Левая, правая где сторона?
Улица, улица, ты, брат, пьяна.
Свой первый рассказ о «северной столице Португалии» я закончила на набережной реки Дору в самом центре рыбацкого квартала Рибейра. Рибейра, является одним из старейших районов города. Исторически набережная была одним из самых оживленных мест города. Здесь причаливали корабли с грузами идущие как вверх, так и вниз по течению. Узкие мощеные улочки Рибейры усеяны небольшими барами и кафе, где подают классические португальские блюда.
В сердце Рибейры находится старинная площадь Праса-да-Рибейра, которая упоминались в королевских хартиях 1389 года. В северной части площади находится монументальный фонтан, построенный в 1780-х годах, за которым возвышается трехэтажная гранитная стена с португальским гербом. В нише фонтана установлена статуя Иоанна Крестителя работы скульптора Жоао Кутилейро. Перед фонтаном над белыми зонтиками выступает современная скульптура Хосе Родригеса — Кубо да Рибейра. Таунхаусы с красочными фасадами и галереями на первом этаже были построены в 18 веке.
Бесспорной доминантой набережной, а также символом Порту является мост Понти-ди-Дон-Луиш I. Завершенный в 1886 году мост был спроектирован учеником Гюстава Эйфеля Теофилем Сейриг. Двухэтажный металлический мост поддерживает арка шириной 172 метра, на момент постройки самая длинная в мире.
Чайка устроившаяся на фонарном столбе свысока взирает на поезд метро бегущий по верхней части моста.
До того как построили мост Дона Луиша жители переправлялись через реку по импровизированной понтонной преправе составленной из 20 старых портовых лодок, связанных между собой стальными тросами. «Понте-дас-Баркас» (Лодочный мост), как его называли, был построен в 1806 году. Три года спустя случилась катастрофа. Когда Наполеон вошёл в город, люди бросились к реке. Старые лодки не выдержали веса толпы и разошлись. Рядом с мостом находится памятник Alminhas da Ponte, посвященный горожанам погибшим в тот день.
Вдоль моста проложена пешеходная дорожка, по которой и отправились на другую сторону реки. Остановились на середине, чтобы издалека полюбоваться Рибейрой.
С противоположной стороны изящной дугой соединяет берега мост Инфанте-Дом-Энрике. Мост построили в 2003 году, чтобы перенаправить трафик с моста Дона Луиша, пока там проводились работы по прокладке рельсов метро.
Мост соединяет Порту на правом берегу реки Дору с городом Вила-Нова-ди-Гая на левом. В прошлом состоятельные семьи Порту строили здесь летние коттеджи. Однако настоящую славу городу принёсло производство портвейна.
В 18 веке здесь была основана Генеральная сельскохозяйственная компания виноградников Альто-Дору (Companhia Geral da Agricultura das Vinhas do Alto Douro). Новая организация получила монополию на производство и распространение вин из региона Дору, а также была освобождена от налогов на торговлю и экспорт. Основал компанию в 1756 году маркиз Помбаль.
Если окинуть взглядом панораму города, можно различить вывески различных компаний-экспортеров: Cálem, Taylor, Offley, Sandeman. Cockburn’s. Именно здесь находятся знаменитые винные погреба.
Вдоль променада Cais de Gaia выстроились демонстрационные залы, в которых можно продегустировать и купить фирменную продукцию.
Sandeman, основанный в 1790 году выделяется логотипом в виде мужчины в чёрном плаще и широкой испанской шляпе. Ходят слухи, что художник черпал вдохновение из истории о приключениях Зорро.
С набережной открывается фантастический вид на исторический центр Порту на другом берегу. В самой верхней точке белеет Епископский дворец, а за ним башни кафедрала и колокольня Клеругуш.
Вдоль кромки воды как на параде выстроились парами деревянные лодки гружёные бочками. Первые упоминания об этом необычном малом судне относятся к X веку. Традиционные португальские лодки-рабелу веками использовалась для перевозки людей и товаров.
Таких речных судов нельзя увидеть больше нигде в мире. Плоскодонные, с небольшой осадкой, они идеально подходили для хождения по мелковью в верховьях Дору. До появления железной дороги Линья-ду-Дору рабелу были самым быстрым и эффективным транспортным средством между долиной Дору, где производился портвейн, и Порту, где он продавался и экспортировался по всему миру.
Однако пришли мы не только любоваться видами. Очень хотелось убедиться на практике в замечательных вкусовых качествах настоящего портвейна. Напитка совершенно незаслуженно во времена нашей молодости приравненного к неудобоваримому пойлу под названием Солнцедар.
Выбор пал на зал компании Cruz. Здесь я впервые увидела и попробовала белый портвейн. К слову сказать перед отъездом купила две бутылки Cruz в дюти фри.
Повеселевшие отправились дальше на поиски подходящей экскурсии по винным погребам. В одном месте было очень дорого, в другом перерыв на 2 часа. Повезло в офисе компании Cockburn’s.
Встретили нас очень радушно, сказали, что гид освободится через 15 минут. Пока ждали рассматривали исторические фото на стенах вестибюля. Вот так и возили бочки с вином по реке.
Компания Cockburn’s была основана в 1815 году братьями Робертом и Джоном Кокбернами из Шотландии. Роберт Кокберн попал в Португалию сражаясь в армии Веллингтона в наполеоновских войнах. После войны он вернулся, чтобы основать своё дело и начать поставки превосходного португальского вина на родину.
Шотландцы подошли к бизнесу с выдумкой. Они проигнорировали официальную торговую ярмарку в Порту и купили самый лучший виноград прямо у фермеров. Позже компания выкупила и сами виноградники и сейчас владеет двумя обширными поместьями примерно в 140 километрах вверх по течению. Одно из поместий Quinta dos Canais общей площадью 272 га, из которых около 100 га занимают виноградники.
Особые жаркие и сухие климатические условия этого субрегиона Дору придают уникальный стиль и качество всем портвейнам Кокберна. Документы лондонских аукционных домов показывают, что в начале 20-го века цены на Cockburn’s были самыми высокими среди всех портвейнов.
В прохладных сухих подвалах стоит приятный аромат. Показали нам и процесс изготовления и ремонта тары. Cockburn’s владеет самой обширной коллекцией дубовых бочек для портвейна и имеет собственную бондарную мастерскую. Гид пожаловалась, что всё труднее найти учеников, молодёжь не желает осваивать старинное ремесло.
Настало время дегустации, которая входит в стоимость экскурсии, без неё купить билет нельзя.
Чтобы попробовать как можно больше сортов, взяли одну классическую за 15 евро и одну премиум за 23. Выпили всё и решили продолжить банкет.
В Вила-Нова-ди-Гая базируется около 60 компаний-производителей портвейна. Чтобы немного протрезветь полезли в гору к Graham’s Port Lodge.
Уильям и Джон Грэм, также из Шотландии, владели фирмой по торговле текстилем. В 1820 году они приняли двадцать семь баррелей портвейна в качестве оплаты долга. Тогда братья и решили попробовать себя в производстве вина: так родился дом Graham’s Port.
Только устроились на веранде, как небо нахмурилось, где-то вдали загрохотало и хлынул дождь. Еле успели забежать внутрь. Дождь прекратился также внезапно, как и начался. Сделала два фото с разницей в 15 минут до и после.
Когда спустились на набережную на город уже наплывали сумерки.
Толпа заметно поредела. Прохожие перешагивали через лужи на почти пустынной мостовой.
Над их головами плыли кабинки Teleférico de Gaia. Сначала тоже планировала прокатится, но переполненная впечатлениями дня решила лучше пройтись пешком.
Город на противоположном берегу казался ярче в лучах заходящего солнца.
Оно спускалось всё ниже и ниже окрашивая небо фиолетовым и отражаясь последними вспышками в окнах.
Даже кораблики притихли слегка покачиваясь на мелкой ряби.
Через мост опять перешли пешком, любуясь отражением заката на поверхности полноводной реки.
В последний раз оглянулись на парящий двухэтажный красавец и потихоньку двинулись в отель.