После того, как мы спустились в набережной Волги От Площади Павших Бойцов и через Аллею Героев вниз к Волге,
После того, как мы спустились в набережной Волги От Площади Павших Бойцов и через Аллею Героев вниз к Волге,
осмотрели знаменитый фонтан Фонтан «Искусство» и решили пройти вдоль берега к музею-панораме «Сталинградская битва.
Сверху было видно красивое здание.
Музыка стала неотъемлемой частью нашей жизни, грустим мы или веселимся — часто обращаемся к музыке, соответствующей нашему настроению. Видимо поэтому в 1995 году театр музыкальной комедии, носивший это имя с 1932 года, был переименован в музыкальный театр. С 1952 года театр находится в здании на Набережной Волги, а до этого помотало труппу театра не только по Волгограду, но и по стране. До 1941 года театр квартировал в здании театра «Конкордия». Когда говорят пушки — музы молчат, в 1941 году здание театра было приспособлено для военных нужд. В 1942 году театр переехал в Казань, затем в Омск. После возвращения театр долго не имел своего помещения, был период когда театр работал в одном из цехов Сталинградского тракторного завода. Теперь зрители могут увидеть в театре оперу и оперетту, балет и мюзикл, фарс и водевиль, музыкальные комедии и концерты. При этом театр не забывает и про детские спектакли.
Набережная была безлюдной,
лишь иногда появлялись проплывающие мимо теплоходы.
Следующим красивым зданием с колоннами слева по ходу движения оказалось бывшей первой Царицынской водокачкой.
Первая очередь водокачки была введена в строй 21 октября (по старому стилю, 4 ноября — по новому стилю) 1890 года, обслуживала царицынский водопровод, построенный по проекту московского инженера Николая Петровича Зимина (1849 -1909). Помимо Царицынского водопровода его проектам или с его участием были построены Преображенский, Мытищинский, Москворецкий, Самарский, Рыбинский, Тобольский, Тамбовский и Шуйский водопроводы.
Это сейчас мы бурчим из-за плохого вкуса водопроводной воды, на излишнее наличие запаха хлора. Раньше всё было гораздо проще — никто воду не очищал, взяли в Волге где поближе и в водопровод, про очистку никто и слыхом не слыхивал. Но всё равно первый водопровод был шагом прогресса, до этого воду развозили по городу на лошадях в бочках. Водопровод дважды выводился из строя, при этом страдало и здание водокачки. Первый раз это сделали белые при оставлении города в начале 1920 года, видимо не хотели, чтобы красные чистыми были. Водопровод был восстановлен лишь в 1922 году. Второй раз — во время Сталинградской битвы, когда от города остались руины, чего уж говорить о водопроводе. И опять был восстановлен водопровод и здание водокачки.
В ноябре 2010 годы на территории водокачки был открыт музей Городского Водоканала, правда об этом мы не знали, а то бы зашли.
Когда мы увидели развалины моста, то подумали, что они остались со времён Великой Отечественной войны.
Когда подошли поближе, то увидели, что эти развалины более современные.
Оказалось, что это остатки грандиозного проекта, задуманного в восьмидесятые года прошлого века. По задумке проектировщиков, пешеходный мост должен был вести на двухуровневую эстакаду на берегу Волги, но данные объекты так и не были построены.
Постепенно мы дошли до бронекатера на берегу Волги В память о Героях Волжской военной флотилии.
Отсюда, издали от Волги, был виден высоко возвышающийся стела-штык во славу советского оружия, которая расположена рядом с музеем-панорамой «Сталинградская битва».
Прошли еще немного и увидели дорогу, идущую вверх.
Не доходя до здания зданием музея- панорамы, мы увидели скромную бетонную плиту, на которой просто написано: «23 августа 1942 г.».
Большинство, бросив мимолётный взгляд, проходят мимо и даже не задумываются, для чего здесь стоит эта неприметная плита.
А ведь 23 августа 1942 года стал самым страшным в истории Сталинграда. Хотя с утра ничто не предвещало ужасного. Город жил обычной жизнью прифронтового города, ведь бои велись в 70 -100 километрах от Сталинграда. В городе не было практически воинских частей, а только гражданские люди. Работали магазины и кинотеатры, дети радовались тёплому дню и играли на улицах.
Никто даже не подозревал, что Гитлер уже приговорил город к разрушению для устрашения людей Советского Союза: «Подождем 23 августа. 23 августа русские на Волге так запаникуют, что убегут из Сталинграда без оглядки за Урал в Сибирь.»
Был установлен срок для окончательного взятия города на Волге — 25 августа 1942 года. В этот же день, 23 августа 1942 года, войска вермахта впервые вышли к Волге. Танковые армады смяли оборону советских войск и по широкой степи устремились к Сталинграду. Надо заметить, что немецкое превосходство в танках в отдельные моменты Сталинградской битвы достигало четырёхкратного превосходства, а в самолётах до 3,5 раз. В 16–00 танки остановились и радостные немецкие танкисты фотографировались на фоне Волги, многие из них считали, что битва за Сталинград уже практически закончилась.
Немецкие танкисты передали эстафету лётчикам люфтваффе. Бомбардировка Сталинграда началась в 18–00. Небо было чёрным от немецких самолётов, за один день было совершено более 2000 самолёто-вылетов. В результате больше половины зданий Сталинграда было уничтожено в течение одного дня. Город пылал, огненная стихия не щадила зданий, горела земля. Немецкие лётчики развлекались, бросали зажигательные бомбы на деревянные дома, которые горели и огонь быстро распространялся, тушить было нечем и горящие дома служили отличным ориентиром для новых налётов.
Горела Волга, куда текли огненные реки нефти из разбомблённых нефтехранилищ, плавился асфальт. Воздух был настолько пропитан жаром, что порой загоралась одежда у людей на улицах. На бреющем полёте веселые парни из люфтваффе расстреливали бегущих от ужаса людей.
Бесчеловечное уничтожение мирного населения для устрашения, как часто этим нацисты и фашисты пользовались. В результате варварской бомбардировки погибло более 40 тысяч людей за один жуткий день, 23 августа 1942 года. Но превращение города в дымящиеся руины не сломало людей. Сталинградская битва не заканчивалась этим страшным днём, а только начиналась. Скромная бетонная плита, а сколько горя и героизма людей скрывается за небольшой надписью с датой…
Когда мы увидели здание музея-панорамы, то на фасаде его расположился макет истребителя Як-3.
Но в Сталинградской битве истребители Як-3 участия не принимали, так как во время битвы ещё не выпускались. В Сталинградской битве принимали участие в основном истребители Як-1. Но для меня главным было, что оба самолёта выпускались на Саратовском авиационном заводе, который был уничтожен уже после развала Советского Союза. Огромный завод был…
Еще один самолёт находился на земле.
Макет самолёта Су-2 (или ББ-1) был изготовлен ОКБ конструктора П. О. Сухого в память о лётчиках, сражавшихся в небе Сталинграда, в 2010 году макет был отреставрирован.
На таком же самолёте 12 сентября 1941 года старший лейтенант Екатерина Зеленко протаранила немецкий Messerschmitt Bf.109. Это был первый и единственный в истории воздушный таран, совершенный женщиной.
А вот памятник Георгию Константиновичу Жукову я сперва не признал.
Лишь, подойдя поближе, увидел кому это памятник посвящен.
Открытие состоялось 1 декабря 1996 года в честь 100-летия со дня рождения Г. К. Жукова.
Хотя непосредственного участия в Сталинградской битве Жуков не принимал, но он как заместитель Верховного Главнокомандующего и первый заместитель наркома обороны СССР координировал действия Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтов, окружавших фашистскую группировку под Сталинградом.
Ну, а мы направились вовнутрь музея панорамы «Сталинградская битва», чтобы продолжить осмотр окрестностей после.