Наше круизное путешествие начиналось с Милана. Да-да, с Милана, от которого до моря 150 км, или 1,5 часа на поезде до Генуи. Но дешевые билеты на самолет были именно до Милана, поэтому было решено остановиться ненадолго здесь (день + ночь), посмотреть город, а потом ехать в Геную. На обратном пути после круиза мы задумали еще пожить здесь два дня и посмотреть то, что не успеем увидеть в первый день пребывания в городе. В целом этих трех дней нам все равно не хватило, чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями города, здесь столько всего интересного! Мы в Милане не только исторические места разглядывали, но и посетили ЭКСПО и, что самое замечательное, театр Ла Скала. Но по порядку.
В первый день мы решили посмотреть замок Сфорца. Мы вышли из метро что возле замка, здесь на площади Кадорна (Piazzale Luigi Cadorna) увидели огромную иглу с ниткой трех цветов — красной, желтой и зеленой — цвет трех линий метро, и в то же время это символ столицы моды и дань труду портных.
Замок Сфорца (Castello Sforzesco) — один из главных символов истории Милана. Вход в замок бесплатный, но за вход в музеи, располагающиеся в замке, нужно платить. Музеи по понедельникам закрыты, бесплатный вход бывает каждый первый и третий вторник месяца с 14:00 и в первое воскресенье каждого месяца на весь день. Зашли мы на территорию замка с юго-западного входа.
Поспасть в замок можно с любой из четырех его сторон по мостам, перекинутым через рвы.
Руины перед стенами замка.
История замка Сфорцеско начинается с 14 века, когда семейство Висконти сумело подчинить себе множество городов северной Италии. Тогда Галеаццо Висконти решил возвести для себя и своей семьи замок. Власть семейства со временем ослабла и когда в 1447-м году умер герцог Филиппо Мария Висконти и наследников у него не осталось, то власть взяли в свои руки миланские дворяне, провозгласившие Амброзианскую республику. Но затем вспыхнуло восстание, устав от тирании, горожане разрушили замок. Франческо Сфорца, являвшийся зятем последнего представителя мужской линии Висконти, в 1450 году получил от миланского Сената титул герцога и решил восстановить бывшую герцогскую резиденцию.
Для строительства и украшения замка были приглашены знаменитые мастера. Для работы над дизайном центральной башни Сфорца нанял архитектора Филарете, башня и сейчас носит его имя — Торре дель Филарете. Эта многоярусная четырехугольная башня достигает 71 метра в высоту и является главными воротами замка. Людовико Сфорца через несколько лет превратил замок с помощью мастеров и художников (в том числе и Леонардо да Винчи) в роскошную резиденцию.
Правление семейства Сфорца было не популярно у народа, и разразившееся восстание помогло войскам французского короля Людовика 12-го взять город. Во время Итальянских войн в середине 16 века замок превратился в неприступную крепость, его помещения стали казармой для более 2000 солдат, а башни стали наблюдательными пунктами. В период Революционных войн Милан и северную Италию опять заняли французы, которых вытеснил из городов А. В. Суворов в апреле 1799 г. Поход Суворова явился частью войны Второй коалиции, состоявшей из Англии, Австрии, Неаполя, России и Османской империи против Франции. В этой войне Россия имела целью, как гласил договор, заключенный с Англией, «принудить Францию войти в прежние границы и тем восстановить в Европе прочный мир и политическое равновесие». Правда никакой выгоды от этой войны Россия не поимела, Англия и Австрия ее просто «кинули». Сейчас главным украшением парка Семпионе, что рядом с крепостью, является «Арка мира», которую начали строить по приказу Наполеона, как аналог Триумфальной арки в Париже.
В 1833 году администрацией города было принято решение восстановить замок в качестве городской достопримечательности. Восстанавливать замок пришлось еще и после Второй мировой войны, так как в результате вражеских налетов замок был серьезно поврежден, восстановительные работы шли до 1956 года. В стенах замка сейчас расположен музейный комплекс, состоящий из библиотек и нескольких музеев, связанных с историей и культурой Милана и непосредственно с замком Сфорца: художественный музей, музей истории замка, египетский музей, музей древнего искусства, музей музыкальных инструментов, музей мебели и деревянных скульптур и пр.
Старый госпиталь был построен в середине 16 века для испанского гарнизона замка, сейчас в нём экспонируется последняя статуя Микеланджело, которая осталась незавершённой.
Скульптор работал над статуей вплоть до последних дней своей жизни. Из мрамора проступают фигуры Христа и Девы Марии, оплакивающей своего сына.
Герцогский суд — внутренняя части замка с зеленью и бассейном и один из трех дворов замка (на комплексном фото он слева внизу). Здесь в эпоху Возрождения располагались квартиры герцогов, это был центр придворной жизни. Суд занимает северную часть замка, построен и украшен он во второй половине 15 века. Несмотря на то, что Герцогский суд затем был превращен в казармы и поврежден, в 19 веке восстановили внешний вид и украшения эпохи Возрождения. Напротив суда — задний фасад замка, он является самым старым строением 14 века, возведенным еще Галеаццо Висконти. Здесь находятся одни из четырех ворот замка, а мост ворот носит название мост Людовико иль Моро и ведет прямиком в парк Семпионе.
Вот так мы познакомились с историей Милана и увидели ее в этом замке Сфорца.
На следующее утро мы уезжали в Геную с центрального железнодорожного вокзала Милана (Milano Centrale). Его вид меня поразил.
По первоначальному замыслу план центрального вокзала был простым и скромным. Строили здание 25 лет. С приходом к власти Муссолини первоначальный проект был значительно изменен, правителю хотелось, чтобы главный вокзал Милана выглядел более монументально. Открытие главного железнодорожного вокзала Милана состоялось в мае 1931 года.
24 платформы накрыты гигантским куполом, выполненным из стали, ежедневно от перронов отходит около 600 поездов, электричек. В здании находится музей в память о самых трагических событиях в истории не только вокзала, но и всей страны: с платформы № 21 с 1941 по 1944 год отправлялись поезда с сотнями итальянских евреев в Освенцим и Дахау. На втором этаже находится зал ожидания и выход на платформы. Билеты покупали на вокзале перед отъездом, их обязательно нужно прокомпостировать в желтом аппарате в начале перрона. Когда отъезжали от вокзала, меня заинтересовали заброшки на ж/д путях, видимо это промышленные строения старого вокзала, прямо хайтек какой-то.
В следующий наш приезд после круиза мы начали осмотр города с пьяцца Дуомо. Посередине этой Соборной площади стоит бронзовый конный памятник объединителю Италии — королю Виторио-Эмануэле II работы Эрколе Розы.
Вокруг площади сконцентрированы самые выдающие и важные достопримечательности Милана: Миланский собор, Королевский дворец, Галерея Виктора Эммануила II, дворец Карминати и дворец Аренгарио.
Дворец Аренгарио (Palazzo dell’Arengario) состоит из двух симметричных зданий, построенный в период с 1936 по 1956 годы, служил домом правительства в фашистский период. С его открытой галереи часто выступал перед народом Бенито Муссолини.
Сейчас в Аренгарио находится художественный музей Новеченто (Museo del Novecento), посвященный искусству 20-го века с популярной коллекцией картин футуристов. Вход в музей платный, бесплатный вход начинается за два часа до закрытия музея, и каждый вторник с 14:00 часов.
Напротив дворца Аренгарио находится Галерея Витторио Эммануэле II, это один из старейших торговых пассажей в мире, построенный в 1865—1877 гг. Галерея соединяет две прекрасные площади города — площадь перед собором Дуомо и площадь перед театром Ла Скала. При входе в галерею видим стеклянные крыши и гигантский 47-метровый купол посередине.
Также притягивают внимание мозаики, изображающие четыре континента (кроме Австралии), фрески, скульптуры, изящная лепнина и мозаичный пол с гербами Милана, Турина, Рима и Флоренции.
Самое главное здание площади — кафедральный собор Девы Марии Нашенте (Дуомо), один из крупнейших в мире, он вмещает до сорока тысяч человек одновременно и невероятно красив.
Его начали возводить в начале 14 века, а завершилось строительство только в 1813 году. Белый мрамор, огромное количество скульптур, тонкие башни, шпили, колонны, двери и резьба по всему периметру собора, придают собору воздушность и изящество, рассматриваешь архитектуру собора с большим интересом. Об этом я уже писала по приезду из Милана. https://pushvalentina.tourister.ru/photoalbum/24155
Мы поднялись на крышу Дуомо, откуда прекрасно виден город.
Сверху собора виден фасад королевского дворца палаццо Реале. Построенный сначала в качестве городского здания ратуши, он стал официальной резиденцией Висконти, а затем и для всех правителей Милана. Здесь проживали во время своего пребывания король Фердинанд, Мария Тереза, император Наполеон и другие знаменитые люди своего времени.
Во время Первой и Второй мировых войн дворец был разрушен, восстановление его продолжалось до 1960 г. Сегодня это один из крупнейших музеев Италии, здесь проводятся выставки из собраний известных музеев мира. Восточный флигель занимает Музей Миланского собора, где рассказывается о строительстве и возведении Собора.
С крыши собора видна страшноватая Башня Веласка, которая была построена в 50-е годы 20-го столетия в стиле модерн; его архитекторы, попытались сочетать черты промышленной архитектуры с традициями оформления старинных крепостей. В итоге здание вошло в число самых мрачных и некрасивых зданий.
Сегодня нижние этажи заняты офисами и магазинами, а верхние — жилыми помещениями.
Сверху также виден замок Сфорца, в котором мы уже побывали:
Колокольня церкви San Gottardo in Corte:
Гуляем по городу, разглядывая прохожих:
Идем к самой спокойной площади Милана — Торговой площади. Пьяцца деи Мерканти — самая старая площадь Милана, она была эпицентром общественной жизни в Средневековье. В центре ее находится колодец 16 века с колоннами. Здесь расположена большая часть средневековых сооружений города. Дворец Палатинских школ со светлыми скульптурами на фасаде был одним из первых высших учебных заведений Милана, подготавливающий детей из дворянских семей для учебы в университете Павии. Сегодня от средневековой постройки сохранился лишь фасад, а внутри современное здание, где размещаются многочисленные офисы.
Рядом лоджия Осии (Loggia degli Osii) с готическим фасадом с черно-белыми полосами мрамора. С небольшого балкончика, украшенного эмблемой Висконти и орлом — символом справедливости, объявлялись указы и зачитывались постановления, над лоджией располагаются скульптуры святых Милана. Дворец Юрисконсультов привлекает внимание большой колокольной башней, возведен в 1562 году.
В эпоху Возрождения во дворце находился Collegio dei Nobili Dottori — институт, который подготавливал судей, сенаторов и прочих управленцев. С начала 19 века здесь располагались Фондовая биржа, телеграф, банк и Торговая палата, которая в 1911 году приобрела всё здание и владеет им до сих пор. Также на площади находятся дворец Правосудия, дом Панигарола — семейства нотариусов.
Затем пришли на овальную площадь со станцией метро, памятником и трамвайными путями, на которую выходит сразу шесть улиц, называется она пьяцца Кордузио.
Название площади произошло от слов Cors Ducis — Герцогский суд, который был на этом месте в 5–7 веках нашей эры. Современная пьяцца Кордузио создана в начале прошлого века как финансовый центр города. Здание с куполом принадлежит крупной страховой компании «Дженерали», справа от него — здание бывшей биржи работы архитектора Броджи, слева — здание банка «Банка ди Наполи» и вогнутый фасад другого банка «Юникредит».
На площади установлен памятник Джузеппе Парини, выдающемуся поэту эпохи Просвещения.
В нескольких минутах ходьбы от Дуомо находится Базилика Сан-Карло-аль-Корсо, похожая на Пантеон в Риме, построена архитектором Карло Амати в 1847 году:
Церковь Св. Вавилы (Basilica di San Babila) стоит на одноимённой площади San-Babila. Построена в 4 веке на месте языческого храма, здесь хранятся мощи святых Вавилы Антиохийского и Романа Кесарийского:
San Vito in Pasquirolo — римско-католическая церковь была построена в 1621 году, на месте бывших миланских геркулесовых терм. После реставрации в 2015 году здесь был открыт православный приход:
Внутри можно увидеть работы братьев Баттиста и Мауро делла Ровере.
Проходим мимо интересного памятника:
Церковь Сан-Бернардино-алле-Осса 11-го столетия (0763) — одна из мрачных достопримечательностей города:
Потолок и стены этого храма украшены костями людей. В 13 веке Милану потребовалось новое место для захоронения горожан, а так как кладбище было переполнено, власти приняли решение вскрыть старые могилы, и складировать кости в храме.
От этого тихого места мы поехали в еще более тихое место — Миланский некрополь Чимитеро Монументале основанный в 1866 г. Здесь похоронены знаменитые композиторы, художники, скульпторы, музыканты и просто богатые люди. Памятники разнообразны и больше напоминают художественную галерею, чем кладбище.
Зажиточные итальянские семьи строили масштабные и дорогие склепы, которые походили на соборы, напоминающие греческие храмы, и египетские пирамиды, и готические капеллы.
Главный вход на кладбище проходит через мемориальную часовню Famedio — пантеон выдающихся жителей города.
Черный кот на одной из гробниц.
Напротив Монументального кладбища видим Храм святого Антония Падуанского. Относится храм к ордену монахов-францисканцев, здание построено в начале 20 века. За церковью — 31-этажный небоскреб UniCredit. Высота здания составляет 231 метр — одно из высочайших зданий в Италии.
Недалеко от некрополя Монументале находится китайский район. Да-да, китайцы есть и в Милане. Особенно здесь популярна пешеходная улица Paolo Sarpi, где можно посетить рестораны и бистро, китайские магазины одежды, ремесленные лавочки. Вывески на китайском и итальянском языках, район чистый и вполне приличный.
Мы снова отправились в центр на Пьяцца делла Скала — эта площадь, созданная в девятнадцатом веке, находится перед знаменитым театром Ла Скала, который и дал ей название. Памятник в центре площади посвящен Леонардо да Винчи, который много лет жил и работал в Милане. У пьедестала стоят его четыре ученика, рельефы изображают дисциплины, которыми занимался Леонардо да Винчи: живопись, скульптура, техника и архитектура.
Оперный театр Ла Скала — всемирно известный театр возведён в 1778 году на месте старинной церкви Санта-Мария-делла-Скала.
Здание театра построено в скромном стиле неоклассики, а внутри потрясающая акустика и шикарный зал. Звук до зрителя отовсюду доносится одинаково хорошо и чётко, какое бы место ни выбрал — галёрку или партер. Оперный зал на 2030 мест в благородной красно-золотой гамме создает впечатление богатства и роскоши. Этот театр мы посетили в тот же день, как прибыли из круиза. Билеты покупали заранее еще дома на сайте театра, была премьера современной оперы, которая посвящена экологии и чистоте окружающей среды. Сценарий неожиданный, голоса певцов разных стран шикарные. Билеты брали в ложу на первый ряд, видимость и слышимость были прекрасными.
Следующий вечер после прогулок по городу мы провели на ЭКСПО, было интересно, все очень понравилось, об этом я сразу написала по приезду домой. https://www.tourister.ru/responses/id_12386
После первого дня пребывания в Милане мы уехали в Геную, оттуда в круизное путешествие по Средиземному морю. Это было очень насыщенное путешествие, каждый день разные города: Рим, Палермо (Сицилия), Кальяри (Сардиния), Пальма де Майорка, Валенсия (Испания), Марсель (Франция) и снова Генуя.
Впечатлений хватило на всю оставшуюся жизнь, сейчас с удовольствием вспоминаю эти чудесные города. Мы так много всего увидели, что даже времени не хватило обо всем написать сразу после путешествия. Знакомились с историей городов, их старинными достопримечательностями, которые с годами остаются неизменными, надеюсь, что кому-то тоже будет интересно посмотреть архитектурные памятники и пейзажи Средиземноморья. Продолжение следует.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия