Заканчивая этим рассказом свои воспоминания об Ульме, повторюсь, что в этом городе с самого начала всё у нас пошло не по плану, и мне самой удивительно, что вопреки всему, этот город оставил у меня исключительно приятное послевкусие.
Я замышляла там немного поиграть, для начала поохотиться на ульмских воробьев, но от этого квеста добровольно отказалась, когда увидела, насколько в городе много данных фигурок. Такого количества фотографий мне было не нужно, даже на память. Поэтому, назначив за красоту костюма, своим фаворитом воробья-портье из отеля «Ульмский воробей», с легким сердцем переключилась на следующий квест.
Хотелось как можно дольше погулять по набережной Дуная и найти разнообразные скульптуры в устроенном здесь парке искусств «Кунстпфад». Но хотя эта часть программы была интересной, часа через полтора пришлось признать, что у нас в запасе нет достаточно времени, чтобы пройти все 7 км. А главное, у реки мы окончательно промёрзли. Так что свернули и эту игру, отправившись исследовать исторический центр Ульма.
Честно говоря, мы надеялись, что в городе сможем купить глинтвейн. Этот горячий и немного горячительный напиток помогал справляться с холодом и часами бродить в Нюрнберге, Ротенбурге и во всех других местах. Пусть рождественские ярмарки в 2021 году были отменены по всей Баварии, хотя бы одна палатка, торгующая жареными колбасками и глинтвейном находилась везде. Однако в Ульме нас ждал очередной облом. Поиски глинтвейна, а вовсе не воробьев или арт-объектов — вот тот незапланированный квест, который пришлось пройти целиком, не по своей воле и увы, без успеха.
В процессе бесплодных поисков (сначала — рождественского киоска, а после — чего угодно, хотя бы любого открытого бара или кафе), по городу мы двигались совершенно хаотично, отринув заранее приготовленный маршрут от одной достопримечательности к другой. Мы просто шли, по пути разглядывая улицы, самую малость украшенные к Рождеству, но тем не менее, нарядные.
Соответственно, и каждый значимый объект мы находили, фактически, случайно. Это было даже забавно. Самой нелепой случайностью стал момент, когда мы откуда-то сбоку подошли к Ульмской ратуше. С этого ракурса я её поначалу просто не узнала, хотя и успела при подготовке поездки хорошо запомнить облик каждого исторического достоприма. Мы как раз говорили о том, какой симпатичный город в целом, и как много здесь приятных глазу зданий, когда впереди показался расписной домик. «О, а этот домик и вовсе красавчик!»
По мере приближения к расписному красавчику, я успела устыдиться своей реплики, тут же об этом забыть и восхититься. Действительно, Ulmer Rathaus не зря считается самым красивым зданием в историческом центре Ульма. До того, как стать ратушей, здесь с 1357 года располагалась богатая лавка по продаже сукна (Gewandhaus). Ратушей здание стало в 15 веке, а его в подвалах долгие годы находилась тюрьма. В 1520 году произошло знаменательное для ратуши событие: на ней были установлены самые современные для тех времен астрономические часы.
За столетия Ратуша не раз перестраивалась и расширялась, именно поэтому здание имеет сложную архитектуру с элементами поздней готики и раннего ренессанса, а его визитные карточки — ступенчатый фронтон и богатая роспись на стенах. Восточный фасад украшают фрески со сценами из Ветхого завета, а также сюжетами, так или иначе указывающими на людские пороки и добродетели. На северном фасаде преобладают мифологические образы, главным смыслом которых является прославление справедливости и торжества мужской силы. Автором фресок является местный художник Мартин Шаффнер. В 1838 году к зданию Ратуши был пристроен еще один флигель, после чего его стали называть «Домом Суда».
Обходя и разглядывая ратушу, я в очередной раз отметила удивительное сочетание старины и современности, которые здесь, в городском пейзаже Ульма, тесно переплетены. В непосредственной близости от Ратуши высится стеклянная пирамида городской библиотеки, создавая эффект контраста и преломления.
Ну да, разрушенный бомбардировками Ульм пошёл по достаточно смелому пути развития городской застройки. Сейчас это смесь сохранившихся или (хотя в основном только внешне) перестроенных исторических зданий и улиц, с одной стороны, и радикально смелого вторжения современности в сложившуюся городскую ткань, с другой. Некоторым людям трудно воспринимать подобные сочетания, а вот в значительной части профессионального мира они как раз вызывают уважение и признание. Мне же просто нравится! Я вообще люблю современность, а неожиданные решения особенно. Это на уровне эмоций, и потому ни с кем не спорю и на возвышенность вкуса не претендую.
Стеклянная пирамида была построена в 2004 году по проекту известного немецкого архитектора и скульптора Готфрида Беема. Он прославился своими оригинальными идеями для решения городского пространства, и он - единственный архитектор Германии, который в 1986 году был удостоен престижной Притцкеровской премии - Pritzker Architecture Prize
Надо ли говорить, что ноги сами понесли меня не внутрь Ратуши с её интерьерами и кое-какими интересными экспонатами, а именно внутрь стеклянной Библиотеки? На входе пришлось предьявить сертификат о вакцинации и документы, после чего, благополучно загрузившись в лифт, мы поехали на самый верх. Прозрачная кабина проплыла мимо нескольких этажей, занятых бесконечными книжными стеллажами, и её створки распахнулись, выпуская нас в стильный читальный зал.
Люди читали, сидя за маленькими столиками кафе, расположенными по периметру пространства, а вокруг был виден весь город. Увы, выход на терассу, опоясывающую верхушку пирамиды, был по зимнему времени закрыт, но даже через двойное препятствие стеклянных стен фотографии получались чистыми, без единого блика. Видимо, имеет значение преломление света на наклонной поверхности.
Башня Мясника Metzgerturm
Правда, мешали перекрытия и орнамент, так что снимала я в основном, для себя, чтобы получше сориентироваться, где мы расположены относительно интересующих нас в Ульме объектов.
А ещё здесь на верхнем этаже обнаружился бесплатный туалет. Я только потом поняла, насколько это было кстати и вовремя, ведь впоследствии все кафе и рестораны на нашем пути оказывались закрытыми. Пандемия рулила! И если бы не спонтанное посещение библиотеки, вскоре нам грозило бы всерьёз столкнуться с физиологическими неудобствами. Покинув пирамиду, мы всё же решили проникнуть и в Ратушу тоже, но видимо, не судьба, с туризмом в Ульме был полный швах, и Ulmer Rathaus не был открыт для посещения.
Далее, не пытаясь сохранить хронологию наших зигзагов по городу, покажу, что ещё мы успели увидеть, оставляя главную достопримечательность- Ульмский собор (Ulmer Münster), напоследок.
В примечательном здании Kornhaus, как несложно догадаться из названия, в прошлые столетия происходило хранение, а также продажа зерна. Очень нарядное здание, построенное в стиле ренессанс с некоторыми элементами готики в 1594 году под руководством архитектора Каспара Шмидта, на месте, где ранее находился амбар, а до 1407 года — часовня. Здание сильно пострадало во время Второй мировой войны, от него ничего не осталось, кроме фасада, и в 1960-х годах его пришлось восстанавливать практически с нуля.
Интересен комплекс, который занимает полицейское управление Ульма Polizeipräsidium Ulm. Это пятиугольное кирпичное здание эпохи Возрождения расположено недалеко от Ульмского собора и ратуши. Как и многие другие, это здание восстановлено, после того, как сильно пострадало время воздушных налетов на Ульм во время Второй Мировой войны. Строение было возведено между 1584 и 1593 годами, первоначально, как муниципальный склад для зерна. С 1648 года Новое здание стало местом встречи членов совета Швабской империи, а после того, как в 1802 году Ульм утратил статус свободного имперского города, здесь собирался городской совет Ульма. Некоторые части здания временно использовались как тюрьма, ЗАГС, таможенное управление. В эпоху национал-социалистов в здании некоторое время размещался офис тайной государственной полиции (гестапо).
Самым привлекательным в этих, довольно мрачных стенах, является Фонтан Хильдегарды, работы Клауса Баухофера, поставленный во внутреннем дворе в 1591 году (сегодня мы видим копию, созданную в 1912 году). Хильдегарда — жена Карла Великого из герцогского дома Алеманнов, которому, вероятно, принадлежал Ульм. Её статуя должна указывать на связь королевского города с императорским двором.
Выходя из внутреннего двора через арку, словно пересекаешь портал во времени, и из 16 века попадаешь в современность — так резко меняется картинка. Раз за разом я отмечала в Ульме эту контрастность.
Неподалёку от штаб-квартиры полиции находится Oath House или Schwörhaus — Дом Клятвы (17 в.), построенный на фундаменте старого дворца королей 854 года. Его занимает мэрия — самое важное здание в Ульме. Каждый год, в первый понедельник июля, в Доме Клятвы проходит церемония, называемая «Присяга в понедельник». В этот день лорд-мэр отчитывается жителям города о проделанной работе и событиях прошлого года. Примечательно, что эта традиция не прерывается с 1397 года, и этот день в Ульме является праздничным.
С противоположной стороны площади возле Дома Клятвы, фоном к заново построенной синагоге и прекрасному фонтану Кристофера (1584 г.), был хорошо виден шпиль мюнстера. Пора было уже подойти к нему ближе и оглядеться вокруг.
В лучшие времена просторная центральная площадь была бы тесно заставлена сотнями рождественских палаток, но пандемия, как мы успели убедиться, далеко не лучшее время. Мюнстерплац была пуста, и как-то совсем неброско выглядело на этом фоне здание Дома правительства Stadthaus, над проектом которого трудился архитектор из Соединенных Штатов Ричард Мейер.
Штадхаус находится на Мюнстерплац рядом с собором. Здание было построено в 1993 году
По идее, это современное здание из бетона и стекла, как и муниципальная библиотека, должно бы ярко контрастировать со строгим зданием собора. Помню, что на фотографиях, сделанных с высоты, мне оно очень понравилось, а вот в реальности особого впечатления не произвело. Возможно, побывав внутри, я бы изменила это мнение. Чего только не вмещает Штадхаус! На первом его этаже находится городской туристический информационный центр и некоторые общественные службы. Кроме того, здание используется для проведения выставок фотографии, современного и актуального искусства, в его стенах проходят фестивали современной музыки, а на нижнем уровне располагается выставка археологии и истории.
Но время-время… Мы ничего не успевали, и в очередной раз посетовав, как недальновидно было закладывать на Ульм всего один день, пошли взглянуть на капеллу Валентина (Valentinskapelle). Построенная во второй половине 15 века по инициативе одного из знатных жителей города, миниатюрная капелла отлично сохранилась до наших дней и в ней до сих пор продолжают проводить службы.
Рядом находится «Фонтан льва» — Löwenbrunnen, который является одним из старейших в Германии. Фигурка
двойного льва- щитодержателя была вырезана около 1590 года каменщиком Петером Шмидтом. Но сам фонтан не всегда был столь торжественным — на планах старого города он показан, как корыто-поилка для лошадей.
А некоторое время каменный колодец служил также контейнером для отходов.
Löwenbrunnen несколько раз менял своё положение во время строительства Собора и перепроектировки площади, но всегда оставался в центре города. Сейчас Львиный фонтан стоит практически перед входом в Ульмский собор (Ulmer Münster), известный, как самый высокий (кирпичный) собор в мире.
Ulmer Münster построен в готическом стиле, возводить собор начали еще в 1377 году, но продолжили строительство лишь спустя три столетия. Тогда, в 1530–1543 годах, после перехода храма к лютеранам, шпиль башни успели возвести до высоты в 100 метров, но затем из-за недостатка средств строительные работы снова были свёрнуты. Завершилось строительство лишь в 19 веке, причём тоже весьма небыстро (с 1817 по 1890 годы). К счастью, мюнстер почти не пострадал в 1944 году, когда бомбардировками были разрушены и площадь перед собором, и 80% исторического центра города. Сейчас он поражает своими внушительными масштабами, длина собора составляет 123 метра, а ширина 49 метров, тогда как высота главного нефа — 41 метр.
Самое главное, чем мне было интересно это религиозное сооружение, это его внутреннее убранство, которое здесь по-настоящему старинное. Интерьер Ульмского собора успел сформироваться в Средневековье, ещё до наступления эпохи Возрождения. Увы, вдоволь полюбоваться изящными старинными витражами, бесценными реликвиями и произведениями искусства нам снова не повезло, как не сбылась и надежда подняться на шпиль и увидеть город с высоты.
Как я уже писала ранее, мы едва успели зайти в Ульмский собор и окинуть взглядом неф, как к нам подошла местная охранница и вежливо, но непреклонно выставила за дверь. Сказала, что «посещения Собора сегодня с 15:30», а у нас по плану предполагалось в это время уже шагать в сторону вокзала. Надо было назвать эту серию рассказов «Ульм — город обломов»?
Зато слева от входа в мюнстер мы нашли некое сооружение с витриной, в которой демонстрировались некоторые древние артефакты из коллекции собора. На фотографиях Ульма я данного строения ни разу не видела, и информации о нем не нашла. Возможно, эта экспозиция принадлежит историческому музею и появилась возле собора совсем недавно.
Обходя Ulmer Münster по периметру, мы нашли значительную его часть в строительных лесах — недаром я где-то читала, что реставрации Ульмского собора практически не прекращаются, что ежегодно съедает миллионы евро из городского бюджета, помимо того, что Ульм получает для этой цели также и государственные отчисления.
Именно здесь нам, наконец-то улыбнулась удача. В ряду небольших частных лавок, лепившихся почти к самым стенам у подножия собора, обнаружился крохотный магазин элитного спиртного, и кажется, там был представлен необычайно богатый ассортимент. Не заходя вовнутрь, мы через стекло рассматривали товар и думали о том, не купить ли чего-то горячительного здесь, коль скоро глинтвейна мы в Ульме так и не добыли, а уже насквозь промёрзли и успели проголодаться. Рядом топталась ещё одна дама, а внутри совершали покупку ещё две. Примечательно, что мы пришли к решению ровно в тот момент, когда покупательницы выходили. Со стороны, возможно, это выглядело так, будто мы, согласно пандемическим ограничениям, честно дожидались возможности зайти в тесное помещение. Конечно, мы об этом и не думали, чистое совпадение, но вот стоявшая рядом с нами дама так и осталась на улице и не зашла, пока мы не вышли. Немцы не перестают шокировать меня своей дисциплинированностью!
С маленькой, примерно на 90 мл, бутылочкой чего-то крепкого и очень дорогого (вот незадача, я даже её не сфотографировала), мы занырнули в находящийся напротив Старбакс — именно его открытые двери и подвигнули нас на покупку. Заказали по куску шоколадного торта и кофе, в который влили принесённый с собой…кажется, это был брэнди. Однако перед этим пришлось не только предъявлять сертификаты о вакцинации и документы, но и сканировать телефоном специальный код на стойке, то есть, фактически, отметить себя в специальной программе, которая регистрирует посетителей Старбакс в каждый конкретный момент. Без этого наш заказ не принимали.
Что ж, от замерзания и голодных обмороков мы спаслись, а обзорную прогулку по Ульму за прошедшие несколько часов практически выполнили. Увы, без музеев, без собора, но увидели почти всё. Так что оставшийся до поезда час посвятили магазинам, и покупка новой утеплённой куртки отчасти компенсировала моё разочарование от множества обломов в этом классном, но таком не рождественском городе.