Турист Nikolay Borisenko (FPGA-Mechanic)
Nikolay Borisenko
был 30 августа 17:51

Самара — Россия Январь 2022

«Мы встретимся с тобой в заснеженной Самаре», — поёт мой знакомый автор бардовских песен, преподаватель Астраханского университета АГУ, Дмитрий Викторович Васильев.
Идея посетить Самару висела на задворках памяти несколько месяцев и воплотилась достаточно спонтанно на последних выходных января.

Из крупных поволжских городов большей популярностью пользуются Казань, Нижний и Волгоград. Летом туристов и отдыхающих привлекает «каспийская столица» Астрахань, а любителям русской истории интереснее побывать в Ярославле, Костроме и Твери. А вот Чебоксары, Ульяновск, Самара, Саратов частенько остаются в стороне от неделовых маршрутов.

С Саратовом мы знакомились прошлым летом проездом в Дагестан. А вот следующий манящий город Поволжья оказался Самарой.

Добраться до Самары из Москвы можно ночными рейсами Utair из Внуково. С этим аэропортом с недавних пор у меня связана путаница. По многолетней привычке летать международными рейсами обозначение аэропорта всегда читаю на латинице. Так в аэропорту Махачкалы мной овладела паника, когда в посадочном увидел вместо привычного «VKO» надпись на кириллице «ВНК», решив, что это аэропорт Бухары, в который мне тоже довелось прилетать в 2018 г. Оказалось, что на посадочных для внутренних рейсов аэропорт указывается на кириллице. Наш рейс 1:40 задержался с вылетом и прилётом. В самолёте было ужасно душно и даже жарко. Прибыли в аэропорт Курумоч с часовым опозданием. Аэропорт приятно удивил простором и современным дизайном по сравнению с привычными провинциальными аэровокзалами России, столь сильно друг на друга похожими, как хрущёвские колонные станции метро мелкого заложения.

От аэропорта до Самары далеко. Это даже не Мурманск и Мурмаши. Здесь придётся проехать около 50 км! Аэропорт Курумоч обслуживает пассажиров сразу двух больших городов, Самары и Тольятти, и расположен примерно между ними. Стоимость такси при таком расстоянии была умеренная, порядка 800р.
Остановились в комфортабельном отеле с комплексом SPA. Единственный отель с посещением СПА-комплекса без кар-кода, который мы нашли, называется «7 авеню» (7 Avenue Hotel and SPA). Экономить не стали, хотелось совместить поездку с качественным отдыхом и сауной. Стоимость номера была 4500р. без завтрака, посещение СПА включено. Мы воспользовались услугой раннего заселения и позднего отъезда, заплатив за всё удовольствие 9000р.
Самара встретила нас первым солнечным днём в 2022 году. Да, именно в эту субботу, 29 января, я увидел солнце спустя не помню сколько зимних дней.

По Полевой улице спустились к набережной. Между пятиэтажками попалась занимательная инсталляция «Древо жизни», сваренная из трубопроводной арматуры по инициативе ООО «Самарские коммунальные системы».

На выходных в заснеженной Самаре

На набережной нас встретил первый самарский воевода князь Засекин. С хоругвью, на коне.

Тут же интересное и весьма непривычное жителям Москвы и Петербурга явление: через замёрзшую Волгу протоптаны пешеходные дорожки и лыжни на правый берег, и народ массово идёт туда гулять, через реку. И такое явление повторялось в разных местах через 500–700 метров. Возможно, так делают и в других больших поволжских городах, но зимой я был только в Нижнем, и был давно, в командировках, в студенческие годы.

На выходных в заснеженной Самаре

Самарцы активно занимаются спортом. Кто-то бегает по набережной, а большинство — на лыжах по волжскому льду. Оба дня на прилегающих к набережной улицах попадались спортивно одетые пешеходы с лыжами, идущие на реку или возвращающиеся с реки. Не знаю, что именно влечёт народ на остров, там парк с зоной отдыха и садовые товарищества. Форсировать Волгу в наших планах не было.
Про набережную пишут, что она самая длинная на Волге. Но непрерывного прохода по всей длине 5 км нет, если не считать частью набережной Волжский проспект. Первое препятствие — Самарская ГРЭС. Далее есть функционирующие пристани и речной вокзал, огороженные согласно современным требованиям транспортной безопасности.
Пройдя от памятника Засекину на юг, выходим к монументу Славы и Георгиевской церкви. Удивило, как местная детвора каталась на ватрушках прямо по склону у монумента и здания правительства. И кататься здесь есть где, поднявшись на площадь, оказываешься на уровне крыш.

На выходных в заснеженной Самаре

В самарских кафе и ресторанах повсеместно требуют эти кар-коды. Из-за отсутствия такой картинки у супруги, нам пришлось отказаться от посещения мест общественного питания и музеев. Однако в ту субботу нам дважды повезло. Первым везением был знаменитый бар «На дне» у Жигулёвского пивоваренного завода. Спокойно налили по кружке и провели оплату без лишних вопросов. Несмотря на то, что мороз был несильный, от медленной прогулки и фотосъёмки руки начали промерзать, и посидеть полчаса в тепле оказалось очень кстати. Бар пользуется популярностью, посетителей было много, в том числе старшего возраста. У крыльца встречает старинный пивовар.

Напротив пивоваренного завода через улицу находится Иверский женский монастырь. Мы прошли насквозь по монастырской территории, заглянули в Иверскую церковь, вплотную соседствующую с жилыми пятиэтажками.

В главный парк центральной части города, Струковский сад, заходить не стали, обойдя его слева по ул. Куйбышева. Поднявшись вдоль парковой ограды на высокий берег, можно полюбоваться одним из многочисленных зданий самарского модерна, «Общественным собранием», нынче Военно-историческим музеем.

Идём по ул. Шостаковича мимо памятника В. И. Чапаеву на одноимённой площади у театра им. Горького. Д. Д. Шостакович был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Куйбышев. Именно в этом городе он закончил 7 симфонию, где она и прозвучала впервые. За первым перекрёстком по улице Фрунзе справа находится большой комплекс из военных штабных зданий с установленными на вечную стоянку образцами советской военной техники, которые можно рассмотреть через забор. Фотографировать в этом месте я не рискнул, хотя вероятно, современный режим это не запрещает.
Налево от перекрёстка по улице Фрунзе стоит здание Института Культуры, предназначавшееся для эвакуации Советского Правительства из Москвы в 1941 г. Именно под этим зданием построено огромное фортификационное сооружение «Бункер Сталина», рассекреченное в конце советского времени и функционирующее как музей. Безусловно, статус объекта ГО за ним сохраняется по сей день. Посещение музея, как и всех транспортных и специальных объектов, допускается в составе экскурсионных групп в сопровождении экскурсовода. Вход в музей осуществляется со двора. На двери наклеено объявление, повествующее о прекращении экскурсий «в связи с эпидемиологической обстановкой». Это значит, что официально посещение на данный момент запрещено. Однако, не успели мы дочитать объявление, как дверь открылась, и высунувшийся мужчина пригласил принять участие в экскурсии через 15 минут. Про стоимость экскурсии он ничего не сказал.

На выходных в заснеженной Самаре

За 15 минут до начала экскурсии мы прошли до сквера Аксаковых на Красноармейской улице. В прошлом 2021 году здесь открыли памятник семье Аксаковых, старшее поколение представляет автор знаменитых сказок, младшее поколение — его внучка Ольга, а отец Ольги, сын писателя, несколько лет в XIX веке занимал пост самарского губернатора. По данным информационного стенда именно для Ольги Сергей Тимофеевич написал сказку «Аленький цветочек».

Напротив сквера Аксаковых можно сделать снимок сразу двух достопримечательностей Самары — дома А. П. Курлиной, занимаемого музеем Модерна, и костёла Пресвятого Сердца Иисуса, который посетим позже, а сейчас — в бункер.

На выходных в заснеженной Самаре

На момент строительства бункер не имел аналогов по защищённости от бомбардировок и глубине залегания. На поверхность выходят два шахтных ствола, оголовки которых закрыты маскировочными строениями. Средний, «глухой» (не выходящий на поверхность) шахтный ствол ведёт на нижний горизонт, где расположен кабинет главнокомандующего, зал заседаний и санузел. Вход экскурсантов осуществляется через пристройку к зданию Института Культуры. Именно здесь собралась наша группа из 10 человек. Экскурсоводом был мужчина, дежуривший на объекте, пригласивший на экскурсию. После вводного инструктажа он с энтузиазмом начал свой рассказ. Было два стенда с различными схемами объекта. Вторая схема показалась более подробной с обозначением железобетонных конструкций и зумпфа (нижней части ствола с насосной установкой для сбора и перекачки грунтовых вод).

Чугунные тюбинги использованы только для вертикальных выработок — стволов, причём во втором стволе закрыты слоем бетона, аналогично довоенным станциям московского метро второй очереди. Мы спускались по лестницам, но лифты находились в рабочем состоянии, и экскурсовод пользовался ими. Лифтовая кабина была заменена только в верхнем стволе, а в нижнем была оригинальная 1942 г.

На выходных в заснеженной Самаре

Все пролёты лестниц имеют 9 ступеней, высота которых была рассчитана под шаг т. Сталина. В верхнем стволе 8 пролётов, в нижнем — 12.
В нижнем шахтном стволе на каждом промежуточном «этаже» имеются полукруглые комнаты, в которых размещены плакаты и документы эпохи.

На выходных в заснеженной Самаре

На нижнем этаже, пройдя по узкому коридору 10–12 м, оказываемся в поперечной горной выработке, правая часть которой отведена под кабинет, а левая — под зал заседаний, оформленный в стиле одной из московских станций метро тех времён. Часть выработки между кабинетом и залом за торцом коридора, по которому мы пришли, отведена под санузел с умывальником и унитазом.

Со слов экскурсовода, со сталинских времён на объекте мало что осталось кроме внутренней отделки, осветительных приборов, дверных коробок и некоторых элементов декора. Вся мебель, портреты и стенды перемещены в бункер в процессе оформления экспозиции музея. Аутентичная мебель была заимствована из правительственного здания, под которым находится вход в бункер.

Смотритель бункера Сталина не собирал плату за проведённую экскурсию, а попросил оставить ему наличные при выходе на столе в будке КПП. Оплата проводилась в добровольном порядке «по совести». После экскурсии по бункеру он вышел покурить, на улице экскурсанты продолжали задавать интересующие вопросы, прощались со смотрителем за руку. Всем очень понравилось.

Тем временем к вечеру в Самаре заметно похолодало. Было около 16 часов, и мы пошли знакомиться с другой самарской достопримечательностью — польским католическим собором Пресвятого Сердца Иисуса. Костёл находится через квартал от бункера, на юг по улице Фрунзе. Строительство храма было закончено в 1906 г., в 1991 г. здание возвращено самарским католикам. Внутреннее убранство достаточно аскетично, но в католических храмах интереснее архитектура. В данном случае неоготика.

На посещении костёла наша субботняя прогулка по Самаре закончилась.
Воскресенье 30 января в отличие от солнечной субботы было пасмурное. Заметно потеплело, и весь день шёл снег.
Воскресную прогулку мы начали от старообрядческой церкви на ул. Льва Толстого, во дворе дома 14. Церковь была закрыта, половина здания реставрировалась. Сделать удачные снимки не позволили возможности камеры, теснота двора и строительные леса. Жильцы столпились во дворе, наблюдая за сбиванием сосулек: да, в Самаре тоже не чистят снег с крыш, и образуются большие сосульки.

Помимо разнообразия церквей хотелось увидеть основные шедевры самарского модерна, которым посвящена целая статья. Встречаются и современные здания в этом стиле. Пример — Самарская филармония.

На выходных в заснеженной Самаре

В историческом центре города, куда не проведена линия метро, осуществляется регулярное движение трамваев. Ещё много чехословацких вагонов Татра-Т3, ушедших с московских улиц в конце 2021 г. Причём есть модификации с двумя дверями вместо привычных трёх.

За филармонией свернули в один из дворов, и окунулись в другой «провинциальный колорит».

По Некрасовской вышли на ул. Куйбышева. Здесь у сквера «Три вяза» установлена современная скульптура «Бравый солдат Швейк». (С мордочки скотч-терьера я смахнул снег.) С Самарой тесно связана биография автора данного персонажа, Ярослава Гашека.

На выходных в заснеженной Самаре

Напротив сквера стоит лютеранская церковь св. Георга, попасть в которую не удалось.

Следующее за протестантской церковью историческое здание Куйбышева, д.111 не впечатлило. Дальше по ул. Куйбышева Алексеевский сквер с круговым движением. И Вождь Революции стоит в его центре не случайно. В конце XIX века Владимир Ульянов работал в находящемся поблизости здании суда помощником присяжного.

На выходных в заснеженной Самаре

За зданием суда на ул. Степана Разина зашли в старинный Вознесенский собор первой половины XIX века. Сделать удачные снимки можно зимой, когда не мешает листва посаженных вдоль улицы деревьев.

За храмом на другой стороне улицы есть ещё одно замечательное здание, в котором в наши дни размещается КВД, доходный дом Серебренниковой.

За углом вниз по пионерской улице в комплексе зданий госбезопасности на перекрёстке стоит угловой дом Сурошникова. Памятная табличка повествует о занятии дома штабом Симбирской дивизии в 1918 г.

На выходных в заснеженной Самаре

На этом же перекрёстке находятся ещё два исторических дома: дворянское собрание и особняк Шихобалова, требующий масштабной реставрации.

Крутой спуск к набережной по Пионерской улице вывел к ряду монументальных ж/б сооружений социалистических времён, оказавшихся разноуровневыми пассажирскими пристанями для различных морских и речных судов. Остаётся догадываться, на какой трафик был рассчитан речной вокзал, когда большая часть сооружений не включена в огороженную зону транспортной безопасности и явно не используется.

На выходных в заснеженной Самаре

За речным вокзалом среди ёлок стоит стела, повествующая о прибытии в Самару в 1889 году семьи Ульяновых, и о том, что Владимир Ильич жил «в нашем городе в 1889—1893 гг.»
Рядом на набережной находится зона посадки и высадки пассажиров судов на воздушной подушке, курсирующих через Волгу.

У начала Ленинградской улицы на набережной есть ещё один известный памятник «Бурлаки на Волге».

На выходных в заснеженной Самаре

Ленинградская улица Самары это парадная пешеходная улица в центральной части, какие имеются во многих крупных городах. Для движения транспорта закрыты только четыре квартала. Здесь много исторических зданий, но отметить хочу доходный дом Пермяковой на улице Молодогвардейской, сразу за поворотом с Ленинградской на юг от памятника дяде Стёпе. Здесь работает неплохое кафе с весьма демократичными ценами и без антиковидной паранойи. Приятно пообедали и согрелись. День был не холодный, но сырой.

Через сквер Высоцкого прошли по Самарской улице до Льва Толстого. Удивило в Самаре изобилие магазинов ткани, несвойственное нашему потребительскому времени.

На выходных в заснеженной Самаре

На Льва Толстого есть историческое здание — ДК железнодорожников, в котором в 1905 г. состоялось первое профсоюзное собрание, вскоре после которого было разогнано заседание Самарского Совета рабочих депутатов.

Из замечательных построек самарского модерна можно отметить театр кукол (Самарская 95), Технический лицей (Рабочая 19/Самарская 149) и Дом Литеретора (Самарская 179). Здание лицея отреставрировано, но атлантов на балконах нет.

На выходных в заснеженной Самаре

Как и во многих российских городах по регионам, в Самаре сохранилось достаточно много деревянного жилого фонда, характерного для сибирских городов. Некоторые деревянные дома находятся в плачевном состоянии и стоят в очереди на расселение.

Для широкого изучения такого большого города, как Самара, двух выходных дней, безусловно, мало. Но для первого знакомства достаточно, чтобы составить собирательный образ, и знать, зачем вернуться и что посмотреть.
Надеюсь, антиковидные ограничения снимут по мере отступления пандемии коронавируса, заодно с антироссийским политическим режимом на нашем славянском западе.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.