Если театр начинается с вешалки, то город с вокзала. Электрички из Клина на Москву отправляются каждый час и с такой же регулярностью доставляют пассажиров обратно.
Если театр начинается с вешалки, то город с вокзала. Электрички из Клина на Москву отправляются каждый час и с такой же регулярностью доставляют пассажиров обратно.
Рядом с вокзалом торговые центры.
Подмосковные цены мне показались ниже московских, что и не удивительно.
Клин город старый и одновременно с этим промышленный.
На момент нашего визита Центральную часть России обжимали крепкие морозы, что отразилось на программе посещения.
Прогулку по городу пришлось перенести на следующий день.
В первый день удалось посетить Музей Гайдара и фабрику ёлочной игрушки в Высоковске, о чём я уже писал. С Краеведческим музеем читателя я тоже познакомил, перейдём к самому городу.
По статистике прошлого года население Клина чуть менее 80 тыс. человек. Город по Ленинградскому шоссе в 67 км. от МКАД.
Улица Гагарина одна из главных артерий. На ней есть сквер, где обустроена Аллея Памяти.
Рядом ещё несколько памятников. Вот так выглядит монумент землякам Воинам-Интернационалистам.
По соседству Памятник рабочим стекольного завода, погибшим во время бомбёжки 29 октября 1941 года. Клин бомбить начали одновременно с Москвой. Здесь располагалось большое количество предприятий, которые стали целью для немцев.
В тот день люди вышли на работу и ни о чём плохом не думали. Одна женщина отпросилась во время обеда домой, покормить ребёнка. Она единственная, кто выжил из той смены.
А это Памятник поколению войны.
Чуть дальше Электронная книга памяти. Ни один монумент не сможет вместить имена и фамилии клинчан, погибших во время ВОВ. Городские власти решили проблему при помощи плазменного экрана, где сменяя друг друга перечисляются погибшие.
Если читать фамилии от, А до Я, придётся потратить более двух часов.
В конце аллеи Вечный Огонь, или, правильнее сказать, он в самом начале.
Улица Гагарина пересекается со Спортивной, на которой расположена Тихоновская церковь. Храм заложен в честь избавления Его Императорского Величества Николая II от опасности в Японии.
По Гагарина направимся дальше, в историческую часть, и здесь не получится пройти мимо Торговых рядов.
В любом городе в центре всегда находились торговые лавки. В первой четверти 18 века они здесь были деревянные. Летом 1885 г. во время сильного пожара, сгорело 2/3 города, в том числе лавки.
Купцы решили строиться фундаментально. Так в 1887 г. появились Торговые ряды по проекту архитектора С. К. Родионова.
Они получились в псевдорусском стиле. Это ритмично повторяющиеся одинаковые композиции фронтонов наличников в виде теремочков или девичьих кокошников, выразительные башенки с флюгерами создают запоминающийся архитектурный облик. На первом этаже Торговых рядов были лавки, на втором — конторы хозяев.
Многие лавки имели металлические двери, на которых имелись надписи.
До нашего времени сохранилась одна такая дверь, надпись на которой гласит: «Иванова лавка 1886 г. работал Тимофей Чилышов». Видимо, славился в Клину этот мастер своим мастерством кузнечных дел.
Рядом с рядами Советская площадь. На момент нашего визита там шло приготовление к какому-то мероприятию. Судя по всему, готовились к чему-то серьёзному.
По другую сторону рядов здание почтового двора. Возведённое в конце XVIII века, оно является самым старым и помнит Радищева. По нынешней улице Гагарина проходил тракт на Петербург. Радищев в Клину останавливался и возле ямского двора слушал слепого певца.
Ямской двор и два боковых флигеля неоднократно перестраивались. Здание стоит на склоне. С улицы кажется, что оно имеет два этажа, но на самом деле их три. Самое удивительное, вплоть до нынешнего дня здесь всегда квартировала почта.
По утверждению краеведов, цитадель Клин располагалась на этом пятачке, включая почту, площадь и Торговые ряды. Впрочем, о седом прошлом города с достоверной точностью говорить сложно…
Советскую площадь обрамляет ещё одно интересное здание. На момент нашего визита они было укрыто полотном, а с торца выглядело вот так.
А это вид с другого бока.
Увы, это бывший Троицкий собор. Он возведён в 1836 г. В советское время здесь и производство размещалось, и Дом культуры, и много чего ещё. Здание передано РПЦ, идут реставрационные работы. Будем надеяться, собор обретёт первоначальный облик.
Ну, а пока рядом сиротливо возвышается одинокая колокольня.
Радует, что уцелели здание соборной гостиницы и Воскресенская церковь.
Весь этот комплекс построен в историческом месте на высоком берегу Сестры.
Место считается духовным центром города. Именно по этой причине возле собора установлен памятник человеку, прославившему Клин на весь мир, и это конечно Пётр Ильич Чайковский.
(Скульптор Х. Б. Геворкян)
По другую сторону сквера памятник 700-летию города.
Это бронзовый щит на гранитном постаменте. На нем изображены: князь Московский Юрий Данилович, Петр I, Екатерина II, Николай I, митрополит Филарет, Чайковский, Менделеев, Васнецов, собирательный образ партийного деятеля времен СССР, воин Красной армии.
Над ними размещен Герб города, а на обратной стороне отмечены значимые события историю Клина. Высота композиции — 4,95 метра.
Автор проекта Александр Рожников.
Напротив монумента ещё один символ города — старинный дом, имеющий башню с часами. Здание XIX века до революции использовалось как трактир. Часы и флюгер в форме почтальона появились в советское время.
Познакомившись с центральной частью и основными достопримечательностями, направимся в музей-усадьбу Чайковского. От Советской площади к дому композитора ведёт одноимённая улица.
По дороге любуемся с моста на незамерзающую Сестру и на её мини водопады.
Проходим мимо старинного дома с мезонином.
За стадионом Металлист поворачиваем направо на Демьянковский проезд.
Достигнув часовни царя-великомученика Николая II, поворачиваем налево,
после чего оказываемся возле Концертно-выставочного комплекса музея-заповедника П. И. Чайковского.
Про музей-усадьбу я уже писал. Единственное, на что хочется обратить внимание, если в Москве всего один памятник Чайковскому и расположен он на Большой Никитинской напротив консерватории, то в Клину композитору аж целых три памятника.
Про первый я уже писал. Второй на территории музея-усадьбы. Автор композиции опять-таки Александр Рожников.
Третий памятник, или вернее бюст, встречает клинчан и гостей города прямо на перроне железнодорожного вокзала, между третьей и четвёртой платформой.
Автор — известный скульптор Вера Мухина. Бюст установлен в конце 50-х годов и является одним из первых памятников композитору в городе.
Так что, друзья, Клин город пусть и не столь яркий, но интересный. Для однодневного путешествия из Москвы однозначно рекомендую!