Знаменитое село Карочарово, в котором по преданию родился былинный богатырь Илья Муромец, расположено в настояшее время в пригороде г. Мурома. Куда легко можно добраться на городском атобусе.
Остановка так и называется «Карачарово». Вот так просто и буднично…
«…Во славном-то городе во Муроме,
Во селе-то ведь было Карачарове.
Тридцать лет уж и с лишком Сидуном-то сидел да тут крестьянский сын
По прозванью тут да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович…».
1
Храм Гурия, Самона и Авива недалеко от остановки автобуса.
Небольшое белокаменное сооружение построили в середине XIX столетия по инициативе муромского мещанина Гурия Синцова.
Здесь хранится главная реликвия села — икона с мощами святого Ильи Муромца. Потомки богатыря (Гущины) заказали ее на свои сбережения.
А частичку мощей привезли из Киево-Печерской лавры.
К сожалению храм оказался закрыт сегодня.
1
1
Троицкая церковь и колокольня.
1
Закрыта. Сегодня понедельник и службы в ней не проводятся.
Согласно легендам, первый храм (часовню) в Карачарове месте строил сам богатырь.
Дубовые бревна для фундамента Муромец вытащил из вод Оки.
1
1
Чтобы попасть к этой знаменитой часовне нужно спуститься из центра села вниз, к реке.
1
1
Купель и часовня также закрыта, зато открыт сувенирный магазин «а-ля Илья Муромец».
1
Набрав воды из Святого источника я с интересом стал изучать плакаты и экспозицию посвященную былинному богатырю и Святому Илье Муромцу.
1
1
Илья Муромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович, также встречаются варианты: Илья Моровлин, Муравленин, Муровец, Муромлян; Илия-змееборец) — один из главных героев древнерусского эпоса.
Рост Ильи Муромца составлял 177 сантиметров.
Конечно, сегодня таким ростом никого не удивишь, но тогда, в XII веке, этот рост был гораздо выше среднего. Сложение у Ильи — настоящее богатырское. Он был ладно скроен и крепко сбит, про таких, как он, в старину говаривали — косая сажень в плечах.
1
Богатырь, крестьянский сын, выходец из Северо-Восточной Руси, приехавший на службу в Киев к князю Владимиру; возглавил оборону Древней Руси.
Параличный до 33 лет, получает силу от старцев (другой вариант — от калик перехожих), после чего борется с Соловьем-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает.
Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печорским (Чоботком), мощи которого покоятся в Киево-Печерской Лавре.
Восемь лет назад в январе 2014 года я был в славном стольном Киев граде, где поклонился мощам Илии Муромца (Печерского).
Тогда зимой 2014 г. начиналась смута на земле русской. И вот спустя годы именно сейчас в марте 2022 г. я волею судьбы оказался на родине богатыря и Святого инока.
Случайно ли такое совпадение?
Прочтите ещё раз эти строки «заложиться за князя Владимира, постоять за веру христианскую…».
1
Как — будто и не было этих восьми столетий. Как — будто о сегодняшних днях былина написана!
Илия Печерский, считающийся некоторыми исследователями и русским православием прототипом былинного персонажа, в молодости был силачом по прозванию «Чоботок», родом из села Карачарова. Чоботок богатырь получил прозвище за то что лихо лупцевал врагов своими чоботами, когда сломал копье. Чоботок принял монашество в Киево-Печерской Лавре под именем Илия и был причислен к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году).
Илия Печерский скончался около 1188 года.
В 1988 году Межведомственная комиссия провела экспертизу мощей святого Илии Муромца. У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илья от рождения и до 33 лет был парализован).
1
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.
Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца», этот богатырь до 33 лет был парализован, а затем получил чудесное исцеление от волхвов (или калик перехожих).
1
Калики, придя в дом к Илье, когда никого, кроме него, не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру.
При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сначала «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано.
Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне».
После этого Илья скачет к князю Владимиру.
1
Некоторые историки XIX века высказывали предположение, что его малой родиной мог быть Карачев (Брянская область) и расположенный не так далеко от него город Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск Козелецкого района Черниговской области). Данное заключение основывается на возможности происхождения в народном эпосе образа Ильи Муромца от преподобного киевского инока Илии Печерского, а также на том, что в первых упоминаниях о богатыре на территории южной Руси, его называли не Муромцем, а Моровлином, Муравлениным.
Однако, Моровийск, несмотря на близость к Киеву, впервые упомнянут в XII веке и был весьма невелик, тогда как Муром, впервые упомянутый под 862 годом, в период жизни Илии Печерского был относительно крупным городом. Кроме того, обсуждая это предположение, Соболевский отмечает, что Муром был известен в Киеве под искажённым названием Моров, что могло привести к упоминанию Ильи Муромца как «Моровца» в южнорусском фольклоре.
Илья Муромец как Илиас и царский сын упоминается в XIII веке в норвежской «Саге о Тидреке Бернском» (Þiðreks saga) и в немецкой поэме «Орнит».
Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским (нем. Ilias von Riuzen). Упоминания о нём за рубежом многочисленны, в том числе и в сагах.
1
1
1
В центральных и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники («Илья Муромец и разбойники») или казаки («Илья Муромец на Соколе-корабле»), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге и Яике и входившего в состав казачества.
Украинские легенды также не всегда совпадают с русскими былинами и сказаниями об этом богатыре.
Богатырь Илько Муровец (также иногда упоминается в украинской былинно-эпической традиции как Илья Муромец, Илья Моровлянин, Илья Мурин и т. п.) — персонаж украинских былин. По утверждениям украинского писателя Шевчука, Илья Муровец был крестьянского происхождения, и это связывает его с древним киевским богатырём Микулой Селяниновичем — образом Полянского племени, которому передал свою силу бог Святогор.
В украинском былинной традиции нет такого количества вариантов былин, как в северо-восточной, и всё же до нашего времени дошло значительное количество украинских былин про Илька Муровця. Согласно данным Шевчука, до нашего времени дошло как минимум четыре украинские былины о Ильке Муровце (где он фигурирует под разными именами, такие как Илья Мурин, Илья Швец и т. д.)
1
1
В Муроме существуют многочисленные предания об Илии; его потомками считаются муромляне Гущины, наследственно обладающие большой силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX века, даже было запрещено участвовать в кулачных боях).
1
Изба Илии, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове, где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илия, по преданию, сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка.
1
Я не пожалел своих ног и вдоль берега по ужасной дороге добрался до дома Гущиных, где об этом установлена памятная табличка.
1
Вот по этой ужасной грунтовой дороге я и следовал согласно указаниям навигатора «Мапс Ми» к дому где, якобы, родился богатырь.
1
И это было волнительно!
1
1
1
1
1
1
Посмотрите какие красивые деревянные дома!
1
1
1
Односельчане соседи Ильи Муромца как-будто соревнуются у кого дом красивее.
1
1
1
1
1
1
1
1
По правую сторону жилые дома, по левую — бани и Ока.
1
Бани и сараи у Оки быстро разрушаются.
Здесь сыро и грунт подвижен.
1
Фундаменты домов в Карачарове осыпаются из-за подвижного грунта, грунтовых вод и проводимых военными стрельб на базе в бывшем доме графини Уваровой.
1
Но карачаровцы не унывают.
1
А вот и тот знаменитый дом что я искал.
Там нет никакого музея, дом обычный обшитый сайдингом.
Я поговорил с соседями и узнал много любопытного.
1
Родная сестра сегодняшней хозяйки дома Гущиных проживающая на Украине, видимо подсказала идею с табличкой на доме где, якобы, родился Илья Муромец.
Гущины прямые потомки того самого Ильи Муромца.
По деревне ходят слухи что, якобы, семья Гущиных владеет частичкой мощей Ильи Муромца.
Феноменальная сила Ильи Муромца передалась по наследству его далеким потомкам.
Так, например, прадед хозяина Иван Афанасьевич Гущин был известен в Карачарове и за его пределами своей недюжинной силищей. Ему даже запрещали участвовать в кулачных боях, ибо, не рассчитав силу удара, он мог убить человека. Он также мог легко тянуть воз дров, который лошади-то не сдвинуть с места.
Не вызывает сомнения то, что род карачаровских крестьян Гущиных древний.
Довольно легко удалось проследить их родословную до середины XVII века, а точнее — до 1636 года.
Ну что же идея с домом где, якобы, родился легендарный богатырь и Святой удачная.
Но идея не доведённая до конца.
Где хорошая дорога?
Где музей или магазин сувениров в доме «Ильи Муромца»?
Где караваны туристических автобусов везущих москвичей в это место в рамках маршрута выходного дня?
И почему местные власти не хотят развивать этот святое для православных россиян место?