Поднимаясь на холм по улице Басанавичюса, редко задумываешься, что в середине девятнадцатого века этот район выглядел совсем иначе. Надо восполнить пробел!.. Тогда это был малонаселенный пригород Вильнюса, который считался открытым и веселым.
Поднимаясь на холм по улице Басанавичюса, редко задумываешься, что в середине девятнадцатого века этот район выглядел совсем иначе. Надо восполнить пробел!.. Тогда это был малонаселенный пригород Вильнюса, который считался открытым и веселым.
Песчаная дорога поднималась в гору. Слева находился родник Вингряй, который по трубам снабжал водой город. Справа находилось протестантское кладбище. А вдоль дороги грохотали почтовые повозки, так как здесь начинался Трокский тракт. Примерно каждые десять километров располагались почтовые отделения, поэтому был еще один обязательный атрибут обочины-трактиры. Один из таких трактиров назывался «Погулянка»,что и дала впоследствии названию целой улицы.
В доме номер 5 проживал один из самых известнейших людей города Израиль Бунимович. Уроженец города Воложина, из небогатой еврейской семьи, начав трудиться еще подростком, к тридцати годам сколотил небольшой капитал и открыл собственную меняльную контору в Вильно. Дело его росло и приумножалось. В этом доме он прожил около тридцати лет. Возле дома всегда стоял извозчик, а в самом здании часто проводились балы. Но, прославился он не этим, а тем что занимался благотворительными делами.
В 1913 году он решил отойти от дел и продать свой банк государству, что он, собственно и сделал перед самой войной, но, вот, что интересно!.. Сначала он расплатился со всеми своими вкладчиками, которые доверили свои деньги его банку. Сам он объяснял примерно так:«В своих делах и поступках уверен, а кто будет после меня не знаю».С началом Первой мировой войны он вместе с женой уехал Москву. Его детей постигла незавидная судьба. Двое сыновей покончили с собой, а другие сгинули в фашистких лагерях. Вживых остались лишь две его дочери.
В 1945 году, когда дом национализировали, здесь расположился филиал Министерства культуры, который находится здесь до сих пор. Само здание построено в 1900–1901 годах по проекту архитектора Константина Короедова и представляет собой один из образцов историзма.
Чуть позади Русского драматического театра стоит дом известного русского архитектора Чагина, спроектировавшего несколько сот храмов и зданий в Вильно и по всей Литве, Белоруссии и Латвии. Одно из самых известных построек Чагина является Церковь Воскресения Христова в Форосе.
Напротив здания театра находится одно из самых высоких зданий в городе до середины двадцатого века. В нем находилось Управление Полесских железных дорог, после Второй мировой войны-Литовской железной дороги. Не утратило оно своего назначения и сейчас.
Рядом с этим зданием, на небольшой площадке у перекрестка улиц Басанавичюса и Миндауго стоит памятник французскому писателю Ромену Гари работы скульптора Ромаса Квинтаса.
Бронзовая скульптура, созданная в 2003 году, изображает автобиографического героя романа Гари «Обещание на рассвете»- мальчика с галошей, которую он готов съесть в доказательство своей любви. Действие романа разворачивается на Погулянке, ведь будущий писатель, дипломат и юрист, жил в доме неподалеку. Недавно был снят и фильм по роману, а в главных ролях звезды французского кино очаровательные Пьер Нинэ и Шарлотта Генсбур.
Настоящее имя писателя-Роман Лейбович Кацев. Мать, малоизвестная актриса Мина Овчинская из Свенцян(Швенчёнис), а отец коммерсант из Трок.
Мина безумно любила своего сына и всех вокруг убеждала в его блестящем будущем, порой становясь объектом насмешек со стороны соседей. Все вокруг только смеялись, считая ее городской сумасшедшей. Не смеялся только один сосед, некий господин Пекельный, который жил с ними в одном доме. Он обратился к мальчику с одной просьбой:«Когда ты будешь встречаться с влиятельными и выдающимися людьми, пообещай, что скажешь им…в Вильно, на улице Большая Погулянка, в доме шестнадцать, жил господин Пекельный».
И что вы думаете?.. Он исполнил просьбу!..
Вот цитата из автобиографической повести Ромена Гари: «В конце войны в Англии, куда я прибыл четырьмя годами раньше, чтобы продолжать борьбу, Ее Величество Елизавета, … производила смотр нашей эскадрильи в Хартфорд-Бридже. Вместе с экипажем я стоял навытяжку у нашего самолета. Королева остановилась прямо передо мной и с обворожительной улыбкой, … спросила, откуда я родом. Я тактично ответил: „Из Ниццы“, … Но вдруг… Это было сильнее меня. Будто наяву, мне представился маленький человек, который волновался и жестикулировал, топал ногой и рвал волосы из своей бороденки, тщась напомнить о себе. Я попробовал сдержаться, но слова сами собой слетели с языка, и, решившись осуществить безумную мечту человека-мыши, я громко и внятно сказал королеве: — В Вильно, в доме шестнадцать по улице Большая Погулянка, жил такой господин Пекельный… Ее Величество грациозно кивнула и продолжила смотр.»
В доме номер 18 находится внушительных размеров здание в неоготическом стиле, где в 1915–1918 годах размещалась первая литовская гимназия, в которой преподавали такие известные литовские политические деятели, как Йонас Басанавичюс, Антанас Сметона, Александрас Стульгинскис, Йонас Вилейша и др.
Здание построено в 1897–1900 годах по проекту Константина Короедова, как доходный дом с коммерческими заведениями в цокольном этаже. Позже оно принадлежало известной семье виленских предпринимателей и старообрядцев Пименовых.
Переходим на другую сторону. Бывший Польский театр на Большой Погулянке был спроектирован дуэтом архитекторов Вацлава Михневича и Александра Парчевского. Пресса того времени писала, что авторы гармонично соединили мотивы архитектуры старого Кракова и Вильны: виленского барокко, ренессанса и краковской двухъярусной крыши.
Сложный объем здания напоминает излюбленную современными архитекторами форму растущего организма. На центральном фасаде здания можно увидеть окна с перегородками разных размеров, богато украшенные двери с подковообразным фрагментом и параболический фронтон с окном в центре.
Я частый гость в этом здании!.. Самые интересные спектакли стараюсь не пропускать. Второго марта, если ничего не случится, собираюсь сходить на известный спектакль «Поминальная молитва».
Дом номер пятнадцать, совсем недавно отреставрированный, выделяется своими необарочными формами. Здание построено в 1896–1897 годах по проекту Тадеуша Ростворовского. Обильный декор украшают изображения львиных голов, раковин и арабесок. Смотрится очень нарядно!..
Далее еще один дом Бунимовича. Построен в 1910 году по проекту архитектора Федора Сморгонского, как доходный дом. Для здания характерен геометрический модерн: плоский фасад, панели оригинальной формы и рельефы. Фасад дома украшен стилизованными растительными и животными мотивами.
Вот о здании вильнюсского университета технического факультета информации пока не нашел, хотя оно, безусловно, тоже заслуживает внимания, как и некоторые другие.
Одно из доминантой улицы, конечно, является Константино-Михайловский храм или, как его еще называют, Романовская церковь. А все потому, что построена она была в 1913 году по случаю 300-летия царствования династии Романовых.
Проект церкви был создан московским архитектором Владимиром Адамовичем в стиле древнерусского Ростова и Суздаля. Архитектор не только со вкусом интерпретировал стиль старых православных храмов, но и добавил элементы популярного в то время стиля модерн.
На входах видно, как папоротниковые растительные мотивы тонко переплетаются с религиозной символикой православной веры.
А еще здесь в 1914 году отпевали князя Олега Константиновича Романова, который во время Первой мировой войны был смертельно ранен в первом же бою недалеко от границы с Пруссией.
Перед смертью он сказал:«Я так счастлив, так счастлив. Это нужно было. Это поднимет дух. В войсках произведет хорошее впечатление, когда узнают, что пролита кровь Царского Дома».
Ему было всего 21 год…
После отпевания запаянный гроб на артиллерийском лафете перевезли на вокзал, откуда поезд увез юного корнета в последний путь-в имение Осташево Можайского уезда Московской губернии. Это место, на высоком берегу оеки Рузы, князь сам указал, отправляясь на фронт, на случай своей гибели.
Осталось вам показать красивый дом-особняк Зубова.
Затем дом виленского градоначальника Юзефа Монтвиллы. Рядом бывший трактир.
За трактиром, неподалеку от бывшей городской заставы, находится барочная часовня Святого Гиацинта. Предполагается, что первую часовню построили в 1501 году прибывшие в город доминиканцы. А в 1762 году на ее месте была возведена каменная часовня со статуей Святого.
Заканчивался город зданием городской стражи. Всего их в городе в 19 веке было построено 12,но до наших дней сохранились только два аутентичных здания. Для караула было специальное помещение для солдат, а между ними стояли два белых столба с орлами и перегородкой.
На этом и мой рассказ подошел к концу.