Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне
Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
и дам тебе ключи Царства Небесного:
и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах,
и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»
(Евангелие от Матфея, глава 16 стих 18)
В течение многих столетий Римская империя представляла собой сильнейшее государство на планете, и естественно, что ее столица, притягивала к себе людей со всего света. Недаром говорят: «Все дороги ведут в Рим». Неудивительно, что именно в Римской империи с ее стабильностью и развитой системой дорог стало возможно относительно быстрое распространение христианства.
Статуя святого Петра в Соборе Святого Петра. XIII в. Бронза.
Весьма значимыми для Церкви Христовой стали помещенные в эпиграф слова Христа, сказанные апостолу Петру. Основные ветви христианской религии: католицизм православие, совершено по-разному толкуют эту фразу. Римско-католические богословы утверждают, что сам Спаситель сделал Петра своим наместником на земле и вручил ему реальную власть над всей Церковью. Католики также считают, все права и полномочия переходят от ап. Петра ко всем епископам Рима, и теперь пребывают в Папе Римском. Папа является главой католической церкви и верховным правителем государства Ватикан.
Памятник Пию VIII работы Пьетро Тенерани (Pietro Tenerani)
Как независимое государство Ватикан возник 11 февраля 1929 года в результате подписания Латеранского договора между Итальянским королевством и Святым Престолом. На карте Ватикан занимает участок земли на северо-западе Рима. Несмотря на крошечные размеры в государстве-анклаве есть герб, флаг, своя конституция, три трибунала, почтовая связь, собственный банк, радиостанция, вокзал и железнодорожная ветка длиной 700 метров. В составе др. объектов: почта, больница, супермаркет и электростанция.
Casino di Pio IV - вилла папы Пия IV в Ватиканских садах. Арх. Пирро Лигорио. XVI в.
Скрытую за стеной территорию самого маленького государства в мире денно и нощно охраняет Швейцарская гвардия — Пехотная когорта швейцарцев священной охраны Римского Папы. Войско было создано в 1506 г. по указанию тогдашнего Папы Римского Юлия II, который опасаясь физического устранения и не доверяя соотечественникам вверил охрану своей особы швейцарским солдатам, известным своей преданностью и отвагой. Сегодня в подразделении служат 110 солдат, набранных по контракту. Требования к кандидатам строгие: наличие швейцарского гражданства, католическая вера, диплом о среднем образовании, возраст от 19 до 30 лет, рост не ниже 174 см, хорошее здоровье и отсутствие семьи. Новобранцы проходят курс молодого бойца, и помимо военной науки обучаются церемониальному этикету и игре на музыкальных инструментах.
Бравые гвардейцы, облаченные в красно-желто-голубые полосатые камзолы и панталоны, напоминают рыцарей эпохи Возрождения. Для участия в торжествах трехцветная униформа дополняется кирасой и шлемом со страусовым пером. Повседневная серо-голубая форма более практична и удобна.
Самая важная постройка Ватикана — Апостольский или Папский дворец. Кто и когда сделал первый «черновой набросок» неизвестно. Активное развитие дворца началось в 1378 г., после возвращения пап из ссылки в Авиньоне. В основных своих формах архитектурный ансамбль сформировался к концу XV века. Позже папам пришлось лишь пристраивать к существующему комплексу новые строения. В создании дворца принимали участие Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Доменико Фонтана, Боттичелли и многие др.
Винтовая лестница Джузеппе Момо обычно называемая «Лестницей Браманте». 1932.
Апостольский дворец состоит из нескольких зданий, объединенных крытыми галереями, внутренними переходами и лестницами. Верхние этажи отданы под апартаменты папы Римского, состоящие из залов для аудиенций, гостиных, служебных помещений, столовой, спальни и кабинета папы, из открытого окна которого он по воскресеньям читает молитву «Angelus».
В одном из корпусов, окружающих двор Cortile del Belvedere расположена огромнейшая Апостольская библиотека Ватикана. Считается, что здесь собраны чуть ли не все священные знания и сакральные тайны Вселенной. Большинство документов являются засекреченными и хранятся в недосягаемости за семью печатями.
Внутренний Бельведерский двор Cortile del Belvedere. Арх. Донато Браманте.
На протяжении полутора сотен лет в папскую обитель стекались сокровища со всех концов земного шара. Когда коллекция шедевров достигла невообразимых размеров начали создаваться музеи. Сегодня они хранят в своих стенах произведения живописи, архитектуры, искусства, артефакты, предметы античности, ювелирные украшения, рукописи и т. д.
Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» Мрамор. I в. н. э. Музей Пио-Клементино
Musei Vaticani включают в себя: Музей Пио-Клементино, апартаменты Борджиа, капеллу Никколину, библиотеку, Египетский и Этрусский музеи, галерею Арацци (или гобеленов), галерею географических карт, станцы Рафаэля, Сиктинскую капеллу и др.
«Апоксиомен» Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского. 330 г. до н. э. Музей Пио-Клементино
Мозаика в Зале греческого креста. Музей Пио-Клементино
В отдельном строении располагается Ватиканская пинакотека. В экспозиции — полотна Леонардо да Винчи, Филиппо Липпи, Джованни ди Пьетро, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гверчино, Тициана, Гвидо Рени.
Рафаэль Санти «Мадонна ди Фолиньо». 1511 г.–1512 г.
Осмотреть всё за один день невозможно! Общая протяженность галерей составляет почти 7 километров. Даже беглый осмотр занимает не менее 2 часов.
Зал животных (итал. Sala degli Animali). Музей Пио-Клементино
По некоторым галереям приходится идти с задранной вверх головой.
Галерея географических карт
Иногда в нескончаемом людском потоке медленно плывешь по течению.
Галерея Арацци (Galleria degli Arazzi — галерея шпалер (гобеленов)
В музейный комплекс входят внутренние дворики. Там можно устроить небольшой перерыв, посидеть на лавочке, полюбоваться фонтанами и подышать свежим воздухом. Для тех, кто проголодался, работает кафе Caffè-Bistrot La Pigna.
Дворик Шишки (Cortile Della Pigna)
Восьмиугольный дворик Музея Пио-Клементино
В старой части Папского дворца, рядом друг с другом находятся небольшие комнаты, расписанные Рафаэлем и его учениками в период с 1508 по 1517 год. Теперь эти помещения называются Станцы Рафаэля (от итальянского stanza — комната). Содержание росписей было определено заказчиком, папой Юлием II. Прежде всего фрески должны были прославлять духовное могущество католической церкви и авторитет ее главы — римского первосвященника. Не случайно в композиции некоторых фресок, как в станце д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) и станце дель Инчендио (Stanza del’Incendio di Borgo), включены портреты Юлия II и Льва X, а сюжеты связаны с историческими событиями периода их правления.
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza del Incendio di Borgo). Пожар в Борго.
Вместо простых аллегорических фигур Рафаэль создал ясные, спокойные и удивительно одухотворенные композиции. Его великолепным творениям присуща ни с чем не сравнимая упоительная красота.
Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) — комната знаков, или Зал указов
В то время как Рафаэль был занят украшением станц, Микеланджело расписывал своды Сикстинской капеллы. Названная в честь Папы Сикста IV, который освятил ее 15 августа 1483 года, Cappella Sistina была построена как домовая церковь. С конца XV века эта капелла используется как место для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового Папу. Росписью часовни занималась целая плеяда флорентийских живописцев — Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо. Из ранних работ до сих пор сохранились фрески южной стены (история Моисея), северной стены (жизнь Христа), портреты Пап и имитация дамасской шторы.
В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело заново переписать треснувший потолок. И хотя Буонарроти занимался в основном скульптурой, и не питал страстной любви к живописи, после уговоров и раздумий принял это предложение. Чертыхаясь и проклиная все на свете, поминая всех святых, разогнав почти всех помощников, балансируя на «летящих» лесах в неудобной позе, мятежный Микеланджело практически один выполнил сложнейшую задачу в рекордные сроки. Работа была завершена осенью 1512 года.
Гете писал: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»
Сюжетами фресок стали главы из библейской Книги Бытия — от сотворения мира до потопа и опьянения Ноя. Кроме возвеличивания Бога, все элементы композиции образно прославляют силу, энергию, физическую и нравственную красоту человека. По свидетельству современников, папа Юлий II считал, что на потолке слишком мало золотого цвета и фрески выглядят «бедно». На замечание понтифика Буонарроти отвечал, что на своде изображены святые люди, а они не были богатыми.
Через несколько десятков лет, в 1534 году, Микеланджело снова вернётся в Ватикан, уже по приглашению Павла III, чтобы приступить к работе над своим наилучшим произведением — фреской «Страшный суд». Гениальное творение явилось Миру в 1541 году. «Страшный суд» покрывает алтарную стену Сикстинской капеллы и демонстрирует Второе пришествие Христа и Апокалипсис. Всего в картине более 300 фигур. Это настоящий водоворот человеческих тел — ангелов, демонов, пророков, праведников, святых и нераскаянных грешников. На фоне синего неба в центре — Дева Мария и Христос, творящий суд.
Почти все персонажи фрески были изображены обнаженными и это сразу вызывало жёсткую критику. В 1564 году ревнители приличий решили прикрыть срам драпировками. Привести мир в пристойный вид поручили Даниеле да Вольтерра (Daniele da Volterra). Он хоть и пытался свести изменения к минимуму, но ироническое прозвище «штанописец» за корректрировку получил. Цензура «Страшного суда» продолжалась и позднее, так что творение Буонарроти несколько видоизменилось.
Сикстинская капелла отняла у Микеланджело много сил, здоровья и нервов. Считается, что свое искаженное страданиями лицо художник изобразил на содранной коже святого Варфоломея.
Еще дома где-то в отзывах я прочитала, что из Сикстинской капеллы есть ход в собор св. Петра и через «потайную» дверь иногда пропускают экскурсионные группы. С надеждой на достоверность этой информации мы пристроились к каким-то «организованным», выходящим из капеллы, проскочили узкий коридор и оказались снаружи, во дворике, справа от собора. Группа растворилась в пространстве, а мы огляделись, присмотрелись, и увидели рядом кассу с табличкой «la cupola». С радостью осознав, что здесь продают билеты на купол собора, встали в небольшую очередь и уже через каких-то пять минут на лифте поднимались наверх.
Лифт доезжает до террасы, расположенной внутри купола и огороженной высокой стальной сеткой. (Желающие сэкономить 8 евро могут подняться пешком преодолев 231 ступеней). Здесь можно заглянуть сверху в сам собор и на расстоянии вытянутой руки рассмотреть уникальную купольную мозаику, созданную по эскизам Джузеппе Чезари.
На этом же уровне есть выход на крышу базилики. Оттуда хорошо видны установленные на аттике с балюстрадой громадные шестиметровые статуи. К нам они повернуты спиной, но всё равно впечатляют. Всего здесь 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме Петра (его статуя находится внутри собора).
Вдобавок, с крыши можно полюбоваться куполом Сан-Пьетро. К его созданию приложили руки такие талантливые архитекторы, как Браманте, Бернини, Сангалло. В 1547 году куполом занялся Микеланджело. Под его руководством за 18 лет строительства было сделано гораздо больше, чем за многие десятилетия до него. Завершили купол Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана.
До конечной цели остаётся осилить 320 ступенек винтовой лестницы. На самом верху переводим дух, и наконец, замираем от восхищения перед открывшейся панорамой Вечного города.
С высоты видны сады и дворцы Ватикана, замок Святого Ангела, Колизей, Пантеон, памятники, античные постройки, мосты над Тибром и горы на горизонте. Виден весь мир Рим!
Внизу, как на ладони лежит площадь Святого Петра, обрамленная полукруглой колоннадой Бернини и в точности повторяющая форму замочной скважины, ключ от которой был передан Петру.
Строительство площади велось под руководством Лоренцо Бернини (с 1657 — по 1667 г.) и полностью контролировалось папой Александром VII. Понтифик мечтал, чтобы пространство перед собором стало парадной сценой для торжественных церемоний и выражало основную идею католической церкви: принимать в свои «распростертые объятия» весь мир.
Центром площади стал обелиск весом 350 т., привезенный в Рим во времена правления императора Калигулы из Гелиополя. До 1586 года гранитный столб украшал цирк Нерона, на арене которого, по преданию, принял мученическую смерть за свою веру апостол Петр. Считавший себя недостойным умереть смертью Господа своего, Петр был распят вниз головой на перевернутом кресте и, по общепринятой версии, был погребен на близлежащем кладбище, на ватиканском холме. Через два с половиной века император Константин Великий, признавший христианство, повелел возвести на этом месте храм. К 16 веку базилика порядком обветшала и вместо неё воздвигли величественный собор святого Петра.
Со смотровой площадки лифт доставляет туристов прямо в собор.
Сложно словами передать те чувства, которые испытываешь, войдя в храм. Собор не просто велик. Он грандиозен.
Богатое убранство интерьера поражает воображение и приводит в восторг.
Глядя на статуи, алтари, надгробия, барельефы, мозаичный декор, пол из цветного мрамора, испытываешь восхищение и почти священный трепет.
В центральной апсиде, прямо под куполом, над гробницей Св. Петра, размещён Папский алтарь. Его украшает пышно декорированный бронзовый киворий (навес) работы Бернини, установленный на витые спиральные колонны. Бронзу для конструкции высотой с 9-ти этажный дом доставили из Венеции. В знак того что заказчиком кивория был Папа Урбан VIII, сооружение обильно украшено геральдическими пчелами. Также на балдахине встречаются лавровые листья и ящерицы.
Жемчужиной собора является мраморная «Пьета» («Оплакивание Христа») Микеланджело. Это единственная работа, подписанная мастером: свое имя он вырезал на ленте, перекинутой через плечо Мадонны. «Пьета» была изготовлена 24-летним художником в 1499 г. по заказу кардинала Жана де Билэра. До XVIII века «Пьета» украшала надгробие заказчика, и только потом переехала в базилику. В 1972 году скульптура подверглась нападению сумасшедшего вандала.(Куда смотрит охрана?!) Теперь она установлена за пуленепробиваемым стеклом.
Оплакивание Христа ("Пьета"), 1498 — 1499 . Ватикан, Собор св. Петра.
Строительство собора Св. Петра длилось 120 лет. Автором архитектурного проекта нельзя назвать какого-то одного человека. В сооружение вдохнули душу многие выдающиеся архитекторы и скульпторы эпохи Возрождения и барокко.
мозаика работы Пьетро Паоло Кристофари по репродукции картины Доменикино. 1714 г.
Новый собор Святого Петра был освящен папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 года. В настоящее время он является одним из крупнейших христианских храмов в мире. Храм может вместить 60000 прихожан! Вопреки расхожему мнению, собор св. Петра не является главным католическим храмом. Этот статус носит Латеранская базилика (Basilica di San Giovanni in Laterano).
Врата Филарета (Porta del Filarete) - одна из сохранившихся дверей древней базилики. Отлита флорентийцем Филаретом по заказу папы Евгения IV в 1433-1445 гг.
Весь собор посвящен апостолу Петру, первому епископу Рима и данному ему поручению. Этот лейтмотив неустанно подтверждает идущая по фризу барабана и над всей церковью надпись: «Ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою. … и дам тебе ключи Царства Небесного…»