Начало здесь:
Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим…
Ну-с, продолжим, благословясь! С той самой тропой «в небо», приятнейшей прогулкой по которой закончился предыдущий рассказ,
Начало здесь:
Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим…
Ну-с, продолжим, благословясь! С той самой тропой «в небо», приятнейшей прогулкой по которой закончился предыдущий рассказ,
пришлось мне все же расстаться и спуститься с крепостного вала к Трубежной улице, на которой стоит одна из двух церквей, которые мне хотелось отыскать. А вот и она — Знаменская церковь!
До чего же нарядная! Сама белая, а декоративные элементы — наличники окон, закомары и пояски — покрашены в красно-кирпичный цвет. Центральная главка бирюзовая и такого же цвета фон мозаик на фасаде.
Старинный деревянный храм, построенный на этом месте княгиней Евдокией в честь чудесного спасения в тумане над озером (об этой истории писала в предыдущем рассказе о Переславле), был заменен в 1788 году каменным, но в 1937-м его разрушили до основания, построив на остатках фундамента винный магазин, просуществовавший здесь до 1998 года. Новый храм возводился на деньги местных благотворителей (честь им хвала и побольше бы таких) с 1999 года. Церковь выстроена «по мотивам» русской архитектуры XVII века. А звон церковных колоколов Знаменской церкви ныне считается лучшим в округе. Жаль, услышать не довелось…
Красавица, что и говорить! И вокруг хорошо: уютные дома явно заботливых хозяев, тишина, рябина алеет.
Вот только проклятущие провода и некстати торчащие вблизи колокольни бетонные столбы очень бы хотелось куда-нибудь убрать…
От Знаменскокй церкви совсем недалеко до Трубежа. Вроде бы речушка, как речушка: частные дома по берегам, кувшинки, облака в зеркале воды отражаются, ивы …
Казалось бы, все как в тысячах других небольших городков средней полосы России.
Но однако же, есть какое-то волшебство в доселе неведомом мне Трубеже… Здесь будто вне времени оказываешься, забываешь обо всех планах…
Такая благодать присев на доски лодочного причала, опустить в воду подуставшие уже ноги, слушать журчание струй, и просто наслаждаться тем, что «здесь и сейчас»… Или, стоя на одном из перекинутых через реку пешеходных мостиков, следить как скользят по воде разноцветные лодочки-плоскодонки.
Веяние времени: почти на каждом заборе вдоль реки указаны мобильные телефоны хозяев лодок, которые с удовольствием сдадут вам свое «судно» в почасовую аренду. Жаль, грести не умею!
Перехожу на противоположный берег, и, не в силах расстаться с рекой, иду ее берегом, поросшим гусиной лапкой, хотя к улице Плещеевской было бы логичнее пройти меж домов. На Плещеевской находится Столовая № 1 — организм требовал подкрепления. А т. к. тратить бесценное время в заведениях с обслуживанием мне всегда жаль, выбрала для этого столовую, отзывы о которой в Сети были исключительно положительными. Подтверждаю! И интерьер симпатичный, вязаными игрушками украшенный, и накормили вкусно и недорого. Тамошние «ёжики» в подливке — будто из детства! Очень хвалят и выпечку, но я в дорогу запаслась московскими пирожками, так что не попробовала.
На той же Плещеевской улице, чуть ближе к центру, стоит невероятно яркая Покровская церковь.
Храм этот был возведен в 1789 году и волею судеб оказался единственным в городе, богослужения в котором не прерывались никогда.
В архитектуре явно видны черты московского барокко. Арочные окна первого этажа, восьмерика, апсиды и трапезной обрамлены наличниками с ушами и сережками. А углы церкви и колокольни оформлены пилястрами. Очень необычен витой шпиль колокольни.
Необычно и то, что над апсидой расположена большая фреска на сюжет Покрова Пресвятой Богородицы, причем в отличном состоянии. И как только капризы нашего климата выдерживает?
Рядом с храмом стоит дом священника, с богатейшими кружевными наличниками. Правда, мне показалось, что они не из дерева. Но главное, что традиция живет, пусть и в новом материале.
В Переславле, как и во многих туристических городах в наше время, есть немало мини-музеев, например, Музей хитрости и смекалки и Музей чайника. Побывать во всех за один день нереально, да и не нужно. Я для себя выбрала музей с вовсе уж странным названием «Конь в пальто»))).
Главным образом, исходя из логистики: находится музей на Конной (уж не знаю, случайно или нет)) улице, которая пересекается с Плещеевской. Здание музея современное, но стилизовано под палаты XVII века. Во дворе уютный садик, где можно расположиться в шезлонгах и попробовать традиционный сбитень или травяной чай.
Но почему-то в тот день чайная не работала. Ну да ничего — у меня свой припасен был))).
Музей маленький, всего два зала. Посещение только с экскурсией, и конкретно здесь это несомненно оправданно: самостоятельно обежите все за десять минут, ничего толком не узнав. Проводятся экскурсии оригинально. Сначала всюду гаснет свет и на экране демонстрируется вводный фильм, а затем загорается спот возле определенной витрины, о которой и поведет рассказ голос невидимого гида. Так вот и идешь «на огонек» от витрины к витрине. Я, к счастью, почти успела к началу очередного «сеанса», ждать не пришлось. Посетителей было кроме меня еще двое. Интервал между экскурсиями минут сорок.
Посвящен музей крестьянскому быту. Вернее тому, как и при помощи чего быт этот русские крестьяне украшали.
Очень мне понравились прялки. Лопаски (или лопати) прялок искусно отделывали резьбой, росписью. Причем, узоры часто имели сакральное значение, являлись оберегом. Красивая прялка считалась прекрасным подарком, и для крестьянской девушки была ничуть не менее ценной, чем для нынешних дам сумочка от известного модного дома. И — видите у красной не хватает зубчика слева внизу?
Это не просто так: оказывается, если прялка была приданым девушки, жениху после свадьбы предписывалось ее «сломать», ну вот и отламывали символически зубчик!
Во втором зале меня больше всего удивил праздничный головной убор крестьянок Тверской губернии под названием «каблучок».
Честно говоря, без объяснения я бы вряд ли вообще догадалась, что это такое! Ибо на головной убор штучка размером с кофейную чашечку никак не похожа! Каблучок был в моде у зажиточных крестьянок и купчих в XIX веке. Шили их из бархата, шелка, украшали каменьями. От каблучка по голове спускается «подниз», сетка из мелкого речного жемчуга. Вот так это выглядело:
Ну и как не рассказать одну из версий происхождения выражения «Конь в пальто»?
В музее вам поведают следующую: Разгоряченную лошадь после работы, чтобы она не простыла, накрывают попоной. Однажды в старину, извозчик, остановившись у трактира передохнуть, не имея попоны, накрыл лошадь своим тулупом. В это время из близлежащей лавки выбежал вор с награбленным добром и вскочил в повозку, крикнув «Гони». Лошадка рванула с места, так и оставшись в «пальто». Когда полиция стала выяснять детали происшествия, оказалось, что свидетели запомнили лишь необычный вид лошади. А на вора никто и внимания не обратил: «Кто, кто — конь в пальто!»
На пересечении Конной и Плещеевской улицы как раз и находится тот самый центр города, до которого «километров пять» от автовокзала, и куда меня «отправил» сторож автостанции (см. первый рассказ))). Площадь возле администрации выглядит вполне цивильно: плиточка, новые фонари, детский городок — видно, что недавно приведена в порядок. Оформлен здесь и берег Трубежа: ограждение из канатов,
качели (мимо не прошла))), деревянные лежаки (опробовала)))).
Неподалеку есть несколько «заведений общепита», из которых мое внимание привлекла французская кондитерская La Foret. Загляделась на пироженки, а в результате попала на выставку графики Марины Лесковой-Гаки «Переславские коты и коттавры».
Где узнала, что Марина Лескова также режиссер и сценарист анимационного кино, автор фантастических рассказов и повестей. Года четыре назад у художницы появилась возможность не просто бывать в Переславле, а приезжать сюда надолго, знакомиться с городом ближе и ближе, продолжая им очаровываться… Тут-то и случилось чудо: город позволил Марине «увидеть» коттавров… Удивительные эти существа живут только здесь, то есть являются эндемиками Переславля. Интересно, что перед «встречей» с ними художница пять лет почти не брала в руки карандаш, сосредоточившись на режиссуре, а тут вдруг волшебные эти созданья буквально хлынули на бумагу, позволив родиться целой серии графических работ, сценарию полнометражного мультфильма и повести «Коттавры Манифик». И хотя Манифик — это имя героини повести, коттавры Марины Лесковой воистину magnifique! До того изящны, изысканны и при этом замечательно вписываются в эстетику старинного русского городка…
А что же коты? И они хороши до чертиков! И если судить по представленными на выставке картинам, являются тайными хозяевами Переславля, делающими город особенно уютным, согревающими его жителей в своих мягких объятиях.
В одном из сюжетов, например, котяра в тельняшке присматривает за не в меру разошедшимися рыбаками в голубых беретах))). Употребляя при этом соленый огурчик!
Подивившись котикам и коттаврам, иду на свет золотых куполов Свято-Никольского монастыря… (Вообще передвижения мои по Переславлю были, прямо скажем, не слишком логичными, но меня это совершенно не раздражало, наоборот, даже нравились такие вот несколько путаные блуждания).
На подходе к Свято-Никольскому монастырю, почти у его стен, можно увидеть еще одну старинную церковь, посвященную особо почитаемому в Переславле преподобному Корнилию Молчальнику.
Смоленско-Корнилиевская церковь — единственное, что осталось от Борисоглебского, что на Песках, монастыря, основанного в 1252 году. Древность… Упразднен он был в 1764. По какой причине не ведаю, но, не исключено, что сам собою пришел в запустение. И такое случалось. Это сейчас в Переславле пять монастырей, а когда-то стояли они в городе чуть ли не стена к стене! Какие-то возвышались, а иные — прекращали существование. Деньги на строительство конкретно этой церкви пожертвовала царевна Наталья Алексеевна, любимая сестра Петра I. Закрыт был храм в начале 40-х годов прошлого века, ну, а далее — как водится: склад, коммунальные квартиры, пожар, обрушение колокольни…
В настоящее время, стараниями игумении и сестер Свято-Никольского монастыря Смоленско-Корнилиевская церковь восстает из руин. Судя по состоянию самой обители, перспективы у возрождаемого храма неплохие. Ибо монастырь обихожен образцово!
Основал Никольский монастырь один из прославленных русских святых Димитрий Прилуцкий около 1350 года, в трудное для Руси время татаро-монгольского ига. Несколько раз за свою историю обитель подвергалась полному разорению (в том числе и во время набега на город войска хана Тохтамыша, о котором в первом рассказе о Переславле упоминала), но всегда воскресала.
Долгое время монастырь был мужским, однако после очередного периода запустения в конце 19-го века, по ходатайству жителей Переславля он был преобразован в женский, и уже к 1903-му году был полностью благоустроен, сиял «благолепием и красотой». Насельниц к этому времени насчитывалось уже около 100. Увы, период процветания по понятным причинам продлился недолго.
После октябрьского переворота соборный храм Святителя Николая и древняя колокольня были взорваны, снесена ограда монастыря. В уцелевших постройках разместили животноводческую базу, школу-интернат для слаборазвитых детей, часть помещений были отданы под жильё.
Возрождение обители началось в 90-х годах прошлого века. И поначалу шло с большим трудом, однако в 1997 году монастырь обрел благотворителя в лице Виктора Ивановича Тырышкина, не жалеющего сил и средств на его восстановление.
Интересно, что активный этап работ начался со строительства стены вокруг монастыря на месте полностью разрушенной. Оказывается, отсутствие ограды для монашествующего равносильно отсутствию монашеского облачения. Никогда даже и не задумывалась об этом… Но ведь и в самом деле: приходя в монастырь, человек избирает образом жизни уединение. А какое же уединение без стен, у всех на виду?..
Сейчас даже и не верится, что стен не так давно не было… Точно так же кажется, что и пруд с лилиями, на берегу которого стоит изящная звонница, был всегда, и великолепные цветники никогда никем не были разорены, и яблоневый сад испокон веку был так же ухожен, как теперь.
И уж совсем в голове не укладывается, что на месте Никольского собора были руины… Возродили храм из небытия всего лишь за 4 года, и сегодня он великолепен! Кажется, что купола его своим сиянием весь Переславль озаряют…
Зайдя в собор, сразу заметила радостное оживление: оказалось, попала я сюда накануне дня рождения игумении Евстолии — монахини выстроились полукругом перед алтарем, с букетом цветов и иконой, готовясь поздравить свою настоятельницу.
Удивительно, что сцену эту позволили наблюдать народу. Правда, некоторое время спустя, все же попросили всех на выход и двери храма затворили.
Ну, а я, отдохнув в монастырском саду
возле фонтана с фигурой Святого Николая,
отправилась к Плещееву озеру…
Не отказав себе в удовольствии еще разок пройтись берегом Трубежа.
А вот и храм Сорока мучеников Севастийских, что стоит на месте впадения Трубежа в озеро, показался…
Жаль, что во всей красе можно было увидеть лишь колокольню — основное здание церкви на реставрации, в лесах…
Прилегающий район города зовется Рыбной слободой и считается самым красивым в Переславле. Основана слобода была в 16-м веке специально для вылова и поставки к царскому столу местного деликатеса — переславской ряпушки. Рыбка эта водится исключительно в Плещеевом озере, и, говорят, что свежевыловленная пахнет огурцом. Дабы у венценосных особ ряпушка в меню не переводилась, еще в давние времена были введены строжайшие правила ее отлова, за нарушение которых строго карали. Вроде бы даже вплоть до смертной казни…
Изображена ряпушка и на гербе Переславля. Знали рыбку не только в России. Так, Александр Дюма, известный помимо всего прочего, как знаток кулинарного искусства, специально приезжал в город, отведать «царскую сельдь». В своем «Большом кулинарном словаре» писатель посвятил одну из статей переславской ряпушке, придумав и собственный рецепт ее приготовления.
К сожалению, отведать «той самой» ряпушки в Переславле можно только нелегально. В ресторанах подают привозную, астраханскую. Т. к. переславская ряпушка занесена в Красную книгу России, вылов ее запрещен. Конечно же, граждане втихаря «нарушают»… А знающие «пароли и явки» уверяют, что рыбка и правда хороша: «жирненькая, какая-то ароматная, с насыщенным вкусом».
Я не бог весть какой любитель рыбы, а потому меня озеро влекло как таковое, а не как источник добычи чего-то там. И прежде всего поразило оно своим размером — огромное!
И формой — почти идеальный овал. У берега озеро кажется очень-очень мелким — уточки иной раз не плавают, а просто переступают с одного донного камушка на другой.
Однако, впечатление это обманчиво: максимальная глубина озера — 24,3 метра. А иллюзия мелководья возникает из-за формы водоема наподобие «глубокой тарелки». Если же верить местной легенде, у Плещеева озера аж три дна, и на одном из них живет огромная щука (наш ответ Несси, ага))), и потому купаться в нем надо с осторожностью.
Купаться мне не светило, т. к. пляжа поблизости не наблюдалось, а вот пройтись по не длинной, но очень симпатичной, в старинном духе обустроенной набережной, было приятно.
Такая здесь тишина, такой простор распахивается перед тобой и над тобой…
И воздух вкусный, надышаться им хочется про запас…
А над одной из скамеек, стоящих на полукруглом выступе набережной перед церковью Сорока мучеников (там так и кажется, что на палубе корабля находишься, до того близко плещутся воды озера), укреплена табличка с замечательными словами: «Дорогой друг! Остановись, присядь и отдохни немного, посмотри вокруг — как красиво! Задумайся о том, как живешь, проверь правильность своих слов и поступков, и потом иди с Богом в свой путь».
Идти, и правда, было уже пора… Хотя и не хотелось… Надеюсь, однажды мой путь еще раз приведет меня в Переславль! И, кто знает, вдруг да удастся мне встретить там коттавра?..