Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была вчера 23:41

Пятигорск, Ессентуки — Россия Март 2022

Вот так не ждешь и не гадаешь, планируешь потанцевать в Чехии, а потом (как в фильме… шел, поскользнулся, упал, БАЦ и гипс…) в приложении S7 у тебя появился билетик в Минеральные Воды вместо Праги…

Не планировала встречу с Пятигорском в такое время, но так случилось… Итак, я приземлилась в международном аэропорте Минеральных Вод имени Михаила Юрьевича Лермонтова, за бортом -1 градус (бррр, бодренько), на календаре 11 марта (пятница) и впереди почти три дня и три ночи.

Не поверите, но плана у меня в голове не было никакого, настроение как вы сами понимаете тоже, только желание отключиться от реальности хотя бы на некоторое время. Мой maps.me обнулился перед новым годом, слетели все мои метки, накопленные многими годами без возможности восстановления, пришлось скачать Ставропольский край заново и поставить первую меточку квартиры проживания.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Квартиру успела забронировать еще на Booking, списать телефон для связи, весьма вовремя! Потому как за неделю до вылета Букинг на территории России перестал работать. Но рекомендовать выбранные апартаменты не стану, так как мне там жутко не понравилось, хотя цена для центра Пятигорска оказалась очень низкой.

За две недели до моего приезда жители Минеральных Вод радовались весне и +17, увы, к приезду вернулась зима, ветер, снег и легкий морозец. Что-то грустно я начала свой рассказ, сейчас сменю пластинку, обещаю.

Вот вам первые признаки весны!

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Отобедав в гастромаркете «Кухни мира» (это наш аналог «Вокруг света» на Никольской или ДЕПО), скинув вещи в апартаментах, словно Элли из Изумрудного города (называйте меня сегодня так) сдуло меня на гору Бештау и оказалась я у входа в Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь.

Удивлены? Сама удивилась. Вот вам и вторая точка на maps.me.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Согласно приданию вблизи горы Бештау еще в IX- XV века существовал византийский монастырь, от которого не осталось и следов. Новый монастырь был основан здесь в 1904 году монахами, прибывшими со Святой Горы Афон. Так как на Кавказе уже был построен Новоафонский монастырь, то новому пришлось довольствоваться почетным серебром и принять название Второафонского Бештаугорского мужского монастыря.

После октябрьской революции 1917 года и начавшейся гражданской войны монахи вести спокойную духовную жизни не могли, подвергаясь постоянным репрессиям, гонениям и притеснениям. Вскоре монастырь был закрыт, впоследствии его стены были полностью разрушены. Возрождение храмов началось в 90-е годы усилиями священников, местных прихожан и казачества, был построен первый Георгиевский храм, а затем вокруг него стали появляться новые церкви.

В апреле 2014 года началось строительство нового византийского собора в честь Успения Пресвятой Богородицы. Сегодня все работы по его отделке завершены, стены облицованы ракушечником и терракотовым туфом, а высота храма составляет 28 метров.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Особенно эффектно выглядит храм на фоне заснеженных крон деревьев и сгущающихся темнеющих туч.

Если внизу в городе в переходный зимне-весенний период серо и пасмурно, то тут царит снежная сказка: все деревья припорошены снежком, макушки гор согреваются белоснежными шапками.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Со смотровой площадки открывается вид на окраины города Лермонтова, садовые участки им. И. В. Мичурина, СОТ Дюшес и вдали виднеется пик горы Шелудивая.

Элли вновь стукнула серебряными башмачками и перенеслась обратно в Пятигорск (хорошая обувь, где бы раздобыть такие), поужинала и легла спать пораньше, так как на следующий день рано утром ее ждал долгий и интересный день в районе Домбая. Об этом путешествии будет отдельный рассказ обязательно.

А пока перелистнем календарь, сегодня воскресенье 13-ое марта. Ночь оказалась бессонной, утром только-только получилось задремать, как тут толи сверху, толи снизу мужчине стало плохо. Продолжительные неприятные звуки, доносящиеся из соседней квартиры, окончательно перебили сон. Что ж, надо вставать. Приняв душ, высушив волосы, собрав чемодан, выпив кофе с печеньками, еле-еле дотянула до 9–30.

Голод овладел мной страшно, причем хотелось нормального сытного завтрака!

Я вышла в город, Пятигорск еще спал и улицы были пустынны. Я направилась в центр, чтобы отыскать работающее кафе, каково было мое удивление, что в выходной день большинство заведений начинает работать с 11 часов. ОМБ, еще целый час. Единственное открытое заведение было «Мистер Слойкин», но там только кондитерские изделия, а мне хотелось омлета, а на сладкое глаза больше не могли смотреть.

Пока я голодная бродила по центру, сравнивая город ранней весной и в летнее время, фотоаппарат категорически не хотелось доставать из рюкзака. Проходя мимо ресторана «Печорин» ,

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

краем глаза заметила шевеление, присмотрелась, официант накрывает столы, стрелки часов приблизились к 10–30, я дернула ручку двери и на мое счастье двери открылись. В моем распоряжении был весь шикарный зал и внимание всех официантов.

Заказав долгожданный скрэмбл с сыром чеддер и говяжьей сосиской, я с удовольствием разглядывала интерьеры, общалась с миром в инстаграме, просто наслаждалась приятной атмосферой заведения.

Завтрак был слизан с тарелки за считанные секунды, а голод не утолил. Гулять, так гулять!

— «Будьте добры сырники и кофе раф!».

И только после этого жить стало веселее!

Летом мы с подругой обошли Пятигорск вдоль и поперек, но, когда это мешало повторить маршруты.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Два года назад Пятигорску официально исполнилось 240 лет, а если не верите мне на слово, то вот люки врать не будут. Не гербе Пятигорска изображен орел (как символ победы над злом и хворью), растерзывающий змею (олицетворяющую болезнь и недуги). Композиция изображена на фоне пятиглавой горы Бештау, давшей название городу Пятигорску (в переводе с тюркского «беш» — «пять», «тау» — «гора», «Бештау» — «Пять гор» или «Пять вершин»). А на нижней части изображен ключ, как ключ к жизни, и струйки — целебные источники минеральных вод.

Я обошла парк Цветник, обогнула солнечные часы, грот Дианы, поднялась по лестнице к Китайской беседке, прогулялась по витиеватым тропинкам до Академической галереи,

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

направилась в Эммануэлевский парк поднялась на Михайловскую гору к Эоловой беседке, послушала музыку ветра, пока ждала, чтобы она опустела, прослушала лекции нескольких гидов.

Беседка Эола была построена в 1831 году на месте военного наблюдательного пункта генерала Кавказской линии Г. А. Эммануэля. Приглашенный архитектор Джованни Бернардацци выполнил проект «Греческой беседки» в стиле античного храма, в центре изначально планировали поставить статую древнегреческого бога — повелителя ветра Эолы. Однако главный директор Вод Ф. П. Конради предложил в центре установить модный в Европе инструмент — Эолову арфу, которая, поворачиваясь в направлении ветра, издавала «чарующие звуки». К сожалению, сейчас услышать и увидеть арфу невозможно, но под куполом установлен динамик, который издает приятные мелодии.

Наверху купола помещен флюгер с датой строительства беседки.

Отсюда со смотровой площадки открывается потрясающая панорама города (пусть сейчас не самое фотогеничное время года),

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

вдали видна гора Юца, а за ней в хорошую погоду можно разглядеть и Эльбрус.

Долго тут не простоишь, ветерок принизывает насквозь.

Дорожка привела меня к гроту Лермонтова. При оформлении европейских парков XVIII века в моду вошли гроты, а уступать моде мы никак не могли, вот и в Эммануэлевском парке были найдены и углублены пещеры. До 1860-х годов грот оставался безымянным, затем был назван в честь Михаила Лермонтова. Это было любимое место писателя, отсюда он любил наблюдать за «водяным обществом», прогуливающимся у Елизаветинского источника. Позднее над гротом появилась памятная доска со стихами поручика Ильи Васильевича Алексеева. К сожалению, и в то время существовали вандалы, исписывающие стены грота нецензурными выражениями, поэтому Алексеев на собственные средства построил при входе массивный портал и установил железную решетку.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Скульптуры персонажей из романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» совсем недавно оживили Эммануэлевский парк. Вот одна из них.

Печальная, трогательная, хрупкая, гордая красавица Бэла, которой Печорин разбил сердечко.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

До сих пор не понимаю, как правильно называется парк, в разных источниках пишут по-разному: где-то указано Эммануэлевский парк, а где-то Емануелевский. Как правильно — для меня загадка.

В 1810 году доктор Гааз открыл первый целебный источник в Пятигорске и назвал его в честь жены императора Александра I — Елизаветы Алексеевны. Первоначально минеральную воду пили кружками из колодца, позднее территорию облагородили, построили ванны, павильоны, поставили скамейки и высадили цветы в клумбы.

Здесь по утрам собирался весь свет «водяного общества».

В середине XIX века было принято решение построить питьевую галерею в классическом стиле итальянского Ренессанса по проекту Самуила Уптона, а в 1935 это изящное сооружение Павел Еськов дополнил лестницей из машукского камня. Сейчас, глядя на гармоничный архитектурный ансамбль, сложно представить как почти век они существовали друг без друга.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Жаль только, что ранней весной цветочные часы выглядят мрачновато. Но поверьте, летом — это любимое место для прогулок и селфи.

К сожалению, найденный источник еще в прошлом веке пропал, и сейчас попить водички из того самого колодца не получится.

А дальше по бульвару Гагарина я направилась в сторону Провала.

На южном склоне Машука в начале XIX в. были обнаружены Нагорные источники, а вокруг них построены «ванны» и выросли Провальские дачи, где отдыхал приезжающий на лечение народ. Главный серный источник находился чуть ниже, его воды подавались с помощью насосов по особому трубопроводу.

Главный корпус Провальских ванн (позднее переименованные в Пироговские) был построен по проекту Кузнецова. К 100-летему юбилею со дня смерти великого хирурга Николая Ивановича Пирогова была сделана ниша и в ней установлен его бюст.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

То, что скрыто летом за листвой деревьев, сейчас стало отчетливо видно. Хотя для меня так и остается загадкой, что это за сооружение, стоящее за скульптурой «Воина-победителя».

На бульваре сосредоточены грязелечебницы, оздоровительные корпуса, многочисленные санатории.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Озеро Провал — самое популярное туристическое место, обойти вниманием которое просто невозможно. После открытия провала сюда потянулись многие ученые и исследователи, такие как академик Иоганн-Антон Гильденштедт, исследователь Петр-Симон Паллас, профессор Александр Петрович Нелюбин.

Существует много версий образования провала: по самой распространенной он появился в результате обвала свода подземного грота в середине XVIII века, но некоторые считают его кратером потухшего вулкана. В народе бытует мнение, что в древние времена в глубокой пещере жил огнедышащий дракон и обходили ее стороной, дабы не стать вкусным обедом.

Со временем люди осмелели и перестали верить легендам, быть может, добрый молодец победил дракона, и захотели увидеть необычное место собственными глазами. В 1837 году по заказу князя В. С. Голицына был сооружен дощатый помост, с которого на дно провала на канате опускали кабинку с креслом. Как вам такое аттракцион?

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

В середине 50-х годов XX века к подземному озеру прорубили тоннель, вход укрепили мощной стеной, украсили колонным порталом и посадили львов на охрану.

После публикации романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев», в котором легендарное озеро авторы обидно назвали «малахитовой лужей», поток желающих увидеть уникальное место возрос. А предприимчивые власти, следуя примеру Остапа Бендера, который в романе продавал фальшивые билеты, ввели плату на посещение Провала.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Ну, а мы с вами счастливые люди и имеем возможность пройти к озеру по тоннелю, подсвеченному светодиодными лампами, совершенно бесплатно, да еще и послушать аудиогид об истории возникновения Провала, а также услышать стихотворения и отрывки из легендарных романов.

Озеро имеет длину около 11 метров и глубину — 15 метров (правда в последнее время уровень воды значительно понизился). Температура в течение года колеблется от 26 до 42 градусов. Ранней весной озеро имеет насыщенно голубой цвет, что объясняется высоким содержанием серы. Находясь в «пещере», вас будет преследовать легкий запах сероводорода, но беспокоиться не стоит.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

В 1998 году был осуществлен последний ремонт, митрополит Гедеон освятил Провал, а в нише стены Провала установлен образ святого Пантелеймона.

Я решила не мудрить и вернуться тем же путем к проспекту Кирова, пройтись по уже знакомым местам мимо Пушкинских ванн,

театра Оперетты.

Ставропольский государственный театр оперетты — единственный музыкальный театр в Ставропольском крае. Здание построено по проекту известного архитектора А. И. Кузнецова в 1915 году. Его первоначальное название — Всесословный клуб. Сейчас заглянула в афишу и думаю, почему не пришла мысль сходить на какой-нибудь спектакль?!

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Главным украшением парка «Цветник» является металлическая конструкция Лермонтовской галереи, построенная в 1901 году по эскизам Ивана Ивановича Байкова, и дошедшая до наших дней почти без изменений. Сейчас здание принадлежит филармонии, в нем проводят концерты и выставки.

По всему Пятигорску установлено много бронзовых статуй, оживляющих инфраструктуру города. Одна из них мечтательная девушка «Отдыхающая». Только не холодно ли красотке сидеть на металлическом бордюре, не май месяц на дворе…

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Перед главным входом в парк в 1909 году было построено красивое здание кофейни в стиле модерн архитектором С. И. Гущиным. Заведение сразу завоевало славу, отведать ванильные булочки Александра Александровича Гукасова приезжали со всей округи.

Перед входом с протянутой рукой и шляпой жалобно стоит памятник Кисе Воробьянинову. Рядом с ним любят фотографироваться туристы, натирая нос бедняге и бросая мелочь в шляпу.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Намотав по городу небольшой крюк, мне захотелось сладенького. Усевшись удобно возле окошечка в кофейне, попивая горячего чая вместе со свежим кусочком Вацлавского тортика, разгрызая жженый сахар, я призадумалась «Чем же заняться дальше?!». Тут то мне вновь пригодились волшебные хрустальные туфельки. Покончив с десертом, стукнула каблучками и оказалась в Ессентуках перед входом в монастырь святых Павла и Петра.

Читая рассказы наших путешественников, давно загорелась мыслью увидеть статую Иисуса Христа лично. В народе комплекс называют Рио-де-Кавказ по аналогии с Бразильским памятником Спасителя. Что ж, пойдемте посмотрим на новое чудо света.

От входа начинается аллея с бюстами греческих философов таких как Аристотель, Платон, Плутарх, Софокл, под ними прикреплены табличками с их пророчествами и высказываниями о пришествии Христа на землю.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Монастырь был заложен в 1999 году на пожертвования местной греческой общины и сейчас занимает территорию на окраине Ессентуков в несколько гектаров. Почему именно греки озадачились возведением храмового комплекса? Примерно 70 лет назад на территорию Кавказских Минеральных Вод переехала большая группа православных греков из Грузии. А у греческого народа есть традиция: в начале нужно возвести хотя бы часовенку, а уже потом обосновываться на новом месте.

Первое строительство начал предприниматель Николай Павлович Алексов, его благое начало подхватили сын Павел Николаевич Алексов. Над эскизами и воплощением их в жизнь работает друг семьи, тоже грек по национальности, Павел Музенитов.

Сначала был построен маленький храм святых апостолов Петра и Павла, который впоследствии расширился в два раза.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Неподалеку от него возведена церковь Успения Божией Матери в стиле византийских храмов Х века. Я не заходила в церковь, но в сети пишут, что интерьер внутри необычен для православной церкви: деревянные иконостасы вырезаны под виноградную лозу.

Я направилась к образу Спасителя, к нему ведет длинная аллея с плавным подъемом и ступеньками. На пути вас встречают ангелы, трубящие в небеса, за ними небольшой пруд с искусственными лебедями и черепашками, но черепах я не встретила, видимо на зиму снимают более теплые апартаменты.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

По обе стороны аллеи расположены небольшие часовенки.

К преподобному Давиду Гареджийскому девушки обращаются за помощью и исцелением бесплодия.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

А к часовне Петра и Февронии Муромским или часовне «Венчальные врата» направляются молодожены, чтобы позвонить в колокола и оповестить о рождении нового союза и молодой семьи.

На верхнем уровне вас встречают скульптуры апостолов Петра и Павла.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Главный монумент всего комплекса — 20 метровый образ Иисуса Христа, венчающий часовню Воскресения Христова, по ее периметру установлены скульптуры ангелов.

Статуя выполнена по проекту братьев Юрия и Виктора Жоглиных в 2013 году из белой мраморной крошки.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Образ Христа обращен в сторону Кавказского хребта, словно благословляя весь Северный Кавказ.

Чуть в стороне от храма Успения Божией Матери установлен монумент «В память невинно убиенных более 100 лет назад на Понте греков».

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Вдоль дорожки, ведущей к мемориалу, установлены плакаты с самыми известными в мире греческими монастырями. Очень хочется верить, что мы с вами еще будем иметь возможность увидеть их в реальности, а не на картинках.

За последние годы греческой общиной проделана огромная работа по строительству и облагораживанию территории, но еще много предстоит сделать.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

На одном из стендов представлен интересный проект, держу кулачки, чтобы его могли реализовать, было бы интересно вновь вернуться сюда и увидеть большой паломнический центр с ухоженной территорией вокруг.

Я уже вызвала Uber, ой, то есть стукнула каблучком, как вдруг из-за туч выглянуло солнышко и осветило золотые купола храма апостолов Петра и Павла. После такого знака покинуть территорию монастыря было нельзя, я зашла в храм.

Нежданно-негаданно я вновь на Кавказе

Внутри не было никого, ни настоятеля, ни смотрителя, было тихо и так спокойно, словно дома. В уголке лежали свечи и место для пожертвований, я тихо помолилась и вышла. На душе стало так благостно. Это чувство сложно передать, но думаю вы меня поняли.

Закончить рассказ о моем неожиданном визите в Минеральные воды хочется с пожеланием добра, пусть тепло и весна войдут поскорее в каждый дом на нашей земле.