На второй день моего культурно- познавательного отдыха в Перми у меня на вечер билет в драматический театр, который в Перми оригинально называется «Театр-Театр».
А с утра я отправляюсь в Пермскую художественную галерею.
На второй день моего культурно- познавательного отдыха в Перми у меня на вечер билет в драматический театр, который в Перми оригинально называется «Театр-Театр».
А с утра я отправляюсь в Пермскую художественную галерею.
Галерея расположена в Спасо-Преображенском соборе на Соборной площади. Площадь и Собор имеют очень давнюю и сложную историю.
История Собора идет от Пыскорского мужского монастыря.
Когда Строгановы начали освоение Урала, то их первой столицей стал Пыскор и именно в нем был построен большой монастырь. Монастырь, основанный в 1560 году, процветал 200 лет.
Территория монастыря представляла хорошо укрепленную крепость с боевым оснащением, ведь вокруг были «инородцы», а Строгановы по-существу были колонизаторами.
Это был один из самых богатых монастырей России, ему принадлежало 50 деревень и сел.
При монастыре были развиты художественные промыслы и он становится центром художественной культуры.
Но после раздела Пермской и Тобольской губерний большую часть строений монастыря разбирают по кирпичикам и перевозят по Каме сначала в Соликамск, а затем в Пермь, потому что Пермь становится столицей Пермской губернии.
Монастырь в Перми стали строить на горе Слудке. На строительство пошли средства от распроданного богатого церковного имущества Пыскорского монастыря, где были и митры с бриллиантами и другое убранство с драгоценными камнями.
Пермский Спасо-Преображенский мужской монастырь был открыт в 1793 году, но просуществовал недолго.
В 1799 году монастырь упразднили, а его помещения переданы вновь образованной Пермской епархии.
С созданием епархии возникла необходимость в кафедральном соборе.
Для строительства Спасо-Преображенского собора кроме доходов от продажи монастырского имущества, колоколов, собрали много пожертвований. Использовали кирпичи, привезенные из Пыскорского монастыря при разборе церквей.
Собор построили по проекту Свиязева И. И. Строительство закончили в 1820 году.
Напротив Пермской собора построили в 1832 году Пермскую духовную семинарию, в которой учились потом, Бажов, Попов, Мамин-Сибиряк.
В 1922 году новая власть передала музею архиерейский дом, а в 1936 году здание собора было реконструировано для нужд Пермской картинной галереи.
В здании Пермской духовной семинарии открыли Пермский военный институт ракетных войск, который существовал до 2003 года.
Сейчас на здании висит памятная доска.
Здание семинарии было самым большим в Перми в середине XIX века, хотя оно тогда было двухэтажным. Два этажа надстроили позднее. Первоначальный проект был архитектора Свиязева И.И.
Соборную площадь в советское время переименовали в сквер им. Мамина- Сибиряка, в 1974 году установили бюст Дмитрию Наркисовичу.
Историческое название вернули площади в 2008 году, и тогда же установлен памятник Николаю Чудотворцу.
Со смотровой площадки у Соборной площади открывается прекрасный вид на Каму.
Посетив Пермскую художественную галерею, я отправляюсь по Монастырской в сторону мечети.
Пермскую соборную мечеть построили в 1903 году по проекту пермского архитектора Александра Ивановича Ожегова. Молодым и рано ушедшим из жизни архитектором построено три храма в Перми. Кроме мечети это церковь Успения на Егошихинском кладбище (1905 г.) и Храм Вознесения Господня на Борчанинова, 11, о которых я упоминала в рассказе «Город с древним названием Пермь». Все его храмы празднично-нарядные.
Джума-мечеть, расположенная на Монастырской, 67, построена на деньги богатых купцов Агафуровых, Тимкиных, Ибатуллиных. В этом районе проживала большая часть мусульманского населения Перми.
С 1940 по 1986 год в мечети хранился областной архив КПСС, а в 1990 году она возвращена верующим.
Не удержалась от соблазна посетить такую красивую мечеть. Разувшись, можно пройти на второй этаж.
Сверху видно мужскую часть храма.
Наружные стены покрыты узорами.
В окнах скромные витражи.
Обхожу вокруг мечети и снова любуюсь ей с другой стороны.
Рядом большая стройка, Пермь очень активно застраивается.
Мимо строящихся объектов прохожу к православному храму.
Это Свято-Троицкий кафедральный собор, построенный в 1857 году по проекту Свиязева Ивана Ивановича (1797–1878). Ставший знаменитым архитектором, Свиязев родился в семье крепостного крестьянина в Верхних Муллах. Уже сегодня я иду мимо третьего его объекта, а вчера была у Ротонды и у Дома губернатора.
В 1923 году в Свято-Троицкий храм была перенесена кафедра правящего Архиерея.
Но в 1926 году был пожар, храм сильно пострадал и был закрыт. В Великую Отечественную войну в храме был склад оружия.
В 1944 году храм был передан РПЦ и отремонтирован, сейчас здесь снова Кафедральный собор.
От улицы Монастырской спускаюсь (все эти храмы на горке) вниз, здесь построен новый торговый центр, который впервые предстал перед моими глазами.
Грандиозно! Однако, это не та архитектура, с которой мне хочется познакомится поближе. Поглядев на современное чудо архитектуры издалека, отправляюсь в отель.
Перехожу через знакомую площадь.
Летом все, конечно, было красивее.
К шести вечера по улице Ленина направляюсь к зданию театра «Театр-Театр» (!)
Новое здание театр получил в 1981 году, а до этого, что называется, натерпелся.
Основано это культурное учреждение как Театр рабочей молодежи в 1927 году. Потом стал профессиональным Пермским драматическим театром имени «Комсомольской правды».
С 1931 по 1938 годы театр работал в Свердловске, который тогда был городом в Пермской области. В 1938 году возвращается в Пермь, уже как Пермский академический театр драмы, и размещается сначала в здании бывшего Народного дома на Мотовилихе, а в 1948 году занимает бывший особняк Любимовой, в котором сейчас ТЮЗ.
Современное здание, построенное по проекту В. П. Давыденко и В. И. Лютикова в стиле советского модернизма является памятником архитектуры регионального значения.
В этом театре начинали свою актерскую карьеру Марк Захаров и Георгий Бурков.
Вход в здание по лестнице на второй этаж.
На декоративных фонарях герои пьес.
На афише спектакля было написано «Маскарад». Внизу мелким шрифтом «Хроника одного убийства по мотивам драмы Ю. М. Лермонтова «Маскарад», но мелким шрифтом я уже потом прочитала.
Фойе оформлено в кровавых тонах.
У афиши на первом этаже с символическим портретом Лермонтова проходят фотосессии.
В театре два зала, Большой зал очень просторный.
Для меня постановка пьесы оказалась слишком прогрессивной. Герои драмы в масках… но не в маскарадных, а в одноразовых ковидных. Действие происходит в картинной галерее, а Баронесса выходит из полотна картины, где она восседала на лошади.
Лермонтов тоже иногда наблюдал за героями. Он же был и Звездичем.
Убийство происходит в конце первого акта. А во втором акте убитая окровавленная Нина Арбенина в белом платье ходит по сцене.
В антракте к моим соседям подсела девушка.
Я удивилась, настолько современный театр, что можно с собачкой!
Оказалось, что девушка была помощником режиссера. В конце спектакля увидела ее на сцене, когда пригласили режиссера.
Молодежи спектакль очень нравится, все билеты проданы. Когда стояла в очереди в раздевалку, молодой человек говорил своей девушке: «Вот что значит классика! Она и через 200 лет классика!»
После спектакля иду по вечернему городу. Вот этот памятник я еще не видела.
Памятник Павлу Ивановичу Преображенскому, первооткрывателю нефти на Урале, установлен в 2019 году, в честь 90-летия открытия нефти на Урале.
Вечерняя Пермь хороша!