Вот ещё один интересный маршрут, освоенный мной в Питере — вокруг станции метро Владимирская, от Владимирского собора до Витебского вокзала. Если хочется слегка отвлечься от парадной стороны города, прочувствовать настоящий Петербург, проникнуться его истинной сущностью и окунуться в атмосферу романов Достоевского, то Вам сюда.
Памятник Фёдору Михайловичу встречает нас прямо на Владимирской площади у выхода из метро.
Очень правильное место выбрано — именно здесь писатель жил, гулял, сочинят свои романы. Удивительно, но памятник великому писателю появился здесь совсем недавно, в конце девяностых. Фигура писателя показана очень пронзительно — он сидит, сложив руки, как будто обдумывает идеи для своих произведений. И лаконичная надпись на постаменте — Достоевскому.
А напротив — негласный символ всего района, величественный Владимирской собор. Пятиглавый грандиозный храм сияет своими золотыми куполами, восхищает своим классическим стилем с элементами барокко, коринфскими колоннами, скульптурой на фасадах и огромной колокольней.
Известно, что Достоевский, живший совсем неподалёку отсюда был прихожанином этого храма, часто в нём бывал. А ещё в этом храме отпевали Арину Родионовну, няню Пушкина. Говорят, что храм этот уцелел благодаря Владимирской иконе Божьей матери, защитницы земли русской. Иконе. Вполне вероятно, я лично верю в такие истории. В храме две церкви — нижняя и верхняя, очень разные. Нижний, тёплый храм с резным иконостасом и верхний, холодный с главной святыней храма — Владимирской иконой.
Прямо напротив храма привлекает внимание красивое здание отеля Достоевский.
Прекрасный образчик Финского модерна, что совсем неудивительно, здание в 1901 году перестраивал финский архитектор, признанный мастер этого направления.
К сожалению, я так увлеклась собором, что совсем забыла про памятник Трубочисту, который буквально за углом. Для общей картины показываю его.
Пройдемся по Кузнечному переулку, полюбуемся зданием Кузнечного рынка. Это один из первых памятников советской архитектуры, построенный здесь в 1920 году. Символика соответствующая — звёзды, серп и молот, башня с часами.
Но самое главное, здесь, в Кузнечном переулке в доме номер 5 находится музей-квартира Достоевского, где писатель снимал квартиру и прожил три последних года своей жизни.
Здесь же им был написан знаменитый роман Братья Карамазовы. Была у меня мысль посетить этот музей, но я понимала, что на это уйдёт не меньше часа, и тогда весь мой выстроенный маршрут развалится. Говорят, музей интересный, стоящий, с тщательно воссозданной обстановкой той эпохи. Значит, как-нибудь в следующий приезд.
Свернув на улицу Марата, вижу музей Арктики и Антарктики, расположившийся в стенах Никольской церкви.
Тоже наверное интересный музей, рассказывающий о подвигах полярников и исследователей северного полюса. И тоже мимо, как-нибудь в другой раз. А пока только так, поверхностно.
Почти напротив музея, на улице Марата, 21 из стены дома выглядывает паровоз.
Весьма неожиданно увидеть такой арт-объект. Он так и называется, Паровоз в стене, хорошая реклама в прошлом ресторану Восточный экспресс, который теперь почему-то закрыли.
Ну, а теперь я поворачиваю на Колокольную улицу, моя цель здесь — дом под номером 11, знаменитый Дом из русской сказки. Он так выделяется своим внешним видом среди серого ансамбля своих строгих соседей, что пропустить его невозможно.
Перед глазами предстают башенки, разноцветные изразцы, круглые окошечки, цветочные узоры. Терем из русской народной сказки, не иначе!
На самом деле это доходный дом Никонова, построенный на Колокольной улице в 1899 году в модном тогда неорусском стиле. Интересно, что сам Никонов был известным зодчим Санкт-Петербурга, работал в основном в области церковной архитектуры, что и нашло отражение в стилистике этого дома. В 2009 году в доме случился пожар, даже люди погибли, однако центральная часть здания не пострадала. После пожара дом отреставрировали, и он вновь радует нас всех своим сказочным обликом. На сегодняшний день Дом включён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Сейчас это обыкновенный жилой дом. Я долго рассматривала детали сказочного дома, всё никак не могла оторваться от его броского фасада. Несмотря на пестроту и яркость — это ни в коем случае не кич, здание смотрится на редкость гармонично и изысканно. Уникальный дом, что и говорить!
Потом я кружила по району и непонятно как оказалась на Разъезжей улице,
и уже по ней вышла к площади Пяти углов.
Просто удивительно, сколько раз бывала в Петербурге, а до этой площади дошла впервые. Вот она, квинтэссенция духа настоящего, непарадного Петербурга! Достоевский упоминал это место в своем роман Идиот. Определенно энергетически сильное место города, где можно прочувствовать дух Петербурга эпохи Достоевского. В ансамбле площади особенно выделяется Дом с башенкой, смесь модерна и неоклассицизма. Это доходный дом Иоффа, построенный в 1913 году и ставший архитектурной доминантой Пяти углов.
В общем, место во всех отношениях зачётное! Очаровательный перекресток в стороне от проторенных туристических троп в Питере!
Совсем недалеко отсюда в дебрях питерских дворов прячется Шахматный дворик, из серии необычных достопримечательностей Питера.
Туда-то я и направилась по Загородному проспекту. Проникла внутрь благодаря местным жителям, теперь везде железные ворота, калитки, всё запирается. И слегка разочаровалась — по сути это обыкновенная детская площадка в виде шахматной доски, ничего особенного, можно смело пропустить.
Выйдя на улицу Правды, любуюсь прекрасным старинным особняком. Это отель Эрмитаж — пятизвёздочная официальная гостиница Государственного Эрмитажа, где воссоздана атмосфера императорской резиденции.
Страшно даже представить, сколько там может стоить номер, подумала я, но заглянув на букинг, увидела, что цены в этом отеле вполне приемлемые.
Здесь же, на улице Правды, 2–8 можно попасть в Изумрудный город и увидеть героев популярной сказки «Волшебник Изумрудного города.
Этот питерский дворик украсили таким образом в 2007 году. Но и здесь, увы, всё наглухо закрыто, пришлось подсматривать, подпрыгивать и ловчить, чтобы хоть что-то увидеть. Кое-что из этого мне всё же удалось. Во всяком случае, Страшилу, Трусливого Льва и Железного Дровосека запечатлела. Но тоже, откровенно говоря, ничего особенного, да и выглядит дворик как-то совсем неухоженно.
Иду дальше вниз по улице Правды мимо немного странной скульптуры Трёх ангелов в память о трёх церквях, находившихся поблизости. И мимо милого памятника собаке Гаврюше, которая, как говорят, помогает исполнять желания.
Далее на улице Правда привлекает внимание сказочный дом — изящный, необычный, нарядный. Это Институт Кино и Телевидения с великолепным мозаичным панно на стене.
Но это сейчас в стенах этого здания разместился этот институт, а изначально это была церковь святого Александра Невского. После революции прекрасный храм лишился своих куполов и колокольни, а панно замазали штукатуркой. И только в 2005 году великолепное здание частично отреставрировали, будем надеяться, что придёт время, и всё полностью восстановят. Напротив института — несколько странная скульптура под названием Агитатор.
Ну, а теперь я вышла на Загородный проспект, где что ни дом, то произведение архитектуры! В конце 19 века Загородный проспект стали активно застраивать общественными зданиями и доходными домами в самых разных архитектурных стилях — от классики до модерна. Мимо таких домов я сейчас и иду по направлению к Витебскому вокзалу.
Вот монументальный серый дом с колоннами под номером 27, доходный дом фабриканта И. Е. Кузнецова, двоюродного брата того самого М. С. Кузнецова, всем известного владельца фарфоровых заводов. А ещё в этом доме два года жила семья Чуковского.
Дом в стиле модерн под номером 33 — Доходный Дом Мещанского Общества.
Красный угловой дом номер 39 в стиле эклектики — Доходный дом Ратькова-Рожнова.
Дом под номером 45 — Доходный дом Мусиных-Пушкиных, прекрасный образчик северного модерна.
Многие дома Загородного проспекта включены в Единый Государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ. Пройдясь по этому проспекту, понимаешь, почему.
Так незаметно я дошла до Витебского вокзала (Загородный проспект, 52), куда мне давно хотелось попасть, но всё почему-то никогда не получалось.
Этот вокзал очень стоит увидеть. Во-первых, это первый вокзал в России, построенный для Царскосельской железной дороги. Во-вторых, он построен в моём любимом стиле модерн и считается самым красивым вокзалом в Питере, ну и в-третьих — он просто восхищает своей изысканной архитектурой и внутренним убранством. Неудивительно, что в интерьерах вокзала снимались эпизоды многих фильмов — Приключения Шерлока Холмса, Брат, Двадцатый век начинается, Серебряные коньки.
Захожу внутрь и всё как-следует обследую. Внутри необыкновенно красиво, ощущение такое, что ты находишься не на вокзале, а во дворце.
Залы ожидания, парадная лестница с мраморными перилами и бронзовыми вставками, императорское кафе, балконы и переходы, платформы с ажурными металлическими перекрытиями — фотографии здесь получаются необыкновенно стильными, поэтому Витебский вокзал стал излюбленным местом для фотосессий.
Среди украшений — зеркала и блестящие латунные ручки, на стенах — орнамент и лепнина с изображением женских головок и Меркурия. И как же здорово, что к 300-летию Северной столицы вокзал отреставрировали и даже были восстановлены элементы первоначального проекта по сохранившейся исторической документации.
Сполна насладившись Витебским вокзалом, выхожу на улицу и направляюсь в сторону Фонтанки по Гороховой улице.
Каждый раз, бывая в Питере я смотрю какой-то кусочек этой исторической улицы, вот и сейчас иду по совершенно новому для меня её отрезку.
Здесь много старинных доходных домов конца 19 — начала 20 века в стиле эклектики. Вижу знаменитый Дом Распутина (Гороховая, 64), где он проживал на втором этаже и откуда отправился в свой последний путь.
А вот на углу с Большим Казачьим переулком ещё один прекрасный образчик эклектики — Дом Дерновой (Гороховая, 61)! Пятиэтажный, эффектный, с башенкой и эркером!
Построено в 1901–1902 годах по проекту архитектора И. Н. Иорса в качестве доходного дома. В общем, на Гороховой улице, что ни дом, то история!
Ну, а я выхожу к набережной Фонтанки и направляюсь к знаменитому Дому-Кольцу, который притаился во дворе.
Дом этот непростой, с интересной историей, поэтому мне очень хотелось его увидеть. Мало того, что это один из старейших домов Петербурга, построенный два века назад, так в нём ещё и родители Пушкина когда-то жили! Ну, а концепция дома весьма проста и известна — это форма круглого жилища из каменного века. Так, в центре двора-колодца появился круглый дом, который не закрывал солнечный свет соседним домам, имел свой собственный уютный изолированный двор. Здесь, кстати тоже принято загадывать желания, глядя наверх, встав в центре круглого двора.
Говорят, всё сбывается. Необычная достопримечательность города, но вот жить в таком доме не очень удобно, все комнаты проходные. Поэтому сейчас они сдаются под офисы.
Выхожу на набережную Фонтанки, любуюсь её строгими берегами,
мостами Ломоносова, Обуховским
и направляюсь к БДТ имени Товстоногова, в котором сейчас идёт реставрация.
Театр знаковый, во времена самого Товстоногова гремел на всю Россию, собрав в своих стенах лучших драматических актеров страны. Какие силы там были задействованы, какие имена блистали на его сцене — Смоктуновский, Борисов, Стржельчик, Лавров, Толубеев, Луспекаев, Фрейндлих, Басилашвили. В 60–70 годы театр считался лучшим в стране, достать билеты на его спектакли было почти невозможно! До сих пор жалею, что никогда не была в его стенах, не видела вживую легендарных актеров с Большой буквы!
На этом мой маршрут от станции метро Владимирская до театра Товстоногова завершился. Кое-что безусловно, осталось за кадром. Но нельзя же объять необъятное, особенно в таком городе, как Петербург. Здесь уж каждый выбирает свои приоритеты.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия