Перед поездкой в Амстердам внимательно изучала условия въезда не только в Нидерланды, но и в Бельгию. Ситуация менялась практически каждый день, ограничения становились всё суровее. Однако небольшое окошко всё же нашлось. Прочитала, что вакцинированным туристам без тестов и карантина можно провести в стране 48 часов. При этом прибыть они должны из страны Евросоюза по суше, на прилетевших и приплывших это правило не распространялось. Вдохновлённая находкой, с осторожным оптимизмом купила билеты на скоростной поезд Амстердам-Брюссель. Однако гостиницу на два дополнительных дня в Амстердаме всё же заказала. Отменить заказ можно было за пару часов до заезда.
В Бельгии в первую очередь хотелось посетить Брюгге. Так много читала о нём восхищённых отзывов. В принципе в город можно было съездить одним днём из Амстердама, около трёх часов на поезде, но решили остановиться в ближайшем к границе Нидерландов бельгийском Антверпене.
Антверпен очаровал с первой минуты. Только вышли из вагона, как перед нами предстал великолепный Центральный вокзал.
Когда в 1835 году первый поезд из Брюсселя прибыл в Антверпен, вокзал представлял собой скромное деревянное здание на окраине. Так продолжалось десятки лет, пока в 1895 году Король Леопольд II не решил, что город заслуживает более престижной станции. Проект поручили архитектору из Брюгге Луи Деласенсери. Десять лет спустя в 1905 году Центральный вокзал Антверпена был официально открыт.
Вокзал представляет собой прекрасный пример железнодорожной архитектуры. В дизайне здания Луи Деласенсери, признанный имитатор исторических средневековых стилей, органично соединил барокко, неоренессанс и ар-нуво. Сам он это называл «барокко-средневековая эклектика».
В зале с билетными кассами можно устраивать пышные приёмы. Мраморные полы, колонны, парадная лестница, а над ней герб Бельгии с золотым львом и девизом: «Единство это сила».
Пассажиров встречает роскошный внутренний фасад, на котором уже красуется герб самого города — крепостные стены и две руки. Легенда гласит, что был великан, который охранял переправу через реку Шельду и взимал плату с путников. Тем же, кто отказывался платить, он отрывал руку и бросал ее в реку. Великан бесчинствовал до тех пор, пока римский солдат по имени Сильвий Брабо не победил его и в свою очередь не бросил его руки в ту же реку. По-голландски «брошенная рука» звучит как «хэнд верпен» отсюда и пошло название города.
Символ города обыгран и в произведении китайского скульптора Ян ШуФен «Рука мира».
Чтобы оптимально использовать отведённое время отель выбрали буквально в пятистах метрах от главного входа в Центральный вокзал. Не Хилтон, конечно, но очень приличный NH Collection Antwerp Centre.
Маршрут спланировала заранее и около 3-х пополудни отправились от точки к точке. На воротах Церкви Св. Иакова (Sint-Jacobskerk) висела бумажка, которая гласила, что они приглашают всех, но только с пятницы по воскресенье. Дело было в понедельник и поэтому увидеть церковь внутри не удалось. Позже столкнулись с похожим расписанием в нескольких других церквях города, все они относили ограничения к ковиду, хотя непонятно, как такой режим помогал бороться с эпидемией.
К Собору Антверпенской Богоматери вышли со стороны площади Грунплатс (Groenplaats). Посреди площади установлен памятник знаменитому антверпенцу Питеру Паулю Рубенсу. Статую установили в 1843 году.
Собор оказался на реставрации. Башня закрыта лесами. Однако главный портал и тимпан со сценами Страшного суда удалось рассмотреть. Удивительно, что неоготический портал работы Жана-Баптиста ван Винта датируется только 1903 годом!
Сам же Собор в стиле брабантской готики начали строить в 1352 году. Из первоначального интерьера не сохранилось практически ничего. Витражи, статуи, алтари были разграблены или разрушены кальвинистами.
В XVII веке началось восстановление былого великолепия интерьеров собора. В церковь свезли мебель и утварь из других храмов Бельгии. Алтари украсили работами известных фламандских художников.
У входа в собор расположен Handschoenmarkt или Перчаточный рынок — на этом месте в 16 веке торговали перчатками и мехами. Многие здания сохранили традиционные фасады конца 16 — начала 17 веков.
На подходе к Гроте Маркт обратила внимание на дом с позолоченным корабликом на крыше. Первое упоминание об этом здании относится к 1510 году. Домик называют «Золотой Клавербладт» от имени голландского парусника 17 века.
Сердце Старого города — Большая рыночная площадь Гроте Маркт. Первое, что бросается в глаза, городская ратуша. Ратушу построили между 1561 и 1565 годами по проекту Корнелиса Флориса де Вриндта. В центре фасада между статуями представляющими Справедливость и Благоразумие красуется герб испанского короля Филиппа II, который в своё время правил значительной частью Европы, а среди прочего и Антверпеном. Слева герб герцога Брабантского, а справа маркграфа Антверпена. Перед ратушей героический Брабо вот-вот швырнёт с размаху руку гиганта прямо в толпу туристов.
Гроте Маркт знаменита не только городской ратушей, но и офисами гильдий, некоторые из которых стояли на этом месте задолго до неё. Тесно прижатые друг к другу они формируют единый ансамбль. С левого края — Дом Белого ангела, впервые упоминается в 1394 году. За ним идёт Дом гильдии бондарей — 1391 г. Испанский дом (1397 г.) с позолоченной статуей Св. Георгия работы бельгийского скульптора Жозефа Ламбо принадлежал гильдии стрелков «Старый Арбалет». «Де Шпигель» в 1620 году был выкуплен гильдией лучников «Молодой стрелок», на доме красуется герб гильдии и позолоченная фигура их покровителя Святого Себастьяна работы скульптора Яна Герритса. «Дом Орла» — принадлежал гильдии ремесленников, позолоченные фигурки мастеров венчают фронтон: кузнец, маляр, косарь и шкипер. «Дом Лисы» с лисичкой на крыше когда-то принадлежал гильдии фехтовальщиков.
Дома следуют один за другим. Все они включены в реестр национальных памятников и у каждого своя история.
Почти на каждом углу в Старом городе можно увидеть статуи Девы Марии. Можно подумать, что причина в почитании святой покровительницы Антверпена, однако есть и более практическое объяснение. Статуи обычно помещали прямо над уличным фонарём, избегая таким образом налогов на освещение улиц. Ведь в этом случае фонарь не улицу освещал, а приносил обет статуе. С тех времён из почти 1500 статуй уцелело только 500. Для сохранности некоторые из ний заменили копиями. Оригинальная статуя на углу дома Гроте Маркт 15 была изготовлена в 1742 году Якобом Юзефом Ван дер Неер.
От Гроте Маркт свернули на улицу Брадерийстраат (Braderijstraat). Группа полосатых домов с девятью ступеньками на крыше была построена в 1577 году.
Одним из самых известных зданий Антверпена является Дом гильди мясников Vleeshuis. Первый дом на этом месте был построен в 1250 году по заказу герцога Брабантского и оплачен городом. Со временем бизнесс расширился и здание стало слишком маленьким.
Нынешнее здание в стиле поздней готики возвели между в 1501 — 1504 годом. Для строительства привезли глину из района реки Рюпель в северной Бельгии, а белый песчаник из каменоломен близ деревни Балегем. В результате стены дома выглядят как слоистый бекон. На углу статуя мадонны и фонарь, видимо мясникам тоже была не чужда экономия.
Дальше по улице более поздние сооружения прекрасно соседствуют со старинными зданиями не нарушая гармонии.
В 1904 году в рамках престижного строительного проекта судовладелец Даниэль Штайнманн-Хаге заказал два монументальных здания, одно против другого. Проект разработал бельгийский архитектор Джозеф Хертогс. На северном углу возвышается внушительный дом Helvetia штаб-квартира фирмы, а на южном более скромное Natien предназначенное для инвестиций в недвижимость.
Заглянуть в Замок Стен не удалось. Крепость была закрыта на ремонт. По двору сновали рабочие с вёдрами и мастерками. Всё выглядело совершенно обыденно, как будто ремонтировали не крепость, которой несколько веков, а какой-нибудь склад готовой продукции.
Недалеко от Замка находится пристань, с которой отправляются паромы и круизные кораблики.
С набережной открывается вид на колокольню собора. Можно только догадываться, как величественно она выглядит без строительных лесов. Ганзейский дом на углу работа всё того же Джозефа Хертогса, а позеленевшие бронзовые статуи создал автор фонтана Брабо на Гроте Маркт Жозеф Ламбо. Фигуры символизируют четыре реки: Шельду, Рейн, Везер и Эльбу и призваны олицетворять прочные экономические связи между Антверпеном и Германией.
На обед, хотя скорее это был ранний ужин, зашли в ресторан Zuiderterras. Кухня понравилась, а вот обслуживание нужно бы подтянуть. Десерта не дождались, пока чек не попросили, но на тот момент настроение уже пропало и пришлось от сладкого отказаться. Тем не менее сытые и в целом довольные отправились дальше с удовольствием разглядывая каждое попадающееся на пути строение.
Мясная лавка в стиле неофламандского ренессанса, построенная по заказу мясника Раэса-Дэмса, автор проекта Фердинанд Хомпус, 1879 год. Атланты с поникшими головами похоже не очень рады новому украшению.
Бывший монастырь отцов-редемптористов 1857 г. Высоко наверху в нише статуя Христа Спасителя.
Переулками вышли к главной торговой артерии Антверпена, улице Меир.
Посреди небольшой площади стоит памятник уроженцу Антверпена художнику Антонису ван Дейку.
Меир вместе с-Де Кейсерлей, Тенирсплаатс и Лейсстраат образует единую артерию связывающую Центральный вокзал с историческим центром.
Череда улиц производит очень сильное впечатление. Роскошные фасады из белого камня, где строгий неоклассический стиль оживляется игривым неоготическим барокко.
Спроектированные крупными антверпенскими архитекторами дома несмотря на различия деталей создают впечатление единого ансамбля.
Монументальные, симметричные угловые здания на пересечении Лейсстраат и Кипдорпвест были возведены одновременно. Для этого важного для города строительного проекта городской совет нанял двух уже проявивших себя архитекторов. Здание Гранд Отеля Метрополь (справа) спроектировал Франс Ван Дейк в 1899 году, а его двойника напротив Эрнест Дильтьенс.
В тот день мы гуляли до темноты, а назавтра поехали в Брюгге и Гент.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия