Верстая маршрут по Португалии, неизбежно сталкиваешься с туристическим «изюмом», щедро разбросанным по ее просторной территории. Все прекрасные города и городки проглотить за 10 дней невозможно, поэтому стараешься выбрать достопримечательности повесомей. Я и так, и сяк кроила карту перемещений, но отказаться от Томара была не в силах, потому что этот старинный городок насквозь пропитан историей тамплиеров, полной интриг и волнующих загадок средневековой Европы. Португальские экскурсоводы, зазывающие туристов, на рекламных сайтах обычно пишут, что в монастыре Convento de Cristo наряду с другими сокровищами тамплиеров спрятан и таинственный Грааль. Где он только не спрятан — священный сосуд, ковчег Завета? Поклонники творчества Умберто Эко, возможно вспомнят, что и он называл Томар самым «растамплиерским» из всех ныне существующих замков. С иронией: итак, едем в гости к тамплиерам, понимая, что Грааль нам не покажут (он же надежно спрятан); без иронии: у нас будет исключительная возможность увидеть необычное сочетание архитектурных стилей и проникнуться тамплиерскими тайнами. Ранним лиссабонским утром с вокзала Санта Аполония, что находится на одноименной станции метро, мы и отправились в этот старинный городок, купив билеты в кассах центральной части вокзала. Ехать примерно 2 часа в одну сторону, стоит билет около 10 евро
Крепость и монастырь, выстроенные на высоком холме, возвышаются над городом, и чтобы до них дойти, карты не понадобятся. Не буду перегружать рассказ мелкими деталями о том, как пролегал путь — это частности, не имеющие значения при современной системе навигации, но замечу, что в городке у подножья замка видна символика рыцарского ордена (на стенах, крышах, печных трубах), и даже под ногами — на мостовых выложены тамплиерские кресты
Тайна «на кончиках пальцев» — легкое интригующее касание к тому, что будоражит ум и волнует душу — именно с этого ощущения и началось знакомство с Томаром. Минут за 10 преодолеваем подъем к мощным оборонительным стенам неприступной крепости — Каштелу душ Темплариуш (Castelo dos Templarios)
На территории монастыря разбит парк с чудесными скамейками
Вход за крепостную стену бесплатный, Но чтобы пройти внутрь, придется заплатить 6 евро. Замок был основан в 1136 году (почти 900 лет назад!), и все это время служил резиденцией рыцарям — тамплиерам
Кто ж не знает, что тамплиеры — одна из самых таинственных, могущественных и богатейших структур Средневековья? Помимо прочих известных достижений, тамплиеры оказались талантливыми финансистами (изобрели чеки, расчет сложного процента по кредитам, принцип двойной записи в бухучете). Их несметные богатства и талант привлекать ресурсы стали предметом зависти властей имущих. Французский король Филипп IV Красивый, один из крупнейших должников Ордена, в сговоре с Папой римским Климентом V, замутили гнусную расправу над бедными рыцарями. Членов ордена обвинили в тягчайшей ереси, ко многим заключённым применялись тяжелейшие пытки, несколько сот тамплиеров было замучено до смерти в первые же дни после арестов. Со смертью Великого магистра Ордена тамплиеров Жака де Моле казалось, что рыцари-храмовники навсегда исчезнут со страниц истории. Но Орден не прекратил своего существования; более того, французскому королю Филиппу Красивому, несмотря на все его усилия, не удалось распространить гонения на тамплиеров по всей Европе. Большая часть оставшихся рыцарей храмовников, прихватив нажитое богатство, ушла в Португалию, где нашла убежище и защиту у короля Португалии Диниша I, который и сам был членом Ордена. Используя юридическую лазейку, Диниш реформировал португальский Орден тамплиеров в Орден воинства Христова. Тамплиеры и их бывшее имущество составили его костяк. Но с тех пор Великий магистр не выбирался рыцарями, а назначался королем. В 1420 г. принц Энрике (будущий Мореплаватель) встал во главе Воинства Христова, собрав лучших людей своего времени: путешественников, картографов, тамплиеров и евреев, чтобы исследовать два океана, открыть новые земли, а Португалию сделать владычицей мира. В результате появились красные кресты на парусах каравелл первооткрывателей, рыцари стали моряками, и на смену крестовым походам пришли Великие географические открытия. Под флагами с тамплиерскими крестами каравеллы Христофора Колумба пересекли Атлантику и достигли острова Сан-Сальвадор. Замково-монастырский комплекс Конвенту-де-Кришту (монастырь ордена Христа) строился, перестраивался на протяжении столетий, и теперь у нас есть возможность увидеть переплетения романского, готического, мануэлино и ренессансного стилей архитектурны
Одна из главных достопримечательностей комплекса — Южный портал монастыря, выполненный в стиле триумфаторов и дерзких первооткрывателей — мануэлино, получившем название в честь короля Португалии Мануэля Первого (Счастливого), правившего в эпоху Великих географических открытий, когда заморская экзотика стала просачиваться в европейскую жизнь
Все эти искусно вырезанные фигурки поражают тонкостью и изяществом. Среди них есть и какие-то загадочные, вернее сказочные персонажи, не слишком похожие на святых, а скорее напоминающие магов и звездочетов
Ротонда или Шарола (главный молельный храм тамплиеров) построена по принципу 16-ти угольного барабана с 8-ми угольным алтарем внутри, напоминающим алхимический сосуд, в котором зашифрованы тайные послания рыцарей Ордена Храма. Конструкция алтаря, с множеством позолоты, великолепных скульптур и фресок, расходящихся веером, поддерживает свод церкви
Пожалуй, это самый необычный алтарь из всех, что я когда-либо видела. Даже без специальной подготовки становится очевидно, что это место духовной силы. Многие люди приезжают сюда за энергетической подпиткой и часами простаивают рядом с алтарем, ассоциирующимся с лоном матери-церкви
Жаль, что все мои снимки однотипны и показывают лишь крошечную толику ее многообразных состояний и достоинств. Я старалась ее фотографировать со всех ракурсов, но фотографии получились неудачными из-за недостаточного освещения (зря телефон не задействовала). А так, откровенно говоря, вряд ли любые, даже самые искусные фотографии, смогут передать совершенство этого строения, устремленного в Вечность — его стоит увидеть вживую глазами и прочувствовать душой
Внутренние дворики перетекают один в другой, соединяясь изящными галереями, выложенными азулежу ручной работы с мотивами, почерпнутыми из арабских традиций. Очень хороши и клуатры монастыря, сформировавшиеся в XV—XVI вв.
Клуатр в арабском стиле с апельсиновыми деревьями — самый ранний из всех. Как ни прекрасны и ни романтичны его галереи, по сути — это кладбище с могильными плитами монахов и рыцарей, нашедших здесь упокоение в 1420—1460 гг. В этой гробнице, погребен Диогу да Гама — брат великого мореплавателя Васко да Гамы
Стены дворика облицованы прекрасными двухцветными изразцами XVI века
Двухэтажный Стиральный двор (Claustro do Lavagem) был построен при Генрихе Мореплавателе
Здесь стирали одежду монахов, отсюда и название
Капелла (Сapela dos Portocarreiros XVII век), украшенная 11 панелями из сине-белых азулежу со сценами из жизни Христа и Девы Марии
Здесь же — прекрасное азулежу с алмазными гранями
Сакристия, построенная в 16 веке, примечательна потолком с королевским гербом, армиллярной сферой и Крестом Христа — все, что приносило Португалии славу
Ренессансный Клуатр Жуана III (2-я пол. 16 века) соединяет дортуары монахов с церковью
Роскошнее всех клуатров выглядит Двор Жуана III (Claustro de D. Joao III), строительство которого было начато при короле Жуане III в. 1557 году, а закончено в царствование Филиппа I Португальского (также короля Испании под именем Филиппа II)
Изящная двухэтажная галерея окружает двор с фонтаном в форме рыцарского креста. К фонтану, соединенному с акведуком, приложил руку архитектор, выписанный из Италии — не случайно он так хорош. Сквозь открытый проём видна винтовая лестница, ведущая на террасу
Все лестницы-улитки двора Жуана III, с выходом на верхнюю аркаду — своего рода символ спиралевидных галактик Вселенной
Галереи монастыря — им свойственна завораживающая простота и лаконичность
Под гулкое эхо своих шагов мы идем по монашескому дормиторию (общежитие, спальное помещение), заглядывая в скромные монашеские кельи, помогающие аскезе
В многочисленных переходах и галереях монастыря легко заблудиться, рассматривая всякие интересные и загадочные детали, но мне поскорей хотелось найти заветное мануэлинское окно, не простое, а Королевское (знаменитая Жанела) — настоящая квинтэссенция португальского ренессанса. Оно находится на западном фасаде церкви Конвенту-де-Кришту и его можно рассмотреть из клуатра Святой Варвары, так советуют. Мы же действовали хаотично, находя для себя разные площадки, откуда его хорошо видно и даже смогли постоять рядом, испытывая невероятный душевный подъем
Если Петр Первый прорубил окно в Европу, то португальские первооткрыватели прорубили окно из Европы. Дизайн окна отражает сказочную мощь Королевства, с отвагой пустившегося открывать новые неведомые земли
Кораллы, корабельные канаты, швартовые, декоративные элементы в виде плодов и листьев экзотических растений, привозимых из далеких колоний, покрывает желтоватый мох
На мой взгляд, это тот случай, когда совершенно не хочется чистоты и безупречности внешнего вида — пусть будет и мох, и налет старины, ни на минуту не позволяющие усомниться в том, что и много веков назад картина была та же. Якобы в символах оконной рамы зашифрован путь к несметным сокровищам Ордена Христа, наследника тамплиеров? Очевидного ответа на этот вопрос не существует. Также известно, что Англия еще в XIX веке была готова простить Португалии весь ее внешний государственный долг в обмен на «Жанелу». Почему? Может быть, все же из-за символа? Правую колонну окна опоясывает ремень — знак ордена Подвязки
Учрежденный в 1348 году королем Англии Эдуардом III, орден Подвязки — самый престижный для сообщества избранных и членов королевской семьи. Что могло его связывать с воинственными монахами-тамплиерами, гонимыми и укрывшимися в Португалии, так до конца и не ясно. Королевское окно осталось на старом месте, португальцы на сделку не согласились. Интересный момент, что на протяжении 300 лет «Жанела» не была на виду и полностью закрывалась разрушенным по приказу короля в 1843 году фасадом второго этажа клуатра св. Варвары (видимо, было что скрывать)
Так выглядит внутренняя поверхность окна из нижнего хора церкви. Потом мы походили по развалинам, посмотрели на недостроенное здание Капитула — почти руины
Еще раз прошлись по галереям, рассматривая многочисленные символы с мыслью о том, что же стало с сокровищами ордена? Кто-то считает, что несметные богатства тамплиеров были перепрятаны в очень укромном месте, и есть смысл заниматься их поиском. Странно, что не принято говорить про чудовищные расходы на все португальские морские экспедиции. Как бы то ни было, поиск сокровищ тамплиеров в замке Томара традиционно для всех соискателей заканчивается находкой лишь многочисленных символов, отправляющих к новым знаниям и обретению новых смыслов. А мы спускаемся в сам городок для беглого осмотра
Узкие улочки тихи и безлюдны, и невольно возникает вопрос, куда все подевались. Оказывается, всех местных жителей на центральной площади, рядом с мэрией, собрала свадьба
Как здесь не зависнуть в ущерб другим впечатлениям? Красота какая!
С одной стороны площади расположена церковь Иоанна Крестителя (Igreja Sao Joao Baptista), построенная в конце 15 века, а с другой — памятник основателю города Гуалдиму Паишу — Великому магистру
Насмотревшись на нарядную публику, посочувствовав жениху и невесте, освобождающих друг друга от мелких зернышек, которыми гости осыпали молодых, заходим под своды церкви, а там приготовлен музыкальный сюрприз
Сверяем часы с расписанием электрички в Лиссабон, и идем в чудесный общественный сад у подножия холма — Mata Nacional dos Sete Montes, когда-то принадлежавший монастырю ордена Христа. Перед входом — памятник принцу Энрикешу (он же — Генрих Мореплаватель, сын короля Жуана I), он с 1420 года был великим магистром ордена Христа
В 1837 году сад был выкуплен губернатором Лиссабона, а в 1938 году национализирован
Среди дурманящих запахов и зеленого буйства наши 40 минут до электрички пролетели быстро, как один миг. Если будете в Португалии, постарайтесь выделить время на Томар — не пожалеете.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия