Канада, плотно втиснутая в короткие две недели исполнения мечтаний, пролетела под крылом самолета, за окном автомобиля, под шагающими ногами, под удивленными взглядами… Пролетела, как бриз с Великих озер, как теплый ветер Онтарио в окно машины, как брызги Ниагарского водопада, как солнце, катящееся за Парламентский холм в Оттаве… Окутывая чувствами восторга, отголосками открытий, облаками воспоминаний…
8
25
16
Это — вводная история. И так как информативностью мой блог ну совершенно не отличается, эта часть будет полностью информативной. А я, если меня на это хватит, хочу в дальнейшем описать все по порядку: Монреаль — Квебек-Сити — Оттава — р. Св. Лаврентия — Торонто — Ниагара-Фолс. И в остальных частях, уж не обессудьте, не будет решительно никакой информативности. Одни только эмоции!
Еще в этой истории больше текста, чем фотографий, что мне уж вообще не свойственно. Но в следующих частях все станет на свои места и будет наоборот, так как написание текста для меня сродни каторжным работам.
Идея канадского вояжа возникла так давно, что даже вспоминать страшно. Дело в том, что в Монреале у нас живут друзья. И после долгих лет собираний, раздумий, колебаний, мечтаний, мы, наконец, собрались. Получив от друзей приглашение, мы собрали документы, и отнесли все это в визовый центр. Кстати, вся процедура оказалась простой, как наша жизнь: сдали документы, и через полтора месяца курьер принес мне в офис паспорта с визами. Все! Единственный минус — в этих самых полутора месяцах. Не знаю, что так долго можно было делать с документами, но паспорта мы получили только за неделю до предполагаемого вылета. Соответственно, за авиабилеты пришлось переплатить. Хотя, что это в сравнении с тем… Но не буду забегать вперед.
В общем, два билета до Монреаля и обратно обошлись нам в 74 тысячи рублей. А в обычных условия должны были бы обойтись в 60 тысяч. Ну да ладно. О единственном маленьком денежном минусе нашей поездки расскажу попозже. Не хочется с этого начинать, так как этот минус, хоть и оказался очень дорогим, остался одной каплей дегтя в море положительных эмоций, и быстро забылся.
Итак, сделав пересадку во Франкфурте, мы долетели до Монреаля. Лететь часов восемь, по-моему, а так как мы легко относимся к дальним перелетам, все прошло отлично. В аэропорту нас встретил наш друг и мы покатили по хайвэю в Монреаль.
Монреаль… Город встреч. Город радости.
7
Мы, никогда раньше за океаном (Атлантическим) не бывавшие, крутили головами направо и налево и вообще часто в этот и последующие дни немного чувствовали себя дикарями, волею случая прибывшими прямиком из азиатских джунглей в цивилизованный мир. Не знаю, похожа ли Канада на Америку, а на Европу похоже, но не очень. Конечно, та же западная демократия, но я не о глобальных вещах, а о более приземленных. В общем, все спокойно, расслабленно, радостно и радужно! Это все, конечно, с нашей мимолетной туристической точки зрения.
15
13
10
5
Кстати, о сходстве с Европой. Многие друзья, увидев мои канадские фотографии были удивлены наличием «европейской» архитектуры. А чего удивляться? Строили-то переехавшие из Европы французы и англичане и ничего кардинально архитектурно-нового придумать, естественно, не могли.
19
19
14
9
Итак, мы, проведя три дня в Монреале и постаравшись (с помощью наших друзей, конечно) изъездить, исходить и излазить этот самый большой (после Парижа) франкоговорящий город мира вдоль и поперек (что за три дня, конечно, не удалось), мы арендовали машину и поехали, куда глаза глядят. Машина называлась Dodge Avenger, и я о такой никогда раньше не слыхивал. Но она была достаточно большая, черная, с автоматической коробкой передач и круиз-контролем. А что еще нужно для небольшого путешествия чуть-чуть по Квебеку и чуть-чуть по Онтарио?
11
Машина нам стоила 590 канадских долларов (они равны американским) за 10 дней. Причем больше половины этой суммы — страховка. Бензин стоит не помотрел сколько, но мы несколько раз заливали полный бак, и это стоило 60–70 долларов. В общем, наверное, раза в два дороже, чем на нашей нефтеносной родине.
Теперь о дороговизне. Кратко: там все дешевле. То есть, продукты питания, одежда, вещи, домашняя утварь и не знаю, что еще перечислить. Про недвижимость (если с Москвой сравнивать) я даже и не смею заикаться. С московскими сравнимы разве что цены на такси и цены в ресторанах (и то спорно). Ах да, метро дороже. В Монреале оно стоит под три доллара против наших блаженных 28 рублей. Ну да и ладно!
7
Но что-то я все заграницу расхваливаю. Чтобы не быть уличенным в низкопоклонничестве перед Западом, буду объективным. Так вот, если кто-нибудь скажет вам, что в Канаде повсеместно отличные дороги, можете смело посмотреть на такого человека с презрением и ненавистью. С хайвэями (с шоссе, то бишь), да, проблем нет. В Оттаве и Квебек-Сити тоже ничего особо удручающего в глаза (то есть, под колеса) не бросалось. А вот в Монреале и Торонто иногда встречалось такое, хоть святых выноси! Конечно, рытвин, в которых можно запросто потерять колесо (как случилось с заезжим джипом по весне рядом с нашим московским двором), там нет. Но иногда неестественная неровность отдельных участков городских дорог наводила на мысль об умышленном вредительстве на каппроизводстве и заставляла с необъяснимой негой вспоминать дороги Воронежа, Ростова или Екатеринбурга. Но это, конечно, все мелочи — машина наша все преодолела, и даже гаишникам ни разу не попадалась.
Хотя и попадаться-то было не за что. Скорость я практически не превышал. Правда, один раз проехал под кирпич и один раз (ну, может, два) на красный свет, но тому все же были веские логические оправдания. Нет, конечно, я в обычной жизни не езжу под кирпичи. Но в канадской жизни сложность состояла в том, что никаких кирпичей собственно и нет. Просто есть неприметный указатель (который я и не приметил), что улица, мол, с односторонним движением, и движение это совсем не в ту сторону, в которую я повернул. Я, впрочем, быстро сориентировался и законопослушно развернулся.
К тому же указатель этот кроме своего коричневого сливающегося с окружающей средой цвета, был неприметен еще и потому, что находился, как и все дорожные знаки в Канаде (кроме знака «стоп») не перед перекрестком, а за ним. По той же, кстати, причине, я проехал на красный свет — светофоры располагаются тоже за перекрестками. Я инстинктивно затормозил перед красным светофором и вдруг с удивлением обнаружил, что перекресток-то я уже практически миновал.
Еще помимо всяких сплошных и двойных сплошных полос в Канаде существует сплошная желтая, через которую местные водители смело поворачивают и разворачиваются. Как люди легкообучаемые, мы стали тоже пересекать эту сплошную желтую направо и налево и вдоль и поперек, ибо, очевидно, можно. Ан, нет, оказывается, нельзя. Но об этом мы узнали, слава Богу, не от полицейского, а от нашего друга, и когда уже сдали машину.
Кстати, о полицейских. Видно, что движение отрегулировано, и народ ездит весьма законобоязненно (может, конечно, это врожденная культура вождения, но, думаю, все-таки не только она). То есть, хамов и идиотов на дорогах довольно мало. При этом полицейских на дорогах за десять дней и 2300 пройденных километров я видел ровно полтора раза. То есть, один раз я точно видел — на трассе Монреаль — Квебек-Сити они стояли, меряли скорость и даже кого-то ловили. Жена уверяет, что был и второй раз, но я его совершенно не припоминаю, поэтому пусть будет полтора раза.
А вот догадайтесь с трех раз, сколько аварий мы видели за десять дней и 2300 километров? Нет, не полторы. И даже не половину. Так вот мы не видели ни одной аварии. Ни большой, ни маленькой, ни даже крохотного ДТП, ни даже намека на него. Мы, конечно, думаем, что, наверное, ДТП там тоже происходят, но мы вот не видели.
А все потому что… Нет, хватит уже об особенностях дорожного движения, а то ничего другого в эту историю не поместится. Давайте лучше о чем-нибудь другом.
Например, о деньгах. Рано утром на второй день нашего канадского пребывания мы с женой спустились в метро. В метро стоял магазинчик со всякой всячиной — газетами, печенюшками и т. д., и мы зашли туда выпить кофе.
— Два кофе с молоком, пожалуйста, — сказали мы пожилому продавцу (похоже по совместительству и владельцу).
— Пожалуйста, налейте сами, — ответил он и указал на столик, на котором стояла обычная домашняя кофеварка и громоздились пластиковые стаканчики с крышками.
— Это стОит два доллара восемьдесят центов, — сказал он и с нескрываемой гордостью добавил, — налоги уже включены!
Да, в Канаде в большинстве торговых точек цена указывается без налогов, и к каждой покупке приходится самостоятельно присовокуплять в среднем 14,5%. Естественно, на ценниках всегда обязательно указывается, включены в стоимость налоги или нет.
Что касается наличных денег, то они там практически и не нужны. То есть, по-моему, с нашими картами visa, мы могли бы и вовсе обойтись без наличных, так как карточкой можно заплатить практически везде. У нас, конечно, все равно была какая-то сумма наличными — для разнообразия и для копеечных покупок. Ах да, в паре магазинов можно было расплатиться только дебитовыми картами, а visa по умолчанию считается кредитной. Вот там тоже наличные пригодились.
Кстати вот с чем в Канаде совсем плохо в нашем понимании, так это с завтраками. Так, спустившись к завтраку в нашем первом забронированном отеле в Квебек-Сити, мы удивились, а где же, собственно, завтрак. Ну, может, его сейчас принесут, подумали мы и стали ждать. Но тут начали подходить местные постояльцы и преспокойно завтракать явствами, которые были выставлены для всеобщего пользования, и, как оказалось, завтраком и являлись. А именно: какие-то сухие хлопья с молоком, тосты с джемом и… и все. А где же колбаса, сыр, овощи? Я уже не говорю о таких кулинарных изысках как яичница и сосиски. Нет, оказывается, в Канаде люди вот так завтракают, и обвинять их в этом нельзя. Но нам такое не подходило. Хлопья с молоком у нас на завтрак с удовольствием едят дети, но мы уже из детского возраста выросли. Тосты с джемом? Нет, увольте. Поэтому следующие отели мы все брали без завтрака.
Благо, во всех отелях в номере была микроволновка и чайник (что несомненный плюс), а в магазине по соседству всегда можно было купить что-то вкусное. Обычно мы покупали какие-нибудь индийские или китайские блюда для разогрева в микроволновке и чувствовали себя полностью счастливыми.
Ах, да. Однажды на Ниагаре мы решили попробовать еще одну форму завтрака, зайдя утром в кафешку по соседству, на которой красовалась манящая надпись: «Breakfast: all you can eat for $6», то есть, шведский стол за 6 долларов. Вот, думали мы, сейчас мы назавтракаемся, наконец, от пуза! Увы, «all you can eat» оказался ограничен картошкой-фри, жаренным беконом и пережаренными сосисками. После этого мы окончательно заключили, что в Канаде множество чудес, но завтрак — не одно из них, и продолжили по утрам предаваться микроволновочным изыскам.
Что еще сказать. Про бродячих животных. Бродячих кошек и собак там, по-моему, нет совсем. Зато есть бродячие еноты и белки. Если быть точным, они и не бродячие, а настоящие дикие, но живущие по соседству с человеком. Еноты живут в парках и зеленых насаждениях, а питаются, как я понял, в основном, мусором. Белки живут там же и еще на деревьях, а питаются не знаю, чем, но остатками со стола после ужина на заднем дворе точно не брезгуют.
5
Задние дворы, кстати, очень классное место, если вы живете в доме! Там происходят всякие ужины, барбекю, отдых и игрища. По крайней мере, у наших монреальских друзей все именно так. Нам, правда, задние дворы в диковинку не были, так как у нас тоже когда-то был такой, когда мы жили в Киеве, но до чего же все-таки приятное это место!
Да, раз уж речь зашла о жилье, то люди в Канаде живут в домах. Есть, конечно, и многоэтажные дома, но большинство, по-моему (хотя я, конечно, не считал), живет вот в таких.
15
Такие дома бывают либо на одну семью (как у наших друзей), либо на две или три семьи с разными входами. А бывает и на пять семей, но у этих страдальцев заднего двора нет. Как они без заднего двора живут, ума не приложу!
Что касается продуктов — купить можно все! И, как я уже сказал, дешевле, чем у нас. То есть, если вы боитесь, что поехав в Канаду вас будет одолевать невыносимая ностальгия по гречневой каше, бородинскому хлебу, глазированному сырку «Дружба» или пиву «Балтика-9», расслабьтесь — есть и русские магазины, наряду с индусскими, китайскими, иранскими, японскими, итальянскими, мавританскими и какими угодно еще.
Кстати, да, об интернационализме. Наверное, излишне упоминать, что Канада — страна эмигрантов, поэтому тут представлены, по-моему, все национальности.
15
6
5
В Монреале бОльшая часть населения — франкоговорящая. Про Квебек-Сити уж и говорить нечего! Мы, конечно, во Франции не были, но у нас осталось полное впечатление, что мы в ней все-таки были, посетив Квебек-Сити.
14
10
Мне говорили, что в Онтарио много русских. Не знаю, мы за два дня там не встретили ни одного. Зато китайцев (то есть, китае-канадцев) встречали там чуть ли не чаще, чем людей всех остальных национальностей. И это хорошо, мы ведь любим Азию, и, наконец, почувствовали себя немного как дома. А уж какой в Торонто Чайнатаун — Бангкок и Сингапур отдыхают! В центре Торонто можно почувствовать себя как в китайской глубинке с соответствующий торговлей, продуктами, пищей и запахами!
6
6
4
Так, пора, по-моему, завершать затянувшуюся вводную историю, а то она и так уже слишком длинная. Это, с другой стороны, и хорошо, потому что, я надеюсь, мало кто дочитает до нашего единственного минуса этой поездки — лишних двух тысяч долларов. В общем, лоханулись мы по полной программе, как заправские туристы-блогеры, у которых иногда на время отшибает мозги. Так вот, перелет в Монреаль мы взяли самый дешевый: Москва — Мюнхен — Франкфурт — Монреаль, и только на регистрации в Домодедово осознали, что Мюнхен — Франкфурт — это внутренний германский перелет, а шенгена-то у нас нету. Пришлось срочно менять билеты, чтобы лететь, чтобы лететь сразу в Мюнхен, что стоило нам дополнительных 420 евро. На обратном пути, который намечался как Монреаль — Вашингтон — Москва и вроде не предвещал никаких неприятностей, все оказалось еще драматичнее. Оказывается, мы случайно не заметили, что рейс из Монреаля прилетает во внутренний вашингтонский аэропорт, и нам нужно будет сменить аэропорт на международный. А американской-то визы у нас и подавно нет! Люфтганза, у которой мы покупали билеты, не смогла предложить нам ничего лучше, чем поменять билеты на Монреаль — Мюнхен — Москва с доплатой в полторы тысячи долларов. И примерно такая же картина сохранялась на следующие пять дней. Что ж, прощайте, незапланированные две тысячи долларов! Подчеркну, что мы совсем не Рокфеллеры, и для нас это очень большие деньги. Так что не повторяйте нашу ошибку и пока не наступит всеобщее братство человечества, которое сметет с лица земли все различия и границы, сверяйте ваши аэропорты с вашими визами!
Но расстраивались мы совсем недолго, так как мы философы по жизни и подошли к этому философски: деньги приходят и уходят, и ладно — это всего лишь деньги!
А Канада… Так быстро унесшаяся Канада осталась множеством искр ярких открытий и воспоминаний, медленно собирающимися в памяти в одно огромное впечатление! Очень хочется вернуться еще и еще. Когда-нибудь. И еще объездить, облететь, исходить, прочувствовать и впитать эту удивительную страну!
11
13
В следующей части будет про Монреаль…
Посвящается нашим друзьям А.Д. и Р.Т. и их прекрасным детям — с огромной благодарностью!