Собираясь в Ираклион, мы рассчитывали пожить там подольше и убить двух зайцев разом: и посмотреть Крит, и съездить на Санторини (туда легче всего добраться на пароме из Ираклиона). Но так как отпуск получилось взять только в октябре, пришлось менять все планы. В итоге мы пробыли на Крите всего один день, вместо первоначально запланированной недели.
Самый большой и современный город на острове — Ираклион. Ранее он назывался Хандак, Мегало-Кастро, Кандия, Хандакас, Гераклея. Город немало повидал на своем веку — его не раз захватывали, сжигали и отстраивали заново. В 1972 г. Ираклион стал столицей всего острова Крит и с тех пор служит его главными воздушными и морскими воротами.
Из аэропорта «Никос Казандзакис» до центра города всего 3 км. Доехали мы на маршрутке и около 9 утра уже заселились в отель. Номер оказался просторным, с балконом и с видом на море. Плюс ко всему на последнем этаже Marin Hotel расположен ресторан с террасой, откуда виден весь порт.
Морской порт Ираклиона состоит из двух частей — старой венецианской гавани (марины) и нового порта (пассажирского и торгового).
Вход в старую гавань охраняет крепость Кулес (Koules). Вот туда мы сейчас и отправимся.
Мощная каменная крепость была сооружена во времена венецианского владычества. Строительство велось с 1523 по 1540 год и потребовало огромных трудовых усилий и денежных средств. Венецианцы называли форт Castello del Molo (замок на пирсе) и Rocca al Mare (цитадель на море).
Цитадель построена на естественном скальном выступе и занимает площадь 3600 м². Толщина внешних стен достигает 8,70 м.
Сегодня крепость имеет статус музея и доступна для осмотра всем желающим. Кроме того, здесь проходят различные мероприятия, выставки и театральные постановки.
До наших дней крепость дошла практически в идеальном состоянии. Прекрасно сохранились башни, крепостные стены и внутренние постройки.
Нижний этаж состоит из узких галерей, коридоров и крохотных комнат. Раньше здесь размещались продовольственные склады, арсенал, резервуары для воды, казематы и тюрьма. В форте также были пекарня, мельница и церквушка.
Чтобы уберечь форт от разрушительных морских волн, венецианцы соорудили искусственный мол, причем довольно интересным способом. В качестве сырья использовали старые ненужные суда. Корабли, груженные камнями, затапливали неподалеку от крепости, создав таким образом защитный волнорез.
В период османского правления (1669—1898 гг.) крепость получила название Кулес (от турецкого kule — башня). Турки достроили верхний ярус с площадкой для пушек и добавили амбразуры.
Со стен крепости можно полюбоваться как на голубую гладь моря, так и на оживленный порт, пестрящий рыбацкими лодками, кораблями и яхтами. Старая гавань — это лучшее, на мой взгляд, место в Ираклионе.
Продолговатое сооружение с арочной крышей, которое мы видим в гавани — это венецианские доки или верфи (точнее их остатки). Они были построены для нужд венецианского флота и предназначались для строительства и ремонта судов. Когда-то доки состояли из 19 строений, но уцелело только пять из них. В 30-е годы XX века значительная часть верфей была разрушена в связи со строительством новой пристани.
Прямо рядом с портом останавливается Bus Turistic. Система hop-on hop-off знакома каждому самостоятельному туристу: вы катаетесь целый день, выходя и входя на любой остановке. Иногда это позволяет увидеть всё и сразу и сэкономить время. Поэтому мы тут же приобрели билет, уселись на верхней площадке автобуса и, предвкушая встречу с новым и неизведанным, отправились на экскурсию.
Честно говоря, столица Крита производит странное впечатление. Первое, что бросается в глаза — хаотичная невысокая застройка, обшарпанные фасады и унылые кварталы. Многие дома разукрашены надписями и имеют неряшливый вид.
Как бы то ни было, передвигаясь по дорогам на автобусе сложно оценить всё по достоинству и дать объективную оценку.
Между тем мы приближаемся к главной достопримечательности греческого острова — Кносскому дворцу. Он расположен в 5 км к юго-востоку от Ираклиона, на вершине плоского холма Кефал. Полагают, что именно здесь существовал древний город Кносс, построенный в эпоху крито-микенской цивилизации, процветавшей на острове приблизительно с 2600 по 1400 год до Рождества Христова.
Если верить легендам, Кносский дворец неразрывно связан с мифическим царём Миносом и его Минотавром, заточенным в лабиринте Дедала и пожирающим людей.
Точная дата постройки не установлена, но вполне возможно, что это произошло около 2000 до н. э. Грандиозный дворцовый комплекс неоднократно перестраивался и под конец занимал площадь в 15000 м². На этой обширной территории, вокруг большого парадного двора, было сгруппировано сотни различных помещений и залов, расположенных в два или три этажа, и соединенных между собой бесконечными переходами и лестницами. Найти выход из этого причудливого хитросплетения представлялось сложным и, возможно, этот факт породил миф о лабиринте.
Кносский дворец имел серьёзную инженерную систему — водопровод, канализацию, бассейны и продуманную вентиляцию. Для освещения использовались световые колодцы, «пронизывающие» здание насквозь. Это были первые в истории архитектуры многоярусные атриумы.
Месторасположение Кносса было обнаружено в 1878 году антикваром Миносом Калокэриносом. Однако находкам не придали должного значения. Систематические раскопки начались только в 1900 году, когда эти земли приобрел английский археолог сэр Артур Эванс. Благодаря масштабным восстановительным работам, продолжавшимся тридцать лет, комплекс приобрел свой нынешний облик.
Археологические раскопки явили миру уникальные свидетельства древней цивилизации — религиозные предметы, саркофаги, украшения из слоновой кости и хрусталя, ювелирные изделия, золотое и серебряное оружие, глиняные таблички, сосуды, амфоры и др. артефакты.
Важным открытием стали изумительные по мастерству исполнения древние фрески, которые чудом сохранились на стенах.
После осмотра знаменитого дворца стало понятно, что нужно срочно восстановить силы. Пообедать и передохнуть мы решили в ближайшей таверне. Благо, что этих заведений рядом предостаточно. Заказ принесли быстро. По всей видимости, все так сильно проголодались и накинулись на еду, что забыли сфотографировать блюдо. На память остались только воспоминания и вот эта чудесная бугенвиллия, благоухающая рядом.
Ближе к вечеру мы пошли гулять по улицам. Все-таки это невероятное блаженство — никуда не спешить, бродить просто так, созерцать и фотографировать все, что под руку попадется.
И тем не менее, двигались мы к определенной цели. А по пути заглядывали в храмы и другие примечательные строения.
Невозможно пройти мимо красивого здания из светлого песчаника. Оказалось, что это собор Святого Тита. Свое название храм получил в честь ученика и помощника апостола Павла. В I веке н. э. Святой Тит проповедовал на острове христианство и стал первым епископом Крита. Согласно церковным преданиям, Тит умер на Крите в 107 году в возрасте 94 лет. Говорят, что в момент погребения на Крите рухнули языческие храмы, а у могилы Тита исцелилось множество людей.
Собор был построен по приказу императора Никифора Фоки, освободившего Крит от сарацин. В период венецианского господства собор обратили в кафедральный храм католического архиепископа. Во время турецкого владычества храм превратили в мечеть. После того как в 1923 году, в связи с обменом населением между Грецией и Турцией, последние мусульмане покинули Крит, собор вновь освятили как православный храм. То, что собор переходил из рук в руки, определило уникальность его архитектуры: стены украшают византийские барельефы, арабские орнаменты и надписи вязью, в иконостасе — греческие образа. Окна декорированы витражами из цветного стекла, под потолком висит массивная трёхъярусная люстра с миниатюрными святыми образами. В правой боковой нише хранится золотая рака с головой св. Тита.
Вблизи находится роскошное здание Венецианской лоджии, украшенное изящными аркадами. Нынешнее здание — четвертое по счету. Оно было построено по инициативе венецианского дожа Франческо Морозини в 1620 году.
Долгое время лоджия выполняла функции своеобразного аристократического салона, где собирались представители благородных семейств для решения политических и экономических задач. В 1905 г. Лоджия была передана муниципалитету Ираклиона и теперь здание используется в качестве мэрии.
На тесной и людной площади Венизелоса сразу привлекает внимание фонтан, чашу которого поддерживают четыре мраморных льва. Бортики нижнего бассейна украшены великолепно исполненными барельефами на мифологические сюжеты. Первоначально вершину чаши венчала статуя Посейдона с трезубцем, но она была разбита. Несмотря на эту потерю фонтан не утратил своего очарования. Названо сооружение в честь генерального проведитора Франческо Морозини. Благодаря его стараниям были изысканы необходимые средства для возведения 15-километрового акведука, который питал фонтан и обеспечивал жителей города питьевой водой.
На два квартала дальше, на площади св. Екатерины возвышается главный центральный храм митрополии и всего острова — Кафедральный собор Святого Мины. Св. Мина особенно почитается коптами, греческими и балканскими православными. Египтянин по происхождению, Мина был воином и служил в армии во времена правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана. Когда начались преследования христиан, Мина отказался принимать участие в расправах, оставил службу и удалился в горы, где жил, пребывая в молитве и посте. Через пять лет уединения он вернулся к людям, чтобы проповедовать им истинную веру в Бога. Мину схватили, подвергли жестоким мучениям, после чего обезглавили (в 300 или 304 году). Святой прославился многочисленными посмертными чудесами, особенно исцелениями слепых, хромых и немых. Св. Мина считается небесным покровителем города Ираклион.
Трехнефный крестово-купольный собор был открыт в 1895 году. Храм не поражает своими размерами и всё же является крупнейшим в Греции православным храмом (вмещает до 8000 верующих. Внутри собора три нефа. Купол и стены расписаны фресками. Центральное место занимает иконостас, выполненный из белого и зелёного тиносского мрамора.
Мало-помалу, мы добрели до нужной нам точки — самой высокой в городе. А занесло нас на Мартиненго — южный бастион крепостных стен, треугольником опоясывающих старый город. Возводить стены начали в 1462 году венецианцы, а завершить удалось только спустя пять столетий. Протяженность стен составляла 4,5 км, а высота в некоторых местах достигала 60 метров. Это было лучшее фортификационное укрепление на просторах всего Средиземноморья.
Тяжелое испытание стен на прочность случилось в 1647 году, когда началась осада города османами. Она длилась 22 года, унесла жизни 30 000 критян, и закончилась в 1669 году сдачей города визирю Османской империи Ахмеду Кёпрюлю. Осада Кандии (ныне Ираклион) вошла в историю как одна из самых продолжительных.
Сегодня здесь тихо и спокойно. Кажется, что время замедлило свой бег. С высоты открывается великолепная панорама города и окрестностей.
Рядом с бастионом расположена могила Никоса Казандзакиса. Это едва ли не самый популярный греческий писатель XX века. Его жизнь была такой же захватывающей, как и его книги: он был литеретором, поэтом, драматургом, журналистом, философом и политиком. Начиная с 1910 и по 1930-е годы, Казандзакис много путешествовал, проводя время в Китае, Японии, России, Чехословакии, Англии и Испании. В 1951 г. из-под пера писателя вышел роман «Последнее искушение». Отрицательно встреченный церковниками, роман был моментально занесен в список запрещенных книг, а сам Казандзакис подвергся осуждению со стороны греческой православной церкви и Ватикана. Это привело к тому, что тело Казандзакиса запретили хоронить на территории христианских кладбищ. В 1957 году Никоса похоронили на возвышенности возле крепостной стены. На надгробном камне выбита эпитафия: «Я ни на что не надеюсь. Я ничего не боюсь. Я свободен».
Ранним утром на последнем в этом сезоне пароме мы уехали на Санторини