Продолжаем наш рассказ об «узорчатых» церквях Москвы. Начало рассказа находится здесь.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами
За Петровскими воротами Белого города Москвы (ныне это площадь Петровские Ворота), между 1-м и 2-м Колобовскими переулками, нас ждёт ещё одна узорчатая стрелецкая церковь. Во второй половине 17-го века здесь был расквартирован стрелецкий полк Никифора Колобова, имя полковника и дало название переулкам. Именно здесь была возведена церковь иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами. Она была построена в 1679 — 1681 гг. на средства колобовских стрельцов после окончания войны с Турцией как их полковой храм. Из Оружейной палаты Кремля по просьбе стрельцов в храм было выдано сорок две иконы.
Варианты иконы Божией Матери «Знамение» (интернет).
Стрельцы решили освятить церковь во имя чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» поскольку считалось, что этот образ Пресвятой Богородицы покровительствует русскому воинству и помогает добиться победы над неприятелем. Икону поднимали на крепостные стены во время штурма города врагами и несли в сражениях впереди войска. Изображение Божией Матери «Знамение» было принято на очень многих военных знаменах того времени.
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами.
Красивый белый храм с множеством куполов считается одним из лучших представителей «русского узорочья» в Москве с характерными для этого стиля наличниками, кокошниками, декорированными барабанами и резными порталами. Его уникальное даже для Москвы многоглавие в 11 куполов объясняется добавлением к 5 куполам главного храма ещё 5 куполов на Сергиевском приделе и одного купола на шатровой колокольне. Поразительно, но за более, чем три столетия своей истории храм почти не изменил первоначального внешнего облика, пережив и пожар 1812 года, и советское храмоборчество.
Знаменская церковь, вид сбоку. На переднем плане - Сергиевский придел (бывший Климентовский).
Когда Пётр I расформировал стрелецкие части, храм, тем не менее, остался неподалёку от «государевых слуг»: в находившихся рядом Петровских казармах (ныне это хорошо известная Петровка, 38) в 19-м веке вначале размещались военно-инженерные войска, а затем корпус жандармерии. После революции там обосновался Московский уголовный розыск (МУР), а после распада СССР — Главное управление МВД по Москве.
Знаменская церковь - вид сзади.
Московская милиция приняла деятельное участие в работах по восстановлению Знаменской церкви. В 2002 году её начальник обратился к Патриарху Алексию II с просьбой о придании Знаменскому храму статуса гарнизонного, и она была в том же году удовлетворена. Так что сейчас — это официальный храм московской милиции, и именно поэтому перед его входом стоит статуя Архангела Михаила — Архистратига, т. е. «главы небесного воинства», который борется против дьявола и всякого беззакония среди людей.
Архангел Михаил перед Знаменской церковью.
Старый интерьер храма был полностью утрачен в советский период, к настоящему времени закончена реставрация в приделе Сергия Радонежского. Реставрация проводилась на основе сохранившейся фотофиксации. Восстановлена уникальная живопись 1914 года в стиле раннего русского модерна по эскизам М. В. Нестерова. Церковный модерн прекратился после революции 1917 года и встречается крайне редко. Поэтому придел преподобного Сергия имеет большое значение не только для прихожан храма, но и для специалистов-искусствоведов. Реставрация главного Знаменского придела ещё продолжается.
Иконостас Сергиевского придела Знаменской церкови.
Фреска Сергиевского придела в стиле модерн на мотивы богородичной иконы «Знамение».
Как попасть к храму: От метро Чеховская пешком вниз по Страстному бульвару, затем налево на Петровку и направо во 2-й Колобовский пер. (адрес: 1-й Колобовский переулок, д.1, стр. 2).
Храм Григория Неокесарийского на Полянке
Недалеко от метро «Полянка» в Замоскворечье находится ещё одна поразительно красивая узорчатая церковь — храм Григория Неокесарийского в Дербицах. У него богатейшая история, начало которой переносит нас в середину 15-го века, в царствование Московского князя Василия Тёмного (он же Василий II, 1415–1462), внука Дмитрия Донского. В 1445 году Василий II неудачно воевал с казанским ханом Улу-Мухаммедом и, потерпев поражение в битве под Суздалем 7 июля, попал в плен к татарам. Чтобы вернуться на свободу, Великий князь был вынужден пообещать им огромный выкуп и отдать на «кормление» некоторые русские земли (именно тогда на Оке возникло Касимовское ханство во главе с сыном Улу-Мухаммеда Касимом). Василий был отпущен 1 октября, а через полтора месяца добрался до Москвы.
Храм Григория Неокесарийского - вид со стороны Полянки.
Находясь в татарском плену, князь дал обет: в случае возвращения домой, построить храм в том месте, откуда он увидит Москву, в память святого, поминаемого в этот день. Белые стены Кремля открылись взору князя 17 ноября 1445 года, в день памяти святителя Григория Неокесарийского, епископа и чудотворца 3-го века н. э. Он жил в римском городе Малой Азии под названием Неокесария (ныне турецкий Никсар) и прославился как проповедник христианства и богослов. Василий II выполнил свой обет и на месте, где узрел Москву, выстроил деревянную церковь, которая позже не раз горела и возводилась заново.
Храм выстроен по традиционному плану «корабля»: главный четверик-трапезная-колокольня.
В 1668—1679 гг. по соседству с деревянной церковью возводится одноимённый каменный храм. Учитывая его первоначальное происхождение и статус царского богомолья, царь Алексей Михайлович лично выделил деньги на новый храм и интересовался ходом строительства. Царскому участию способствовало также то обстоятельство, что настоятелем старой деревянной церкви был Андрей Савинов, ставший в 1665 г. царским духовником и протопопом Благовещенского собора Кремля. Всё это позволило привлечь к возведению церкви лучших профессионалов того времени — каменщиков, изографов, декораторов. Так, изразцовый фриз изготовил знаменитый мастер Степан Полубес, а иконы для иконостаса писали царские изографы из Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым.
Декор храма с изразцовым фризом.
В храме, получившемся на редкость красивым, присутствуют все основные элементы узорочья: многоуровневые килевидные кокошники под луковичным пятиглавием, резные оконные наличники, декоративные полуколонки. Однако его отличительная черта — богатые изразцовые фризы вокруг четвериков церкви и колокольни, на которые пошло 9 тысяч поливных изразцов, изготовленных Степаном Полубесом. Изразцы в то время только-только вошли в моду, были очень дороги, поскольку их мало кто умел делать, и использовались исключительно для украшения самых важных храмов, строившихся по царскому или патриаршему заказу. Наличие их в таком количестве на церкви Григория Неокесарийского подчёркивает её высокий статус. Отрадно, что почти все изразцы прекрасно сохранились.
Колокольня храма выступает почти до проезжей части. В ней устроили проход для пешеходов и тем самым уберегли от сноса в 1930 году.
В некоторых источниках говорится, что в храме Григория Неокесарийского Алексей Михайлович венчался с Натальей Нарышкиной и что здесь же крестили их первенца, будущего царя Петра I. Это представляется маловероятным, хотя бы потому, что к тому времени церковь ещё не была закончена. Её освятил патриарх Иоаким лишь в 1679 году, уже при новом царе Фёдоре Алексеевиче, который присутствовал на освящении. Тем не менее, официальный сайт церкви утверждает, что «сегодня в храме бережно сохраняется купель, в которой, по преданию, был крещён царевич»:)
В 1812 году церковь не пострадала, но в 1922 году из неё изъяли все ценности, а в 1938 году закрыли. Храмовые иконы 17-го века были переданы в музеи (Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей), где большинство из них ни разу не выставлялось и до сих пор лежит в запасниках. В 1990 году храм вернули верующим, и с 1994 года в нём возобновились богослужения. В настоящее время храм восстановлен снаружи и изнутри и очень хорошо смотрится.
Иконостас и роспись главного придела.
Ценнейшей иконой храма была Богоматерь «Умиление», или Богоматерь Елеуса-Киккская, работы Симона Ушакова. Сейчас она выставлена в Третьяковской галерее, а в церкви, в местном ряду слева от царских врат, находится её список. Название иконы есть калька с греческого: Елеуса означает «милостивая», а Киккос — название горы на Кипре, где находится монастырь, хранящий оригинальную икону. Её авторство приписывается евангелисту Луке, и находится она в кипрском монастыре с конца 11-го века. В соответствии с древней традицией, она всегда закрыта до половины шитой золотом завесой (фото справа внизу). Считается, что посмотрев на икону, человек сразу же ослепнет, и что якобы один раз такое случилось с неким патриархом. Икона в исполнении Симона Ушакова вполне доступна для обозрения, правда, сличить её с постоянно закрытым оригиналом непросто:)
Икона Богоматери Елеуса-Киккской (слева - работы Симона Ушакова, справа - завешенный оригинал). На завесе золотом вышит облик иконы. Источник обеих фотографий - интернет.
Как попасть к храму: находится совсем рядом со станцией метро Полянка (адрес: Большая Полянка, д.29А).
Храм Симеона Столпника на Поварской
Улица Поварская, протянувшаяся от начала Нового Арбата до Кудринской площади, в старые времена была центром Поварской слободы, где жили люди, кормившие царский двор: повара, хлебники, мясники, квасовары, винокуры и т. д. Неслучайно окрестные переулки по-прежнему носят связанные с едой названия: Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый. Именно в этой слободе и была поставлена в самом начале 17-го века деревянная церковь Симеона Столпника. Её название часто связывают с Борисом Годуновым, который венчался на царство в день поминовения этого святого и потом распорядился строить церкви в его честь. Каменный храм с главным Введенским престолом и приделами во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца был построен в 1676—1679 гг. по распоряжению царя Фёдора Алексеевича на средства казны.
Храм Симеона Столпника на Поварской (здесь и далее использованы снимки церкви из интернета, поскольку наши собственные фото не сохранились из-за технической накладки, а переснять уже не было возможности).
Симеон Столпник (390–459) был сирийским монахом, истязавшим себя разными видами аскезы. В конце концов он изобрёл столпничество — обитание на небольшой каменной площадке на вершине столба (башни), где проводил всё своё время в молитве и проповедях. Был высоко почитаем византийскими императорами, которые приходили к нему советоваться по разным церковным вопросам, в том числе по поводу искорения монофизитства (ереси, признававшей в Христе только божественную сущность).
Храм стоит впритык к высоткам на Новом Арбате (интернет).
Церковь построена в стиле позднего узорочья, когда внешнее оформление стало более сдержанным. Храм украшен традиционным декором: рядами кокошников над основным объёмом, узорчатыми барабанами и резными наличниками на окнах. Под рядами кокошников устроен широкий резной фриз. Симметричная конструкция при несколько упрощенном декоре делают храм элегантным и нарядным, даже при отсутствии типичного для раннего узорочья обилия украшений.
Килевидные кокошники под куполами главного четверика и приделов (интернет).
В 19-м веке вокруг храма селились уже не повара, а московские дворяне, и он стал популярен среди них как место венчания. Одно из самых известных и нашумевших венчаний состоялось здесь в 1801 году: граф Николай Петрович Шереметьев обручился с актрисой Прасковьей Жемчуговой, его бывшей крепостной. Прихожанином церкви на Поварской в последние годы жизни был Н. В. Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре.
Храм в окружении высоток и со стороны алтаря (интернет).
В 1938 году храм был закрыт. К 1966 году, когда начали прокладывать Калининский проспект (ныне Новый Арбат), церковь пребывала в руинированном состоянии, и её решили снести. Огромными усилиями общественности это удалось предотвратить, и тогда власти были вынуждены начать реставрацию храма, дабы он своим видом не портил впечатления от новой московской стекло-бетонной магистрали. Хоть храм и отремонтировали, но после этого в нем разместили выставку мелких птиц и животных и окончательно загубили интерьер. Храм вернули РПЦ в 1991 году, целый год в нём проходила капитальная реставрация и ремонт, после чего возобновились службы.
Интерьер храма, заново созданный в 1992 году (интернет).
Как попасть к храму: пешком от метро Арбатская (адрес: Поварская д.5 стр. 1).
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
Хамовники — один из старых районов Москвы, получивший своё название от слободы ткачей, располагавшейся здесь несколько веков назад. Слово «хам» раньше обозначало белое льняное полотно, а хамовным делом называли изготовление тканей, полотнен и скатертей. Работали в слободе хамовники — ткачи, поставлявшие свои изделия (хамовный товар) в том числе и на царский двор. Люди они были не бедные, и поэтому в 1679—1682 гг. на личные средства поставили в своей слободе каменный храм во имя Николая Чудотворца, которого считали своим небесным покровителем. В самом конце 17-го века к церкви пристроили трапезную и шатровую колокольню, придав ей традиционный вид «корабля».
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (снимок взят из интернета, поскольку на нашем аналогичном летнем снимке церковь закрыта листвой).
Храм сильно пострадал от пожара во время наполеоновского нашествия 1812 года и был восстановлен только к середине 19-го века, когда вокруг него построили также ограду с воротами. В то же время появилась и настенная роспись, сохранившаяся до наших дней. С тех пор церковь не претерпела практически никаких изменений. В советское время она не закрывалась; сохранились колокола на колокольне, а в 1949 и 1972 гг. была даже проведена реставрация здания. Что могло спасти храм от закрытия и разрушения, так и осталось загадкой. Возможно тот факт, что среди известных его прихожан был Лев Толстой, который почти 20 лет жил неподалёку и упоминал церковь Николы в Хамовниках в своих произведениях.
Основной четверик храма был построен самым первым.
Специалисты находят архитектурный стиль храма переходным от узорочья к барокко, но на наш непросвещённый взгляд, элементы узорочья доминируют в его декоре. В частности, многоярусные килевидные кокошники присутствуют на главном объёме и колокольне, окна обрамлены резными разноцветными наличниками, верх стен отделан поливными изразцами, по углам храм украшен колонками, а на барабанах — аркатурные пояса, созвучные с общим убранством церкви. Плюс необычно яркая окраска декоративных элементов с эффектом «печатного пряника» живо напоминает церковь Троицы в Никитниках — образец стиля. Кто скажет, что это не узорочье — пусть первый бросит в меня камень!
Узорчатый декор на стене храма. Над входом - икона Николая Чудотворца, в центральном кокошнике - икона Богоматери «Споручница грешных».
Шатровая двухъярусная колокольня — одна из самых высоких подобных колоколен в Москве, при этом украшена она едва ли не лучше основного объёма церкви. На первом ярусе-четверике стоит восьмерик со звоном и с кокошниками вокруг арочных проёмов — типичный элемент узорочья, перекликающийся с многоярусными кокошниками самого храма. Под арками видны квадратные ширинки с вставленными в них изразцами, а сам шатёр украшен тремя рядами окошек, обрамлённых узорчатыми наличниками. Роскошная колокольня! Видно, к моменту её постройки материальное положение ткачей стало ещё лучше, и они смогли себе позволить потратиться на этакую красоту:).
Колокольня храма - одна из самых высоких шатровых колоколен в Москве.
Богатое внутреннее убранство храма сохранилось с середины 19-го века. Купол и стены плотно расписаны на евангельские и ветхозаветные сюжеты и украшены лепниной с затейливым орнаментом. Просто чудо (не даром храм посвящён Чудотворцу:), что всё это дожило до наших дней.
Главной святыней храма является икона Божией Матери «Споручница грешных». Она была ему пожертвована в 1848 году и представляет собой список с оригинального образа, хранимого в Николо-Одринском монастыре под Орлом. И оригинал, и список этой иконы, находящийся в Хамовническом храме, считаются чудотворными. «Споручница» означает поручительница за грешных, или посредница между Христом и согрешающими людьми, за которых она молится. Название икона получила от надписи, сохранившейся на ней: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…».
Иконостас храма и придел с иконой Божией Матери «Споручница грешных».
Главная святыня храма: икона Божией Матери «Споручница грешных», считающаяся чудотворной.
Как попасть к храму: пешком от метро Парк Культуры по Комсомольскому проспекту (адрес: ул. Тимура Фрунзе, д.½ стр. 1).
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия