А было это так. На одном из сайтов промелькнула реклама красивейшего храма, без подписи. Мне удалось скопировать картинку и обратиться к Яндексу. Он нашел и заботливо выдал мне информацию: Казанский храм в Ша́мордино. Хочу! Самостоятельно добраться туда без машины я посчитала очень сложным, зато нашла однодневный автобусный тур, мало того — еще и с посещением Оптинской Пу́стыни (про Оптинских старцев, наверное, все слышали). Купила путевку — еду! Сразу скажу: сфотографировать весь храм, как на картинке-рекламе, не получилось, нужно было отойти дальше, а там закрытая монастырская территория. Поэтому фото взяла из интернета.
Казанский собор (фото из интернета)
И Оптина Пу́стынь, и Казанская Амвросиевская пустынь находятся в Калужской области недалеко от городка Козельска. Почему именно пу́стынь? Возможно, это связано с историей монашества, которое возникло в Египте, и где монахи в начале христианства уходили в пустыню. Пу́стыни — в прежние времена это уединенные монастыри, возникавшие в незаселенных местах. Теперь о названии Оптина. По преданию, монастырь был основан в конце XIV века. И основал его раскаявшийся разбойник по имени Опт, или Оптия, который в иночестве принял имя Макарий. Однако более реальным является предположение, что обитель была общей для монахов и монахинь, а такие ранее назывались Оптины. Письменные источники говорят, что Макарьевская Оптинская обитель существовала уже в XV веке. Российские государи по-разному относились к монастырю: кто-то давал «на свечи и ладан», а кто-то вообще упразднил. Но в конце 1726 года по указу императрицы Екатерины I Оптина пустынь была восстановлена и началось строительство храмов, благодаря вкладам богатых благодетелей.
В ХIХ веке всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец. Постепенно Оптина Пу́стынь стала одним из духовных центров России. Со всех сторон сюда потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Монастырь стал расти.
На иконе «Собор Преподобных Оптинских старцев» традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841, Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860, Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862, Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865, Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873, Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891, Иеросхимонах Анатолий (Зерца-лов) 1824–1894, Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894, Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911, Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913, Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922, Иеросхимонах Нектарий Оптинский 1853–1928, Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931, Архимандрит Исаакий II (Бобраков) 1865–1938. Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году.
Иеросхимонах Лев — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Что же такое старчество? Это особый вид русского монашества, чин святости духовного лица. Возраст здесь не главное. Старцев отличает особый дар рассудительности и прозорливости, дар исцелений и чудотворений. Старчество достигается жизнью в аскезе и молитвах, в святой вере в Бога. Старец — это не просто человек, выполняющий роль духовника, это святой с даром знания Божьей воли и возвещения ее людям. Старец часто говорит человеку Божью волю, даже не задавая человеку вопросов.
Октябрьская революция ничего хорошего монастырю не принесла. В 1918 году Оптина пустынь была закрыта, но монастырь какое-то время существовал под видом сельхозартели. В 1923 году сельхозартель закрыли и обитель перешла в распоряжение Главнауки как исторический памятник. Монастырь стал Музеем. В начале 30-х годов здесь был открыт Дом отдыха, а в 1939 году он был преобразован в концлагерь!!! для польских офицеров «Козельск-1». Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря был госпиталь, потом снова лагерь НКВД, затем здесь стояла воинская часть. И только в 1987 году монастырь вернули верующим.
Господи, во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Монастырь находится на берегу реки Жиздры. Раньше через нее надо было переправляться на пароме, теперь есть мост.
Вход на территорию монастыря — через Святые ворота. Сейчас это южные ворота, когда-то, до революции, Святыми были западные ворота. В арке ворот росписи-фрески с изображением Оптинских старцев.
Если посмотреть план, то монастырь за оградой практически квадратный. В центре находится главный храм монастыря — собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вокруг этого собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь во имя Марии Египетской, на юге — церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, на востоке — церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери, на западе колокольня и когда-то Святые ворота.
С левой стороны от Святых ворот храм в честь Преображения Господня. Это новый храм, построенный в 2005 году. Над входом златовласый Спас, подобную икону я видела в Можайске.
Доминантой является, конечно, Колокольня. Высота ее — 64 метра, построена в 1801–1804 годах, имеет четыре яруса. В 1811 году к колокольне были пристроены два флигеля братских келий. В нижнем ярусе расположены врата. В дореволюционный период от Святых ворот — главного входа, располагавшегося под Владимирской башней, к колокольне вела большая лестница. Пройдя под колокольней, паломник попадал к соборному храму — Введенскому.
Владимирская башня — Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери. Расположена за колокольней в середине западной стены ограды монастыря. До Октябрьской революции ворота под Владимирской башней были главным входом в монастырь — Святыми воротами. Владимирская башня стала первым местом, где после возрождения монастыря стали регулярно совершаться богослужения. Башня построена в 1830-е годы.
Напротив колокольни — Введенский собор. Это главный храм обители. Строительство первой каменной церкви Введения Пресвятыя Богородицы началось в монастыре в 1689 году. Этот храм построен в 1750–1771 годах. Главный престол — Введения во Храм Пресвятой Богородицы, северный престол — в честь преподобного Амвросия Оптинского, южный — в честь святителя Николая Чудотворца. В этом соборе находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.
Преподобный Амвросий — третий Оптинский старец, ставший преемником преподобных Льва и Макария Оптинских. Он оказал огромное влияние на духовное состояние общества XIX века. Именно он стал прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Федора Михайловича Достоевского.
За Введенским собором находится храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Храм был полностью разрушен и заново построен в 1998 году. Это храм-усыпальница для обретенных мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Их мощи перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 года и положены в гранитные раки для поклонения верующих.
Ближе к Святым воротам расположен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Это самый большой храм в монастыре. Центральный престол — в честь Казанской иконы Божией матери, северный — Георгия Победоносца и южный — Кресто-воздвиженский. Здесь покоятся мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия I Оптинских.
Стены храма богато украшены фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи.
За Введенским храмом — территория, куда вход позволен только монастырской братии. За оградой возвышается храм в честь преподобной Марии Египетской. Сейчас в нем два придела: первый в честь Марии Египетской и святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Второй придел — в честь святителя Амвросия Медиоланского и благоверного князя Александра Невского. Часть помещений в настоящее время занимает иконописная мастерская.
Братская трапезная находится тоже за оградой, куда входить не разрешается.
Воскресенская часовня построена в 2008 году на месте погребения убиенных оптинских братиев: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Они были убиты на Пасху 1993 года в деревянной Звоннице ударами в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666» и «сатана». Убийца был арестован и признан невменяемым.
Я заглянула часовню. Там стояли три надгробия и шла заупокойная служба.
Часовня-сень расположена на монастырском некрополе.
Выйдя из Святых ворот и повернув налево, минуя Библиотечную башню (рядом с ней располагался библиотечный корпус) и другие монастырские строения,
минут через 10 попадаешь в небольшой парк, в котором находится Скит.
Пройти в скит нельзя: он предназначен для монахов-отшельников. Иоанно-Предтеченский скит был устроен в 1821 году. Здесь начали селиться пустынники — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Богослужения здесь происходят круглосуточно.
А нам можно полюбоваться на его Храм в честь святителя Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и набрать воды из Амвросиевского колодца.
Так выглядит монастырь со стороны Скита.
Дом паломника. Таких домов несколько. Они стоят вдоль дороги, ведущей в монастырь.
А вот наиболее полным вид Оптиной пустыни получился из окна автобуса.
Неподалеку от Оптинской Пу́стыни, в 12 километрах, находится Казанская Амвросиевская пу́стынь — это женский монастырь, основанный одним из оптинских старцев — преподобным Амвросием. Это именно то место, которое сподвигло меня в дорогу.
Когда-то здесь, на высоком берегу реки Серены, находилось имение помещика Калыгина — Ша́мордино. Он решил продать его с условием, что ему будет позволено доживать свой век в монастырской гостинице в Оптиной Пу́стыни. В 1875 году оптинский старец преподобный Амвросий благословил приобрести имение Калыгина свою духовную дочь монахиню Амвросию (в миру Александру Николаевну Ключареву). Она купила его для своих малолетних внучек-близнецов Любы и Веры, взятых после смерти их матери ею на воспитание. Девочки росли набожными, кроткими, любящими друг друга. Но почему-то решили, что они хотят жить только до 12 лет. Так и случилось. Похоронены девочки рядом с бабушкой в Оптиной пустыне (два белых креста на фото ниже).
Постепенно в имении Ша́мордино начали селиться вдовы и девицы-сироты, а жизнь была близка к монашеской. Старец Амвросий часто навещал усадьбу и не раз говорил, что на этом месте вскоре будет монастырь. Еще при жизни, Амвросия завещала устроить в своем имении женскую общину с богадельней для престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу.
В июле 1901 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, женская община получила статус общежительного монастыря и стала называться Казанской Амвросиевской женской пу́стынью.
В 1890–1902 годах был построен новый каменный пятнадцатиглавый собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Проект был разработан архитектором Сергеем Шервудом, а деньги на возведение храма пожертвовал богатый московский чаеторговец Сергей Васильевич Перлов. Прекрасный величественный собор вмещает до пяти тысяч человек. Как красивы детали! Собор выполнен в русском стиле: с декоративными кокошниками, полуколоннами, узорчатыми наличниками арочных окон. На северном и южном фасадах — стилизованные крыльца с шатровыми завершениями с крестами.
Все порядки и строй здешней обители были установлены старцем Амвросием. Он сам все осматривал, делал разметки при строительстве храмов, келий и других построек. Он давал свое благословение. Много внимания уделялось духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.
Октябрьская революция не пощадила обитель. В апреле 1918 года в монастыре побывала оценочная комиссия для передачи обители в распоряжение совета большевиков. В марте 1923 года монастырь окончательно ликвидировали «как рассадник контрреволюции». А в 1929 году значительная часть сестер не избежала наказания и была отправлена в ссылку и места заключения. За десятилетия монастырский комплекс превратился практически в развалины.
Монашеская жизнь в обители была возобновлена в марте 1990 года. Постепенно монастырь восстал из руин. Снова была открыта монастырская богадельня и больница. Сейчас здесь около 130 сестер. Организована воскресная школа для детей из окрестных селений. Работают различные мастерские: иконописная, золотошвейная.
Казанский собор соединен с Трапезной. Здание Трапезной было построено в 1893 году по проекту Р. И. Клейна в псевдорусском стиле. Восстановлено в 1997 году.
Водонапорная башня построена в 1906 году, отличается более сдержанным внешний оформлением. Она предназначена для снабжения монастыря водой. Кирпичная башня завершается шатром.
Еще одно очень нарядное и красивое здание — дом Перлова. Именно на средства супругов Перловых было построено здесь большинство сооружений. В этом доме они останавливались по приезду в монастырь. Сергей Васильевич Перлов похоронен на территории монастыря.
Церковь Амвросия. Здание было сооружено после смерти Амвросия и заключало в себе его келью. В советский период келья отсюда была удалена.
Первый, еще деревянный храм монастыря был устроен в жилом доме усадьбы и освящен как Казанский в 1884 году. В 1890 году, когда начали строить каменный собор, деревянный храм перенесли на новое место и переосвятили в Троицкий. Он был разрушен в годы советской власти. В 2000-х годах на ее месте построили новую Троицкую церковь. Справа от нее кладбище почивших монахинь.
Слева от Троицкой церкви по ступеням можно спуститься к святому источнику. На территории монастыря их три: в честь икон Божией Матери Казанская и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.
А вот в таких домах живут монахини.
Обойдя территорию монастыря, я вошла в Казанский храм. Вход у него рядом с галереей, соединяющей храм с Трапезной.
Внутри храм действительно очень большой и просторный. Росписей, так понравившихся мне в Оптинской обители, здесь нет. Центральный иконостас показался несколько простым. Зато очень понравились вышитые бисером иконы. Зажженные свечи заставляют их сиять.
Прощальный взгляд на собор.
В ходе экскурсии после Оптинской пустыни мы заезжали еще в село Нижние Прыски в храм Преображения Господня.
В середине 18 века в Прысках стоял великолепный дворец с регулярным парком и большим фруктовым садом. Владельцами Прысков были знатные фамилии Ртищевы, Бахметьевы. В советское время дворец был буквально разобран на кирпичи. Каменный храм был задуман Ртищевым еще в конце 17 века, но строился он долго и был освящен только в 1781 году. Центральный престол освящен в честь Преображения Господня, а боковые приделы — во имя Николая-святителя и великомученицы Параскевы Пятницы. В 19 веке владельцами усадьбы были Кашкины. Николай Сергеевич Кашкин был петрашевцем, сыном декабриста. Подсудимые петрашевцы в 1849 году были приговорены к смертной казни — расстрелу. Они были помилованы, казнь была отменена. Но в назидание была проведена инсценировка казни. Приговоренные не знали об отмене казни и стояли на эшафоте, с мешками на головах, привязанные к столбам. В их числе стоял и начинающий писатель Федор Достоевский — поручик инженерных войск Русской императорской армии в отставке. Как вспоминал потом Достоевский: «петрашевцам пришлось выдержать десять ужасных, безмерно-страшных минут ожидания смерти». Потом их отправили на каторгу и в ссылку. Кашкина отправили на Кавказ, где он встречался с Львом Толстым, который запечатлел его в очерке «Разжалованный».
Преображенский храм практически не закрывался. Возможно, его спасло именно «революционное прошлое». Перед Великой Отечественной войной в нем было зернохранилище. Во время войны фашисты приказали старосте очистить храм и начать богослужения. Затем в храме была размещена солдатская кухня, которая закоптила росписи. Иконостас и церковная утварь были сломаны. В какое-то время храм вообще хотели взорвать. Но вот остался, выстоял. Мало того, в храме яшмовый пол. Храм и расположенную рядом с ним барскую усадьбу посещали Толстой, Достоевский, Гоголь, Аксаков, Каразин, Репин.
Необычные кресты на храме — как солнышки.
Замечательные росписи удалось очистить и восстановить.
В храме есть примечательная икона — Преображения Господня: гора Фавор, на которой стоит Иисус, набрана из уральских самоцветов.
В городке Козельск у нас была остановка на обед. И небольшая остановка на смотровой площадке, чтобы полюбоваться видом разлившейся реки Жиздры. К сожалению, нудный дождь практически не переставал весь день. В хорошую погоду Оптинский монастырь отсюда хорошо был бы виден. На смотровой площадке стоит часть древней крепостной стены с башней. В 1238 году Козельск, имея всего четыре тысячи жителей, семь недель удерживал полумиллионную орду хана Батыя.
Вот так, неожиданно для себя самой, я побывала в замечательных, святых местах. В Оптиной пустыни больше всего меня поразила икона Божией Матери: Она плакала. Я стояла и замерев, смотрела. Мне показалось, что слезинка стала чуть длиннее. Почему Она плачет?!
Экскурсантов везде было очень много. Храмы, кроме большого Шамординского, были слишком заполнены людьми (я была в субботу перед Вербным воскресением), которые к тому же пытались, окружив монастырского гида, услышать его тихий рассказ. Это надо учитывать. Я не представляю, каково пришлось богомольцам, которые приехали именно помолиться.
Мы, кто-то знает, кто-то слышал Молитву Оптинских старцев. Сейчас невозможно определить, кто ее автор. Да это, наверное, не так уж и важно. Я позволю себе здесь ее привести:
»Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.
На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Теги:
Автобусные туры