города — Кирхплац и Марктплац. На этих площадях находятся сразу два величественных храма. Если честно, ни разу ещё не видела, чтобы где-нибудь две главные церкви — реформаторская и католическая — стояли бы буквально бок о бок.
Церковь Штефанскирхе (Stephanskirche) была построена в 1180 году в честь первого христианского мученика, точнее даже первомученика, Святого Стефана, привлеченного к суду Синедриона и приговорённого к побитию камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме приблизительно в 33 — 36 годах н. э.
Церковь Святого Стефана была перестроена в 1782 году, и как во всех протестантских храмах, убранство её достаточно скромное. Белые оштукатуренные стены и потолок украшает лишь орнамент, выполненный в цвете морской волны. Или в цвете воды Боденского озера, окружающего остров. Окна, лишь отчасти затемнённые витражами, наполняют храм светом, и в целом, внутренний интерьер не кажется строгим, скорее светлым и воздушным. На стене Штефанскирхе красочные солнечные часы, у входа — большой старинный колокол.
Отсюда видно, насколько близко расположена вторая церковь Линдау — Собор Пресвятой Богородицы (Munster Unserer Lieben Frau). Снаружи эта католическая приходская церковь достаточно проста, но мы уже знаем, какие шедевры могут скрываться за неброским фасадом в баварских церквях.
Нынешняя церковь была построена между 1748 и 1752 годами, архитектором Иоганном Каспаром Баньято, который был мастером барокко.
Мюнстер Линдау не исключение, поэтому, едва переступив порог, мы оказываемся в окружении буйного барочного великолепия. Взгляд блуждает между искусно украшенными колоннами, художественно раскрашенными фресками и золотым главным органом, каждый раз находя всё новые прекрасные детали.
Церковь Пресвятой Богородицы построена на месте прежнего храма, изначально принадлежавшего женскому монастырю, вокруг которого в 9 веке и образовался город. У Линдау был собственный флот, и в 1220 году, разбогатев благодаря торговле солью и зерном с итальянскими городами, Линдау получил статус Имперского Города и гордое прозвище «Швабская Венеция».
здания на месте бывших монастырских строений
История Линдау, как и любого древнего европейского города — это череда взлетов и палений. Был общий упадок Европы в 17 веке, были реформы Наполеона, в результате которых в 1802 году аббатство и монастыри закрылись, а город потерял свой вольный статус. С 1804 года Линдау вошёл в состав Баварского королевства.
здания на месте бывших монастырских строений
Посреди Рыночной площади в 1840 году был установлен фонтан Нептун, самый большой фонтан в Линдау. Скульптура одного из богов римского пантеона — повелителя морской стихии — венчает высокую ионическую колонну и выглядит очень величественно.
Замыкает ансамбль Рыночной площади красивейшее здание города, дом Каваццен (Cavazzen), построенный в стиле барокко в 1729 году, как дворец для семьи патрициев Сеутер. Название Cavazzen осталось от рода Каватцев, чей дом стоял на этом месте ранее. Сейчас это здание, знаменитое своими росписями по штукатурке, занимает Городской музей. Было очень жаль, что в наш приезд музей всё ещё находился на реставрации (с 2018 года), а его фасад с прекрасными Luftlmalerei полностью скрывали строительные леса.
Впрочем, все сожаления рассеялись, как только мы покинули Марктплац и занырнули в улочки Линдау. Здесь есть на что посмотреть, да столько, что только успевай крутить головой! Если монастырский район был значительно опустошён во время городского пожара 1728 года, то в светской части сохранилось немало исторических зданий, в том числе 15–16 в.в. А учитывая, что город несколько веков был очень богатым, дома бывших патрициев отличаются особой эстетичностью.
Арочные проходы, ступенчатые фронтоны крыш, башенки, мансарды, роспись на стенах…
Глаза просто разбегаются от множества интересных архитектурных деталей, среди которых особое место занимают различной формы эркеры.
Я всегда считала, что эркер — замечательная строительная уловка, благодаря которой украшают дом снаружи, одновременно увеличивая его жилое пространство внутри. Этакое излишество, которое могут позволить себе богатые домовладельцы. И лишь недавно узнала, что первые эркеры родом из Древнего Рима. Они создавались, как оборонительные сооружения. Это были выступы на фортах, затрудняющие врагам, которые забирались на крепостную стену, подъем и облегчающие защитникам форта обстрел противника. Название, возможно, происходит от старофранцузского «arquier» — лучник, защитник.
По другой версии слово эркер (Erker) произошло из немецкого языка и может означать «фонарь, балкон, выступ».
В городе до сих пор сохраняется средневековая планировка, которая сформирована вокруг трех длинных параллельных улиц. Из-за прежнего разделения территории острова на монастырский район и светскую деревню, главная улица здесь не является прямым продолжением основной оси движения, связывающей материк с островом. Максимилианштрассе — это скорее пример автономного променада в буржуазном городе, чем улица.
Параллельно ей через остров с юга на восток проходит Людвигштрассе, с севера на восток — Груб. Обе улицы изогнуты, повторяя очертания средневековых укреплений, внутри которых они возникли.
Особый колорит Линдау, как и многим немецким городам, придают оригинальные кованые вывески. На сей раз нашим безусловным фаворитом стала вывеска с шестиконечной звездой Давида. Нет-нет, не потому что узрели что-то родное или уже хотелось домой, а просто потому, что именно под ней стоял киоск, где продавали глинтвейн. Только этим напитком и получалось ненадолго согреться, так что под «еврейскую» вывеску мы возвращались неоднократно. Символично, что глинтвейном там торговали наши «двоюродные братья».
Пока неспешно прогуливались по Максимилианштрассе, разглядывая небогатое рождественское убранство, на глаза попалась бронзовая скульптура детей: мальчика с флагом и девочки с цветочной аркой. Скульптура установлена на центральной колонне фонтана в 1937 году в честь большого ежегодного фестиваля «Киндерфест».
Детский фестиваль «Киндерфест» является крупнейшим местным праздником в Линдау, он давно стал не только детским, а практически национальным. В этот день, перед началом баварских летних каникул, бывшие линдауэрцы со всего мира возвращаются навестить родной город. А отмечается «Киндерфест» уже четвёртое столетие.
Ещё несколько шагов по мощеной Максимилианштрассе, мимо старых патрицианских домов, и мы выходим к самой большой и нарядной городской ёлке, которая установлена на площади перед великолепным ансамблем из двух зданий — старой и новой ратуш.
Новая ратуша была построена между 1706 и 1717 годами, как муниципальное офисное здание. Её яркий фасад украшает карильон, который можно послушать каждый день в 11:45 и в 17:45.
Старая ратуша Линдау строилась с 1422 по 1436 гг. в готическом стиле, а в 1536 и в 1576 гг. была реконструирована в стиле Ренессанс. Росписи на стенах здания были выполнены позже, и они особенные, свидетельствующие о деньгах и великих временах.
При росписи на стенах использовались как библейские сюжеты, так и рассказы о прибытии в Линдау короля Франции Филиппа Красивого — фрески изображают музыкантов, наигрывающих веселые мелодии, а городская знать демонстрирует свои богатые наряды. Сейчас в здании Ратуши располагаются муниципальный архив и городская библиотека.
С тыльной стороны возле Старой ратуши установлен фонтан Линдавиа, посвященный хранительнице города. Аллегорическая бронзовая фигура женщины Линдавии возвышается на постаменте из красного мрамора и держит в руке ветку липы. «Линда» значит «липа», самое распространённое дерево на острове. Есть даже старинный документ от 882 года, в котором упоминается «остров, на котором растут липы».
Скульптуры в композиции фонтана меня очаровали. Это тоже аллегории, которые показывают, что позволяло Линдау процветать: судоходство, рыболовство, виноделие и сельское хозяйство. Но сколько изящества, пластики, какое удовольствие было их снимать, выискивая выгодный ракурс!
Тыльная сторона ратуши «смотрит» на гавань. Это место оформлено весьма живописно, после того, как в 1865 году старый порт был модернизирован. Прежде, в 1805 году Бавария получила от Наполеона вместе с другими землями город Линдау, а следовательно, и выход к водам большого озера Бодензее, что стало важным событием для королевства. Как символ баварского присутствия на Бодензее, на входе в гавань на шестиметровом постаменте была установлена мраморная фигура льва, а напротив неё новый маяк. Его высота 33 метра.
В гавани сохранилась примечательная башня Mangturm, построенная около 1200 года и до 1300 года использовавшаяся, как маяк. Это было самое крайнее строение оборонительной городской стены. Цветная черепица крыши, барометр на стене — старинная башня так и притягивает взгляд.
А напротив бульвара Seepromenade, проходящего вдоль гавани, выстроено сегодня много отелей, ресторанов, магазинов. В другие сезоны гавань является чуть ли не самым любимым туристами местом, но нам, увы, было там некомфортно из-за холода, и минут за 20, окончательно промерзнув от ветра, мы ретировались под защиту городских стен.
Надо было срочно согреться чем-то посущественней глинтвейна, например, горячим супчиком, но что делать, когда большинство ресторанов закрыто из-за пандемии? По опыту, уже приобретённому в других городках Баварии, мы отправились на поиски отеля. Именно в ресторанах при отелях нам до сих пор удавалось нормально пообедать. В Линдау это тоже сработало. В небольшом отеле «Engel» в переулке Шафгассе мы и согрелись, и наелись. Правда, в тарелках с супчиком нам щедро растворили по целому куску рокфора, отчего первое блюдо вышло чрезмерно пересолённым.
Зато вышли мы из гостеприимного отельчика с новыми силами для прогулки, и наугад свернув к площади Фонтана, просто замерли от красоты. Полагаю, летом здесь просто райское место, но и в декабре площадь оказалась живописной. Почудилось даже, будто вся она окутана красным маревом — так пламенели ветви рябин и мостовая под ними, от обильно осыпавших их ягод. Райское место. Оно и называется Парадиспляц (Paradiesplatz).
Находится в старом северо-западном квартале и в описаниях города упоминается, как рыбацкая деревня. Рыбацкая деревня, возможно, уже существовала на острове до основания монастыря (аббатства). Ещё до того, как аббатство разрослось и стало градообразующим ядром Линдау.
В просвет переулка была видна нарядная крыша «Воровской» башни, и устремившись туда напрямик, мы неожиданно оказались на небольшой площади Шранненплац (Schrannenplatz). Я даже забыла на минуту, куда только что торопилась, ведь перед глазами была тема! Моя тема, карнавальная))
Установленный на площади в 1989 году Фонтан дураков (Narrenbrunnen) отражает дух немецкого карнавала. Когда в 1987 году возникла идея возродить и отремонтировать старую площадь на западной окраине города, группа Narrenzunft (Дурацкий цех), которая организует проведение карнавальных гуляний, выступила с инициативой поставить здесь фонтан в честь 25-летия самих себя, т. е. в честь 25-летия оргкомитета. Автором карнавальных фигурок стал скульптор Михаэль Фейт (Michael Veit), он изобразил пять основных действующих лиц карнавального шествия в Линдау. Их названия фольклорные: это Бинзенгейст Binsengeist — Простофиля, Корнкёффлер Kornköffler — Торговец зерном, Мошткопфы: Apfel Moschtkopf — Дурная яблочная голова и Birne Moschtkopf — Дурная грушевая голова. Также Гипсбуц Pflasterbutz — Мостильщик, гном, заделывающий пробоины.
У фонтана есть смотритель, в обязанности которого входит «уход за колодцем и поддержание его в чистоте». За ежегодную чистку фигурок смотритель фонтана получает в награду закуску и кружку пива или вина. Вроде мелочь, а настроение, и без того отличное после обеда и вида площади с рябинами, поднялось ещё. Самое время было поспешить к башне Дибстурм, чтобы успеть сфотографироваться на её фоне до наступления сумерек.
Башня Дибстурм была построена в 1380 году как часть городской стены и бастионов, куда входили также «Бастион Людвига» (Ludwigsbastion) и «Редут Максимилиана» (Maximilianschanze). Крышу башни украшают четыре угловые башенки, словно наблюдают с разных ракурсов за западной окраиной старого города.
В средние века Дибстурм долгое время служила тюрьмой для воров, откуда пошло её название «Воровская башня», или «Башня грабителей». Теперь в её подземелье читают сказки, а из небольшого окошка, расположенного под крышей башни, свешивается длинная коса, украшенная на конце бантиком, как иллюстрация к немецкой сказке о Рапунцель.
Рядом с воровской башней возвышается ещё одно строение — старейшая на острове церковь Петерскирхе — романское сооружение, чьё основание восходит к 11 веку. К сожалению, находясь всего в паре шагов от входа, внутрь мы не зашли. Я лишь впоследствии узнала, что церковь славится своей позднеготической настенной росписью, а когда прочитала у Клавдии, что с 1920-х годов здесь находится немецкий военный мемориал, то и вовсе расстроилась. Это по меньшей мере необычно, я никогда такого не видела и жаль, что пропустила.
Но нам было пора, сгущались сумерки, и скоро мы покинули Линдау.
Несмотря на урезанный в 2021 году формат рождественских празднований, посещение этого удивительного города оставило яркое послевкусие праздника и сказки.