Энгельс (до 1914 года — Покровская Слобода, до 1931 г. — Покровск) — второй по числу жителей город Саратовской области. Мы едем с Виктором из Саратова в Энгельс по мосту, соединяющему два этих города. Основан город Энгельс в 1747 году чумаками из Полтавской и Харьковской губерний.
Памятник всесоюзному старосте Калинину.
Прежде на этой территории были калмыцкие кочевья и ставка хана Аюки. Ещё в 1617–1674 годах в черте современного Энгельса находился и сам Саратов, перенесённый позже на другой берег Волги. И именно здесь состоялась первая встреча Петра Первого с калмыцким ханом Аюкой.
Закладка слободы в 1747 году связана с указом императрицы Елизаветы о начале добычи соли на озере Эльтон и закладки для этих целей ряда опорных баз на Волге.
Вол — символ города.
16 и 18 августа 1747 года под руководством подполковника Чемодурова состоялась закладка первых соляных магазинов. В связи с тем, что лошади не выдерживали тяжёлого труда в голой степи, для доставки соли в Заволжье были приглашёны с волами казацкие чумаки (возчики), которые и стали первыми жителями слободы. За несколько лет сюда приехало несколько сотен семей.
Управление слободой осуществлялось атаманами.
После открытия в 1894 году заволжской линии Рязано-Уральской железной дороги Покровская Слобода превратилась в самый крупный рынок Заволжья. Бесконечным потоком пошли зерно, нефть, соль, лес, строительные материалы, товары из Азии.
1
Одновременно с прокладкой ж/д линии были построены железнодорожные мастерские и станция Покровск. На станции были построены аптека, медпункт, при котором открыта больница.
1 мая на станции заработала электростанция. В главной конторе мастерских размещалась публичная библиотека, пользовался большим успехом драматический кружок, по сути заменивший на тот момент городской театр.
У здания вокзала находился уютный тенистый сад «Венеция».
Под деревьями стояли лёгкие столы с креслами, в буфете всегда имелся достаточный выбор отечественных и заграничных вин.
Посетители могли тут же сыграть партию в бильярд или попытать удачу в кегельбане.
Публику развлекали камерные певцы, куплетисты, рассказчики, гармонисты, балалаечники, жонглёры и фокусники. Прибывших в старый Покровск пассажиров-путешественников катали в экипаже «лёгкого извозчика» по специально проложенному Покровскому шоссе (сейчас улица Ленина), ведущему в центр города. В 1901 году путешествовавший в этих краях А. Маликов написал в своей книге:
«Если взглянуть на линию громадных хлебных амбаров да на соседнюю с ними площадь, сплошь обставленную каменными зданиями, то всякий заезжий человек сразу же придёт к заключению, что Покровская слобода изобилует коммерческими людьми и крупными капиталами».
Посмотрите на это удивительное дерево со скворечниками.
В 1910 году насчитывалось восемьдесят семь хлебных амбаров, общей вместимостью десять миллионов пудов. Амбары принадлежали покровским крестьянам-посевщикам и саратовским, нижегородским и рыбинским мукомолам и банкам: Русско-Азиатскому и Русскому для внешней торговли.
Торговые сделки хлебом совершались на бирже, располагавшейся, в её собственном кирпичном здании на Троицкой площади — теперь в нём находится ЗАГС. Здесь же работали, кроме упомянутых, отделения банков: Волжско-Камского, Русского торгово-промышленного, Петербургского международного — и два покровских банка: сельский и Общества взаимных кредитов.
Посмотрите на эти удивительные граффити!
Покровский Кремль.
В парке «Патриот».
Памятник спешащему А. С. Пушкину.
Красивый ресторан.
1
Многое здесь напоминает о живших когда-то тут немцах.
1
2
2
Гавань возле Покровской слободы Рязано-Уральская ж-д специализировала для торговли хлебом, вместо того, чтобы грузить пароходы на берегу коренной Волги, куда зерно подвозили на расстояние 4–5 вёрст по тяжёлой песчаной дороге.
В Покровской слободе возле железнодорожных путей и зернохранилищ зерно требовалось перемещать только на несколько десятков саженей, что сразу привлекло хлеботорговцев.
Через гавань РУЖД в Покровской слободе за год проходило до 15 миллионов пудов зерна.
На набережной Волги.
На берегу Волги близ слободы стояли шесть паровых лесопильных заводов и нефтяные склады Восточного общества, Товарищества братьев Нобель, Общества «Мазут» и Общества Рязано-Уральской железной дороги. Вокруг железнодорожной станции работали костемольный и клееваренный заводы, далее — чугунолитейный, кирпичные и черепичный, а также три паровые мельницы, не считая мелких фабрик.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.