Идеально выверенный по минутам план рисковал провалиться в тот момент, когда из уст кассира на автовокзале Владимира прозвучало: «Билетов на 9.00 до Суздаля нет». Вот те на… неожиданно. Вмиг зашевелились мысли, что нужно было покупать билеты заранее (об этом размышляли накануне, но не определившись со временем решили действовать по ситуации), или выезжать на час раньше. Но потом успокоились, полагаясь на то, что в путешествиях нервничать не желательно, а лучше, доверившись обстоятельствам, получать удовольствие в моменте.
«Возможно, подадут автобус побольше, обнадежила кассирша, и тогда будет шанс уехать в нужное время». Каждые пять минут я срывалась со скрипучего металлического кресла в зале ожидания и маячила у окошка кассы. Увы… ничего радостного для нас. Отчаявшись, к 8.50 были готовы купить билеты на следующий рейс через час, но как было бы обидно этот час потерять.
О чудо, ровно за пять минут до отправления кассирша заголосила: «Девушка, давайте быстрее, билеты есть». С одной стороны, было неловко перед столпившимися у кассы пассажирами, недовольно ворчавшими, что им так не повезло. С другой, судорожно заталкивая банковскую карту в кошелек и сжимая в руках вожделенные билеты, не могли сдержать возглас радости. В конце концов, кто раньше встал, того и тапки))) Мы со Светой бегом выскочили из здания вокзала под колеса готовому сорваться в путь автобусу до Суздаля, и, заняв места в салоне, выдохнули, наконец.
Автовокзал Суздаля заброшен в чисто поле. Кроме возвышенных сугробов и белого полотна, простирающегося до линии горизонта, на километры округи не наблюдалось больше ничего.
В пространстве возникали единичные таксишки, но мы намеревались преодолеть два километра до первой значившейся в списке достопримечательности пешком. Дорога в город проторена для пешеходов сквозь тополиную аллею, идущую параллельно Воскресенской улице. Возможно, идентифицировала деревья неверно, суть не в том. Основным для нас было отсутствие снежных завалов на расчищенной дорожке.
Случись участвовать в соревнованиях, с дистанции снялись бы досрочно))) Как можно двигаться вперед, когда на пути то и дело попадались фактурные комья снега, облепившие остриженные кусты, или еловые ветви, склонившиеся в приветственном реверансе едва ли не до середины дороги.
А разве можно пропустить знаменитые суздальские дома с резными, будто вывязанными кружевницей, наличниками окон и расписными заборами! Вот так и фотографировали все подряд, то застывая на месте, то передвигаясь черепашьим шагом, пока не словили от симпатичного мохнатого стража одного из домовладений грозный рык.
На территории Свято-Васильевского мужского монастыря, окруженного невысокой каменной оградой, оказались спустя полчаса, подморозив беспрестанно жавшие на фотокнопку пальцы. Монастырь древний настолько, что документально не известно, когда и при каких обстоятельствах его основали. Считается, что своим появлением обитель обязана святому князю Владимиру Красное Солнышко (в крещении Василий), который во время пребывания в городе крестил суздальцев и воздвиг в данном месте дубовую церковь в честь ангела-хранителя, чем и положил начало монастырю. Но это лишь предположения, хотя, как считают историки, весьма правдоподобные. Единственное, что подтверждает запись ростовской княгини-инокини Марины от 1253 года, — обитель существовала в первой половине XIII столетия.
Наскоро оббежав немногочисленные монастырские постройки, поспешили внутрь главного здешнего храма.
Васильевский Собор, возведенный на месте прежней шатровой деревянной церкви во второй половине XVII века, довольно аскетичен что снаружи, что изнутри. Декор не отличается чем-то примечательным. Однако атмосфера внутри показалась столь благостной, что не хотелось покидать стены храма. В утренний час не было прихожан, а служительнице было не до нас. Появилась возможность без лишней суеты и внимания прочувствовать силу намоленного места и оценить деревянный, расписанный в теплых тонах иконостас.
На Торговой площади, куда уткнулась Воскресенская улица, бегущая от автовокзала к центру города, творилась кутерьма. Общий антураж рисовал приятные лубочные картинки: облаченные в тулупы и меховые шапки возницы, зазывающие туристов, разномастные лошадки, впряженные в расписные сани, небрежно брошенные на седушки саней тёплые пледы, без которых в морозный день не обойтись, и верные спутники лошадок — мохнатые собаки, что сопровождали повозки.
Колориту прибавила развернувшаяся у торговых рядов ярмарка, изобилующая традиционно-русскими товарами. На подкорке закрутились слова лихой песни «Конфетки-бараночки, словно лебеди-саночки… " и захотелось с национальным задором пуститься в пляс, но в округе никто не поддержал мой порыв. Разве что условно приплясывающими можно было считать отдельных продавцов, выдающих характерные притоптывая для сугрева.
В данном районе Суздаля можно окосеть от обилия православных древних храмов, что нереально осмотреть в имеющемся количестве за один день. Да что за день, за неделю бы управиться)
Двигаясь по направлению к Суздальскому кремлю по Кремлёвской улочке, заглянули в Успенскую церковь XVII века, отмечая столь же теплую, что и в Васильевском Соборе атмосферу. Однако здешний антураж в виде ажурного иконостаса, бесконечно голубого, усеянного звездами, свода под куполом и настенными росписями побогаче будет.
Обихоженная внешняя территория с роскошной ёлкой и рождественским вертепом в свою очередь тоже привносят помпезности.
Не успели толком рассмотреть пожарную каланчу, венчающую действующую пожарную станцию, да многочисленные сувенирные магазины и лавки, как Кремлёвская улочка подвела к суздальскому Кремлю.
Когда-то валы Кремля, отсыпанные на рубеже X—XI вв., представляли древнейшую укрепленную часть средневекового города. Судя по сохранившимся останкам, довольно по тем временам обширную. По гребню вала шли деревянные стены, а в цепи стен находились деревянные башни с проездными и пешими воротами. Однако деревянный Суздаль выгорел при пожаре 1719 года и крепостные стены больше не восстанавливались. Древний вал срезали в XVIII веке и приспособили под место для прогулок. Таким он и сохранился до наших дней.
Построек на территории кремля не много, но быстро покинуть периметр не получится. Вначале мы прошлись вокруг Никольской деревянной церкви XVIII века, перевезённой из села Глотово, поднялись на возвышение вала с южной стороны, откуда открываются панорамные виды на реку Каменку, городские сооружения и собственно кремлевские постройки,
а затем растворились во многочисленных помещениях Архиерейских палат, хранящих уникальные экспонаты. О музее, что размещён в палатах, уже рассказала.
Рождественский собор, являющийся одним из памятников белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода, чье возведение завершилось к 1225 году, оставили на десерт. Нынешний облик храма отличен от первоначального, описание которого можно отыскать в источниках. Ничего не осталось от богатой резьбы, украшавшей фасады и порталы, да и в целом архитектурный замысел сооружения существенно изменен. Как часто бывает в исторической ретроспективе, собор неудачно разместили на месте рва, что обусловило нарушение традиционных пропорций храма, чуть позже некстати случился пожар, а затем к глобальной реконструкции храма приложил руку митрополит Иларион (1682–1707). Архитектурные преобразования, длившиеся так или иначе на протяжении нескольких веков, завершились лишь к середине прошлого века.
Внутренне убранство Собора поразило великолепием! От первоначального убранства сохранились росписи XIII века: монументальные фигуры старцев в алтарной части и фрагментарно в других частях храма, роскошный иконостас, созданный в конце XVII века артелью митрополита Илариона, уникальные иконы, редкие экземпляры которых написаны царским изографом, учеником Симона Ушакова, Георгием Зиновьевым. Из представленной соборной утвари в храме выделяется медное паникадило XVI века (вклад князя И. И. Шуйского), огромный выносной фонарь XVII века и водосвятная чаша XIX века, изготовленная в виде самовара, с четырьмя кранами для раздачи святой воды прихожанам. Но больше всего впечатлили Златые врата XIII века — бесценный памятник искусства, выполненный в технике огневого золочения, что привезена на Русь из Византии.
Наслаждаясь эстетикой музейной экспозиции Архиерейских палат и собора, не заметили, как время перевалило за полдень. Стало очевидно, что не получится прокатиться на санях с ветерком, ибо в wish-листе значилось больше половины не охваченных древнейших архитектурных объектов.
Реку Каменку, соединяющую два пологих берега, можно перейти по льду.
Любители зимних забав показывали пример, разгуливая по толстому слою льда на лыжах, или кружа по изогнутому руслу на снегокатах. Но мы пошли цивилизованным путем по деревянному мосту.
Преодолев пологую горку, оказались у обнесенной высоким деревянным забором территории Музея деревянного зодчества и крестьянского быта, обустроенного под открытым небом. Со взгорка открывается панорамный вид на Кремль с его постройками и плавный изгиб Каменки.
Но долго на открытом ветрам пространстве зимой не простоишь, поэтому поспешили в Музей.
Пока оформляли билеты в стилизованном деревянном срубе, приспособленном под кассу, немного согрелись, а затем перемещались от закрытых строений до тех, где можно заглянуть внутрь, чтобы не замерзнуть окончательно. Сдается мне, что летом здесь поживописнее, но и зимой создать впечатление о том, как выглядела традиционная деревня средней полосы России XVII — XIX веков, вполне реально. Деревенская атмосфера, обеспечивающая максимальный эффект принадлежности к соответствующей эпохе, воссоздана в музее с высокой долей идентичности, ведь все экспонаты — оригинальные постройки, перенесенные из соседних деревень. Музей деревянного зодчества — без преувеличения одно из тех мест, где можно совершить путешествие во времени. Не стану углубляться в детали «экспонатов», подробно проиллюстрировала Музей в альбоме.
Поскольку время обеда настигло на территории Музея, решили отыскать какую-нибудь известную едальню поблизости. Рядом с Музеем расположен единственный приличный ресторан, чье наименование упоминается в рейтинге Трипадвизера. Однако, с первой попытки нам не повезло. Суздаль — городок небольшой, едален не много, а концентрация туристической братии в новогодние каникулы довольно велика. Не ожидали, что скопление голодных туристов в «Русском подворье» превысит возможности ресторана. Поплутав среди массового скопления симпатичных традиционных суздальских домов на улице Ленина, оказались у входа в ресторан «Улей».
Хороший рейтинг, превосходная кухня, однако и здесь ожидало фиаско. Бойкий официант, руливший очередью на входе, заверил, что раньше, чем через час, свободный столик не появится.
Дальнейшие планы были связаны с той частью города, что ответвлялась от Музея деревянного зодчества на юг, поэтому пришлось вернуться обратно к Музею и повторить-таки попытку отобедать в ресторане «Русское подворье». Гастрономические боги проявили неожиданную благосклонность и уже через 15 минут мы сидели за ближайшим ко входу столиком. Что с того, что остальные желающие потрапезничать капризничали в очереди, не желая его занимать. Не проявляя характер, мы укутались в пледы (от двери слегка поддувало) и наслаждались вкусной стряпней. Усыпляя ропот недовольных, проявляющий учтивость администратор предлагал всем ожидающим горячий слабоалкогольный пунш. И мы не отказались, но в завершении трапезы удивились, обнаружив пополнение счета на энную сумму. Наверное, никто и не понял, что за счет заведения за неудобства не подают.
Согревшиеся и сытые побрели дальше по Пушкарской улице до Ильинской церкви. Продуваемый всеми ветрами холм с одиноким храмом не вершине не располагал к длительному пребыванию. К тому же церковь оказалась запечатанной на замок. Сложилось ощущение, что храм не действующий.
А виды отсюда хороши. Заснеженные просторы с одной стороны, уходящие сквозь редкие домишки до горизонта, и фигурный изгиб Каменки, активно используемой под зимние забавы, с другой.
С холма спускались перекатами, проваливаясь местами сквозь пористую корку снега до колен. Ориентиром служила белоснежная Богоявленская церковь, что тоже оказалась закрытой.
Вниманием завладел очередной деревянный мостик через Каменку, притулившийся недалеко от храма. Не ровный, как у суздальского кремля, а изогнуто-«горбатый».
Интересная конструкция будто создана, чтобы жить на полотнах живописцев. В соседстве с храмом.
На улице Слободской, что должна была привести к усадьбе купца Лихонина, maps.me взбрыкнул, показав не весть что. Одновременно повалил обильный снег и на город резко спустились сумерки. Пробираться к Покровскому монастырю, что расположен порядка полутора километров южнее, в сложившихся условиях показалось утопией. Рассматривая очередные изящные деревянные орнаменты, украшающие приземистые дома и фактурные мезонины, мы покружили немного по узким улочкам и решили двигаться к свету, что струился от строений, венчавших макушку очередного суздальского холма, куда взбиралась под заковыристым углом улица Крупской.
Уворачиваясь от летящего в глаза мокрого снега, довольно быстро оказались у мощных стен Ризоположенского женского монастыря — самого старого из всех монастырей, построенных в Суздале (основан в 1207 году суздальским епископом Иоанном). К сожалению от того времени не сохранилось ничего, все постройки осовременнены.
Святые двухшатровые врата
На территорию вошли через Святые двухшатровые врата и сразу направились к бесстолпному Собору Ризоположения, к алтарной части которого примыкают три апсиды. Разбушевавшаяся метель откровенно действовала на нервы. Храм не отличается особым убранством, но мы были несказанно рады, что в поздний час его двери оказались открыты.
В завершении непродолжительных минут, проведенных в сухом, относительно теплом помещении, тревожные завывания непогоды снаружи уже не казались столь грозными. Порыв вознестись повыше на Преподобенскую колокольню им было не остановить. Но и здесь ожидало разочарование — подъем возможен до 16.00 часов. Прислужник что-то говорил о возможном благословении настоятельницы, но кто рискнет беспокоить матушку по таким пустякам во время службы.
Практически друг за другом на улице Ленина расположились сразу пять храмов. В архитектурных особенностях Лазаревской церкви выделю ключевой момент — данный храм положил начало «священному пятиглавию». Оформление церкви в подобном стиле произошло благодаря заслугам патриарха Никона, принявшего решение отойти от традиционного на тот момент шатрового покрытия. Купола церкви, установленные на украшенные кокошники, действительно смотрятся эффектно. Теплую каменную церковь с колокольней, освящённую во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского, поставили в 1745 году впритык к Лазаревской. Храмы разделяет расстояние, едва ли превышающее несколько метров.
Кресто-Никольская церковь, воздвигнутая во имя благодарности небесным покровителям за избавление от «моровой язвы», Казанская и Воскресенская церковь (Церковь Воскресения Словущего Воскресенского прихода) с Казанской зимней колокольней в виде рифленого столба с ажурной звонницей, подходят поближе к Торговым рядам. На колокольню можно подняться, однако, с колокольнями в Суздале не срослось.
Кресто-Никольская церковь
Воскресенская церковь (Церковь Воскресения Словущего Воскресенского прихода) с Казанской зимней колокольней
Замкнули круг на Торговой площади, где вечером было также оживлённо, как и днём.
Сувенирные магазины в Торговых рядах поразили размахом цен… От суммы с тремя нолями за невзрачную матерчатую мышку, до шестизначных стоимостей за расписных под хохлому сов.
Но котики во всех сувенирных проявлениях без сомнения хороши)
Оценивая первоначальный план «захвата» древнего Суздаля (ведь по минутам расписывала, рассчитывая расстояние), подвели неутешительный итог — почти половина из запланированного оказалась за «бортом». Драгоценное время растратилось из-за похода в ресторан и рассвирепевшего снегопада. Да и рано спустившийся зимний сумрак спутал планы. К тому же, по непонятным причинам для меня не сложилось единой картины города. Определенный след в душе оставили отдельные достопримечательности, но не целостный образ древнего города.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия