Улица Петровка — одна из самых древних в Москве, и возникла она как дорога вдоль реки Неглинной, притока Москвы-реки. Сейчас Неглинная упрятана в трубу, но в средние века она «омывала» стены Кремля в том месте, где сейчас Александровский сад, обеспечивая Кремлю «естественный» ров с одной из трёх его сторон (вторым естественным рвом была Москва-река, а с третьей стороны, где сейчас Красная площадь, был прорыт ров искусственный).
Доходный дом Высоко-Петровского монастыря, постройка 1901 г. в стиле модерн. Расположен на перекрёстке Петровки с Петровским бульваром. Впереди видна колокольня Высоко-Петровского монастыря.
Куда вела первоначально Петровка? Она соединяла Кремль с Высоко-Петровским монастырём, основанным в начале 14-го века митрополитом Киевским и всея Руси Петром, первым русским иерархом, устроившим свою кафедру в Москве. Неслучайно первоначальное название дороги было — Митрополичья, Петровкой она стала только в начале 17-го века. Поэтому наш рассказ лучше всего начать с одного из старейших московских монастырей, Высоко-Петровского. После этого можно будет осмотреть и его окрестности, где есть ещё несколько интересных исторических объектов. Начать прогулку можно от метро Тверская-Пушкинская-Чеховская, выйдя на Страстной бульвар и спустившись по нему до поворота направо на Петровку.
Улица Петровка вдоль Высоко-Петровского монастыря.
Начнём, впрочем, с одного объяснения. Про Высоко-Петровский монастырь уже написано довольно много, поэтому неизбежно возникает вопрос: а нужно ли писать ещё? Мы не сразу на это отважились, но подумав, всё-таки решили написать (и пригласить вас там прогуляться) по следующим двум причинам:
Во-первых, реставрация монастыря сделала его гораздо более «фотогеничным», чем несколько лет назад. Там сейчас действительно очень красиво и хочется эту красоту показать. Мы были в монастыре 2 раза, в 2019 и 2021 гг., и даже за два года были заметны значительные улучшения в его внешнем виде. БОльшая часть фотографий в этом рассказе сделана в 2021 году, но некоторые особо удачные снимки 2019 года тоже включены.
Во-вторых, хотелось бы дать чуть больше исторических деталей, позволяющих лучше понять этот замечательный монастырь при его посещении. Его судьба настолько тесно переплетена с ключевыми событиями русской истории, что было бы обидно упускать их из виду во время его осмотра.
Улица Петровка вдоль Высоко-Петровского монастыря.
В начале 14-го века северо-восточная Русь уже более 60 лет пребывала под властью Золотой Орды, фактически в статусе её колонии. Русская земля была раздроблена, а её князья бесконечно враждовали и воевали между собой. Главным призом в этой борьбе был титул Великого князя Владимирского, дававший право собирать со всей Руси дань в пользу татар, что обеспечивало важные политические преимущества и финансовые выгоды. Единственное, что объединяло в то время говоривших на русском языке людей, были православная вера и её главный иерарх, Митрополит Киевский и всея Руси, назначавшийся Константинопольским патриархом.
Бывшие монастырские кельи на Петровке (№7 на плане ниже), постройка 1890 г. Сейчас - административное здание.
Несмотря на свой титул, митрополиты с 1299 года уже не находились в Киеве, который в результате монгольского разорения пришёл в упадок и запустение. Митрополичья кафедра была перенесена во Владимир, но и там митрополиты чувствовали себя неуютно, находясь в эпицентре княжеской борьбы за власть. Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, утверждённый в этой должности в 1308 году, в полной мере вкусил вся тяготы существовавшей тогда анархии, будучи вынужденным часто менять места своего пребывания просто в целях безопасности.
Колокольня с надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы (№6 на плане ниже), 1690-1696 гг. Заходим здесь в монастырь через его северные ворота.
Вот тогда-то Московский князь Иван Калита решил взять митрополита под свою защиту, предложив ему пожить в собственной вотчине подальше от беспокойного Владимира. Будучи весьма неглупым правителем, князь прекрасно понимал все преимущества от пребывания митрополита в своём уделе в его борьбе за «место под солнцем» с другими князьями.
Колокольня и купола Боголюбской церкви.
Митрополит охотно согласился — в Москве ему было безопасней и ближе до западных и южных русских окраин, по-прежнему находившихся под его юрисдикцией. Митрополит Пётр стал духовником князя Ивана Даниловича и его семьи, и в конце концов их дружба закончилась тем, что в 1325 году митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву. С тех пор глава русской православной церкви находится в Москве, что помогло ей стать центром формирования нового русского государства и позже — его столицей.
Вид на Нарышкинские палаты монастыря со стороны Крапивенского переулка.
«Новая прописка» митрополита потребовала и соответствующего оформления: в московском Кремле в 1326 году закладывается первый каменный Успенский собор, а сам митрополит основывает на высоком берегу Неглинки монастырь, впоследствии названный Высоко-Петровским. А изначально он назывался Петропавловским — по свой главной церкви, посвящённой апостолам Петру и Павлу. Насчёт даты основания нет полной ясности: это либо 1315 год, когда митрополит Пётр первый раз оказался в Москве, либо 1325 год, когда он перенёс туда свою кафедру.
План-схема Высоко-Петровского монастыря. В тексте номера сооружений из этого плана использованы для идентификации его памятников.
Митрополит Пётр скончался в декабре 1326 года и по его завещанию был позже погребён в Успенском соборе Кремля. В 1399 году он был канонизирован в лике святых. Иван Калита, в свою очередь, тоже решил увековечить имя Петра и переосвятил монастырскую церковь Петра и Павла во имя святителя Петра митрополита Московского. С тех пор монастырь стали именовать Петровским. Дорога к нему из Кремля, первоначально названная Митрополичьей, в 17-м веке была переименована в Петровку.
Вид на парадный двор монастыря с крыльца Сергиевской церкви.
От времён Ивана Калиты перенесемся на 200 лет вперёд. Москва — уже столица молодого русского государства, которым правит Великий князь Василий III, чей сын, Иван Васильевич Грозный, будет провозглашён первым русским царём. Отцом князя Василия, Иваном III, в Москве с помощью итальянцев уже выстроены новые кирпичные стены и башни Кремля и новый Успенский собор в нём, ставший главным храмом Руси и остающийся в этом качестве по сей день.
Собор святителя Петра, 1514-1517 гг. Архитектор - Алевиз Новый.
Василий III продолжает строительную программу отца, приглашая в Москву итальянского архитектора Алоизо Ламберти да Монтанья, больше известного как Алевиз Новый. Он войдет в историю Москвы как зодчий Архангельского собора в Кремле и еще нескольких выдающихся храмов в разных частях города. Среди них был и новый каменный собор во имя святителя Петра митрополита (№ 1 на плане) в Высоко-Петровском монастыре, возведённый в 1514—1517 гг. Именно он становится центром монастыря, вокруг которого складывается его остальной ансамбль.
Собор святителя Петра и Боголюбская церковь.
Собор, построенный итальянцем Алевизом в ренессансном стиле, очень необычен: его нижний ярус имеет форму расположенных по кругу восьми лепестков, на который поставлен световой восьмерик с шлемовидным куполом. Считается, что этот собор положил начало столпообразным храмам в русском церковном зодчестве, таким, например, как Знаменская церковь в подмосковном селе Дубровицы (фото ниже). Петровский собор невелик, что соответствует невысокой деревянной застройке первоначального монастыря. В ходе истории храм неоднократно перестраивали, но последние реставрации вернули ему (предположительно) изначальный облик.
Храм Знамения Пресвятой Богородицы в селе Дубровицы недалеко от Подольска, 1690-1704 гг.
Сделаем ещё один шаг в истории, на этот раз на 150 лет. В середине 17-го века стольник царя Алексея Михайловича Романова, Кирилл Полуэктович Нарышкин, владел усадьбой, непосредственно примыкавшей к Высоко-Петровскому монастырю, и обитель была любимым молитвенным местом всей его семьи. Когда Алексей Михайлович овдовел в 1669 году, он через два года выбрал себе в жёны 19-летнюю дочь Кирилла Нарышкина, Наталью.
Собор святителя Петра, главный вход.
В 1671 году, на рождение своего внука Петра, Кирилл Нарышкин подарил Алексею Михайловичу примыкавшую к Высоко-Петровской обители родовую усадьбу. Царь, в свою очередь, передал её в дар монастырю, территория которого в результате удвоилась. Есть предположение, что Наталья Кирилловна, часто в монастыре бывавшая, и сына своего назвала в честь почитаемого митрополита Петра.
Семейное счастье царицы Натальи продолжалось недолго: в 1676 году Алексей Михайлович скончался от сердечного приступа в возрасте 49 лет. Через 6 лет после этого в истории монастыря происходит новый поворот, связанный с драматическими событиями в истории русского государства. В мае 1682 года вспыхнул кровавый Стрелецкий бунт («Хованщина»), спровоцированный борьбой за власть боярских кланов Милославских и Нарышкиных, откуда происходили первая и вторая жены царя Алексея Михайловича соответственно, а также два наследника престола — Иван IV и Пётр I.
Внутреннее убранство собора святителя Петра. Роспись - современная.
Не вдаваясь в подробности этого бунта, отметим лишь непосредственно относящиеся к Высоко-Петровскому монастырю детали. В первый день бунта, 15 мая, произошло массовое убийство Нарышкиных и их сторонников, включая двух родных братьев вдовствующей царицы Натальи Нарышкиной — Афанасия и Ивана. Её отца, Кирилла Нарышкина, бунтовщики пощадили, но постригли в монахи и сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и скончался.
Собор святителя Петра - интерьер.
Таким образом, в один день 10-летний Пётр лишился двух дядьёв и дедушки, причём все эти злодеяния происходили у него на глазах. Неудивительно поэтому, что, став царём, он так любил рубить головы стрельцам. Царице выдали тела убитых братьев, и она похоронила их в Высоко-Петровском монастыре в деревянной церкви 16-го века Покрова Пресвятой Богородицы. С этого момента судьба монастыря неразрывно связана с родом Нарышкиных и царём Петром I.
Собор святителя Петра и Сергиевская церковь.
В 1684 — 1690 гг. над могилами братьев Нарышкиных по указу Петра возводится каменный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери (№ 3 на плане). Петр тогда уже формально царствовал, но ещё не правил, а заправляла всем в стране его сводная сестра, царевна Софья. Боголюбский собор был построен в стиле раннего «нарышкинского (московского) барокко» и позже стал местом упокоения 18 представителей рода Нарышкиных, в том числе деда и бабки Петра I. Вокруг храма располагался монастырский некрополь, который не сохранился.
Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, 1684-1690 гг.
Любопытно, что, когда по распоряжению Петра стали отстраивать в барочном стиле Высоко-Петровский монастырь, царевна Софья в то же самое время вплотную занималась строительством в точно таком же стиле Новодевичьего монастыря. У каждой из царственных особ были свои развлечения:).
Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, 1684-1690 гг.
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери служила усыпальницей рода Нарышкиных в течение почти 100 лет. Гробницы Нарышкиных располагались в трапезной и стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Первый раз этот некрополь разорили французские солдаты в 1812 году в поисках драгоценностей, а добили его уже в советские времена, когда все каменные надгробия выбросили из храма.
Небольшой каменный склеп справа от церкви (фото выше) поставлен над могилой Кирилла Полуэктовича Нарышкина (1623—1691 гг.), деда Петра I, в конце 18-го века.
Боголюбская церковь на закате.
Колокольня и храмы монастыря. В колокольне два яруса - в честь двух убиенных братьев Нарышкиных.
Ещё две церкви монастыря имеют отношение к «стрельцовой» тематике и ранним годам царствования Петра I. Церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой (№ 2) была построена в Высоко-Петровском монастыре в 1690—1697 гг. по образцу аналогичной церкви в Троице-Сергиевой лавре. Именно в лавру сбежал царь Пётр из Преображенского 8 августа 1689 года, когда узнал о намерениях царевны Софьи с помощью стрельцов схватить его и заключить под стражу (Стрелецкий бунт, второй сезон:)).
Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой, 1690-1697 гг. При входе в храм было построено красивое царское крыльцо, а над ним виден балкон, куда царь мог выйти и поприветствовать свой народ во время торжественных богослужений и крёстных ходов.
В лавре Пётр отсиделся в безопасности, собрал верные войска и отправил царевну Софью на свалку истории, то есть заключил её в любимый ею Новодевичий монастырь (она, правда, попыталась устроить и третий сезон Стрелецкого бунта, но об этом лучше почитать в нашем рассказе про Новодевичий). Построив храм в честь Святого Сергия, царь Пётр как бы высказал ему благодарность за своё чудесное спасение.
Гульбище вокруг трапезной палаты.
Любопытно, но в Троицком монастыре Пётр спасался уже второй раз. В 1682 году, во время первого Стрелецкого бунта, его (ещё десятилетнего) привезла туда вместе со всей царской семьёй царевна Софья, и там они все отсиживались, пока стрельцы не перестали бунтовать и не покаялись.
Сергиевская церковь с трапезной расположена посередине монастыря и делит его территорию на две части — парадную северную и хозяйственную южную. В подклете находится столовая (нынешняя трапезная), где, говорят, очень вкусно кормят. Мы сами не заходили, поэтому проверить это утверждение не смогли.
Внутри исторической трапезной Сергиевской церкви.
Иконостас Сергиевской церкви.
Колокольня - вид изнутри монастыря. В колокольне расположена надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (№6 на плане), знаменитая тем, что её престол, иконы и лампады сделаны из керамических плиток. Попасть туда можно только с экскурсией.
Наконец, храм Толгской иконы Божьей Матери (№ 4 на плане) построен в обители одним из последних — в 1744—1750 гг. — на средства Нарышкиных. Именно на 8 августа 1698 г. (по старому стилю), когда царь Петр укрылся в Троице-Сергиевой лавре от стрельцов, приходится престольный праздник Толгской иконы Богоматери, особо почитаемой в Ярославле.
Храм Толгской иконы Божией Матери, 1744-1750 гг.
Толгская церковь — очень небольшая и почти примыкает к колокольне с главным входом в монастырь. Удивительной её особенностью являются керамические иконостас, иконы и многие другие детали внутреннего декора (фото ниже).
Интерьер Толгской церкви с керамическим иконостасом (интернет).
Под широкой каменной аркой рядом с крыльцом Сергиевской церкви переходим в южный двор монастыря. Это — бывшая усадьба Нарышкиных, которую глава их рода, Кирилл Нарышкин, подарил царю Алексею Михайловичу в связи с рождением внука, будущего Петра I. Впоследствии эта территория досталась монастырю и вдвое увеличила его площадь.
Вид на южный (хозяйственный) двор монастыря и Петропавловскую (Пахомиевскую) церковь.
Петропавловская церковь (№ 5) над южными воротами монастыря имела нелёгкую судьбу. Изящный каменный храм в барочном стиле был построен в 1753—1755 гг. на пожертвания настоятеля монастыря архимандрита Пахомия в память его небесного покровителя — Пахомия Великого. Строил его Дмитрий Ухтомский, бывший главным архитектором Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны. Во время французской оккупации 1812 года церковь так сильно пострадала, что её восстановили и освятили вновь во имя апостолов Петра и Павла лишь через сто лет. Сейчас снаружи она выглядит очень достойно, но внутренние работы продолжаются.
Храм апостолов Петра и Павла, 1753-1755 гг. Архитектор - Дмитрий Ухтомский.
В южном дворе основной постройкой являются братские кельи с палатами Нарышкиных (№ 8). По повелению Петра I, на главный одноэтажный дом усадьбы надстроили второй этаж (с очень изящной кирпичной кладкой) и разместили там кельи Братского корпуса. Очень долго это здание было самым длинным двухэтажным домом в Москве. С двух сторон южный двор обходит арочная галерея, объединяя все основные строения (включая Сергиевскую церковь) открытым гульбищем. Выглядят эти арки очень красиво.
Братские кельи с палатами Нарышкиных - вид с южного двора.
Арочная галерея южного двора. Под арками сложены надгробия Нарышкиных. Интересно, суждено ли им вернуться в Боголюбскую церковь?
Макет Высоко-Петровского монастыря - вид со стороны Крапивенского переулка. На переднем плане - южный двор, цифрой 13 помечены южные ворота.
Выходим из монастыря через южные ворота (они находятся слева от Петропавловской церкви), и оказываемся в Крапивенском переулке. Повернув налево, на пересечении переулка с Петровским бульваром, видим интересный комплекс зданий Константинопольского патриаршего подворья, группирующихся вокруг более старой церкви Сергия Радонежского в Крапивниках.
Церковь Сергия Радонежского в Крапивниках, 17-18-й век.
Сергиевская церковь в Крапивниках была построена в конце 17-го века, но современный вид приобрела к середине века 18-го после реконструкции (предположительно) Дмитрием Ухтомским. В течение долго времени церковь служила усыпальницей княжеского рода Ухтомских, происходивших из Белозерских Рюриковичей.
Сергиевская церковь окружена зданиями Константинопольского патриаршего подворья.
Сейчас главная святыня церкви — знаменитый Кийский крест, переданный в неё Патриархом Алексием II в. 1991 г. Этот крест является наследием другого патриарха — Никона, который заказал его в Палестине для построенного им в 1656 году Онежского Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Кипарисовый крест размерами 310×192 см (соразмерно предполагаемым размерам Креста Христова) представляет собой мощевик с 108 частицами мощей святых и 16 камнями из мест, связанных с евангельскими событиями. После революции крест был вывезен с Кий-острова, но чудесным образом сохранился и сейчас обрёл «постоянную прописку» в Сергиевской церкви.
Кийский крест (интернет).
Государство - на охране памятников!
В 1883 году, по распоряжению императора Александра III, Сергиевскую церковь в Крапивниках и землю вокруг неё передали Вселенской (Константинопольской) патриархии для обустройства подворья. Строительство подворья вокруг здания храма проходило под руководством архитектора Сергея Родионова в 1887–1892 годах. В подворье расположились греческие церковные чиновники, причём часть помещений сдавалась в аренду как доходный дом. Заплатила за всё это русская казна — вероятно, тогда всё ещё рассчитывали, что Константинополь (в то время уже давно турецкий Стамбул) когда-нибудь вновь отойдёт православному миру.
Константинопольское патриаршее подворье, вид со стороны Крапивенского переулка.
Не пожалели денег и на украшение подворья. Особенно хорош корпус, выходящий фасадом на Крапивенский переулок и торцом — на Петровский бульвар (фото ниже). Верхний ряд оконных проёмов обрамлён византийскми колоннами, а с помощью раскрашенного кирпича передана как византийиская полосатая кладка (в цокольной части), так и узорчатые восточные орнаменты (на стенах). Декор зданий во дворе церкви не столь яркий, но с объёмными узорами из выступающих кирпичей (фото выше).
Константинопольское патриаршее подворье, угловой корпус (отреставрирован в 1990-е годы).
Фасады углового здания подворья были отреставрированы ещё в 1990-е годы, но большая часть комплекса находится в аварийном состоянии и постепенно разрушается. Особенно это заметно в домах, расположенных за церковью — кирпичи в них просто вываливаются из стен. В этих домах продолжают жить несколько семей, отказавшиеся переселяться из центра Москвы на далёкие окраины. РПЦ, нынешний собственник подворья, по-видимому, не хочет тратиться на расселение и/или не имеет средств на дорогостоящий ремонт. Вот такая печальная судьба у этого «охраняемого» государством исторического здания.
Константинопольское патриаршее подворье, вид со стороны Петровского бульвара (интернет).
Совсем недалеко от Константинопольского подворья находится один из лучших храмов в стиле «московского узорочья» — церковь иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами. Но об этом — уже в следующей прогулке по Москве.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия